Классный час ко Дню России
Цель:
воспитаниеличности обучающихся для становления и развития чувства патриотизма,гражданственности, готовности солидарно противостоять внешним и внутреннимвызовам, осознания общероссийской идентичности на основе осмысленияисторического опыта своей страны и современных событий.
Задачи:
-формирование у обучащихся правового самосознания, приверженностидемократическим ценностям, закрепленным в законодательстве РоссийскойФедерации;
— развитиеспособности обучающихся анализировать социальную информацию о происходящихсобытиях, содержащуюся в различных источниках информации;
-формирование у обучающихся умения применять исторические знания для осмыслениясущности событий и процессов в современном поликультурном, полиэтническом имногоконфессиональном российском обществе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран,интернет-ресурсы, музыкальное сопровождение, презентации.
-Здравствуйтеребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы мне скажете тему сегодняшнегоурока.
Чтомы родиной зовём?
Дом,где мы с тобой живём,
Иберёзки, вдоль которых
Рядомс мамой мы идём.
Чтомы Родиной зовём?
Полес тонким колоском,
Нашипраздники и песни,
Тёплыйвечер за окном.
Чтомы Родиной зовём?
Всё,что в сердце бережём,
Ипод небом синим – синим
ФлагРоссии над Кремлём.
— Родина!Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где тыживёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Как называется наша Родина?
(ответыучеников)
Россияили Российская Федерация.
— Ребята, кто догадался, почему мы с вами заговорили о Родине, о России?
— У нашей страны завтра день рождения!Этот праздник называется День независимости России. Он отмечаетсяежегодно с 1994 года.
Велика наша Родина. Если сесть в самолёт ипролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льдаи знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучиереки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса.
Всемы живём в огромной стране название, которой – Россия.
Россия– самая большая страна на свете. Границы России проходят и по суше, и по морю.Наша страна очень красива и богата.
— Каждый человек, живущий на нашейпланете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, своюземлю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Символы – это знакиотличия нашей страны от других стран.
Какие государственные символы нашей странывам известны? (Ответы детей)
УРоссии также как и у любого государства есть и официальные символы – герб ифлаг страны. Они имеют особое значение. Уважение к ним, знание истории ихпроисхождения объединяет жителей страны. Скажите, где можно увидеть флаг и гербстраны? (государственные церемонии, праздники, украшают главные здания,школы, на важных документах, на границе, на монетах, денежных знаках,печатях) Неуважительное отношение к флагу и гербу является грубым,безнравственным поступком, считается нарушением закона.
— Символынашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный гербпоявился в конце XV в., первый флаг — в XVIII в., а первый гимн – в XIX в.
— Сегодня мы поподробнее поговорим о нашейРодине, о государственных символах России, узнаем историю их появления ипроведем небольшую игру.
Давайте начнем с того, что же могутрассказать герб и флаг о своей истории. Послушайте стихотворение. О чём онорассказывает, догадайтесь.
Белыйцвет – березка.
Синий –неба цвет.
Краснаяполоска –
Солнечныйрассвет.
-Правильно. Это стихотворение о флагеРоссии.
-Какие цвета преобладают на флагеРоссии? (белый, синий, красный)
-Флаг нашей страны имеет свою историю.Много – много лет тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывая кего верхушке пучки травы или веток. Назывался он стягом. Главнымназначением стяга было собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты своей земли.Потом стяги стали делать из ткани. Чаще всего стяги были ярко – красного илитёмно – красного цвета. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на нихрисовали или вышивали изображения святых – «знамения». Как вы думаетезачем? ( Ответы) Так появилось слово «знамя». Знамёна имелиразные цвета и их украшали богатые узоры.
Когда в России в 12 веке правил царьАлексей Михайлович, прозванный Тишайшим, начали строить несколько кораблей.Самый большой корабль назвали гордо – «Орёл». Военный корабль был необходим длязащиты торговых судов. А для военного корабля потребовался опознавательный знак– флаг. Бело-сине-красные флаги на этом корабле говорили о принадлежности её кРоссийскому государству. Эти цвета стали цветами России. И в те времена, исейчас цвету придаётся особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту, синий –небо, верность и правду, красный – отвагу и огонь. Белый, синий и красный –цвета, которые издревле почитались на Руси.
Таков флаг России. И мы должныуважать государственный флаг.
— Посмотритена следующее изображение. Что перед вами? (герб России) Правильно.Что изображено на гербе? (Орёл, у него две головы. Внутри орлапрямоугольник с изображением всадника, убивающего дракона)
— Гдеможно увидеть герб России?
— Государственный флаг РФ постоянно поднятна зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственныхпраздников, торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мыдолжны относиться к нему с уважением и почитанием.
История современного российского гербаначинается в 15 веке во времена Ивана3. На гербе России золотой двуглавый орёлизображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр, а влевой – держава. Скипетр и держава – это символы России. В давние временакороны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня онинапоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и показывают единствоРоссийской Федерации.
Если приглядеться то, можно увидеть, что крылья орла похожи насолнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. И это не случайно, т.к.русские люди с древних времён поклонялись солнцу. Почитали солнце, воспевалиего в песнях. Золотой орёл напоминал людям солнце. На груди орла помещенкрасный щит с изображением всадника. Это – Святой Георгий Победоносец. А святойГеоргий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов,защитников Отечества. А ужасный. Чёрный змей – это символ зла. И он поверженгероем. Верный конь героя воина топчет дракона копытами.
-Вспомните и скажите на гербе какого российского города изображён ГеоргийПобедоносец? ( На гербе Москвы) Почему? (Москва – столица России. это тоже символ нашей страны)
-Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
-Какой же вывод можно сделать о том, какое значение имеют флаг и герб России,что они олицетворяют? ( Доброту, мир, красоту, чистоту, правду, отвагу)
-Правильно. Российская государственная символика олицетворяет красоту исправедливость, победу добра над злом, величие нашей страны.
-Звучит фонограмма гимна
— Какназывается это музыкальное произведение? Какое оно? Какие чувства выиспытываете, когда слушаете его?
(ответыучеников)
Слово «гимн» греческого происхождения, оноозначает «торжественная, хвалебная песня». Гимн исполняется в особых, наиболееважных случаях. Гимн имеет огромное значение для своего народа как впрошлом так и в настоящем.
Угимна тоже своя история. Текст нового гимна принадлежит известному советскомуписателю С.В.Михалкову (р. 1913г.), а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову(1883-1946гг.). Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой вдекабре 2000 года. Текст гимна утвержден указом Президента России В.В.Путина30.12. 2000г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новыйгимн.
Торжественные звуки гимна сплачиваютнацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ нановые свершения – такова идея гимна.
-Что вы еще можете добавить о гимне?
Вторая часть. Игра «Моя Россия!»
— Ну а сейчас мы с вами поиграем. Дляэтого вы уже поделились на три команды. Теперь вы должны придуматьназвание своей команды и, конечно же, капитана, того человека, на которого вымогли бы положиться в трудную минуту, которому вы доверяете.
— Каждой команде я предлагаю разгадатьфиллворд (команды получают задание). На выполнение 5-7 минут.
Конкурс1. «Филлворд»
Найди и прочитай слова, которые имеютотношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел,столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)
Н |
С |
Т |
И |
Т |
Я |
|
К |
С |
Ф |
Л |
А |
У |
Ц |
Г |
Е |
Р |
Б |
Г |
Я |
И |
Р |
П |
Г |
С |
Е |
Л |
С |
Е |
Р |
И |
О |
Р |
И |
Т |
З |
О |
М |
Н |
А |
Ц |
О |
И |
Д |
Е |
Н |
Т |
И |
Л |
-Какие государственные праздники вы знаете? (ответы детей)
-Каждой группе предлагаю следующее задание. Получив карточки с датами и названиямипраздников, разложите верно (команды получают задание). На выполнение 7-10минут.
Конкурс2. « Найди праздники».
Соотнесидаты государственных праздников, и их название.
День Победы |
|
23 февраля |
День независимости России |
9 мая |
Международный женский день |
1 января |
Праздник Весны и Труда |
1 мая |
Новый год |
8 марта |
День защитника Отечества |
7 января |
Рождество Христово |
-Задание для капитанов команд. Вам нужно ответь на предложенные вопросы.
Конкурс3.Вопрос-ответ.
1. Какой праздник отмечается 12 июня? (День России, Деньнезависимости России)
2. Как называются официальные отличительные признаки государства? (символы)
3. Назовите символы государства. ( Флаг, герб, гимн)
4. Где можно увидеть символы России?
5. Назови основные цвета флага Российской Федерации?
6. Что изображено на гербе России? (Двуглавый орёл, всадник,убивающий дракона)
7. Что держит в лапах орёл? (Скипетр и держава)
8. Какой святой изображён внутри орла? (Георгий Победоносец)
9. На гербе какого города изображён Георгий Победоносец? (Нагербе города Москва)
10. Назовидействующего президента Российской Федерации? (В.В. Путин)
11. Ктоявляется премьер — министром России? (Д.А. Медведев)
12. Гдезаседает правительство России? (Кремль).
Конкурс4. «Пословицы и поговорки о Родине».
Каждаякоманда получает конверт с пословицами о Родине, но начало и конец у пословицперепутан. Вам надо собрать пословицы.
Роднойкрай – сердцу рай.
Нет вмире краше Родины нашей.
Человекбез Родины, что соловей без песни.
Жить –Родине служить.
Москвавсем городам мать.
— Взаключение хочу прочитать вам стихотворение С.Синицына.
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
—Что вы сегодня новогоузнали?
-Ели вы сегодня хорошо работали, тохлопните, а если вы поработали не очень активно, то топните.