Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Былины
Автор — Шаповалова О.В. , учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 18»
г. Сарапул, Удмуртская Республика -
2 слайд
Былины
Былины — русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или ещё каким-либо образом проявляющих свою силу,
удаль, храбрость. -
3 слайд
«Золотой век»
Ядро былин составляют сюжеты о «золотом веке» русской истории, каким он представлялся народному сознанию: единство национальной территории, мудрый правитель, могущественные воины – защитники родной земли.
Это идеальное время соотнесено сказителями с расцветом Киевской Руси, с княжением Владимира Красна Солнышка, вокруг которого собран цвет русского богатырства. -
4 слайд
Былинные циклы
Традиционно выделяются два главных цикла былин, объединённые по месту действия или происхождению героев. События большинства былин происходят в Киеве или в какой-то мере с этим городом связаны,
Этот цикл называется киевским или Владимировым. К нему относятся песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и др.
поскольку богатыри находятся на службе у киевского князя Владимира Красное Солнышко. -
5 слайд
Новгородские былины
Второй цикл образуют новгородские былины. Их герои — Садко и Василий Буслаевич — родились и жили в Новгороде. Кроме того, существует ряд песен, не входящих ни в один из этих циклов. -
6 слайд
Былинные богатыри
Главные герои былин — богатыри, люди исключительные, наделённые чертами, которыми не обладает обычный человек невиданной силой, безграничной храбростью, каким- либо особенным умением или талантом. Именно эта исключительность роднит их всех, весьма непохожих друг на друга, и ставит в центр повествования -
7 слайд
«Богатырский словарь»
Колчан — футляр для стрел
Кольчуга — старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец
Палица — старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом
Ножны — футляр для меча или кинжала
Шлем — воинский доспех, защищающий голову
Сбруя — принадлежность для упряжи
Щит — округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел -
8 слайд
«Былинный словарь»
Объясните значение слов:
СтольныйПрямоезжая
Лазоревый
Величать
В особину
Воспеть
Столичный город
Прямая
Красивый
Называть или прославлять (в зависимости от контекста)
Отдельно
Пославить в песне -
9 слайд
Архаические богатыри
Среди богатырей принято выделять «архаических», «старших» и «младших». К «архаическим», как правило, относят Святогора и Волха Всеславьича. Они представляют собой более древний, архаический тип героя. Они живут ДО истории, до конфликтов и бед русского средневековья и ВНЕ самой земли Русской. -
10 слайд
Архаические богатыри
Такому герою нет равного на земле, он единственный в своём роде, так что у него не может быть иного противника, кроме самой природы, матери-сырой земли. Поступки, ими совершаемые, обстоятельства, в которых они действуют, совсем не похожи на реальные события и даже не намекают на них. Зато в их образах ярче, чем в других случаях, просматриваются древние мифологические представления -
11 слайд
Старшие богатыри
В отличие от древних эпических героев, старшие богатыри родом из русских земель: Илья Муромец, Алеша из Ростова Великого, Добрыня Рязанец. Первые свои подвиги они совершают по дороге в Киев. -
12 слайд
Илья Муромец
Внешне и характерами богатыри очень отличаются : Илья прям и прост в словах и чувствах. Он один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. -
13 слайд
Добрыня Никитич
Добрыня Никитич рисуется в былинах вторым по силе и значению. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира
Красного Солнышка.По происхождению Добрыня Никитич – княжеского рода, что, тем не менее, не помешало ему завоевать любовь и признание у простого народа.
Добрыня – тонкий дипломат -
14 слайд
Алеша Попович
Алеша Попович _ сын ростовского попа Леонтия.
Рождение Алеши Поповича было чудесным: едва родившись, просит у матери благословенья погулять «по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою»; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьем и мечом.
Алеша лукав и остроумен. -
15 слайд
Младшие богатыри
Вслед за старшими богатырями киевскими выступают на арену былинного повествования младшие богатыри: Сухман Одихмантьевич, Чурила Пленкович, Дюк Степанович, Ставр Годинович, Соловей Будимирович. В сказаниях о них наряду с воинскими подвигами все чаще появляются мотивы оскорбленной рыцарской чести. Споры о богатстве, пустое соперничество в молодецкой удали. С образами младших богатырей входят в мир русского эпоса психологические конфликты. -
16 слайд
Сватовство
Часто повторяющийся в былинах сюжет — сватовство. Богатырь, чтобы найти себе невесту, обычно отправляется в чужое царство, в дальний путь.
По дороге герою приходится преодолеть много преград и совершить множество подвигов, но вот он достигает цели.
Невеста, как и сам богатырь, часто обладает каким-либо особенным свойством. -
17 слайд
Борьба с чудищем
Значительная часть былин посвящена борьбе богатыря с чудищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идёт навстречу страшной опасности и всегда в итоге побеждает -
18 слайд
Вражеское войско
Вражеское войско, которое уничтожают часто изображается не как нечто представляющее опасность для князя или вообще для людей, а просто как помеха на пути самого героя. -
19 слайд
Садко и Василий Буслаевич
Новгородские былины носят несколько иной характер. В них нет «могучих богатырей», сражающихся с вражьей силой. Герои этих песен — Садко и Василий Буслаевич, как и киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами:
Садко прекрасно играет на гуслях. Садко отличается от обычных людей и тем, что путешествует на дно морское и удачно возвращается. -
20 слайд
Василий Буслаевич
В Василии сидит бунтарский дух, который заставляет его поступать сообразно собственной прихоти, а не здравому смыслу.
Василий Буслаевич, как и положено былинному богатырю, обладает невероятной силой, которой никто не может противостоять. Однако применяет силу Василий не для борьбы с чудищами или вражьей нечистью, а для собственного развлечения. -
21 слайд
Нарушение запрета
Сюжеты былин часто связаны с нарушением героем какого-либо запрета. Нарушение запрета или просто дерзость сулят героям беду. Это связано с тем, что всё происходящее в песне, всё, что приходится выполнять её персонажам, предопределено. Какая-то высшая сила — Бог, судьба — решает, что должно случиться -
22 слайд
Высшая сила
Высшая сила — единственное, с чем не могут справиться богатыри, и, если они посягают на неё, их ждёт смерть. -
23 слайд
Художественный мир былины
В былинах вырабатывалась специфическая манера изображения богатырей и их подвигов. Для описания всего, что связано с главным героем: его силы и телосложения, оружия, коня, той задачи, которую он должен выполнить, и т. д. — используются гиперболы. Всё, что окружает богатыря, столь же велико, исключительно и необычно, сколь и он сам. -
24 слайд
Противники богатырей
Так же описываются и главные противники богатырей — они тоже особенные, исключительные. У богатыря должен быть равный противник, которого никто, кроме него, не победит. -
25 слайд
Былинное время
Время действия былин тоже особенное. Главное его отличие от современности в том,
что тогда все изображаемые в былинах чудеса и невероятные события могли случиться и представлялись нормальными — мир существовал по другим законам -
26 слайд
Как сказывались былины
В былинах можно встретить обилие всякого рода повторов. Обычно самые важные дела удаются герою с третьего раза или он совершает три подвига, из которых последний выделяется из остальных -
27 слайд
Как сказывались былины
Ещё одну очень важная особенность: во многих из них повторяются одни и те же эпизоды. Часто богатырским подвигам предшествует сцена хвастовства на пиру.
Главный герой песни, похвалившись чем-то, должен представить доказательства, для чего он и отправляется в путь -
28 слайд
Как сказывались былины
Примерно одним и тем же способом и часто почти одними и теми же словами изображаются детство и первые проявления богатырской силы, сборы разных героев в дорогу, встреча и поединок с противником, приезд на княжеский двор и др. -
29 слайд
Как сказывались былины
повторяющихся эпизодов, из которых, как из кубиков, складывался как бы костяк, каркас былины. Всё остальное рождалось на глазах слушателей.
Сказители знали только сюжет, события, связанные с тем или иным богатырём, а также владели определённым набором таких вот общих мест, -
30 слайд
Как сказывались былины
Былинный стих — размеренный и плавный. Он, как правило, не имеет рифмы, в нём нет строго определённого числа слогов. Ритм в богатырских песнях задаётся количеством ударений в строке. Это, с одной стороны, приближает стих к прозе и способствует сказыванию, а не пению, а с другой стороны, придаёт былине поистине неповторимое, только ей одной присущее звучание -
31 слайд
Происхождение былин
-
32 слайд
Происхождение былин
В XIX в. учёные предполагали, что былины — самый древний вид народной поэзии. Однако известны они только русским и практически незнакомы украинцам и белорусам и другим славянским народам.
Скорее всего в том виде, в каком они дошли до нас, былины появились уже после того, как началось разделение восточных славян на три народа, т. е. не ранее XIII в. -
33 слайд
Происхождение былин
Во многих былинах упоминаются реальные люди, а также события, происходившие в XI—XV вв.: князь Владимир, нашествие татар и т. д. Всё это указывает на более позднее по сравнению с другими фольклорными жанрами происхождение. -
34 слайд
Былина
Каково лексическое значение слова «былина»?
Образовано от слова быль и связано с глаголом быть. В словаре В.И.Даля даётся такое его толкование: что было, случилось, рассказ не вымышленный, а правдивый; старина, иногда вымысел, но сбыточный, несказочный. -
35 слайд
Бывальщина и сказка
И затем Даль приводит такие пословицы: «Бывальщину слушать лучше сказки. Быль не сказка: из неё слово не выкинешь. Былинка старину любит. Быль за сказкой не угоняется. Былина — трава, небыль — вода, Былина, как смола; небыль, как вода».
Какие особенности былин отмечают пословицы? Почему сравнивают их с травой и смолой? -
36 слайд
Вода и трава
Небыль (сказка) сравнивается с водой, так как небылицы утекают, как вода, ни за что не зацепляясь, потому что они — порождение воображения, фантазии. Былина же, как трава, связана с землёй и без неё не вырастет. Интересная, впечатляющая, поучительная быль «прирастает к нашему сердцу, как смола, и живёт в памяти, не забывается. -
37 слайд
Язык былин и сказок
Можно ли отметить сходство языка былин и сказок?
встречаем постоянные эпитеты: добрый молодец, красно солнышко, слава великая, калёна стрела, гиперболы («Как берёт он шелепугу подорожную, / А не малу шелепугу, во сорок пуд («Илья Муромец и Святогор»); сравнения («Опять день за днём — будто дождь дождит, / А неделя за неделей — как трава растёт, / А год за годом — как река бежит…»). Широко употребляются слова с уменьшительно-ласкательными и увеличительно-уничижительными суффиксами (Ильюшенька. Добрынющка, солныш- ко, рученьки, травушки. Идолище, мужичище ит.д.). Повторы, инверсии—тоже отличительные черты сказочного и былинного языка. -
38 слайд
Преимущество былин
В чём же преимущество былины перед сказкой?
В ней чудесно переплетаются и вымысел, и реальность, мелодия, ритм и слово. И возникает совершенно особенная песнь — эпическая, то есть повествовательная, где есть сюжет; одна песнь примыкает к другой, образуя целый цикл, объединённый героем или событиями. -
39 слайд
Герои сказок
Для чего в основном живут и к чему стремятся сказочные герои?
Они ищут счастья, а счастье, по сказкам, заключается в благополучии, поэтому сказочные герои отправляются на поиски невест и женихов, добывают какие-то волшебные предметы, защищают себя, свой дом, родных и добро от недругов. -
40 слайд
Концовки
Не случайно сказка часто заканчивается словами: «Стали жить- поживать и добра наживать».
Сравните с былинными концовками:
Что спасибо вам, удалы, добры молодцы, Послужили вы верой-правдою, Верой-правдою за отечество! «Добрыня и Василий Казимирович»
А и тут Илье ему и славу поют,
А и славу поют ему век по веку!
«Илья Муромец и Соловей-разбойник» -
41 слайд
Жизненные цели
Что, судя по этим концовкам, главное для богатырей?Богатыри служат Руси-матушке, спасают и защищают её от врагов, каждый из них считает делом чести прийти на службу к киевскому князю, чтобы быть полезным Родине.
-
42 слайд
Богатырь
Кто же такой богатырь?
В.И.Даль даёт такое толкование: «Человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь, Сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища». -
43 слайд
Русские богатыри
Каким вы себе представляете русского богатыря?
Сравните своё представление с картинами М. Врубеля «Богатырь», В.Васнецова «Богатыри» и К.Васильева «Русский витязь». Какие из них больше всего соответствуют вашему представлению о богатыре? Почему?
М.Врубель «Богатырь»
К.Васильев «Русский витязь»
В.Васнецов «Богатыри» -
44 слайд
Русские богатыри
М.Врубель «Богатырь» -
45 слайд
Русские богатыри
К.Васильев «Русский витязь» -
46 слайд
Русские богатыри
В.Васнецов «Богатыри» -
47 слайд
Русские богатыри
Каким вы себе представляете русского богатыря?
М.Врубель «Богатырь»
К.Васильев «Русский витязь»
В.Васнецов «Богатыри» -
48 слайд
Киевская Русь
Какой вам представилась жизнь Киевской Руси по былинам?
На пиру особыми почестями окружаются богатыри. Почему они так нужны Руси? -
49 слайд
Былины и песни
Мы убедились в сходстве былин и сказок. А что же в былине от песни?
ритм, особая напевность и чувство, вложенное в каждую былину, выражающее отношение к описываемому. -
50 слайд
Сказители былин
Хранителями русской старины, носителями исторической памяти народа были русские сказители (исполнители былин) и сказочники. Они доносили до слушателей своеобразие народной поэзии, были душой, источником светлых, бодрых настроений слушающего их человека.
Каждый из них имел свою исполнительскую манеру. Некоторые народные сказители были склонны к фантастическим образам, другие – к бытовым образам, третьи – к шутке и балагурству. -
51 слайд
Сказители былин
Одной из наиболее ярких фигур среди сказителей XIX века является Трофим Григорьевич Рябинин, крестьянин деревни Середка Кижской волости Олонецкой губернии. Сказитель следовал традициям героической трактовки образов и сюжетов. Рябинин давал исключительно стройные и четкие композиции, -
52 слайд
Сказители былин
Иной тип сказителя представляет собой известный олонецкий певец былин того же времени Василий Петрович Щеголёнок. В.П. Щеголенок – сказитель с ярко выраженным складом импровизатора. Одну и ту же былину он каждый раз пел совершенно по-иному. Щеголенок усложнял былины мотивами и эпизодами других былин, любил объединять разные сюжеты. -
53 слайд
Сказители былин
В начале 1900-х годов появляются первые известия о вопленице и сказительнице Настасье Степановне Богдановой (Зиновьевой) из деревни Конда в Заонежье. Знания Н.С. Богдановой в области народной поэзии были чрезвычайно разносторонними. Кроме былин, она была большим мастером старинной причети и народной лирической песни, знала сказки, духовные стихи, загадки; ее речь была пересыпана пословицами и поговорками.
Больше всего она любила былины и была глубоко уверена в исторической достоверности их содержания. -
54 слайд
Сказители былин
Выдающейся сказительницей конца XIX и начала XX века была также беломорская исполнительница былин Аграфена Матвеевна Крюкова Былинный репертуар А.М. Крюковой сложен и по своему составу, и по происхождению.
Будучи неграмотной, Аграфена Крюкова любила слушать чтение и усваивала новые былины или непосредственно из книги или от других сказителей в семье, которые пополняли свое былинное знание из книг.
Записанные от А.М. Крюковой былины и исторические песни превышают в общем своем объеме 10 000 стихов. -
55 слайд
«Сокровища древнерусского мира»
Увлечение национальными русскими традициями было характерно для русской интеллигенции 19 века.
Многие увлекались собиранием и изучением русских народных песен, в том числе былин, пословиц, поговорок, музыкального фольклора. В науке, литературе, изобразительном искусстве раскрывались “удивительнейшие сокровища древнерусского художественного мира, красота и величие духовных сил народа…”.
Любовь к родной старине, к жизни, чувствам и воззрениям народа захватывала широкие общественные круги. -
56 слайд
Былины и русская литература
Большое воздействие оказали былины на нашу художественную литературу. Писатели 18 века обращались к жанру былин: пьеса Г.Р.Державина “Добрыня”, волшебная опера И.А.Крылова “Илья — богатырь”, поэма Н.М.Карамзина “Илья Муромец” и другие произведения, созданы на основе использования русского былинного эпоса. -
57 слайд
Былины и русская литература
С 19 века начинается более широкое обращение русских писателей к эпическому творчеству своего народа. Трудно назвать хоть одного крупного поэта, который бы в той или иной мере не испытал на себе воздействие былинного эпоса. В.А.Жуковский пишет комическую оперу “Алеша Попович» -
58 слайд
Былины и русская литература
Образ Руслана в поэме А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” навеян персонажами русских богатырей. “Песня про купца Калашникова” М.Ю.Лермонтова — поэтическая обработка народного эпоса, передается в исторической песне о шурине Ивана Грозного. Интересовался былинами и обрабатывал их Л.Н.Толстой. Число примеров воздействия былин на русскую художественную литературу можно многократно продолжить. -
59 слайд
Былины и современная русская литература для детей
В 2007 году вышел исторический роман для подростков «Илья Муромец — великий богатырь России» Юрия Лигуна, который отмечен дипломами конкурсов «Просвещение через книгу» и «Премия Александра Невского».Герой произведения – обыкновенный современный мальчик – Илья Ножкин
-
60 слайд
Образы богатырей в живописи
Русских художников вдохновляло могущество богатырей. В их картинах изумительно точно передана величавая героика древних былин, богатырство, как национальный образ и идея.
Русский художник В.М.Васнецов (1848 — 1926) обратился к сюжету былин в своем творчестве.
В 1898 г. он написал картину “Богатыри”, которая, по словам знаменитого певца Ф.И.Шаляпина, “воскресила самую атмосферу Древней Руси”. -
61 слайд
Образы богатырей в живописи
Виктор Васнецов -
62 слайд
Образы богатырей в живописи
Константин Васильев -
63 слайд
Образы богатырей в живописи
Борис Ольшанский -
64 слайд
Образы богатырей в живописи
Константин Рерих -
65 слайд
Образы былинных героев в живописи
Илья Репин
Михаил Врубель -
66 слайд
А.Рябушкин «Гусляр поющий»
Как художник показал вдохновение певца? Какую роль в картине играет мальчик, сидящий рядом с гусляром? А оружие на стене? -
67 слайд
Художники-иллюстраторы былин
Иван Билибин -
68 слайд
Художники-иллюстраторы былин
Андрей Рябушкин -
69 слайд
Художники-иллюстраторы былин
Павел Соколов-Скаля -
70 слайд
Художники-иллюстраторы былин
Вениамин Лосин -
71 слайд
Художники-иллюстраторы былин
Николай
Кочергин -
72 слайд
Художники-иллюстраторы былин
Леонид Владимирский -
73 слайд
Былины и музыка
Вдохновляли былины и многих композиторов, Достаточно вспомнить оперу-былину «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, величественную «Богатырскую симфонию» А. П. Бородина, симфонию «Илья Муромец» Р. М. Глиэра, оперу «Добрыня Никитич» А. Г. Гречанинова, «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского: Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве -
74 слайд
Былины и киноискусство
Заняли большое место былины и в советском киноискусстве. Образ Василия Буслаева в картине «Александр Невский» создан на основе былинного образа. Кинокартины «Садко» и «Илья Муромец» стали классикой советского искусства, образцом для подражания. -
75 слайд
Былины и мультипликация
Былины – память нашего народа, его достояние, его святыня. И не случайно бережное и чуткое отношение к ним. Снимая художественные или мультипликационные фильмы по мотивам былин, советские режиссёры сохраняли сюжет, а то и текст их в неприкосновенности. -
76 слайд
Былины и современная мультипликация
Недавно студия «Мельница» выпустила новые мультфильмы, посвящённые русским богатырям. Впро чем, богатыри в них скорее напоминают балаганных шутов, а былины – клоунаду. -
77 слайд
Былины и современная мультипликация
Сказать, что современные мультфильмы сняты по мотивам былин, – значило бы погрешить против правды. Сюжеты мультфильмов очень напоминают американские, по ним же выкроены и типажи главных и второстепенных героев. -
78 слайд
Былины и современная мультипликация
Из уст Добрыни Никитича можно услышать фразу: «Я работаю один, и никакой напарник мне даром не нужен», а у Алёши Поповича говорящий конь, почти неотличим от осла из американского мультфильма «Шрек». -
79 слайд
Былины и современная мультипликация
Но если американский ослик – типичный голливудский клоунский типаж трусливого и болтливого негра, которых постоянно играет и озвучивает комик Эдди Мёрфи, то откуда подобное существо взялось на Руси – непонятно. -
80 слайд
Былины и современная мультипликация
Сравним образ Алеши Поповича в былинах и мультфильме.
В былинах Алеша Попович — самый молодой из знаменитой троицы богатырей — наделяется не только всеми достоинствами героя, но и некоторыми недостатками, свойственными молодости. -
81 слайд
Былины и современная мультипликация
Алеша Попович отправляется в поход один, даже не на коне, а пешком. Замечания Алеши, обращенные к Тугарину, носят вызывающий и остроумный характер.
Повествование построено на антитезе добра и зла. Кульминацией былины становится бой между Алешей Поповичем и Тугарином Змеевичем. -
82 слайд
Былины и современная мультипликация
Если в былинах Алеша Попович отличается силой, умом, смекалкой и сообразительностью, то мультипликационный герой — полная противоположность: неграмотный, смешной герой, совершает глупые поступки, а также он неуклюжий, несколько простоватый, часто попадает в нелепые ситуации, нелепы и его спутники. -
83 слайд
Былины и современная мультипликация
В мультфильме уничижается традиционный образ богатыря. Этот мультфильм превращает героическое сказание из истории Отечества в фарс*, а герой не дает истинного представления о характере защитника Древней Руси..
* Фарс (фр. Farce) — комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.
по Ожегову: Фарс — нечто лицемерное, циничное. -
84 слайд
Былины и современная мультипликация
.Нельзя считать мультфильмы «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» героическим, патриотическим, т.к. в них осмеяны образы богатырей, создана пародия на жанр русского героического эпоса.
-
85 слайд
Былины и современная мультипликация
Главное различие между древнерусской былиной и современным мультфильмом заключается в том, что на героев былины и мультфильма наложен отпечаток того времени, в которое они были созданы. Также различна и цель создания текстов.
-
86 слайд
Значение былин
Былины, созданные в далеком прошлом, сохраняли и продолжают сохранять огромное значение в духовной жизни нашего народа.
Воплотив в себе величие национального характера народа,
они являются одним из средств передачи лучших патриотических традиций прошлого от одного поколения к другому.
По своей художественной силе былины могут быть поставлены в один ряд с величайшими шедеврами словесного искусства. -
87 слайд
Значение былин
Былины сконцентрировали в художественных образах лучшие черты характера русского народа, его нравственные идеалы. Совершенство художественной формы и интонационного строя былин, которые сложились на протяжении многих столетий, прочно вошло в музыкальный язык русской классики. -
88 слайд
Значение былин
Яркость образов богатырей, величие их подвигов во всем многообразии художественно — образного содержания заложили фундамент для дальнейшего развития патриотических традиций русского искусства, сохранив устойчивость этой тенденции до наших дней.
