Использованиеэлементов проблемного обучения как средство активизации познавательнойдеятельности обучающихся на учебных занятиях математики
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а сзагадки, проблемы. Я считаю, чтобы у школьников развивалось творческоемышление, необходимо, чтобы они почувствовали удивление и любопытство,повторили путь человечества в познании.
Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения)понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание всознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организациюактивной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результатечего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитиемыслительных способностей.
Одним из важных условий достижения целей учебных занятий математикиявляется развитие мыслительной деятельности учащихся. Конечно, большое значениев вовлечении учащихся в активную мыслительную деятельность имеет методикаработы учителя.
Проблемное обучение, в первую очередь, включает в себя созданиепроблемных ситуаций.
Одним из важныхусловий проявления проблемного обучения является исследовательский характерработы учащихся в процессе обучения.
Важно внимательно следить за развитием интересов учащихся, подбирать импосильные для разрешения и понимания проблемы. Учащиеся должны быть уверены,что разрешая эти проблемы, они открывают новые и полезные для себя знания. Учебныезанятия должны выстраиваться на основе полного акта мышления, чтобы учащиеся наних сумели:
1. Повествоватьконкретную трудность;
2. Определить её;
3. Сформулироватьгипотезу по её преодолению;
4. Получитьрешение её частей.
Таким образом, можно выделить следующие этапы работы:
I этап. Подбор проблемных ситуаций, которые достаточно трудные, но посильныедля обучающихся.
II этап. Этап обеспечения условий каждому обучающемуся для решения проблемнойситуации. ( Учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжениизнания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для получения ответа,и активно включается в добывание недостающих знаний).
III этап. Этап проверки и коррекции
Чтобы проблемнаяситуация, возникающая в учебной деятельности, способствовала повышениюактивности учащихся, интереса к обучению, нужно руководствоваться следующимипринципами:
1. Последовательность:Перед учащимся ставить такое практическое или теоретическое задание, привыполнении которого учащийся должен открыть последующее усвоению новые знанияили действия. При этом соблюдаю такие условия:
· задания основываются на тех знаниях и умениях,которыми владеет учащийся;
· выполнение проблемного задания вызывает у учащихсяпотребность в усвоении знаний.
2. Индивидуальность: Предлагаемое учащимся проблемное заданиесоответствует его интеллектуальным возможностям.
3. Доступность: Проблемное задание предшествует усвоению учебногоматериала.
4. Новизна: В качестве проблемных заданий могут выступают:
· учебные задачи;
· вопросы;
· практические задания и т.п.
Создаем проблемную ситуацию на одном из этапов процесса обучения: приобъяснении, закреплении. Практически на каждом учебном занятии нужно привлекатьучащихся к самостоятельному определению понятий. На основании наблюдений,описаний учащиеся выделяют существенные признаки предмета или явления.
Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь длязаучивания фактов и выводов, всегда вызывает неослабевающий интерес у учащихся.Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее.Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения,создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворносказывается на отношении школьника к учению.
Чтобы процесс обучения был успешным, учащиеся должны успевать на каждомуроке. Одно из условий успешности – активная включенность каждого учащегося вработу. Для этого нужно в системе использовать групповую форму работы,она позволяет повысить активность ребят, вовлечь в работу сильных и слабых,совершенствовать навыки взаимоподдержки, воспитывать культуру общения междуними. На учебных занятиях важно сочетать приемы фронтальной, групповой ииндивидуальной работы. Подбирать и составлять развивающие, логические,проблемные, интеллектуальные задания, которые носят обучающий, занимательный иразвивающий характер.
Для того чтобы сформировать у учащихся умение творчески решатьматематические задачи я забочусь о развитии у них математического кругозора, осоздании реально чувственной основы для воображения. Развитие творческогомышления в педагогическом процессе обеспечивается в том случае, если по каждойтеме учащиеся выполняют систему творческих задач. Например, я используюзадания, направленные на развитие творческого мышления:
1. Задачи насмекалку
2. Задачи-шутки
3. Математическиеигры
4. Кроссворды
Важно использовать не только традиционные формы учебных занятий, но идля стимулирования положительной мотивации применяю нетрадиционные формызанятий:
— зачёт; -соревнование; — обобщение с элементами игры; — исследование; — семинар; -тестирование; -учебные занятия – презентации; — занятия — викторины.