Тематическоепланирование индивидуальных и подгрупповых занятий
вусловиях логопункта по лексической теме «Дикие животные»
Вид занятия |
Содержание |
|
Подготовительная группа |
||
Тема недели |
«Дикие животные зимой» |
|
Пальчиковая гимнастика |
Раз, два, три, четыре, пять – |
Сжимаем и разжимаем ладошки «Шагаем» пальцами по столу Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое животное
Кладем ладони под щеку
|
Дыхание и просодика |
«Голоса животных» Ребёнок делает спокойный вдох носом, на выдохе произносит [у-у-у] – воет волк; изображает рычание медведя, тявканье лисы …
|
|
Артикуляция |
Общий комплекс артикуляционной гимнастики + индивидуальный
|
|
Развитие фонематич. слуха |
«Назови одинаковый звук в словах»— Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком – ребенок должен назвать одинаковый звук, который есть в этих словах. «Поймай слово» — Логопед: Все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а ты составь из них слово. «Отвечай – не торопясь» · Придумай слово, которое начинается на последний звук слова …. · Подбери слово, чтобы первый звук был …, а последний звук – … · Какое слово получится, если к слогу … прибавить один звук? (Рот, ром, рог…) · Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука … · Назови предметы, в названии которых есть звук …
|
|
Звукопроиз- ношение |
Постановка, автоматизация (в слогах, словах, предложениях, связных текстах), дифференциация
|
|
Лексика Грамматич. строй Обучение грамоте Связная речь |
«Закончи предложение» — Логопед начинает предложение, а дети заканчивают его, подбирая нужное слово среди картинок на доске: — Зимой в своей берлоге спит … медведь. — Орехи в дупло прячет … белка. – Зимой в лесу нельзя встретить… ежа, медведя… . И так далее «Назови семью» — Папа — медведь, мама — … (медведица), детеныш — … (медвежонок). « Какой? Какая? » — Волк (Какой?) — злой, голодный, серый, большой, лохматый… Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый… Лиса (Какая?) — хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая… Заяц (Какой?) — трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой… «Подбери словечко» — Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит, охотится…). Заяц (что делает?)… (прыгает, прячется, грызет…). «Измени слова по образцу» Нос лисы — … (лисий нос). Лапа лисы — … (лисья лапа). (волк, медведь, белка).
|
|
Психические процессы |
«Четвертый лишний» На картинку посмотри, Белка, собака, лиса, медведь; Зайчонок, ягненок, лисенок, волчонок; Лось, слон, жираф, обезьяна. И т.д. «Сложи картинку» — у ребенка разрезные картинки диких животных
|
Краткийконспект подгруппового занятия в подготовительной группе
Лексическаятема: «Дикие животные»
Цель:систематизация и закрепление знаний по теме «Дикие животные».
Задачи: научить «распространять» предложения однородными членами; научить правильно употреблять притяжательные прилагательные; развивать графические
навыки.
1.Организационный момент.
Игра с мячом «Ктомама?».
Бросая мяч, детиотвечают на этот вопрос (бельчонок — белка, лисенок —
лиса…). Впроцессе игры логопед проверяет знания детей о диких животных.
2. «Дикиеживотные»
Логопед выставляетна доску картинки с изображением диких животных и
их детенышей. Детирассматривают их и говорят:
— Это белка с бельчатамии т.д.
Логопед проводитбеседу о диких животных. Спрашивает:
— Почему этихживотных называют дикими?
— Где они себеустраивают «домики»?
— Чем питаются?
— Какие имеютособенности строения?
• «Загадки иотгадки».
Далее логопедприводит загадки о диких животных:
Хожу в пушистойшубке.
Живу в густомлесу.
Кедровые орешки надубе
Люблю и их грызу.(Белка.)
Рыжая плутовка,
Хитрая головка,
Хвост пушистый —краса,
А зовут ее …(лиса).
Сердитыйнедотрога
Живет в глушилесной.
Иголок оченьмного
А нитки ни одной.(Ёж.)
В берлоге спитзимою он,
А солнце станетгреть весною
Просыпаетсякоричневый … (медведь).
3. Работа спредложением
Дети учатсяработать с однородными членами.
— Вот идет лиса. (Какаялиса?)
— Вот идет рыжаялиса. (Какая лиса?)
— Вот идет рыжаяхитрая лиса.
4. Физкультминутка«Золотые ворота» (см. занятие 8).
6. Чтение русскойнародной сказки «Хвосты».
Дидактическая игра«Чей хвост?»
Дети поиллюстрациям и образцу логопеда называют животных, которым
принадлежат хвосты(лисий хвост, волчий хвост).
7. Работа втетради
Дети рисуютдорожки от животных к их «домикам».
ПодготовкаЖивотных к зиме
Цели: проверить и закрепить знания о диких животных, жизни зверей
зимой; научитьпоследовательному пересказу на примере сказки А.Суконцева
«Как ежик шубу менял»; развивать фонематический слух; закреплять
сенсорные навыки.
1. Организационныймомент
• Игра с мячом«Один — много».
В процессе игры логопед проверяет, как дети усвоили образование
множественного числа существительных: заяц — зайцы, лиса — лисы, еж —
ежи…
2. «Дикие идомашние животные»
Около картинок сизображениями леса и деревенского двора на доске дети
расставляют картинки с изображением диких и домашних животных.
Называют их и объясняют, почему этих животных называют дикими и
домашними.
• «Сравни».
На доске картинки, дети называют животных и объясняют, чем они
похожи и в чем ихотличие: кот — тиар; заяц — кролик; волк — собака.
• «Наоборот».
Дети должнызакончить предложения словами» подходящими по смыслу;
— Заяц летомсерый, а зимой …
— Медведь летомгуляет, а зимой …
— Белка живет вдупле, а лиса б …
— Заяц добрый, аволк …
— У белки хвостдлинный, а у зайца …
— Лиса пушистая, аежик …
3.Физкультминутка
«Тик-так» (см.занятие 14).
4. Пересказсказкн.
Логопед читает сказку А.Суконцева «Как ежик шубу менял», проводит
беседу по еесодержанию и читает повторно. Дети пересказывают сказку.
5. «Звуковаядорожка»
Логопед называет диких животных, а дети произносят первый звук в
слове, затем находят такой цветной карандаш, название которого тоже
начинается на этот звук и рисуют им в тетради кружок (зебра [з] зеленый,
газель [г] —голубой; черепаха; крокодил; жираф; кабан; обезьяна; соболь).
6. Работа втетради
