X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 

Использованиеэлементов проблемного обучения как средство активизации познавательнойдеятельности обучающихся на учебных занятиях математики

 

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а сзагадки, проблемы. Я считаю, чтобы у школьников развивалось творческоемышление, необходимо, чтобы они почувствовали удивление и любопытство,повторили путь человечества в познании.

Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения)понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание всознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организациюактивной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результатечего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитиемыслительных способностей.

Одним  из важных условий достижения целей учебных занятий математикиявляется развитие мыслительной деятельности учащихся. Конечно, большое значениев вовлечении учащихся в активную мыслительную деятельность имеет методикаработы учителя.

Проблемное обучение, в первую очередь, включает в себя созданиепроблемных ситуаций.

Одним из важныхусловий проявления проблемного обучения является исследовательский характерработы учащихся в процессе обучения.

Важно внимательно следить за развитием интересов учащихся, подбирать импосильные для разрешения и понимания проблемы. Учащиеся должны быть уверены,что разрешая эти проблемы, они открывают новые и полезные для себя знания. Учебныезанятия должны выстраиваться на основе полного акта мышления, чтобы учащиеся наних сумели:

1. Повествоватьконкретную трудность;

2. Определить её;

3. Сформулироватьгипотезу по её преодолению;

4. Получитьрешение её частей.

Таким образом, можно выделить следующие этапы  работы:

I этап. Подбор проблемных ситуаций, которые достаточно трудные, но посильныедля обучающихся.

II этап. Этап обеспечения условий каждому обучающемуся для решения проблемнойситуации. ( Учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжениизнания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для получения ответа,и активно включается в добывание недостающих знаний).

III этап. Этап проверки и коррекции

Чтобы проблемнаяситуация, возникающая в учебной деятельности, способствовала повышениюактивности учащихся, интереса к обучению, нужно руководствоваться следующимипринципами:

1. Последовательность:Перед учащимся ставить  такое практическое или теоретическое задание, привыполнении которого учащийся должен открыть последующее усвоению новые знанияили действия. При этом соблюдаю такие условия:

·     задания основываются на тех знаниях и умениях,которыми владеет учащийся;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

·     выполнение проблемного задания вызывает у учащихсяпотребность в усвоении знаний.

2. Индивидуальность: Предлагаемое учащимся проблемное заданиесоответствует его интеллектуальным возможностям.

3. Доступность: Проблемное задание предшествует усвоению учебногоматериала.

4. Новизна: В качестве проблемных заданий могут выступают:

·     учебные задачи;

·     вопросы;

·      практические задания и т.п.

Создаем проблемную ситуацию на одном из этапов процесса обучения: приобъяснении, закреплении. Практически на каждом учебном занятии нужно  привлекатьучащихся к самостоятельному определению понятий. На основании наблюдений,описаний учащиеся выделяют существенные признаки предмета или явления.

Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь длязаучивания фактов и выводов, всегда вызывает неослабевающий интерес у учащихся.Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее.Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения,создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворносказывается на отношении школьника к учению.

Чтобы процесс обучения был успешным, учащиеся должны успевать на каждомуроке. Одно из условий успешности – активная включенность каждого учащегося вработу. Для этого нужно в системе  использовать групповую форму работы,она позволяет повысить активность ребят, вовлечь в работу сильных и слабых,совершенствовать навыки взаимоподдержки, воспитывать культуру общения междуними. На учебных занятиях важно сочетать приемы фронтальной, групповой ииндивидуальной работы. Подбирать и составлять развивающие, логические,проблемные, интеллектуальные задания, которые носят обучающий, занимательный иразвивающий характер.

Для того чтобы сформировать у учащихся умение творчески решатьматематические задачи я забочусь о развитии у них математического кругозора, осоздании реально чувственной основы для воображения. Развитие творческогомышления в педагогическом процессе обеспечивается в том случае, если по каждойтеме учащиеся выполняют систему творческих задач. Например, я используюзадания, направленные на развитие творческого мышления:

1. Задачи насмекалку

2. Задачи-шутки

3. Математическиеигры

4. Кроссворды

Важно использовать не только традиционные формы учебных занятий, но идля стимулирования положительной мотивации применяю нетрадиционные формызанятий:

— зачёт; -соревнование; — обобщение с элементами игры; — исследование; — семинар; -тестирование; -учебные занятия – презентации; — занятия — викторины.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет