X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

Государственное бюджетное общеобразовательноеучреждение Республики Марий Эл

«Октябрьская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

Формированиеположительного отношения к труду у детей с ОВЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

 

Выступил:Иванов С.А.

назаседании м/о учителей

трудовогообучения

 

 

 

 

 

 

п. Октябрьский 2018г.

Каждыйшкольник должен получить трудовую закалку, которая,как бы ни сложилась его дальнейшая судьба, потребуется ему в любой сфередеятельности. Целью трудового воспитания и обучения обучающихся, как подчеркиваетсяв документах о реформе общеобразовательной ипрофессиональной школы, должно быть, привитие любви к трудуи уважение к людям труда; ознакомление учащихся сосновами промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства,сферы обслуживания; формирование у них в процессе учебы и общественно полезнойработы трудовых навыков и умений; побуждениек сознательному выбору профессии и получение первоначальнойпрофессиональной подготовки.

Говоряо воспитании как социальном явлении, мы видим основную задачу специальнойкоррекционной школы VIII вида в подготовке молодого поколения к самостоятельнойжизнедеятельности. Молодой человек с недостатком в развитии подготовлен куспешному вхождению в самостоятельную жизнь, если он внутренне готов ксамообеспечению, правильно выстраивает свои отношения с окружающими его людьми,имеет соответствующую возможностям жизненную перспективу.

Наличиеэтих качеств позволяет предполагать, что человек с проблемами в развитии небудет беспомощен в таких сферах, как профессиональная деятельность, бытовоесамообслуживание, семейная жизнь. Успешность самореализации в этих сферах жизнивозможна, когда он любит и умеет трудиться.

Серьезнойзадачей коррекционной школы–интерната является развитие у воспитанниковспособности и умения трудиться в коллективе, включаться в доступные формыобщественно трудовой деятельности.

Изопыта работы, мы видим, что ребята хорошо работают, выполняют поручения тогда,когда рядом с ними трудиться их наставник, когда хорошо организована работа,поставлена правильно цель, когда ребенок видит конечный результат своего труда.Разнообразная деятельность на уроках труда носит эмоциональный характер иполностью захватывает детей.

Детям,которые не доводят начатую работу до конца, можно оказать некоторую помощь,чтобы и они видели результаты своего труда и радовались этому результату.

Центральноеместо в системе подготовки ребенка к трудовой деятельности занимает процессформирования мотивационной готовности к труду, которая помогла бы ребенкудостичь высокого уровня самореализации. Обусловлено это тем, что у многих детейможет отсутствовать или очень слабо проявляться нравственная мотивация труда,могут возникать дополнительные трудности в выработке тех или иных навыков идействий, у части детей, в силу специфики дефекта, может быть ограничена сфераих труда. Формирование мотивационной готовности к труду может решаться в рамкахразвивающей и психокоррекционной работы, в ходе оказания психотерапевтическойпомощи, игровой и учебной деятельности и т. д. Чтобы их эффективность былавыше, важно умело пользоваться такими средствами психологического воздействия,как поощрение, порицание, замечание, похвала, одобрение и другими. На основеоценки окружающих у ребенка не только формируется положительная мотивация научастие в различных видах труда, но и собственная оценка себя — самооценка.Важным средством в подготовке ребенка к труду, в формировании у него трудовыхнавыков может стать умело осуществляемая психологическая поддержка. Онапозволяет помочь ребенку поверить в себя и свои способности, избежать ошибок.

Мотивымогут быть самыми разными. Например, подарок близкому человеку, ожиданиепохвалы; стремление научиться действовать с определенными инструментами илиматериалами. Взрослый должен помочь ребенку в формировании мотива, т.е.убедительно и доступно объяснить, почему именно ему (ребенку) важно и нужноизготовить ту или иную поделку, выполнить то или иное задание.

Вработе с детьми необходимо проявлять терпение, мудрость, быть чутким инаблюдательным, замечать и развивать любой, даже незначительный успех.Положительных сдвигов в подготовке к труду можно достичь только приположительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый.

Никогдане надо пытаться работать с детьми через силу, без его добровольного желания –это приведёт к напряжённости, скованности. Мы должны заинтересовать ребёнка идобиться его внимания. Незаконченная, брошенная на полпути работа ведет кнегативным последствиям для личностного развития ребенка. При постоянных,повторяющихся неудачах ребенок теряет веру в свои силы, самооценка егоснижается, возникает стойкая неуверенность в возможности справиться с заданием.В дальнейшем это приводит к потере интереса к работе, а в более старшемвозрасте – к прямому отказу от неё. Поэтому чрезвычайно важно именно наначальных этапах обучения обеспечивать точное соответствие уровня сложностипредлагаемых заданий возможностям ребенка.

Задача– поддержать интерес на протяжении всего процесса выполнения работы связана свыработкой стойкого положительного отношения к занятиям трудом вообще. Преждевсего, ребенок должен испытать радость от результатов своих действий в концезанятия. Для этого необходимо создание ситуации успеха путем предупреждениявозможных ошибок, обучения его рациональным приемам работы. Большое значениеимеет повышение эмоционального тонуса ребенка: необходимо хвалить его,подбадривать, отмечать даже небольшие успехи.

Трудовоевоспитание является составной частью нравственного воспитания.Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызываетэмоциональный отклик. А. С. Макаренко допускал, что отношение детей к трудовойдеятельности может быть различным. Есть так называемые ленивые дети, иногда этослабое физическое состояние ребёнка. «Большей же частью, — писал А. С.Макаренко, — лень у ребёнка развивается благодаря неправильному воспитанию».Деятельность трудолюбивых детей надо использовать в качестве примера для тех,кто не проявляет к трудовой деятельности никакого интереса, уклоняются отлюбого поручения или не доводят дело до конца, а если и выполняет поручение, тос большим нежеланием. Для трудового воспитания таких детей можно использоватьтакие приёмы: привлечение к совместной работе, показ, пояснение, старатьсянайти в ребёнке то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать: еслиребёнку тяжело, то найти ему такое задание, которое ему по силам; помнить, чторебёнку тогда интересно с нами, когда нам интересно с ним; чем выше уровеньэмоционального комфорта, тем больше шансов на успех.

Такжеочень важен личный пример взрослого, который демонстрирует необходимые приемы,способы работы. Ребенок всегда подражает поведению взрослых, усваивает ихпривычки. Обучение не будет успешным, если ученик лишь натаскивается намеханическое воспроизведение тех или иных действий. Но когда обучающемуся нетолько показывают технологию работы, но и объясняют, что он делает и зачем,какого результата следует добиваться, тогда формируются реальные знания,которые в дальнейшем осознанно используются.

Наблюдаяза детьми, нетрудно заметить, что некоторые охотно берутся за дело, умеютаккуратно работать, проявляют самостоятельность и доводят начатое дело до конца.Надо предъявлять к такому ребёнку более высокие требования, подчёркивая, чтоесли научились хорошо работать, то нужно научить этому товарищей. Взаимопомощь воспитываету детей доброжелательность, чувство коллективизма, уважение друг к другу. Всовместном труде формируется умение работать сообща, помогая друг другу,создаются условия для формирования отношений сотрудничества, возникают росткидружбы, внимательного отношения друг к другу и к продуктам труда другогочеловека.

Воспитаниеположительного отношения к труду предусматривает,прежде всего, воспитание морально-волевых качеств в процессе труда: трудолюбия,привычки к трудовому усилию, ответственности, готовности помочь, умениявключаться в труд, не ожидая, напоминая и не избегая неприятной работы.

Средствомподдержания интереса к труду, развития творческих способностей, расширенияпрофессионального кругозора обучащихся является работа в кружках, имеющихтрудовую направленность. Непременным и важным условием педагогическойэффективности кружковой работы является её связь с содержанием учебной работыучащихся на уроках трудового обучения. В воспитании любви к труду большое местозанимают занятия ручным трудом, выполнение красивых забавных поделок, радующихребенка. Эта работа приводит к конкретному, понятному для ребенка результату.Поделку можно подержать в руках, порадовать ею близких, подарить, украсить дом.

Проблематрудового воспитания – не очередная скоротечная компания, а большая поистинегосударственная проблема. Решать её нужно, серьёзно, квалифицированно, нонаучной основе. Трудовое воспитание не удел отдельных специалистов, это -повседневная педагогическая деятельность каждого воспитателя, педагога,наставника.

 

http://www.maam.ru/detskijsad/formirovaniepolozhitelnogootnoshenijaktrudu.html

https://aupam.ru/pages/deti/soc_rea_deogvozd/page_05.htm


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет