Урок русского языка во 2 «А» классе (УМК «Школа России») Студент: Ивашнева Е.С. Методист: Учитель: Дата проведения: |
|
Тема |
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. |
Педагогическая цель |
Формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать примеры таких слов самостоятельно; развивать речь, умение наблюдать. |
Тип урока |
Закрепление изученного материала. |
Планируемые результаты (предметные) |
Обучающиеся научатся различать имена существительные собственные и нарицательные; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу; составлять устный рассказ-описание по картине; работать с несколькими источниками информации. |
Личностные результаты |
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения; Познавательные: умение определять ударение в словах, наблюдать за ролью словесного ударения, различать ударные и безударные слоги. Коммуникативные: умения участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах. |
Основные понятия и термины |
Словарь, собственные и нарицательные имена существительные, части речи. |
Методы, формы работы |
Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы |
Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г.Горецкий 2 класс, 2 часть, страницы 54-55, ММП. |
Технологическая карта урока
Этапы урока. Цели. |
Виды работы |
Содержание взаимодействия с учащимися. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
I.Организационный момент. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). |
Приветствие
|
— Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Елена Сергеевна |
Приветствует учащихся.
|
Приветствуют учителя, друг друга. |
||
Эмоциональный настрой
|
Чтоб сегодня наш урок Всем пошел ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Слушать, думать и вникать! |
Создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.
|
Эмоционально настраиваются на урок
|
|||
Проверка готовности к уроку. |
— Проверим готовность к уроку, на столах у вас должны лежать учебники русского языка, тетрадь, письменные принадлежности, карточки с заданиями. |
Организовывает проверку рабочего места,
|
Проверяют готовность к уроку.
|
|||
II. Минутка чистописания (5-7) Цель: совершенствовать начертание букв и их соединений
|
Пальчиковая гимнастика
|
-Урок начинаем с минутки чистописания. Но для начала проведем пальчиковую гимнастику. Сидит белка на тележке, (Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.) Продает она орешки, (Круговые движения кистью вправо, влево.) Лисичке-сестричке, (Разогнуть большой палец.) Воробью, (Разогнуть указательный палец.) Синичке, (Разогнуть средний палец.) Мишке толстопятому, (Разогнуть безымянный палец.) Заиньке усатому. (Разогнуть мизинец.) Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.) |
Осуществляет подготовку руки к работе.
|
Повторяют движения за учителем.
|
||
Оформление рабочей страницы в тетради |
— Отлично! Пальчики мы размяли, а теперь приступим к письму. Откройте рабочую тетрадь. Отступите от предыдущей работы две строки, запишите число и классная работа. Сегодня двадцать седьмое ноября. Обратите внимание, что Классная работа пишется с удвоенной «сс». 13 февраля. Классная работа. |
Контролирует оформление рабочей стр. тетради |
Оформляют тетрадь |
|||
Упр. в написании букв и их соединений с другими буквами |
-Ребята, сейчас мы с вами будем вырабатывать правильное и красивое написание заглавной буквы в соединении со строчной буквы. -Посмотрите на первую рабочую строку, что вы видите? (заглавная буква В, в соединении со строчной в) Вв -Какие ошибки могут встретиться при написании заглавной и строчной буквы Вв? (в заглавной букве В верхний полуовал должен быть меньше нижнего, в строчной букве в нужно правильно писать верхнюю петлю до середины -Напишите заглавную букву В в соединении со строчной в до конца рабочей строки, обращая внимание на наклон. -Что написано на следующей рабочей строке? (Слоги и буквосочетания) -Назовите их. (ве, Ви, ва) — Определите вид соединения между буквами? (В первом слоге среднее соединение, во втором – нижнее, а в третьем — нижнее) -Напишите данные слоги в тетради на следующей рабочей строке, соблюдая расстояние и наклон. |
Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске. Контролирует выполнение работы по образцу. |
Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия. |
|||
Словарная работа (закрепление ранее изученных словарных слов.) |
— А сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов. -На следующей строке запишите слово «Словарь» и поставьте двоеточие. -Как мы будем писать слова после двоеточия? (С маленькой буквы) -Сейчас я проведу словарный диктант, на доске одна за другой будут появляться картинки. Ваша задача — назвать, что изображено на картинке, слово, которое вы отгадаете и есть словарное, его нужно объяснить, самостоятельно записать в тетрадь, выделить орфограммы, поставить ударение. Сл.1 (дорога) Дорога — в слове дорога ударение падает на второй слог, на гласную букву о, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную букву о, непроверяемую ударением. — Сл.2 (ягода) Ягода — в слове ягода ударение падает на первый слог на гласную букву я, во втором слоге необходимо запомнить непроверяемую безударную гласную о в корне слова, непроверяемую ударением. -Сл.3 (берёза) Берёза – в слове берёза ударение падает на второй слог, на гласную букву ё, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную е непроверяемую ударением. -Сл.4 (лопата) Лопата — в слове лопата ударение падает на второй слог, на гласную букву а, в первом слоге необходимо запомнить гласную букву о, непроверяемые ударением. Сл.5 (осина) Осина-в слове осина ударение падает на второй слог, на гласную букву и, в первом слоге необходимо запомнить гласную букву о, непроверяемую ударением. Словарь: капуста, яблоко, береза, снегирь, лягушка. |
Определяет целевую установку, проводит орфографическую работу. |
Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически.
|
|||
Знакомство с новым словарным словом «отец», «фамилия» |
— А теперь мы познакомимся с новым словом. -Внимательно послушайте лексическое значение этого слова и после назовите его. —Мужчина по отношению к своим детям. (отец) -Сл.6 -Произнесите слово «отец» орфоэпически — как слышим ([а’т’эц]) — Произнесите слово орфографически —как пишем (отец) -В каких случаях мы можем допустить ошибки? (отец) -Сколько слогов в этом слове? (в этом слове 2слога) -На какой слог падает ударение? (ударение падает на 2 слог, на гласную е) — Можем ли мы проверить в этом слове безударную гласную о? (нет, не можем) —Приготовьтесь слушать значение второго слова, а после прослушивания будьте готовы его назвать. -Семейное наименование человека, которое прибавляется к имени и передаётся от родителей к детям. (фамилия) -Произнесите слово «фамилия» орфоэпически — как слышим ([фам’и л’ия]) — Произнесите слово орфографически —как пишем (фамилия) -В каких случаях мы можем допустить ошибки? (фамилия) -Сколько слогов в этом слове? (в этом слове 3 слога) -На какой слог падает ударение? (ударение падает на 2 слог, на гласную и) — Можем ли мы проверить в этом слове безударную гласную а, и ? (нет, не можем) Обобщение: в слове отец ударение падает на второй слог, на гласную букву е, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную о непроверяемую ударением. В слове фамилия ударение падает на второй слог, на гласную букву и, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную а непроверяемую ударением, во третьем слоге необходимо запомнить безударную гласную букву и, непроверяемую ударением. -Запишите слова отец и фамилия в тетрадь, подчеркните орфограммы, поставьте ударение. -Составьте предложение со словами отец и фамилия. |
Проводит орфографическую и лексическую работу с новым словарным словом. |
Читают новое словарное слово, определяют его лексическое значение, выделяют орфограмму, составляют словосочетания и предложения с новым словарным словом. |
|||
Работа с предложением (синтаксический разбор) |
-Посмотрите на доску, прочитайте предложение. Все дети носили фамилию отца. —На следующей строке спишите предложение с доски с комментированием, выделяя орфограммы. -Найдите грамматическую основу предложения. -Что такое грамматическая основа предложения? (Подлежащее и сказуемое.) -Найдите подлежащее в предложении. -О ком говорится в предложении? (В предложении говорится о детях. Кто дети- это подлежащее, подчеркнем одной чертой выражено существительным.) —Что говорится о детях? ( дети что делали? –носили это сказуемое, подчеркнем двумя чертами, выражено глаголом.) -Грамматическая основа предложения – дети носили. -Остальные слова- это второстепенные члены предложения. — Можем ли мы задать вопрос от подлежащего к второстепенным членам предложения? (нет) — К какому слову можно задать вопрос от сказуемого? (к слову фамилия.) -Носили (что?) фамилию (это дополнение, подчеркнем пунктирной линией, выражено именем существительным) — Задайте вопрос от второстепенных членов предложения к второстепенным. ( фамилия (чья?)отца. Это дополнение подчеркнём пунктирной линией, выражено именем существительным) -Какое предложение по цели высказывания? (Повествовательное) -Какое предложение по интонации? (Невосклицательное) -Какое оно по наличию второстепенных членов предложения? (Распространенное) — Все дети носили фамилию отца. (Повест., невосклиц.,простое, распрост.). |
Определяет учебную задачу и контролирует ее и выполнение всеми учениками |
Составляют предложение, выполняют орфографический и синтаксический разбор. |
|||
III. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
|
Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы. |
-Сл.8 -Прочитайте слова в таблице:
-К какой части речи относятся данные слова? (Слова относятся к имени существительному) -Докажите? (Слова отвечают на вопросы кто? Что?) -Чем они различаются? (В левом столбике имена собственные, а в правом имена нарицательные) —Как называются имена, клички животных? (имена собственные) |
Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию |
Отвечают на вопросы учителя. |
||
Определение темы и задач урока |
-Тема нашего урока «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей». Сегодня мы закрепим знания об именах собственных и нарицательных. — Определим задачи урока: —Закрепим знания о собственных и нарицательных именах существительных; — Будем различать имена существительные собственные и нарицательные; — Самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу. |
Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи |
Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач |
|||
IV.Закрепление изученного материала (10-15) Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.
|
Работа с правилом (повторение) |
-Откройте 52-ю страницу. Найдите правило. -Скажите, что такое имена, отчества и фамилии людей? (Это имена собственные) —Как пишутся имена собственные? (с заглавной буквы) -Найдите правило на странице 53-ей. Найдите правило. -Скажите, как называются все остальные слова? (имена нарицательные) -Как пишутся имена нарицательные?(со строчной буквы) —Чем является заглавная буква в именах собственных?(орфограммой) |
Знакомит учащихся с правилом. Ставит учебную задачу- прочитать правило про себя, вслух, задает вопросы по содержанию правила, просит привести примеры на данное правило. |
Читают правило про себя, вслух, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры. |
||
Упражнение 92, стр54
|
— Откройте учебники на странице 54-ой. Найдите упражнение № 92-ое. — Прочитайте текст. — О чём говорится в тексте? (В тексте говорится о том, что раньше богатырей называли по имени отчеству) — Догадайтесь, как звали отцов русских богатырей. От названия какого города произошло прозвище Илья- Муромец? ( город Муром)
-Илья Муромец — это, пожалуй, самый известный и почитаемый богатырь на Руси. Он воплощает все положительные черты былинного героя. Достоверно известно, что его причислили к лику русских святых. Детство и юношество этот человек провел практически без движения, так как страдал серьезной паралитической болезнью. Однако в возрасте 30 лет Илья был исцелен и полностью встал на ноги. Этот факт подтвердили и многие серьезные ученые, которые проводили исследование останков святого. Поэтому и подвиги русского богатыря Ильи Муромца начинаются в довольно зрелом возрасте. Этот персонаж стал наиболее известен всем взрослым и детям благодаря былине, которая повествует о его битве с Соловьем-Разбойником. Сей преступник контролировал один из основных путей в Киев – столицу древней Руси. Правивший в то время князь Мстислав поручил дружиннику Илье Муромцу сопровождать очередной торговый обоз. Встретившись с разбойником, богатырь победил его и очистил дорогу. Данный факт подтвержден документально.
-Почему в тексте прозвища богатырей написаны с заглавной буквы? (Потому что это имена собственные и они пишутся с заглавной буквы) — Чем является заглавная буква в этих словах? (В данных словах заглавная буква является орфограммой) —Как мы запишем имя Добрыня Никтитич? (с заглавной буквы) —Почему? (Потому что это имя собственное) -Запишите этот имя у себя в тетради. —Как мы запишем имя Микула Селянинович? (с заглавной буквы) -Почему? (Потому что это имя собственное) -Запишите этот имя у себя в тетради. Подчеркните орфограмму. —Как мы запишем имя Вольга Святославович? (с заглавной буквы) -Почему? (Потому что это имя собственное) -Запишите этот имя у себя в тетради. Подчеркните орфограмму. —Как мы запишем имя Илья Муромец? (с заглавной буквы) —Почему? (Потому что это имя собственное) -Запишите этот имя у себя в тетради. Подчеркните орфограмму. — Вывод: Как пишутся имена собственные? (с заглавной буквы). Как пишутся имена нарицательные? (со строчной буквы). |
Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала, подводит учащихся к выводам, обобщает. |
Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание |
|||
Упражнение 93, с.54 (Под рук. учителя, коллективно) |
-Прочитайте задание к упражнению 93-ему про себя, вслух. -Что нам необходимо выполнить в данном упражнении? (рассмотреть картины В.М. Васнецова «Богатыри») — Кого из богатырей вы узнали? (Добрыня Никитич (слева, на белом коне), Илья Муромец( посередине, смотрит вдаль) и Алеша Попович (соответственно, справа на рыжем коне, самый молодой из богатырей). -Как их величали? (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович) -Кого народ воспевал и прославлял в образах богатырей? (Людей, преданных своей Родине, честных, смелых, сильных, которые всегда готовы прийти на помощь, на защиту Родины, людей.) -Где стоят русские витязи? ( В поле) -Куда они пристально всматриваются? (В даль) —Опишите внешний вид богатырей.(могучие, сильные и бесстрашные ) -Какой вы увидели природу на картине?(Живописной, живой, светлой) -Понравилась ли вам эта картина? Захотелось ли вам рассказать о ней (Да). —Что мы можем сказать вначале? Что могло произойти с богатырями , когда они выехали в дозор? (Они встретили засаду. На них напали враги. Началась битва. Богатыри сражались храбро.) —Чем закончился бой с врагом? (Наши богатыри победили враг. Они одержали победу. Враги сбежали с поля боя.) -Составьте по картине рассказ. — Вывод: Как пишутся имена собственные? (с заглавной буквы). Как пишутся имена нарицательные? (со строчной буквы). |
Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу |
Учащиеся читают слова, составляют из слов предложения. |
|||
Выполнение упр.94, стр. 55 |
-Прочитайте задание к упражнению. Что необходимо сделать? -Скажите, можно ли по отчеству человека назвать как зовут его отца? (Да) -Почему? (Отчество достаётся детям от отца) — Вспомните отчество своей мамы. Как мы запишем? (с заглавной буквы). Запишите его к себе в тетрадь. -Скажите своё отчество соседу по парте, а он пусть догадается как зовут вашего отца. А теперь наоборот. -Как мы напишем отчество? (С заглавной буквы) Запишите в тетрадь имя вашего отца и имя отца вашего соседа по парте. — Вывод: Как пишутся имена собственные? (с заглавной буквы). Как пишутся имена нарицательные? (со строчной буквы). |
Предлагает учащимся выполнить упражнение. Задает вопросы учащимся. Выявляет степень понимания усвоенных знаний. |
Внимательно слушают учителя; выполняют упражнения. Применяют полученные знания.
|
|||
ФИЗМИНУТКА
|
-А теперь встаньте, выйдете из-за парт и повторяйте за мной: Я капелька лета на тоненькой ножке, Плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот готов поклониться. А имя дала мне родная землица. Собираются в лукошки Толстощекие матрешки, В зеленых платочках, Сарафаны в точках, А матрешки все красны, Очень сладки и вкусны. Под листочек загляни – ка- Там краснеет – (земляника)
|
Снимает утомляемость, рассеянность, невнимательность детей на уроке. |
Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем. |
|||
Выполнение упр. 95, стр.55. (Самостоятельно)
|
-Найдите упр.55-ое. Прочитайте задание про себя. -Что необходимо выполнить? (Выписать выделенные слова. Обозначьте в них ударение.) -Можно ли назвать выделенные слова собственными именами существительными? -Что ещё нужно выполнить? (Записать фамилию своей семьи в тетрадь.) —Выполните это упражнение у себя в тетради. — Вывод: Как пишутся имена собственные? (с заглавной буквы). Как пишутся имена нарицательные? (со строчной буквы). |
Предлагает выполнить самостоятельно упражнение на закрепление изученной темы. |
Самостоятельно выполняют упражнение на закрепление полученных знаний на уроке.
|
|||
Выполнение упр. 96, стр.55.
|
-Найдите упражнение 96-ое. Прочитайте задание к упражнению про себя, а затем вслух. -Что обозначают отдельные буквы? (Инициалы) —Где вы видели такие записи?(в книгах) -Объясните в каком порядке будут располагаться карточки с названиями книг данных авторов в библиотечном каталоге? (Фамилии по алфавиту) -А если первые буквы фамилии совпадают у авторов? (Тогда будем сравнивать по алфавиту вторые буквы) -Запишите фамилии авторов в алфавитном порядке. ( А.Л. Барто, С.Я. Маршак, С.В. Михалков, Ф. И. Тютчев, Е.И. Чарушин, К.И. Чуковский) Вывод: Как пишутся имена собственные? (с заглавной буквы). Как пишутся имена нарицательные? (со строчной буквы). |
Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока; дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы.
|
Выполняют самостоятельную работу. Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты.
|
|||
VI.Итог урока Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.
|
Обобщающая беседа Работа с карточками. |
-Повторим, что мы сегодня закрепили. -Какую тему мы закрепляли сегодня на уроке? (Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей..) -Что узнали нового на уроке? Чему научились? (На уроке мы повторили написание имён собственных и запомнили их написание) —У вас на столах лежат карточки с заданием. Вам необходимо исправить ошибки в словах.
|
Задает вопросы, подводит итог урока.
|
Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока |
||
Рефлексия выставление оценок |
— Урок подходит к концу. Пришло время выставить оценки. Вам нужно продолжить фразу. Сегодня на уроке я узнал(а)__________________________________ Сегодня на уроке я научился(лась)____________________________ Сегодня на уроке я познакомился(лась)________________________ Сегодня на уроке я повторил(а)_______________________________ Сегодня на уроке я закрепил(а)_______________________________ |
Проводит рефлексию деятельности. |
Отвечают на вопросы. Устанавливают причинно-следственные связи. |