X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10класс

 

 

Цель:выявление и развитие  у обучающихся творческихспособностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности,пропаганды научных знаний.

Задачи:

1.Проверитьуровень знаний в области орфографии, лексики, фразеологии.

1.Стимулировать  интерес   студентов  к  изучению русского языка;

2.Развивать творческие способности, интерес к родному языку;

3.Воспитатьу подрастающего поколения любовь к русскому языку как государственному языкуРоссийской Федерации, языку одной из величайших культур мира.

 

Уровень требований к участникамОлимпиады

 

I. Иметь представление о:

— нормахсовременного русского литературного языка (акцентологических, лексических,орфографических);

— фразеологическихоборотах;

II. Знать:

— основныеправила русской орфографии;

-значенияфразеологизмов, архаизмов;

III. Уметь:

— применятьна письме основные правила орфографии;

— находитьсмысловые ошибки и исправлять их;

 

Задание N 1.

Определитеколичество твёрдых согласных в четверостишии, взятом из стихотворения ВадимаШефнера «Слово»:

Но слова всем словам в языке унас есть:

Слава, Родина, Верность,Свобода и Честь.

Пусть разменной монетой неслужат они,

Золотым эталоном их в сердце храни!

Ответ:твёрдыхсогласныхзвуков -___________.

Задание  N  2.

Названия каких  птиц  используются  в  перечисленных  устойчивых

сочетаниях?Запишите получившиеся фразеологизмы.

а)писать как … лапой;

б)как с … вода;

в)задать…;

г)пустить красного…;

д)как … на колу;

е)газетная…;

ж)надулся, как…

з)… в павлиньих перьях.

Ответ.

Задание N3.

Разберитеслова по составу. Какие слова состоят из приставки, корня, одного суффикса иокончания? Отметьте их номера.

 

1)Настигнем,2) вычеркнутый, 3) прилепляя, 4)посадка, 5) заморгавший,

6)соловушка, 7)складывая, 8) вымытый, 9) вынес, 10) полюблю.

Ответ–

 

Задание N 4.

 Выделите грамматическую  основу предложения.

1.Что–тослышитсяродное в грустной песне ямщика.

2.Этот стреляныйворобейсебя ещепроявит.

3.Насталороковое послезавтра.

4.Я попросил выслушать меня внимательно.

5.Вся землявокруг была изрытаснарядами и минами.

6.Хорошо бежатьутром по росе.

7.Каждый из нас мечтало победе.

8.Явышел освежиться, потому что в комнате было душно

9.Идтив снегу почти до колен было трудно.

Ответ._________

Задание  N  5.

Выпишите номера  односоставных предложений. Определите тип каждого односоставногопредложения.

 

1)В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин).

2)Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин).

3)Кипрей –очень теплый цветок. (К.Паустовский).

4)На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский).

5)Что с тобой случилось?

6)Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов).

7)Не хотел бы оказаться на твоем месте.

8)По улицам слона водили, как видно, напоказ…(И. Крылов).

Ответ:

Задание N 6.

Укажите,к какой части речи относятся выделенные слова.

А.Полнакоробочка.

Б.Полно,хватит горевать –слезами горю не поможешь.

В.Этавещь устроена очень просто.

Г.Яне пойду к директору –просто не хочу нарываться на неприятности.

Д.Жарко,печка обогрела избу, и было как в бане.

Е.Друзьяжарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу последолгих лет разлуки.

Ответ:

Задание N 7.

Выберитеправильную форму управления.

Импичмент(президент), командующий (фронт), плата (услуги), оплата (проезд), отзыв(автореферат), рецензия (программа), компетентный (вопрос), иммунитет(болезнь).

Ответ

Задание N 8.

Заменитеархаизмы современными словами.

7.Очи-

8. Длань-

9.Раплена-

10.Уста-

11.Ланиты-

12.Чело-

 

 

 

 

Задание N9.

Чтообъединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

ФеликсКузнецов, Софья Ковалевская, Сергей Ковалёв.

Ответ:

Задание N 10.

Объяснитезначение фразеологизмов.

           1.Коптить небо —

2.Филькинаграмота —

3.Сизифовтруд —

4.Олухцаря небесного —

5. Дамокловмеч –

Ответ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТВЕТЫ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУЯЗЫКУ

 

Задание N 1.

Определитеколичество твёрдых согласных в четверостишии, взятом из

стихотворенияВадима Шефнера «Слово»:

Нослова всем словам в языке у нас есть:

Слава,Родина, Верность, Свобода и Честь.

Пустьразменной монетой не служат они,

-Золотымэталоном их в сердце храни!

Ответ:Твёрдыхсогласных звуков -49 -5баллов

Задание  N 2.

Названия каких  птиц  используются  в  перечисленных  устойчивых сочетаниях? Запишитеполучившиеся фразеологизмы.

Ответ:

а)писать как курицалапой;

б)как с гусявода;

в)задать дрозда;

г)пустить красного петуха;

д)как сорокана колу;

е)газетная утка;

ж)надулся, как индюк;

з)воронав павлиньих перьях.

Оценка:за каждый правильнозаписанный фразеологизм — 1балл .

Итого:8баллов.

Задание N3.

Разберитеслова по составу. Какие слова состоят из приставки, корня, одного суффикса иокончания? Отметьте их номера.

 

Ответ:1, 4, 8,9.

1)На-стиг-н-ем(4 морфемы)

2)Вы-черк-ну-т-ый(5 морфем)

3)При-лепл-я-я(4 морфемы)

4)По-сад-к-а(4 морфемы)

5)За-морг-а-вш-ий(5 морфем)

6)Солов-ушк-а(3 морфемы)

7)С-клад-ыва-я(4 морфемы)

8)Вы-мы-т-ый(4 морфемы)

9)Вы-нес-нулевойсуффикс-нулевое окончание (4 морфемы)

10)По-любл-ю(3 морфемы)

Оценка:закаждое правильно разобранное слово –1 балл. Итого:10баллов.

 

Задание N 4.

 Грамматическая основа предложения.

 

1. Что-тослышитсяродное в грустнойпесне ямщика.

2. Этот стреляныйворобейсебя еще проявит.

3. Насталороковое послезавтра.

4. Япопросилвыслушатьменявнимательно.

5.Вся землявокруг была изрытаснарядами и минами.

6.Хорошо бежатьутром по росе.

7.Каждый из насмечтало победе.

8.Явышел освежиться, потому что в комнате было душно

9.Идтив снегу почти до колен было трудно.

Ответ:Оценка:за правильный  вариант грамматической  основы -1  балл. Итого:9баллов.

 

Задание  N 5.

Выпишите  номера  односоставныхпредложений. Определите тип каждого односоставного предложения.

Ответ:Односоставные предложения: 1, 2, 4, 8.

1)Вдеревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин) –односоставное, обобщенно-личное.

2)Дорогая, сядем рядом, поглядим в глазадруг другу. (С.Есенин) —односоставное, определенно-личное.

3)Кипрей –очень теплый цветок. (К.Паустовский) –двусоставное,  полное.

4)На скалы выбросило два парохода.(К.Паустовский) –односоставное, безличное.

5)Что с тобой случилось? –двусоставное, полное.

6) Мне другая земля никогда неприснится… (К.Скворцов) -двусоставное, полное.

7)Не хотел бы оказаться на твоем месте. –двусоставное, неполное

8) По  улицам  слона  водили,  как видно,  напоказ…(И.  Крылов) —односоставное, неопределенно-личное.

 Оценка:за каждый правильный вариант ответа –2балла.Каждая допущенная ошибка приопределении —1 балл. Итого: 8 баллов.

Задание N 6.

Укажите,к какой части речи относятся выделенные слова.

А.Полна коробочка.

Б.Полно, хватит горевать –слезами горю не поможешь.

В.Эта вещь устроена очень просто.

Г.Яне пойду к директору –просто не хочу нарываться на неприятности.

Д.Жарко, печка обогрела избу, и было как в бане.

Е.Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречупосле долгих лет разлуки.

Ответ:

А.Краткое прилагательное

Б.Междометие

В.Наречие

Г.Частица

Д.Словокатегориисостояния

Е.Наречие

Оценивание:За каждый правильный ответ–1балл. Итого: 6баллов.

 

Задание N 7.

 

Ответ: 

1)Импичмент(кому?) президенту;

2)командующий(чем?) фронтом;

3)плата(за что?) за услуги;

4)оплата(чего?) проезда;

5)отзыв(о чем?) об автореферате;

6)рецензия(на что?) на программу;

7)компетентный(в чем?) в вопросе;

8)иммунитет (к чему? против чего?) к болезни,против болезни.

Оценивание:за правильный ответ  по 1 баллу. Каждая допущенная ошибка-

-1балл.Итого: 9баллов.

 

Задание N8.

Ответ:

1.Очи- глаза

3.Раплена- плечо

4.Уста- рот

5.Ланиты- щёки

6.Чело- лоб

 

(6баллов).

Задание N 9.

Чтообъединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

ФеликсКузнецов, Софья Ковалевская, Сергей Ковалёв.

Ответ: Эти люди  практически однофамильцы. Их фамилия образована от глагола ковать–кую,но от разных его основ:

ку+ю>ку+знь>ку+зн+ец>Кузнец+ов;ков+а+ть>ков+а+ль>Ковал+ев(ский). 

Оценивание:за правильный ответ  3 балла.Итого: 3 балла

.

Задание N10.

Объяснитезначение фразеологизмов.

           1.Коптить небо —вести праздный, бесполезный для общества образжизни. 

2.Филькинаграмота —«невежественный, безграмотно составленный илине имеющий юридической силы документ»

3.Сизифовтруд —это тяжело выполнимая работа, не приносящаярезультата.

4.Олухцаря небесного — разговорноевыражение, означающее глупого человека, простака, дурака.

5.Дамокловмеч – угроза, опасность.

Оценивание:2балла за  правильное   определение значения фразеологизма.Итого 10баллов.

Задание

N1

 

N2

 

N3

N4

 

N5

 

N6

 

N7

 

N8

 

N9

N 10

 

Итого

Баллы

5

 

8

 

10

 

9

 

8

 

6

 

9

 

6

 

3

10

 

73

 

 

 


Поделиться статьей

Контрольная работа 2 класс

Поделиться статьей

Поделиться статьей 2КЛАСС   Name:__________________________________________________________   Полугодовая контрольная работапо английскому языку УМК Spotlight   I.Запиши недостающие буквы      


Поделиться статьей

Презентация Танец-путь к здоровью

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд «Танец-путь к здоровью» Работу выполнила: ученица 4«Б» класса Романова Полина Руководитель:


Поделиться статьей

9 класс косвенная речь тест

Поделиться статьей

Поделиться статьей ПОЛУГОДОВОЙМОНИТОРИНГ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ   1. Прочитайте текст иотметьте какие из утверждений после текста верны


Поделиться статьей

Слова по теме одежда 6 класс

Поделиться статьей

Поделиться статьей КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ  для 6класса 1 ЧЕТВЕРТЬ – 1 ВАРИАНТ   1) Translatethe sentences:       1.


Поделиться статьей

Презентация Виды сказок (3 класс)

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Литературные сказкиВиды 2 слайд Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического


Поделиться статьей