Тренируем вниманиеи память
(развивающеезанятие)
Цель: развитие внимания, памяти,коммуникативных навыков
Целевая группа: учащиеся младших классов
Оборудование: листы бумаги и ручки (по количеству участников), мячик,полоски с напечатанными строчками стихотворения, несколько предметов разногоцвета (например, красный шарик, желтый карандаш, зеленая батарейка, синийклубок и т.д.), мешочек.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем занятии речь пойдет о внимании и памяти.Наверное, каждый из вас слышал фразы: «Будь внимательным!», «Обрати внимание»,«Запомни хорошенько!», «Постарайся вспомнить» или подобные им. И, возможно,часто об этом говорят учителя. А что же такое «внимание», «память» и почему онитак важны для школьников? Давайте разберемся.
Внимание – это способность человекасосредотачиваться на определенных предметах и явлениях, способность из большогоколичества информации выделить полезную, важную в данный момент.
Память позволяет нам запоминать, сохранять,а также воспроизводить нужную информацию.
В начальной школе вы получаете знания,которые будут основой для изучения разных наук. Поэтому вам нужно многое учить,запоминать и без хорошей памяти и внимания не обойтись.
Внимание и память можно и нужно развивать. Исегодня мы займемся тренировкой внимания и памяти.
Игра-разминка «Словарь добрых слов»
Назовите «добрые» слова (те, которые вызывают улыбку,приносят добро и радость) начинающиеся на букву «М».
Задачи-шутки
Слушайте внимательно и отвечайте правильно
— Сколько хвостов у семи котов?
— Сколько носов у трех псов?
— Сколько лап у четырех жаб?
— Сколько пальчиков у двух мальчиков?
— Сколько ушей у пяти малышей?
— Сколько ушек у двух подушек?
Игра «Любимый фрукт»
Дляигры нужен водящий. Правила игры: дети встают полукругом напротив водящего (от6 до 10 детей), говорят какой у каждого из них любимый фрукт. Затем водящийотворачивается от группы, а дети меняются местами. Далее водящий поворачивается.Ему нужно назвать у кого какой любимый фрукт. Потом водящий меняется (важно,чтобы каждый побывал в роли водящего).
Упражнение «Стихотворение»
Словазаучиваемого стихотворения (стихотворение подбирается в зависимости от возрастаи уровня готовности детей) заранее написаны на разноцветных полосках бумаги,подклеенных на доске. Все сообща читают стихотворение, после чего убираетсяодна строчка. Дети снова читают стихотворение, добавляя недостающую строчку.Затем убирается ещё одна строчка и т.д. Фразы снимаются до тех пор, пока надоске ничего не останется. За время этого упражнения дети запоминаютстихотворение.
Упражнение «Игра в ассоциации»
Ребята,любое слово можно мысленно связать с каким-нибудь образом. Этот процессназывается ассоциацией. Ассоциации помогают нам запоминать. Давайтепопробуем. Я буду называть вам слова, а вы на листочке нарисуйтепростое изображение того, о чём подумали, когда услышали это слово. Например:слово «любовь» — я рисую сердечко (можно показать на доске). Внимание!
Осень, семья, праздник, болезнь, ссора, друг, весна,добро, ветер, страх, каникулы, радость.
Теперьвспомните свои мысли (ассоциации), которые были вызваны данными словами. Атеперь посмотрите на свои рисунки, вспомните слова и повторите их по порядку(дети могут называть слова по цепочке).
Игра «Съедобное — несъедобное»
Всемхорошо знакомая игра. Ведущий по очереди бросает детям мячик и называетпроизвольно предметы (съедобные или несъедобные). Ловить мячик нужно толькотогда, когда услышите съедобный предмет.
Упражнение «Счет с помехой»
Этоупражнение будем выполнять в парах. Один из вас должен называть числа от 1 до20 и одновременно записывать их в обратном порядке: произносит 1, пишет 20,произносит 2, пишет 19 и т.д. Затем то же самое делает другой участник.
Игра «Угадай цвет»
Ребята,перед вами предметы разного цвета (например, красный шарик, желтый карандаш,зеленая батарейка, синий клубок и т.д.). Посмотрите внимательно и постарайтеськак можно лучше запомнить. Теперь я складываю все эти предметы в мешочек. Вашазадача — засунув руку в мешок, по очереди ощупывая предметы достать их, называяне только предмет, но и цвет.
Наше занятие подходит к концу. Вы все молодцы! Я думаю, что мы интересно и спользой провели время, хорошенько потренировали память и внимание. Мне бы хотелосьуслышать от вас, было ли вам интересно, понравилось занятие или нет, что былосложным, что больше всего запомнилось?
Рефлексия
Я рада, что у вас хорошее настроение идавайте поделимся им друг с другом, передав через рукопожатие.
Упражнение «Искорка»
Встаньтев круг, возьмитесь за руки и по кругу передайте друг другу рукопожатие, какискорку, улыбаясь и глядя в глаза соседу.
Всемспасибо!