X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение
поселок Ртищевский Ртищевского района Саратовской области

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Детскийальбом» П. И. Чайковского

 

(длядетей старшего дошкольного возраста)

 

 

 

 

 

Подготовила:

В.А.Цинк,

музыкальныйруководитель

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Познакомить детей с творчеством русскогокомпозитора П.И.Чайковского, циклом музыкальных произведений.

Задачи:

·       Углубить знания дошкольников отворчестве великого русского композитора П.И.Чайковского;

·       развить инициативность детей вигровых ситуациях и в игре на детских музыкальных инструментах по развитиюмузыкальных способностей дошкольников;

·       расширить языковый словарь исловарь музыкальных терминов;

·        научить детей высказывать своимысли полными предложениями;

·       вызвать эмоциональный отклик наигру в оркестре и исполнение вокальной группой «Неаполитанской песенки»;

·       приобщить к хореографическомутворчеству под музыку П.И.Чайковского;

·       воспитывать уважительное ибережное отношение к своим мамам на примере жизни и творчества П.Чайковского;

·       формировать музыкальный,художественный и эстетический вкус детей при показе презентации «Детскийальбом» П.И.Чайковского, при восприятии классической музыки и танцевальногоискусства.

Вид проекта: исследовательски – творческий

Срок реализации проекта: среднесрочный

Участники: Ведущая, воспитанникиДШИ им. В.В.Толкуновой, воспитатель, дети старшего дошкольного возраста.

Проблема: Можноли каждому ребёнку приобщиться к музыке П.И.Чайковского?

Актуальность. Музыка П.И.Чайковского вотуже долгое время  волнует сердца слушателей, а три года назад отмечался 175–летний юбилей со дня рождения П.И.Чайковского. Его музыка понятна всемблагодаря своей напевности, благозвучия и красоте. П.И.Чайковский сочинял своюмузыку на основе русских народных песен и православной церковной музыки. Широтарусской души, простор музыкальных мыслей облачены в чёткую музыкальную форму,последовательную гармоничность и выразительность мелодии. Многогранностьталанта П.И.Чайковского вылилась в разнообразные музыкальные жанры: симфонии,концерты, оперы, балеты, романсы, пьесы для фортепиано. Его музыка понятна какдетям, так и взрослым. У музыки П.И.Чайковского нет никаких ограничений! 

 

 

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка мояраспространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в нейутешение и опору», — писал П.И. Чайковский. Намостаётся толькослушать, сопереживать или наслаждаться. Но чтобы лучше понимать музыку — малотолько слушать её, ещё нужно уметь различать средства музыкальнойвыразительности, уметь высказывать свои мысли о музыкальных образах, характеремузыки и участвовать самому ребёнку в разных видах музыкально-художественнойдеятельности. Для этого и существует непрерывная образовательная деятельность вДОУ.  Благодаря интеграции разных образовательных областей у ребёнка   формируетсяобщая культура личности. Дошкольнику созданы все благоприятные условия, т.е.предметно-пространственная развивающая среда, для его творческой инициативы ираскрытию талантов! Но сам П.И.Чайковский говорил: «Большойталант требует большого трудолюбия». Ребёнок, который сам участвует в проектнойдеятельности совместно с педагогами и родителями, быстрее будет адаптирован кобщению с другими детьми, взрослыми и целым миром!

Этапы:

I подготовительный:

·       беседа с детьми о жизни итворчестве композитора;

·        знакомство с пьесами из«Детского альбома» П.И.Чайковского.

II — основной:

·       сбор информации о жизни итворчестве композитора (интернет – ресурсы);

·       просмотр мультфильма «Детскийальбом П.И.Чайковского.

·       подготовка музыкального инотного материала;

·       интегрированная деятельность:изобразительная и музыка

·       заучивание музыкальнымруководителем на память пьес «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» и «Неаполитанскойпесенки».

III — заключительный:

·       итоговая НОД, вид деятельности «Музыка»;

·      презентация с иллюстрациями, портретом композитора для итоговой НОД«Музыка».

Ожидаемые результаты:

·       знание детьми музыки П.И.Чаковского;

·       уважительное отношение к старшим;

·       повышение интеллекта, музыкальных и эстетическихспособностей.

 

 

 

Приложение.

«Детский альбом» П.И. Чайковского

(сценарий НОД для детей старшегодошкольного возраста)

Цель: Формирование общей культуры личности детей, в том числеразвития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,физических качеств, инициативности.

Задачи:

Образовательные:

·       Углубить знания дошкольников о творчестве великого русскогокомпозитора П.И.Чайковского;

·       расширить языковый словарь и словарь музыкальных терминов;

·       систематизировать знания детей о «Детском альбоме»; ипродолжать учить  детей высказывать свои мысли полными предложениями;

·       дать возможность проявить  инициативность детей в игровыхситуациях и в игре на детских музыкальных инструментах по развитию музыкальныхспособностей дошкольников.

Развивающие:

·       продолжать развивать  умение детей  внимательно слушатьклассическую музыку;

·       развивать умение представлять музыкальный образ в своёмвоображении;

·       развивать музыкальную память дошкольников;

·       обеспечить развитие умения детей высказывать свои мысли  охарактере музыки и выразительных средствах музыки полными предложениями;

·       обеспечить развитие умения анализировать и самостоятельноделать выводы.

Воспитательные:

·       формировать музыкальный, художественный и эстетический вкусдетей в НОД по теме «Детский альбом» П.И.Чайковского, культуру восприятия классическоймузыки, танцевального и изобразительного  искусства.

·       вызвать эмоциональный отклик на  игру в оркестре иисполнение вокальной группой «Неаполитанской песенки»;

·       приобщить к хореографическому творчеству под музыкуП.И.Чайковского;

·       воспитывать уважительное и бережное отношение к своим мамамна примере жизни и творчества П.Чайковского;

Оборудование:

Фортепиано, музыкальный центр, проектор дляпоказа презентации, ноутбук, экран, ноты пьес для фортепиано «Детский альбом»П.И.Чайковского, цветные ленточки на колечках — (в 2 руки) по количеству детейв коробке, барабаны с палочками, музыкальный треугольник.

 

Ход НОД: Звучит «Мама» изсборника пьес П.И. Чайковского «Детский аль­бом» (в переложении для камерного ансамбляструнно-смычковых инструментов). Входят дети. Слайд 1.

Ведущая (музыкальный руководитель поёт): Здравствуйте, ребята!

Детив ответ (поют): Здравствуйте.

Какоепрекрасное сегодня весеннее утро. Солнышко нам ярко светит! Так и хочется всемулыбнуться. Давайте поприветствуем друг друга музыкально.

Доброеутро,(выставляют поочерёдно руки в стороны, наклон головы)

Улыбнисьскорее.

Исегодня весь день («Пружинка»)

Будетвеселее. (Руки поднять вверх). (Арсеневская О.)

Проходите,ребята, присаживайтесь на стулья  напротив экрана.

Дети сели.

Какаяпрекрасная классическая музыка звучит! Сегодня мы продолжаем знакомиться с музыкойиз «Детского альбома», который написал  знаменитый русский композитор ПетрИльич Чайковский.

 Показ  портретаЧайковского на экране. Слайд 2.

 Предлагаюпослушать пьесу «Сладкаягрёза». Грезить, значит мечтать. А вы любите мечтать, дети? Каждому человекусвойственно иметь мечты, заветные желания. Если у Вас нет ещё мечты, топопробуйте придумать её под музыку Петра Ильича Чайковского.

На экране – рисунок кпьесе «Сладкая грёза». Слайд 3.

Звучит пьеса«Сладкая грёза». (фортепианный дуэт Гранкина А. и Чуманова. В.)

Ведущая: Назовите, ребята,какие средства музыкальной выразительности вы услышали?

Ответы детей: Музыка светлаярадостная по характеру, лад мажор, мелодия нежная, протяжная, певучая,интонация мягкая, темп умеренный, ритм спокойный, гармония приятная для слуха.

Ведущая: (Показывает ноты«Детский альбом»). Давайте перелистаем страницы этого музы­кального сборника,который композитор Чайковский специально сочинил для юных музыкантов. Толькоодновременно я предлагаю вспомнить и не­которые эпизоды из жизни самогокомпозитора. Как у композитора возникла идея создания такого альбома?

Весной 1878 года (19 век) П.И. Чайковский вернулся на ро­динуиз-за границы и приехал погостить на Украину в семью своей сестры АлександрыИвановны Давыдовой.

На экране — игрыплемянников композитора  из семьи Давыдовых (старинная иллюстрация к сборнику«Детский альбом»). Слайд 4.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

У неё было семеро детей, и Чайковский без устали придумывалдля них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он самаккомпанировал им на рояле.

Тогда-то он и решил написать целый сборник пьес для юныхмузыкантов, пьес легких, запоминающихся и с интересными названиями.

В альбоме встречаются картины природы иназвания детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии. Свой альбомкомпозитор посвятил своему племяннику Володе Давыдову.

Давайте, ребята, послу­шаем одну из пьес танцевального жанра.

На экране – иллюстрация «Вальс» (Пары,танцующие вальс на балу). Слайд 5.

Назовите танец,который танцуют в паре, кружась по кругу и вокруг себя, метрический размер тричетверти. Этот танец — король всех танцев!

Дети: Вальс.

Пьеса «Вальс» (фрагмент).

(Исполняетмузыкальный  руководитель).

А сейчаспредлагаю всем станцевать с цветными ленточками, а затем соединиться в пары.

Отдать  одному ребёнку коробочку с  ленточками на колечках. Онраздаёт всем детям.

Пьеса «Вальс».

(Запись висполнении камерного оркестра).

Дети сели. Ленты сложить в коробку.

Ведущая: А сейчас прозвучит пьеса «Мама». Мелодия у неепевучая, красивая, ласковая. Сам П.И. Чайковский с большой нежностью от­носилсяк своей маме. Всю жизнь он помнил ее плавные движения, добрый голос,удивительные глаза. Видимо, о своей матери он и рас­сказал в пьесе «Мама».

На экране — портрет мамы и дочки. Слайд 6.

Я предлагаю представить каждому из вас свою маму,обнять её и погладить по плечу и руке.

Пластический этюд «Обними маму».

Дети выполняют поглаживающие движения, какбудто обнимают, ласкают  и жалеют маму, обещая помогать ей в домашних делах.

Пьеса «Мама».

(Запись в исполнении пианиста Д.Мацуева)

Какая похарактеру пьеса «Мама»?

Ответы детей: Добрая, ласковая,спокойная, нежная, светлая (мажор). Мелодия певучая, красивая, гармонияблагозвучная.

Ведущая: Мы любим наблюдать за приро­дой весной, когда всёоживает, и воздух звенит от птичьих трелей. О какой птице сейчас пойдёт речь?

Загадка о птице.

Так беззаботно, на лету
Он щедро сыплет трели,
Взвиваясь круто в высоту,
С земли  — своей постели.

Среди колосьев он живет,

Гнездо своё он там совьёт.
Но нужен весь небесный свод,
Когда он песню запоёт.

Опрос детей индивидуально. Ответ детей: «Жаворонок».

Дети, посмотрите наэкран.

На экране — фото  в полёте жаворонка.Слайд 7.

Правильно,мы сейчас будем слушать пьесу  «Песня жаворонка».

Звуки мелодии передаютщебет этой весенней птички. Мелодия меняется, становится то выше, то ниже,словно звонкий жаворонок, то подни­мается ввысь, то вновь опускается к земле.Давайте сложим наши руки, словно крылья птицы и представим, как взлетает  ипарит в воздухе жаворонок.

Пальчиковая игра«Птичка».

Вытянуть две руки вперёд, первые пальцы соединить вместе и  взмахивать кистями рук тосильно, то слабо. Можно выполнять лёгкое тремоло пальцами, остановившись водной точке, как бы зависая. Можно опускать «птичку» то на одно колено, то надругое.

Пьеса «Песняжаворонка».

 (Звучит запись висполнении струнного ансамбля, соло — ксилофон)

Ведущий:В «Детском альбоме» композиторпередает в музыке дет­ские игры — девочек и мальчиков. Назовите, во что девочки большевсего любят играть? Какая самая любимая игрушка у девочек?

Опрос индивидуальный.

В играхдевочек, конечно, присутствуют куклы. Вот, например, пьеса «Новая кукла».

На экране -иллюстрация к пьесе «Новая кукла». Слайд 8.

Мелодияв ней словно сверкает от счастья, передавая радость и восторг. Эту музыку лучшепонять, если к нам в гости придет ее героиня. Давайте позовем ее все вместе,только негромко и вежливо: «Кукла, кукла, приходи!»

Детизовут Куклу. Выходит Кукла — на­рядно одетая девочка, которая  имитирует«ку­кольную» походку.

Ведущая:Мы попросим нашу Куклу станцевать, похлопаем в ла­доши.

Звучит пьеса П.И. Чайковского «Новаякукла».

Импровизированный танец Куклы.

 После танца онасадится рядом с детьми.

Ведущая:А теперь, дети, догадайтесь, в какую игрубудут играть наши мальчики?

Загадка.

Ать– два, левой! Ать – два, правой!

Мыидём чеканя шаг.

Каждый- смелый, каждый — бравый,

Насне испугает враг!

Ать– два, левой! Ать – два, правой!

Дождьли, стужа ли, жара –

Мыидём в поход за славой!

ЗаОтечество – Ура!!! (Н. Ю. Радченко.)

Ответ детей: Солдатики.

Звучит фрагмент«Марш деревянных солдатиков».

(Исполняет музыкальный  руководитель.)

На экране  — иллюстрация  к«Маршу деревянных солдатиков». Слайд 9.

Ведущая: Выходите,мальчики, и покажите своё умение маршировать, играть в барабаны и  выполнятьперестроения.

Пьеса «Марш дере­вянныхсолдатиков».

Перестроения с барабанами.

(В 2 колонны, подиагонали «расчёской» и снова в одну колонну).

Детисели.

Ведущий:Одна из самых знаменитых мелодий из  «Детского альбома» — «Неаполитанскаяпесенка».

На экране – иллюстрация  «Неаполитанскаяпесенка». Слайд 12.

Ведущая:Но давайте послушаем, как будет звучать «Неаполитан­ская песенка»в вокальном исполнении под аккомпанемент кастаньет и оркестра. Ведь это — песенка,значит, ее можно спеть.

 «Неаполитанская песенка»Слова М.А. Давыдовой и И.А. Агаповой.

(в исполнении детскогооркестра).

1.    Волны блещут бирюзою.

Величавою красою.

Нас Неапользазывает,

Погоститьнас приглашает.

2.    Здесь под синим небом юга

Повстречали мыдруг друга.

Наш корабликдальше мчится

Пена волн вокругкипит.

Припев:

Ах, Неаполь,город солнечный и страстный,

Город светлый ипрекрасный

                      Тает в дымке голубой.

Ах, Неаполь, утропахнет здесь лимоном.

Золотистыммедальоном

Кажется Неапольмой.

3.    Лишь только солнце утром первыми лучами

Края небаосвещает, день чудесный возвещая,

Словно в зеркалемерцают изумруды моря

Городпробуждается от сна.

4.    И взгляд последний бросим на Неаполь,

В море отражаясь,в дымке утренней тумана,

Точно сказка безобмана

И волшебноевиденье, вдоль залива

Уплывает городнаш.

Ведущая: А какие пьесыВам запомнились из этого альбома? А что вы сегодня расскажите своим родителям омузыкальном занятии? А что вам больше всего понравилось на занятии?

Ответы детей.

На экране – портрет композитора у рояля за сочинением музыки.

Слайд 15.

Ведущая: «Большой таланттребует большого трудолюбия», – сказал П. И.Чайковский. Трудитесь, старайтесьво всём, и вы достигнете успехов в жизни! Пусть с вами всегда идёт по жизни музыка П. И. Чайковского. До свидания, до новых встреч с классической музыкой!

Слайд 16.

Дети выходят из зала под музыку «Вальса» П.И.Чайковского.

                                                                                          

 

 

 

 

 

Использованная литература:

1.   Давыдова М.А. Агапова И.А. Мир музыкальных праздников. Изд. 5 зазнание. Москва, 2006 г.

2.   «Музыкальный руководитель», иллюстрированный методический журнал,ООО: Издательский дом «Воспитание дошкольника», № 10 —  2015 г.

3.   «Справочник музыкального руководителя», журнал. Изд.: ЗАО «МЦФЭР»,№ 2 – 2015 г.

 

Использованные интернет – ресурсы.

1.   https://ru.wikipedia.org/wiki

2.   http://www.liveinternet.ru/community/

3.    https://www.google.ru/- иллюстрации

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет