МО ГО«Смирныховский»
МБОУСОШ с.Первомайск
Утверждена
Директор МБОУ СОШ
А.В.Минченко
Приказ№ 246 от 31 .08.2022
Индивидуальнаякоррекционная рабочая программа по русскому языку
дляобучающихся по АООП
Класс 2
Срокреализации программы 2022-2023 год
Составленана основе примерной программы по русскому языку и авторской программы
Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Ф.И.О.учителя ,реализующего программу: Калиненко Т.М.
с .Первомайск 2022г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа индивидуально – коррекционной работы порусскому языку разработана на основе программы Русский язык 1-4 класс. в 2 ч.Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Основной принцип организации коррекционнойнаправленности учебно-воспитательного процесса предполагает активноевоздействие на умственное и речевое развитие детей.
Система коррекционной работы предусматривает проведениес обучающимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающейи предметной направленности. Они включены в учебный план ОУ.
Цель программы – коррекция отклонений в развитии познавательнойдеятельности, формирование и развитие грамматико-аналитических навыковучащихся, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика изучения трудных тем,обогащение и расширение словарного запаса учащихся.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать и развитие грамматико-аналитических орфографическихи пунктуационных навыков.
2. Систематизировать знания, умения и навыки учащихсяпо основным разделам русского языка.
3. Формировать положительную мотивацию к обучению.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность учащихся.
2. Развивать общеинтеллектуальные умения: приёмыанализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
3. Развитие мышления (словесно-логического,творческого), памяти (вербальной, зрительной), воображения, произвольноговнимания.
4. Развивать и обогащать словарный запас, формировать иразвивать умения в построении связного текста.
5. Развивать общеучебные умения: работа с книгой, сосправочной литературой, совершенствовать навыки чтения.
Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные качества учащихся, уважениек труду, любовь к родному краю и т.д. средствами данного предмета.
2. Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.
В начале учебного года учитель выявляет степень готовностиучащихся к обучению: наличие знаний, навыков, умений по основным разделампрограммы. Формы проведения этих занятий могут быть следующими:
беседа по знакомой ребенку теме;
устные и письменные диктанты;
выполнение заданий по словесной инструкции;
списывание с образца;
составление образца по элементам;
обследование речи учащихся.
Структура программы
1. Диагностика навыков, учащихся по предмету.
Цель – выявление знаний, умений, навыков учащихся по грамматике иправописанию.
2. Формирование и развитиеграмматико-аналитических навыков.
Цель– систематизация знаний, умений и навыков учащихся пограмматике и правописанию, к пополнению их новыми сведениями.Значительное место отводится предметно – практической деятельности учащихся:работе по схемам, таблицам, алгоритмам и др. Выполнение письменных заданийпредваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
3.Пропедевтика изучения трудных тем.
Цель– активизация имеющихся знаний, систематизация теоретических сведенийдля полноценного усвоения нового материала. Изучение наиболее трудныхорфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевогоопыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями,которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.
4.Восполнение пробелов в знаниях.
Цель – выявление и восполнение пробелов в усвоении программного материала поотдельным ранее пройденным учебным разделам. На результативность индивидуальнойкоррекционной работы решающее влияние оказывает качество и полнотапедагогической диагностики. Тщательное изучение индивидуальных особенностейучащихся позволяет планировать перспективы и сроки работы с ними по восполнениюпробелов в знаниях. Ликвидации отставания в освоении программного материала.
5. Развитие речи.
Цель – развитие и обогащение словарного запаса учащихся,развитие речи. Большое внимание уделяется уточнению, пополнению и расширениюсловарного запаса учащихся путем соотнесения с предметами, явлениямиокружающего мира, с их признаками, назначением; упражнениями в отборе языковыхсредств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Материал отбирается в зависимости от имеющихсянарушений. При планировании и проведении занятий особое внимание следуетуделять предметно-практической деятельности. На занятиях необходимоиспользовать различные виды практической деятельности, наглядно-графическиесхемы, формировать пространственные представления, умение сравнивать, обобщатьпредметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры;развивать навыки планирования собственной деятельности, контроля.
При работе с каждым типом упражнений, заданий нужнодобиваться полного понимания и безошибочного выполнения, только после этогоследует переходить к другому типу заданий.
Индивидуальныезанятия
Содержание индивидуальных занятий не допускаетформального механического подхода. Индивидуальные занятия должны бытьмаксимально направлены на развитие общеинтеллектуальных и общеучебных знаний,умений и навыков ученика. Индивидуальные коррекционные занятия учитель проводитпо мере выявления у учащихся индивидуальных проблем в развитии, отставания вобучении. Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытывающим особыезатруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаютсядети, не усвоившие материал вследствие пропусков из-за болезни либо из-запсихофизического состояния (чрезмерная возбудимость или заторможенность) вовремя уроков. Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не толькоусвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемовумственной деятельности. Преодоление затруднений учащихся в учебнойдеятельности коррекционные занятия помогают учащимся в преодолении ихзатруднений в учебной деятельности, как на уроках, так и при выполнениидомашних заданий (совместное выполнение домашних заданий, индивидуальныедомашние задания и др.).
Приёмы педагогического взаимодействия, направленные наповышение мотивации и обусловленные психологическими и возрастнымиособенностями школьников:
применение разнообразных упражнений, задач и заданий,обучающих игр, ребусов, загадок, которые сопровождаются красочнымииллюстрациями;
целеполагание на каждый вид деятельности на занятии;
создание условий для самооценки своей деятельности иеё коррекции;
поиск положительного идеала;
создание ситуации взаимопомощи;
проявления сопереживания;
создание проблемных ситуаций в зоне ближайшегоразвития ученика;
создание ситуации опоры на жизненный опыт каждогоучащегося;
активное использование приёмов поощрения;
создание ярких наглядно-образных представлений;
удовлетворение желания быть значимой личностью и др.
Показатели результативности иэффективности коррекционной работы.
В качестве показателей результативности и эффективностикоррекционной работы рассматриваются показатели:
-индивидуальных достижений учащихся по освоениюпредметных программ;
— гармонизация психического развития детей;
— сравнительная характеристика данныхмедико-психологической и педагогической диагностики учащихся.
Цель коррекционных занятий по русскому языку — повышение уровня общегоразвития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения,индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений инавыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи,направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционнаяработа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитиюребенка.
Исходным принципом для определения целей и задачкоррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностикии коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильнопоставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервовпотенциальных возможностей ребенка, исходя из понятия «зона ближайшегоразвития». Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогическоговоздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причинзатруднений, возникающих у детей при усвоении учебной программы.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по меревыявления индивидуальных пробелов в знаниях, обучающихся по русскому языку.
Изучение индивидуальных трудностей усвоения учебнойпрограммы учащимися позволяет планировать сроки коррекционной работы. Индивидуальныеи групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса.
Продолжительность занятий с одним учеником или группойне должна превышать 20 минут. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которыхобнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы илисходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большимколичеством учащихся на этих занятиях не допускается.
При организации коррекционных занятий необходимоисходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умереннойтрудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работынеобходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затратыусилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорциональновозрастающим возможностям ребенка.
Цель и результаты не должны быть слишком отдалены вовремени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для обучающихся,поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо созданиедополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и т.д.).
Тематическое планирование
2 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1. |
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. |
1 |
2. |
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
|
1
|
3. |
Синонимы. Антонимы. |
1 |
4. |
Родственные (однокоренные) слова. Корень слова. |
1 |
5. |
Правила переноса слов. |
1 |
6. |
Алфавит. |
1 |
7. |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
1 |
8. |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
1 |
9. |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. |
1 |
10. |
Слова с удвоенными согласными. |
1 |
11. |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. |
1 |
12. |
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. |
1 |
13. |
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. |
1 |
14. |
Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу |
1 |
15. Представленная информация была полезной? ДА 58.98% НЕТ 41.02% Проголосовало: 1002 |
Проверка парных согласных в корне слова. |
1 |
16. |
Проверка парных согласных в корне слова. |
1 |
17. |
Правописание парных звонких и глухих согласных. |
1 |
18. |
Правописание парных звонких и глухих согласных. |
1 |
19. |
Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). |
1 |
20. |
Части речи. Имя существительное. |
1 |
21. |
Заглавная буква в именах собственных. |
1 |
22. |
Единственное и множественное число имён существительных. |
1 |
23. |
Глагол. |
1 |
24. |
Единственное и множественное число глагола. |
1 |
25. |
Правописание частицы не с глаголом. |
1 |
26. |
Имя прилагательное. |
1 |
27. |
Прилагательные близкие и противоположные по значению. |
1 |
28. |
Единственное и множественное число имен прилагательных. |
1 |
29. |
Предлог как часть речи. |
1 |
30. |
Восстановление предложения. |
1 |
31. |
Местоимение. |
1 |
32. |
Индивидуальная коррекция пробелов в знаниях. |
1 |
33. |
Формирование орфографической зоркости. |
1 |
34. |
Коррекция знаний. |
1 |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Дата |
1. |
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. |
|
2. |
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. |
|
3. |
Синонимы. Антонимы. |
|
4. |
Родственные (однокоренные) слова. Корень слова. |
|
5. |
Правила переноса слов. |
|
6. |
Алфавит. |
|
7. |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
|
8. |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
|
9. |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. |
|
10. |
Слова с удвоенными согласными. |
|
11. |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. |
|
12. |
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. |
|
13. |
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. |
|
14. |
Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу |
|
15. |
Проверка парных согласных в корне слова. |
|
16. |
Проверка парных согласных в корне слова. |
|
17. |
Правописание парных звонких и глухих согласных. |
|
18. |
Правописание парных звонких и глухих согласных. |
|
19. |
Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). |
|
20. |
Части речи. Имя существительное. |
|
21. |
Заглавная буква в именах собственных. |
|
22. |
Единственное и множественное число имён существительных. |
|
23. |
Глагол. |
|
24. |
Единственное и множественное число глагола. |
|
25. |
Правописание частицы не с глаголом. |
|
26. |
Имя прилагательное. |
|
27. |
Прилагательные близкие и противоположные по значению. |
|
28. |
Единственное и множественное число имен прилагательных. |
|
29. |
Предлог как часть речи. |
|
30. |
Восстановление предложения. |
|
31. |
Местоимение. |
|
32. |
Индивидуальная коррекция пробелов в знаниях. |
|
33. |
Формирование орфографической зоркости. |
|
34. |
Коррекция знаний. |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Айдарова Л.И.Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М; 2008г.
2. Купалова А.Ю. О курсерусского языка в школе
3. Милославский И.Г. Какразобрать и собрать слово. М.: Просвещение,2007
4. Программа по русскомуязыку « Школа России».- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004г.
5. С.И. Куприянова. Конкурсграмотеев. М.: Просвещение,2007