Государственное образовательное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Иркутская областная детская школа искусств
План-конспект проведения открытого
педагогического мероприятия
Преподаватель: Тульчин Александр Юрьевич
Обучающиеся: Бобрышев Кирилл (тенор саксофон), 5 класс; Стребкова София(сопрано саксофон), 5 класс; Емельянов Лука (альт саксофон), 8 класс; ГайдаровТимур (баритон саксофон), 9 класс
Дата: 20.12.2022г.
Учебный предмет «Ансамбль» дополнительной предпрофессиональнойобщеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые иударные инструменты»
Продолжительность урока: 40 минут
Тема урока: «Работа над интонационным строем в ансамбле учащихся среднихи старших классов»
Вид урока: мелкогрупповое практическое занятие
Цель урока: Сформировать представление об интонационном строе,средствах музыкальной выразительности на примере разнохарактерных пьес.
Задачи:
Образовательные:
— Познакомитьсо стилистическими особенностями произведений композиторов эпохи барокко;
— Продолжитьформирование практических навыков интонационного строя;
— Работа наддинамическими оттенками, с учетом различной тембровой окраски деревянныхдуховых инструментов.
Развивающие:
— Развитиегармонического слуха;
— Развитиемузыкально-слуховых представлений и метроритмического счёта;
— Развитиемузыкального мышления.
Воспитательные:
— Умение работать в коллективе, слышатьобщее звучание, понимать звуковой баланс в ансамбле, дифференциация своегоголоса, ориентира в партитуре.
— Воспитаниетворческой активности, волевых качеств – терпение, настойчивости,целеустремленности.
Технология (элементы технологий) Маргариты Константиновны Шапошниковой– российской кларнетистки и саксофонистки, народной артистки РФ, профессораРоссийской академии музыки имени Гнесиных.
Материально-техническое обеспечение:
Два альт-саксофона (для учителя и ученика), сопрано-саксофон,тенор-саксофон, баритон-саксофон, стулья, пульты, нотный материал, ноутбук.
Репертуарный план урока:
1. Разыгрывание (работа надзвуком), игра выдержанных звуков и гамм.
2. М. Петренко «Вальс»
3. А. Корелли «Жига»
План-конспект урока
Компонент урока |
Содержание |
Организационный момент (5 минут) |
Приветствие, вступительное слово по теме урока. Преподаватель напоминает учащимся, насколько важно следить за чистотой интонации при игре на духовом инструменте. |
Технического подготовка игрового аппарата (5 минут) |
Игра длинных звуков и гамм. Применяя технологию М. Шапошниковой при игре продолжительных звуков: си, ля и соль первой октавы, как наиболее устойчивых и легко исполняемых, необходимо следить за началом звука, его ведением (ровность по высоте и динамике) и окончанием звука (на опоре, т.е. на напряжённых мышцах пресса). Следить за тем, чтобы начинался и заканчивался звук чисто без призвуков. Длительность исполняемых звуков может быть равна половинной или целой ноте в умеренном темпе. |
Работа над пьесой М. Петренко «Вальс» (20 минут)
|
Преподаватель напоминает учащимся, что саксофон – это духовой музыкальный инструмент, относящийся к группе деревянных духовых инструментов, который ярко выделяется среди других духовых инструментов своим красивым, гибким и певучим звучанием. По технологии Маргариты Шапошниковой объясняет важность рациональной постановки при игре на музыкальном инструменте, о работе исполнительского аппарата (амбушюра) и об исполнительском дыхании. Необходимо следить чтобы звук был чёткий, ровный и приятный. При игре на саксофоне начальный момент звукоизвлечения называется атакой звука. Атаке саксофонист должен придавать особое значение, так как она характеризует индивидуальную исполнительскую манеру произнесения звука. Маргарита Шапошникова: мастер класс в Марьячи. Маргарита Шапошникова: мастеркласс в Марьячи — поиск Яндекса по видео (yandex.ru) Учащиеся исполняют произведение сначала вместе, затем каждый в отдельности свою партию. Определяют самые сложные места, затем медленно их учат и постепенно переходят на более быстрый темп, затем пробуют сыграть наизусть. Выстраивают, совместно с преподавателем, динамический план, выясняют общий характер произведения и какими штрихами необходимо играть.
|
Прослушивание пьесы (2 минуты) |
Учащимся предлагается прослушать изучаемое произведение. Исполняет духовой оркестр ДМШ им. М.Л. Ростроповича, руководитель Зорьян А.А., г. Москва: вальс петренко саксофон с оркестром — Поиск в Google
|
Анализ исполнения (5 минут) |
Учащимся предлагается обсудить прослушанный материал, проанализировать с помощью преподавателя динамический план пьесы М. Петренко «Вальс». Вновь исполнить произведение, но уже с учетом музыкально-слуховых представлений.
|
Подведение итогов проведенного урока (3 минуты) |
В ходе урока цель и задачи достигнуты. Даны рекомендации по дальнейшей работе над произведением. Продемонстрированы различные технические приемы для достижения исполнительских задач.
|
Задание для самостоятельной работы во внеурочное время: Работать над интонацией и образно-эмоциональным содержанием пьесы М. Петренко, сложными элементами музыкальной фактуры. Уверенное исполнение наизусть своей партии каждому участнику ансамбля.
|
Литература, необходимая для подготовки к занятию:
1. Шапошникова М.К. Гаммы, этюды и упражнения для саксофона. — М., 1988.
2. Сергеев В.Л. Сборник пьес длякларнета и ансамблей в сопровождении фортепиано. – М., Л., 1976.
3. Крючков А.А. Основы постановкиисполнительского дыхания при игре на духовых музыкальных инструментах дляучащихся начального и среднего специального образования: методическиерекомендации. – М., 1985. – 19 с.
4. Мохонько А.П. Методикарепетиционного процесса. – Кемерово, 1996
5. Нежинский О. Детский духовойоркестр: Методическое пособие для руководителей самодеятельных коллективов. –М., 1981
Преподаватель А.Ю.Тульчин
