X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Государственное бюджетное общеобразовательноеучреждение

средняя общеобразовательная школа № 438Приморского района Санкт-Петербурга

 

 

ПРИНЯТО 

Педагогическим советом

(протокол от __.__.2022 № __)

 

РАССМОТРЕНО

на методическом объединении

__________________________

(протокол от __.__.2022 № __

 

СОГЛАСОВАНО

заместителем директора по УВР

_____________ ______________

 

 

УТВЕРЖДАЮ

приказ от __.__.2022 № __

Директор______И.И.Боякова

 

                                                       

 

                                                    

 

                                                    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории

9 класс

 

Количество часов: 102

 

2022/2023 учебный год

 

Учитель: КлементьевА.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Год разработки 2022

 

Аннотация к рабочей программе

Учебный предмет

История

Класс, работающий

по данной программе

9 класс

Учителя, работающие

по данной программе

Клементьев А.А.

Нормативные документы,

лежащие в основе данной

программы

— Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

— Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014г. №1644);

— Рабочая программа по Всеобщей  истории.  История нового времени. под редакцией М. Л. Несмеловой. 9 класс : базовый  уровень.  —  М.  :Просвещение,  2020.

— Рабочая программа по Истории России под редакцией А.  А. Данилова, 6―10  классы:  учеб.  пособие  для  общеобразоват. организаций/ М. : Просвещение, 2017

— Учебный план ГБОУ СОШ №438 на 2022-2023 учебный год.

Количество часов за год

102 ч.

Учебник

Всеобщая история. История Нового времени.  9 класс. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М./ под ред. Искендерова А.А. Просвещение, 2019, 2020

История России. 9 класс. В 2-х частях. Арсентьев Н.М. и др./ под ред. Торкунова А.В. Просвещение, 2018

Разделы Программы с

Указанием количества часов

Всеобщая история. Новейшая история – 28 часов

Тема I. Начало индустриальной эпохи — 8 ч.

Тема II. Страны Европы и США в первой половине XIX в. — 8 ч.

Тема III. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX — начале XX в. — 3 ч.

Тема IV. Страны Европы и США во второй половине XIX — начале XX в. — 9 ч.

История России.

Глава I. Россия в первой четверти XIX в. — 16 ч.

Глава II. Россия во второй четверти XIX в. — 11 ч.

Глава III. Россия в эпоху Великих реформ — 13 ч.

Глава IV. Россия в 1880—1890-е гг. — 11 ч.

Глава V. Россия в начале XX в.  — 23 ч.

Обязательные работы

(с указанием вида работы

и их количества)

Проверочная работа — 7


Пояснительная записка

                   Рабочая программа по историидля 9 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основнымиположениями федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования, рабочей программы по Всеобщей истории,  Истории нового времени, под редакцией М. Л. Несмеловой 9 класс и рабочей программы по истории России под редакцией  Данилова А.А.. 9 класс.

Целями и задачами изученияпредмета «История» в основной школе являются:

         формирование у учащихся целостной картиныроссийской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, ихзначимость для понимания места и роли России в мире, важность вклада каждого народа,его культуры в общую историю страны, формирование личностной позиции вотношении к основным этапам развития российского государства и общества, атакже к современному образу России.

         формирование у молодого поколения ориентирована длягражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации вокружающем мире;

         овладение учащимися знаниями об основных этапахразвития человеческого общества с древности до наших дней в социальной,экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом вниманиик месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

         воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения ксвоему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии сидеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духедемократических ценностей современного общества;

         развитие у учащихся способности анализироватьсодержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого инастоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи ивзаимообусловленности;

         формирование у школьников умений применятьисторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, вобщении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном имногоконфессиональном обществе.

 

1.1.   Место предмета в учебном плане

В учебном плане ГБОУ школа № 438 учебный предмет «История»реализуется в обязательной части предметной области «Общественно-научныепредметы». Предмет «История» изучаетсяна ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 9классе в общем объеме — 102 часа, по 3 часа в неделю. Предмет «История» в 9 классе включает два курса: история Новейшеговремени — 28 часов и история России — 74 часа. Предполагается последовательноеизучение двух курсов.

       Контрользнаний предполагает повторение, обобщение, а также итоговое тестированиеизученных тем. На контроль знаний учащихся отводится 7 часов учебного времени.

 

 

1.1.Нормативно-правовая база, сучетом которой составлена программа

         Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации»;

         Приказ Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта основного общего образования»;

         Приказ Министерства просвещения РоссийскойФедерации от 22.03.2022 №115 «Об утверждении Порядка организации иосуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательнымпрограммам – образовательным программам начального общего, основного общего исреднего общего образования»;

         Приказ Министерства просвещения РоссийскойФедерации от 23.12.2020 №766 «О внесении изменений в федеральный переченьучебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательнуюдеятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения РоссийскойФедерации от 20 мая 2020 г. № 254»;

         Приказ Министерства просвещения РоссийскойФедерации от 12.11.2021 №819 «Об утверждении Порядка формирования перечняучебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,среднего общего образования»;

         Приказ Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 09.06.2016 №699 «Об утверждении Перечня организаций,осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию приреализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программначального общего, основного общего, среднего общего образования»;

         Постановление Главного государственного санитарноговрача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении Санитарных правилСП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациямвоспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

         Постановление Главного государственного санитарноговрача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении Санитарных правил инорм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечениюбезопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

         Распоряжение Комитета по образованию от 15.04.2022№801-р «О формировании календарных учебных графиков государственныхобразовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основныеобщеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год»;

         Устав Государственного бюджетногообщеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №438Приморского района Санкт-Петербурга (утвержден распоряжением Комитета пообразованию Санкт-Петербурга от 13.11.2015 №5419-р);

         Основная образовательная программа начальногообщего образования (принята Педагогическим советом — протокол № 6 от23.05.2022, утверждена приказом от 26.05.2022 №145-О).

 

1.2.   Формы организации учебных занятий

Для реализации рабочей программыпредусматриваются различные формы организации учебных занятий, такие как:

         проектная,

         игровая,

         исследовательская,

         проблемная,

         группового и коллективногообучения,

         дифференцированногообучения,

         музейная педагогика,

         тестового контроля.

 

1.3.   Основные виды учебной деятельности

Для реализации рабочей программыпредусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельностиобучающихся, такие как:

         комбинированный урок,

         урок-реконструкция,

         урок изучения новогоматериала,

         урок-игра,

         урок-исследование,

         видео-урок,

         урок исторических задач,

         урок самостоятельнойработы,

         урок-путешествие,

         урок-практикум,

         лабораторная работа,

         урок-экскурсия,

         повторительно-обобщающийурок

1.4.   Планируемые результаты освоения учебного предмета

В процессеосвоения программы планируется достижение следующих результатов:

Личностныерезультаты изучения истории включают:

•  освоение национальных ценностей, традиций, культуры,знаний о народах и этнических группах России  на примере историко-культурныхтрадиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;

          •  уважение  к  другим  народам России  и  мира  и  принятие  их, межэтническую  толерантность,  готовность  к равноправному сотрудничеству;

• эмоционально  положительное  принятие  своей  этнической идентичности;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

•  уважение к  истории  родного  края,  его,  культурным  и историческим памятникам;

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою  страну  и её  достижения  во  всех  сферах  общественной  жизни  в изучаемый период;

• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• уважение  к  личности  и  её  достоинству,  способность  давать моральнуюоценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия иготовность противостоять им;

• внимательное отношения к ценностям семьи, осознание её роли в

историистраны;

• развитие  эмпатии  как  осознанного  понимания  и  сопереживания чувствам других,  формирование  чувства  сопричастности  к  прошлому России и своегокрая;

• формирование  коммуникативной  компетентности,  умения  вести диалог  на основе  равноправных  отношений  и  взаимного  уважения  и принятия;

• готовность  к  выбору  профильного  образования,  определение

своихпрофессиональных предпочтений.

Метапредметныерезультаты изучения истории включают умения и навыки: 

• самостоятельно  анализировать  условия  достижения  цели  на основе учётаобозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебнымматериалом;

 •  планировать  пути  достижения  целей,  устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средствадостижения целей;

• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• адекватно  самостоятельно  оценивать  правильность  выполнения действий ивносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходуего реализации; 

• понимать  относительность  мнений  и  подходов  к  решению проблемы, учитывать  разные  мнения  и  стремиться  к  координации различных позицийпутём сотрудничества;

• работать  в  группе  —  устанавливать  рабочие  отношения, эффективно сотрудничать  и  способствовать  продуктивной  кооперации, интегрироваться  в группу  сверстников  и  строить  продуктивное взаимодействие со сверстниками ивзрослыми;

  •  формулироватьсобственное мнение и позицию, аргументировать и  координировать  свою  позицию с  позициями  партнёров  в сотрудничестве  при  выработке  общего  решения  в совместной деятельности; 

• выявлять  разные  точки  зрения  и  сравнивать  их,  прежде  чем приниматьрешения и делать выбор;

• осуществлять  взаимный  контроль  и  оказывать  необходимую взаимопомощь путёмсотрудничества;

• адекватно  использовать  речевые  средства  для  решения различныхкоммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строитьмонологические контекстные высказывания;

• организовывать  и  планировать  учебное  сотрудничество  с учителем  и  сверстниками, определять  цели  и  функции  участников, способы взаимодействия, планироватьобщие способы работы;

• осуществлять  контроль,  коррекцию,  оценку  действий  партнёра, уметьубеждать;

 •  оказывать  поддержку  и  содействие  тем,  от  кого  зависитдостижение цели в совместной деятельности;

•  впроцессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передаватьпартнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек иИнтернета;

• проводить  сравнение,  сериацию  и  классификацию, самостоятельно выбираяоснования и критерии для указанных логических операций;

•  ставитьпроблему, аргументировать её актуальность; 

• выдвигать  гипотезы  о  связях  и  закономерностях  событий, процессов, объектов,  проводить  исследование  её  объективности  (под руководствомучителя);

•  делатьумозаключения и выводы на основе аргументации;

• структурировать  тексты,  включая  умение  выделять  главное  и

второстепенное,основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Предметныерезультаты изучения истории включают: 

• представление  о  территории  России  и  её  границах,  об  их изменениях напротяжении XIX в.;

•  знаниеистории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемыйпериод;

• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;

•  умениеориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальныхгрупп; 

• представление  о  социальной  стратификации  и  её  эволюции  на протяжении XIXв.;

 •  знание  основных  течений  общественного  движения  XIX в. (декабристы,  западники  и  славянофилы,  либералы  и  консерваторы,народнические  и  марксистские  организации),  их  отличительных  черт  иособенностей;

• установление  взаимосвязи  между  общественным  движением  и политическимисобытиями (на примере реформ и контрреформ);

•  определение и  использование  основных  исторических  понятий периода;

• установление  причинно-следственных  связей,  объяснение исторических явлений;

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки иАзии в XIX в.;

•  составлениеи анализ генеалогических схем и таблиц;

•  поиск висточниках различного типа и вида (в художественной и научной  литературе) информации  о  событиях  и  явлениях  прошлого  с использованием  понятийного и  познавательного  инструментария социальных наук; 

•  анализ информации,  содержащейся  в  исторических  источниках XIX  в. (законодательные  акты,  конституционные  проекты,  документы декабристских обществ,  частная  переписка,  мемуарная  литература  и  т. п.);

•  анализи историческая оценка действий исторических личностей и  принимаемых  ими решений  (императоры  Александр  I,  Николай  I, Александр II, Александр III,Николай II; государственные деятели М. М. Сперанский,  А.  А.  Аракчеев,  Н. А.  и  Д.  А.  Милютины,  К.  П. Победоносцев  и  др.;  общественные  деятели К.  С.  Аксаков,  Н.  М. Унковский,  Б.  Н.  Чичерин  и  др.;  представители оппозиционного движения П. И. Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И.Желябов и  др.),  а  также  влияния  их  деятельности  на  развитие Российского

государства;

 •  сопоставление (при помощи учителя) различных версий иоценок исторических событий и личностей; 

•  определение  собственного  отношения  к  дискуссионным проблемам  прошлого  и трудным  вопросам  истории  (фундаментальные особенности  социального  и политического  строя  России  (крепостное право, самодержавие) в сравнении сгосударствами Западной Европы); 

• систематизация  информации  в  ходе  проектной  деятельности, представление её  результатов  в  различных  видах,  в  том  числе  с использованиемнаглядных средств; 

• приобретение  опыта  историко-культурного,  историкоантропологического, цивилизационного  подходов  к  оценке  социальных явлений;

• представление  о  культурном  пространстве  России  в  XIX  в., осознание роли  и  места  культурного  наследия  России  в  общемировом культурномнаследии.

Обучающийся должен

Знать/понимать:

         Хронологические знания и умения: называть даты важнейших событий, хронологическиерамки, периоды значительных событий и процессов; соотносить год с веком, устанавливать последовательность историческихсобытий;

         Знание фактов: называть место, обстоятельства участников, результаты важнейшихисторических событий;

         Работа с источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или несколькихисточниках; сравнивать данныеисточников, выявлять их сходство и различия;

        используя историческуюкарту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России идругих стран в Новое время;

        используя элементыисточниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определениедостоверности и принадлежности источника, позиций автора и т.д.);

        сравнивать развитиеРоссии и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты иособенности;

        применять знания поистории России и своего края в Новое время при составлении описанийисторических и культурных памятников своего города, края и т.д.;

Уметь:

       рассказывать (устно илиписьменно) об исторических событиях, их участниках;

       описывать условия иобраз жизни, занятия людей в разные исторические эпохи;

       соотносить единичныеисторические факты и общие явления;

       называть характерные,существенные черты исторических событий и явлений;

       группировать(классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;

       сравнивать историческиесобытия и явления, определять в них общее и различия;

       излагать суждения опричинно – следственных связях исторических событий;

       объяснять, в чём состоялимотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.

       приводить оценкиисторических событий (в том числе противоположные), изложенные в учебнойлитературе;

       определять и объяснять(аргументировать) своё отношение и оценку наиболее значительных событий иличностей в истории.

       Использоватьприобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля: понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни,исходя из их исторической обусловленности; формулирования своихмировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшимимировоззренческими системами, идеологическими теориями; учёта в своих действияхнеобходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,культурными ценностями и социальным положением; осознания себя представителемисторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессиональногосообщества, гражданином России;

       локализовать во времени(на основе хронологии) основные этапы и ключевые события отечественной ивсеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России ивсеобщей истории в Новое время;

       применять знание фактовдля характеристики эпохи Нового времени в отечественной и всеобщей истории, еёключевых процессов, событий и явлений;

       использоватьисторическую карту как источник информации о границах России и другихгосударств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития,местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов,завоеваний, колонизаций и др.;

       анализировать информациюиз различных источников по отечественной и Всеобщей истории Нового времени;

       составлять описаниеположения и образа жизни основных социальных групп населения в России и другихстранах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры;рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщейистории Нового времени;

       раскрывать характерные, существенныечерты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новоевремя; б) ценностей, эволюции политического строя (включая понятия «монархия»,«самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения; г)представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культурыНового времени;

       объяснять причины иследствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Новоговремени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народамии др.);

       сопоставлять развитиеРоссии и других стран в период Нового времени, сравнивать исторические ситуациии события;

        давать оценку событиям иличностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

1.5.  Формы,периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточнойаттестации обучающихся

Формы, периодичность и порядоктекущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихсяпроисходят на основании утвержденного Положения о текущем контроле успеваемостии промежуточной аттестации обучающихся.

Контроль успеваемости обучающихсяпо истории осуществляется в следующих видах:

         тематический,

         текущий,

         итоговый.

Формы текущего контроляуспеваемости обучающихся по истории:

         устный и письменныйопрос домашнего задания;

         тестирование;

         контрольные срезы;

          творческие работы(доклады, сообщения, рефераты, презентации, сочинения).

1.6.1. Список литературы (основной и дополнительной)

Для обучающихся:

         Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. ИсторияРоссии9 класс.В 2 ч.  М. Просвещение: 2022. — Ч.1 — 160с., Ч.2 — 143с. .

         Зуев М. Н.ИсторияРоссии для школьников и поступающих в вузы / М. Н. Зуев. — М.:Дрофа, 2003.

         Ивашко М.И. История втаблицах и схемах. — М.: Материк — Альфа, 2005.

         Кузьменко А. Ф. Тематические схемы по истории России XX век. — М.:Владос, 2002.

         «МатериалыГИА» — 2008-2012 годы.

         Сороко-ЦюпаО. С. Новейшаяистория зарубежных стран. XX — начало XXI в.: учебник. —М.: Просвещение, 2022.

Для учителя:

         АлексашкинаЛ.Н.  Всеобщая история: XX –нач. XXI век. – 9 класс: учебник дляобщеобразовательных учреждений / Алексашкина Л.Н. – 8 изд., исправл. и дополн./ —

         Арсентьев Н.М.,Данилов А.А. и др. История России9 класс. В 2 ч.  М. Просвещение: 2022. — Ч.1 — 160с.,Ч.2 — 143с. .

         Историческиесилуэты/ Отв. Ред. С.В. Тютюкин. – М.: Наука, 1991

         История России. 9-11   классы: тесты/ автор-составитель Л.В. Селянина. — Волгоград:Учитель, 2007.

         Кадневский В.М.Тесты по истории России 20 века :9-11 классы. -2-е изд.-М, Айрис-пресс,2004.

         Последние дниРомановых. Документы, материалы следствия, дневники, версии. – Свердловск:Среднеуральское книжное издательство, 1991.

         Преподаваниеистории и обществознания в школе. Научно-методический журнал 2002-2010

         Россия на рубежевеков: исторические портреты. – М.: Политиздат,1991.

         Хачатурян. В.М.История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца 20 века .9 кл. Пособиедля общеобразоват. Учеб. Заведений Под. ред. В.И. Уколовой. -6-е изд.,стереотип. -М.: Дрофа,2002.

         Соловьев А. К. Разработки уроков по курсу «Новейшая история.XX- начало XXI в.». М.: Просвещение, 2006.

         СимоноваЕ.В.Тесты к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России.XX век.9класс». — М.: Экзамен, 2010.

         О.В. Арасланова,А.В. Поздеев. Поурочные разработки по истории России XX- начало XXI в.-М.:ВАКО, 2005

 

1.7.Электронные и Интернет-ресурсы:

         http://fcior.edu.ru/ Федеральныйцентр информационно-образовательных ресурсов.

         http://school-collection.edu.ru/ Единаяколлекция цифровых образовательных ресурсов.

          http://www.ug.ru/ — Официальный сайтУчительской газеты. На сайте представлены новости образования,рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения

          http://pedsovet.org/ — Всероссийскийинтернет-педсовет

          http://www.1september.ru/ru/ — Газета ПервоеСентября и ее приложения. Информация для педагогов

          http://www.it-n.ru/ — Сеть творческих учителей   

          http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподаваниеистории в школе» с архивом 

          http://his.1september.ru Газета Историяи сайт для учителя Я иду на урок истории

          http://www.fipi.ru — ФИПИ

          http://www.uchportal.ru/ — учительский портал – попредметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования,компьютерные программ

          http://rosolymp.ru/ — Всероссийская Олимпиадашкольников

          http://www.zavuch.info/   — Завуч-инфо(методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов,новости…)

         http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp — Энциклопедия Кирилла иМефодия

         http://www.hrono.info/biograf/index.php — Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии,документы, статьи, карты

          http://www.russianculture.ru/ -портал «Культура России»;

         http://www.historia.ru/ — «Миристории». Электронный журнал.

 

2.Содержание программыВсеобщая история. Новая история.

 

 Промышленныйпереворот. Развитие техники, транспорта и средств коммуникации. Сельскоехозяйство в условиях индустриализации. Торговля и промышленная революция.Изменение географии европейского производства. Политика меркантилизма.Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерностьразвития капитализма. Усиление

процессаконцентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слиянияпредприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, его черты.Промышленный переворот и его социальные последствия. Рост городов. Изменения вструктуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения.Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс.Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах. Формированиеидеологии либерализма, социализма, консерватизма. Социалистические ученияпервой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества.Революционный социализм — марксизм. Рождение ревизионизма. Новые тенденции вэкономическом развитии индустриальных стран. Монополистический капитализм иособенности его проявления в разных странах. Появление новых форм производства,торговли и кредита. Развитие банковской системы, введение золотого стандарта,экспорт капиталов. Интеграция мировых рынков. Экономические кризисы. Усилениеэкономического соперничества между великими державами.

Расширениеспектра общественных движений: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм,реформизм, анархизм. Рабочее движение и профсоюзы. Международное рабочее движение.I и II Интернационалы. Колониальные империи (британская, французская,испанская, португальская, голландская, бельгийская). Доминионы. Колонии изависимые страны. Колониальная политика Германии, США и Японии. Историческаяроль колониализма. Франция в период Консульства. Первая империя во Франции.

Внутренняяполитика Консульства и Империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательныевойны Консульства и Империи. Поход в Россию. Сто дней Наполеона. Битва приВатерлоо. Крушение наполеоновской империи.

Венскийконгресс и Венская система международных отношений. К. Меттерних. Священныйсоюз. Противостояние консервативных и либеральных монархий. Восточный вопрос в30—40-е гг. XIX в. Крымская война. Национальные и колониальные войны. Политическоеразвитие европейских стран в 1815—1849 гг. Европейские революции 1830—1831 гг.и 1848—1849 гг. Утверждение конституционных и парламентских монархий.Оформление консервативных, либеральных и радикальных политических течений ипартий. Возникновение марксизма. Борьба за избирательное право.

Великобритания.«Мастерская мира»: социальное и экономическое развитие. Фритредерство. Чартизм.Либеральный и консервативный политические курсы. Парламентские реформы. У.Гладстон. Б. Дизараэли. Г. Пальмерстон. Д. Ллойд-Джордж. Ирландский вопрос.Расширение колониальной империи. Викторианская эпоха. Формирование британскойнации.Франция. Вторая империя. Политика бонапартизма. Наполеон III.Политическое развитие и кризис Третьей республики.

Франко-прусскаявойна и её последствия.Движение за национальное единство и независимостьИталии. Рисорджименто. Дж. Гарибальди. Образование единого государства вИталии. К. Кавур. Политическая раздробленность германских государств. Войны заобъединение Германии. Создание Германской империи. Внутренняя и внешняяполитика Отто фон Бисмарка. Колониальная политика. Вильгельм II. Новыйполитический курс. Империя Габсбургов. Особенности социально-экономического

развития иполитического устройства. Кризис Австрийской империи. Провозглашениеконституционной дуалистической Австро-Венгерской монархии (1867). ИмператорФранц-Иосиф. Народы Балканского полуострова. Обострение соперничества великихдержав в регионе. Борьба за создание национальных государств. Русско-турецкаявойна 1877—1878 гг. и её итоги. Превращение Балкан в узел противоречий мировойполитики. Увеличение территории США. Особенности промышленного переворота иэкономическое развитие США в первой половине XIX в. Политическая борьба вначале XIX в. Территориальная экспансия и внутренняя колонизация. ДоктринаМонро. Аболиционизм. Гражданская война в США. А. Линкольн. Отмена рабства.Закон о гомстедах. Реконструкция Юга. Расовая сегрегация и дискриминация. Т.Рузвельт. В. Вильсон.

Борьба занезависимость и образование независимых государств в Латинской Америке в XIX в.С. Боливар. Мексиканская революция. Особенности экономического развитияЛатинской Америки.

Судьбаиндейцев. Межгосударственные конфликты. Традиционные устои Османской империи ипопытки проведения реформ. Младотурки и младотурецкая революция. Завершениезавоевания Индии англичанами. Индийское национальное движение и восстаниесипаев. Ликвидация Ост-Индской компании. Объявление Индии владением британскойкороны. Экономическое и социально-политическое развитие Индии во второйполовине XIX в. Индийский национальный конгресс. М. Ганди. Китай в периодимперии Цин. Опиумные войны. Гражданская война тайпинов. Политика самоусиленияКитая и начало модернизации страны. Движение ихэтуаней. Синьхайская революция1911 г. Сунь Ятсен и создание Гоминьдана.Кризис Сёгуната Токугава. ОткрытиеЯпонии. Преобразования эпохи Мэйдзи. Превращение Японии в великую державу.

                   Колониальныйраздел Африки. Антиколониальное движение. Суэцкий канал. Англо-бурская война. Военныесоюзы в Европе и назревание общеевропейского кризиса. Колониальная политикаевропейских государств. Международное соперничество и войны западных стран вначале ХХ в. Русско-японская война. Возникновение Тройственного согласия(Антанты). Марокканские кризисы. Боснийский кризис. Балканские войны. Июльскийкризис 1914 г. и начало Первой мировой войны. Новая научная картина мира. А.Эйнштейн. Путешествия и развитие географических знаний. Открытия в астрономии,химии, физике. Биология и эволюционное учение. Ч. Дарвин. Революция в медицине.Л. Пастер. Р. Кох. Гуманитарные и социальные науки. Начальное и общееобразование. Женское образование. Немецкая университетская революция. А.Гумбольдт. Распространение идеи университета за пределы Европы. Золотой векевропейской культуры. Художественные стили и направления в литературе,изобразительном искусстве, архитектуре и музыке. Культура модерна. Зарождениемассовой культуры.

ВозрождениеОлимпийских игр. Кинематограф. Духовный кризис индустриального общества.Декаданс.

Содержание программыВсеобщая история. История России

Александровская эпоха:государственный либерализм. Европа на рубеже XVIIIXIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I  иизменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия. Россия нарубеже XVIIIXIXвв.: территория, население, сословия, политический иэкономический строй. Император. Реформы М. Сперанского и их значение. Реформанародного  просвещения  и  её  роль  в  программе  преобразований.Экономические преобразования начала XIX в. и их значение. Международное положение  России.  Основные  цели  и  направления внешней  политики. Георгиевский  трактат  и  расширение  российского присутствия  на  Кавказе. Вхождение  Абхазии  в  состав  России.  Война  со Швецией и включение Финляндиив состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений.Тильзитский мир. Ззначение  войны.  Подъём  патриотизма  и гражданскогосамосознания в российском обществе. Вклад народов России в  победу. Становление  индустриального  общества  в  Западной  Европе. Развитиепромышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ. Социальный  строй и  общественные  движения.  Дворянская корпорация  и  дворянская  этика.  Идея служения  как  основа  дворянской идентичности.  Первые  тайные  общества,  их программы.  Власть  и общественные движения. Восстание декабристов и егозначение.  Национальный  вопрос  в  Европе  и  России.  Политика  российскогоправительства  в  Финляндии,  Польше,  на  Украине,  Кавказе.  КонституцияФинляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. ― первые конституции на территории  Российской  империи.  Еврейское  население  России.  НачалоКавказской войны. Венская система международных отношений и усиление ролиРоссии в международных делах. Россия ― великая мировая держава. Николаевскаяэпоха: государственный консерватизм Император Николай I. Сочетаниереформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и ихпроявления. Формирование индустриального общества, динамика промышленнойреволюции,  индустриализация  в  странах  Западной  Европы.  Начало  и особенности промышленного  переворота  в  России.  Противоречия хозяйственного развития.Изменения  в  социальной  структуре  российского  общества. Особенности социальных  движений  в  России  в  условиях  начавшегося промышленногопереворота. Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад какцентральная  тема  общественных  дискуссий.  Особенности  общественногодвижения 30―50-х гг. XIX в. Национальный  вопрос  в  Европе,  его  особенности в  России. Национальная  политика  Николая  I.  Польское  восстание  1830―1831 гг. Положение  кавказских  народов,  движение  Шамиля.  Положение  евреев  вРоссийской империи. Религиозная  политика  Николая  I.  Положение  Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами. Россия  и  революции  в  Европе.  Политика  панславизма.  Причиныангло-русских  противоречий.  Восточный  вопрос.  Крымская  война  и  еёитоги.  Парижский  мир  и  конец  венской  системы  международных отношений.Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Развитие образования.  Научные  открытия  и  развитие  национальных научных  школ. Русские  первооткрыватели  и  путешественники. Кругосветные экспедиции.Открытие Антарктиды. Русское географическое общество. Особенности  и  основные  стили в  художественной  культуре (романтизм, классицизм, реализм). Культура народов  Российской  империи.  Взаимное  обогащение культур. Российскаякультура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий.Преобразования  Александра  II:  социальная  и  правовая модернизацияЕвропейская  индустриализация  во  второй  половине  XIX  в. Технический прогресс  в  промышленности  и  сельском  хозяйстве  ведущих стран.  Новые источники  энергии,  виды  транспорта  и  средства  связи. Перемены в быту. 

Император  Александр  II и  основные  направления  его  внутренней политики. Отмена крепостного права,историческое значение реформы. Социально-экономические  последствия Крестьянской  реформы  1861 г.  Перестройка  сельскохозяйственного  и промышленного  производства. Реорганизация  финансово-кредитной  системы. Железнодорожное строительство.  Завершение  промышленного  переворота,  его последствия. Начало  индустриализации  и  урбанизации.  Формирование буржуазии.  Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.Политические  реформы  1860―1870-х  гг.  Начало  социальной  и правовой модернизации.  Становление  общественного  самоуправления. Судебная реформа иразвитие правового сознания. Движение к правовому государству. Особенности развития  общественной  мысли  и  общественных движений  в  1860―1890-е  гг. Первые  рабочие  организации.  Нарастание революционных  настроений. Зарождение  народничества.  Рабочее, студенческое, женское движение.Либеральное и консервативное движения.  Национальный вопрос, национальные войныв Европе и колониальная экспансия  европейских  держав  в  1850―1860-е  гг. Рост  национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальнойборьбы.  Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершениетерриториального  роста  Российской  империи.  Национальная  политикасамодержавия.  Польское  восстание  1863―1864  гг.  Окончание  Кавказскойвойны.  Расширение  автономии  Финляндии.  Народы  Поволжья. Особенностиконфессиональной политики.  Основные  направления  и  задачи  внешней политики  в  период правления  Александра  II.  Европейская  политика  России. Присоединение Средней  Азии.  Дальневосточная  политика.  Отношения  с  США, продажа Аляски. «Народное самодержавие» Александра III Император  Александр III  и  основные  направления  его  внутренней политики.  Попытки  решения крестьянского  вопроса.  Начало  рабочего законодательства.  Усиление  борьбы с  политическим  радикализмом. Политика  в  области  просвещения  и  печати. Укрепление  позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления. Особенности экономического развития страны в 1880―1890-е гг.  Положение основных  слоёв  российского  общества  в  конце  XIX  в. Развитие крестьянскойобщины в пореформенный период. Общественное  движение  в  1880—1890-е  гг. Народничество  и  его эволюция. Распространение марксизма. Национальная  и религиозная  политика  Александра  III.  Идеология консервативногонационализма. Новое  соотношение  политических  сил  в  Европе.  Приоритеты  иосновные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния  на  Балканах.  Сближение  России  и  Франции.  Азиатская политикаРоссии. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Подъём российской  демократической  культуры.  Развитие  системы образования ипросвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные иобщественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук.Географы и путешественники. Историческая наука. Критический реализм влитературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическаялитература.

Русское  искусство. Передвижники.  Общественно-политическое значение деятельности передвижников.«Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русскойи зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русскийдраматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Взаимодействие национальныхкультур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.Изменения  в  быте:  новые  черты  в  жизни  города  и  деревни.  Ростнаселения.  Урбанизация.  Изменение  облика  городов.  Развитие  связи  и городского  транспорта.  Жизнь  и  быт  городских  «верхов».  Жизнь  и  бытгородских  окраин.  Досуг  горожан.  Изменения  в  деревенской  жизни.  Вкладкультуры  народов  России  в  развитие  мировой  культуры  Нового  времени.Человек индустриального общества.  Россия в начале ХХ в.: кризис империи Мир на  рубеже  XIX―XX  вв.  Начало  второй  промышленной революции. Неравномерность  экономического  развития. Монополистический  капитализм. Идеология  и  политика  империализма. Завершение  территориального  раздела мира.  Начало  борьбы  за  передел мира.  Нарастание  противоречий  между ведущими  странами.  Социальный реформизм начала ХХ в. Место  и  роль  России в  мире.  Территория  и  население  Российской империи.  Особенности  процесса модернизации  в  России  начала  XX  в. Урбанизация.  Политическая  система Российской  империи  начала  XX  в.  и необходимость её реформирования.Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политическихпреобразований. Национальная и конфессиональная политика. Экономическое развитие  России  в  начале  XX  в.  и  его  особенности. Роль  государства  в экономике.  Место  и  роль  иностранного  капитала. Специфика российскогомонополистического капитализма. Государственно монополистический  капитализм. Сельская  община.  Аграрное перенаселение. Особенности социальной структурыроссийского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки ихрешения.  Общественно-политические  движения  в  начале  XX  в.  Предпосылкиформирования и особенности генезиса политических партий в России. Этнокультурный  облик  империи.  Народы  России  в  начале  ХХ  в.Многообразие  политических  форм  объединения  народов.  Губернии, области, генерал-губернаторства,  наместничества  и  комитеты. Привислинский  край. Великое  княжество  Финляндское.  Государства вассалы:  Бухарское  и  Хивинскоеханства.  Русские  в  имперском  сознании. Поляки, евреи, армяне, татары идругие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири иДальнего Востока. Русская  православная  церковь  на  рубеже  XIX―XX  вв. Этническое многообразие  внутри  православия.  «Инославие»,  «иноверие»  итрадиционные верования. Международное  положение  и  внешнеполитические приоритеты России  на  рубеже  XIX―XX  вв.  Международная  конференция  в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание Россиив  дальневосточный  конфликт.  Русско-японская  война  1904—1905  гг.,  еёитоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране. Революция  1905―1907 гг.  Народы  России  в  1905―1907  гг. Российское  общество  и  проблема  национальных окраин.  Закон  о веротерпимости. Общество и власть после революции 1905―1907гг. Политические  реформы  1905―1906  гг.  «Основные  законы Российской империи».  Система  думской  монархии.  Классификация политических партий.Реформы П. А. Столыпина и их значение. Общественное  и  политическое  развитие России  в  1912—1914  гг. Свёртывание курса на политическое и социальноереформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальнаяполитика властей.

Внешняя  политика  России после  Русско-японской  войны.  Место  и роль России в Антанте. Нарастаниероссийско-германских противоречий. Серебряный век русской культуры Духовноесостояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции  развития русской  культуры  и  культуры  народов  империи  в начале  XX  в.  Развитие науки.  Русская  философия:  поиски  общественного идеала.  Литература: традиции  реализма  и  новые  направления.  Декаданс. Символизм.  Футуризм. Акмеизм.  Изобразительное  искусство.  Русский авангард. Архитектура.Скульптура. Драматический  театр:  традиции  и  новаторство.  Музыка  и  исполнительское искусство.  Русский  балет.  Русская  культура  в  Европе. «Русские  сезоны за  границей»  С.  П.  Дягилева.  Рождение  отечественного кинематографа.Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет