Изучениедетской литературы в лингвокультурном ассоциативном контексте.
Плодотворность иуспешность жизнедеятельности человека, его общекультурная, коммуникативная,информационная, профессиональная и социально-трудовая компетенция во многомзависят от степени сформированности языковой личности младшего школьника.
Приоритетнойобластью образования, содержащий наибольший потенциал для формирования иразвития нравственно-этической ориентации, по объективным показателям принятосчитать литературу. Именно литература как синкретичный курс искусствоведения, философии,этики, психологии, истории, религии, обществознания при методически вернопостроенном преподавании может стать мостиком между языковой личностьюучащегося и художественной картины мира, по которому осуществляетявзаимопроникновение языкового сознания индивида и культурных традиций семьи инарода.
Формированиеязыковой личности происходит уже в начальной школе. Поэтому для повышенияэффективности работы по обогащению языкового сознания учащихся культурнымиценностями целесообразно на уроках литературы использовать методику посторениялингвокультурологического ассоциативного контекста (ЛАК), способствующуюпривитию учащимся навыков многоаспектного и многомерного постижения объектовокружающего мира.
Актуальностьработы обусловлена тем, что оно осуществляется в русле одного из наиболеепродуктивных направлений современной философии-лингвокультурологии,соответствует компетентностному подходу к образованию.
Изучение детскойлитературы в ЛАК позволит школьника полноценно воспринимать художественноепроизведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видамиискусства. Литература даёт возможность знакомства с художественнымипроизведениями, умения применять законы общественной жизни к анализу литературныхявлений и наоборот .Это умение необходимо школьникам в жизни тогда, когдавозникает необходимость дать оценку художественному произведению, защитить своюпозицию, убедить других в своей правоте. А если же в ходе изучения литературыприменить материалы, касающиеся и других видов искусства, то можно осуществитьглубокое познание произведения не только через образы литературы, но и черездругие виды искусства. Рассмотрение литературы в ЛАК-это сопоставленная работа,в ходе которого происходит глубокое изучение и его сравнение с другимипроизведениями искусства. Материалы ЛАК это не дополнение к тексту, а освещениетого, что нашло отражение в произведении. С этой целью эффективно изучатьпроизведения детской литературы в ЛАК на следующих уровнях: фольклорный,литературный, литературно-музыкальный, изобразительный, обрядовый.
В результатеизучения литературы в ЛАК, у обучающихся начальной школы будут формироватьсяследующие новообразования:
1) Обогащаетсясловарный запас.
2) Языковаяличность развивается как полилингвальная.
3) Обогащаетсясознание представлениями о фольклоре народов России.
4) Обогащаетсяпредставление о художественной картине мира.