X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №281»

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

ШитоваЖанна Николаевна

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Барнаул

2023год

Пояснительнаязаписка.

        Программа индивидуального сопровождения предназначена для работы с ребенкомДавидом П 5 лет,  с задержкой психического развития в общеразвивающейгруппе.       

         Данная  программа  разработана с учетом целей и задач адаптированной общей  образовательнойпрограммы МАДОУ, потребностей и возможностей воспитанника.        

        Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер.

         Содержание адаптированной образовательной программы определено с учетомдидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость:от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

         Задержкапсихического развития (ЗПР) представляет собой общую психическую незрелость,низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, ново всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенностивосприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР.

 Характеристика Давида:

       Внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое, кратковременное.Снижается при умственной и физической нагрузке.    Недостаточная прочностьзапоминания, кратковременность. требуется постоянное подкрепление, повторение.Наблюдается недостаточная сформированность таких мыслительных процессов каксинтез, анализ, сравнение, обобщение. Ребенок испытывает трудности в выделенииглавных, существенных признаков предметов и явлений, имеет место повышеннаяутомляемость, истощаемость, что проявляется в снижении работоспособности, вбыстром выключении из деятельности. Наблюдаются колебания внимания,возбудимость, суетливость. Всё это сказывается на снижении обучаемости ребенка.Эмоционально-волевая незрелость сочетается с негрубыми нарушениями познавательнойдеятельности, речи, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью активностивнимания. У ребенка ослаблен контроль и регуляция деятельности. Нарушения речиносят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи:нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическоевосприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи)и входят в структуру дефекта. Ребенок имеет ограниченный словарный запас, плохопонимает содержание рассказа со скрытым смыслом.

         Образовательнаядеятельность строится на адекватных возрасту формах работы с ребёнком, при этомосновной формой и ведущим видом деятельности является игра. Целостныйобразовательный процесс включает в себя реализацию задач пяти образовательныхобластей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое,художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанника.

 Цели и задачиреализации .

         Основнаяцель программы индивидуального сопровождения – формирование у ребенка знаний обокружающем мире, развитие элементарных математических представлений ивсестороннее развитие психических процессов. создание благоприятных условийдля: 

·         коррекционно-развивающей  работы ;

·          полноценного проживания ребенком сзадержкой психического развития дошкольного детства; 

·         формирования основ базовой культурыличности;

·          развития психических и физическихкачеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; 

·         социальной адаптации.

Задачи: 

·         создание комплексакоррекционно-развивающей работы; 

·         забота о здоровье, эмоциональномблагополучии и своевременном всестороннем развитии ребенка с ЗПР;     

·          создание атмосферы гуманного и доброжелательногоотношения к ребенку;

·          максимальное использование разнообразныхвидов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективностивоспитательно-образовательного процесса;

·          творческая организация (креативность)воспитательно-образовательного процесса; 

·         вариативность использованияобразовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии синтересами и наклонностями ребенка с ЗПР; 

·         единство подходов к воспитанию ребенка сЗПР в условиях детского сада и семьи;

  Предметно-пространственнаяразвивающая среда.

 В целом, дети с ЗПР имеют немного отличий вобразовательных потребностях по сравнению с обыкновенными детьми, но все этипотребности есть и учет необходим для их успешного развития.

При организации коррекционно-развивающейсреды, важно учитывать:

— специфику организациисвободного, безбарьерного передвижения и контакта, общения детей сокружающей средой

— соответствие информационногополя коррекционно-развивающей среды познавательным икоммуникативным возможностям детей

-обеспечение коррекционных средств формированиясоциально-адаптивных знаний, навыков и умений самостоятельнойжизнедеятельности;

— организацию поэтапноговведения ребенка в тот или иной блок коррекционно-развивающейсреды

— меру доступности,целесообразности среды для достиженияребенком положительных результатов в различных видах деятельности с применениемвспомогательных средств, дидактическихматериалов в коррекционных ситуациях.

Обязательное пребываниев уголке отдыха для зрительного и физического расслабления ребенка,где имеются ковровое покрытие спокойного тона, мягкая детская мебель, «сухие» аквариумы,магнитофонные записи со звуками природы.

Приветствуется наличие в группе индивидуальногоавторского пространства («мой секретик») для хранения своих секретов, игрушек икаких-либо личных вещей, что немаловажно для детей с ЗПР.

Цветовая палитра должнабыть представлена теплымипастельными тонами.

Кроме того и другие цветаоказывают благотворное влияние на организм ребенка (хромотерапия).Так, например, синий цвет расслабляет, уменьшает головные боли. Это важнодля детей с ЗПР, так как многие дети имеютдиагноз невролога.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутсопровождения ребенка 5лет  Давида П

Направление

Задачи

Содержание

Развитие внимания

1) развивать способность к переключению внимания;

2)  развивать концентрацию внимания;

3) развивать произвольное внимание;

4)  развивать объём внимания;

5)  развивать произвольности

-«Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);  — «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);  — «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».  — «Найди отличия»,  — «Что неправильно?»,  — «Что задумал художник?»,  — «Что не дорисовано?»  — «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.  — «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,  — «Найди пару», «Найди такой же».  — «Раскрась фрукты» (как только проявляется небрежность, работа прекращается),  — «Копирование образца»,  — «Найди такой же предмет»

Развитие восприятия

1) развивать восприятие геометрических фигур;

 2) развивать точность восприятия ;

 3)  развивать цветоразличение;

4) развивать восприятие длительности временного интервала; 

 5)  развивать представление о частях суток ;

 6)  развивать представления о временах года ;

 7) развивать пространственные представления ;

 8)  развивать наблюдательность 

— «Назови фигуру»,  — «Геометрическое лото»,  — «Нарисуй фигуру, которую я назову»,  — «Закрась фигуры»,  — «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),  — «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,  — «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,  -«Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».  — «Дорисуй фигуры»,  — «Угадай, что хотел нарисовать художник?»  — «Радужный хоровод»,  — «Уточним цвет предметов (вариативность)», — «Цветное лото»,  — «Найди 5 предметов одного цвета»

«Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,  — «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»,  — «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее раз-линованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».  — Беседа по картинкам (части суток),  — «Разложи картинки»,  — «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,  — «Угадай время года по описанию (вариативность)», — Отгадывание загадок о временах года — Заучивание стихотворений,  — Беседа о временах года,  — «Назови время года»  — «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.»,  — «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.»  — «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,  — «Расскажи, где, какая игрушка стоит?»  — «Посмотри и найди предметы круглой формы»,  — «Кто больше назовёт?»,  — «Назови все предметы, которые были «спрятаны»» 

 

Развитие мышления

1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков;

2) развивать гибкость ума и словарный запас;   3) развивать сообразительность

— «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,  — «Четвёртый лишний»,  — «Найди отличия».  — «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»  — «Как это можно использовать?»,  — «Говори наоборот»,  — Разгадывание загадок

Развитие памяти

1) увеличивать объём  памяти в зрительной,

2)  развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой  деятельности

— «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),  — «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.),  — «Смотри и делай».  — «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз)

Развитие воображения и творческих способностей

1)раскрыть творческий потенциал ребенка в процессе творческой активности

— «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет),  — «Дорисуй»,  — «Рисование по точкам»,  — «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур),  «Что будет, если …» 

 

Развитие мелкой моторики рук

·         1)развитие движений пальцев рук, координации движений;

·         2)развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;

·         3)подготовка кисти руки к письму;

·         4)развитие сенсомоторной координации рук;

·         влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом)

 

 

— Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д.  — Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д.  — Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д. 

Су-джоку

 

 

 

 

 

 

https://lh4.googleusercontent.com/5dWVJJgB9stICrxctqJ9k2GL5F2csaK_Eze21Ojjz7JsXdJ8qy7Dro6ufR3GNLwATqOVdwGk0-ArbT1WoR410rOjAcdVrypZsfb1Ws9_rLYIxi_8Q30

 

 

 

 

 

 

Списоклитературы. 

1. Индивидуальныеи подгрупповые логопедические занятия. Практическое пособие.Воронеж: ИПЛакоценина Н.А., 2012. Л.С. Лылова-208с. 

2. Ознакомление сокружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. М.:«Мозаика – синтез», 2011 г. К.А. Морозова, М.А.Пушкарёва, 170с. 

3. РазвитиеЭлементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы сдетьми 5-6 лет с ЗПР. — М.: «Мозаика – синтез», 2010 г. К.А. Морозова,М.А.Пушкарёва, 136с. 

4. Филичева Т.Б.Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общимнедоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991. 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет