Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
“Кировскаяшкола-гимназия №2” Кировского района Республики Крым
РАССМОТРЕНА Заседание МО естественно-математического цикла МБОУ «Кировская школа-гимназия №2» (протокол от 22 августа 2022г. № 4)
|
|
УТВЕРЖДЕНА приказ от 22 августа 2022г. №125-о/д Директор МБОУ «Кировская школа- гимназия №2» _______ Н.Б.Радченко
|
Рабочая программа по элективному курсу
Индивидуальный проект, 10-А, 10-Б классы
Количество часов: 34 (1 час в неделю)
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:Алибаев И.М.,
учительинформатики первой
квалификационнойкатегории
Планирование составлено на основе: основной образовательной программы среднегообщего образования МБОУ «Кировская школа-гимназия № 2»
Используемое учебное пособие: Индивидуальный проект. 10-11 классы: учеб. Пособие для общеобразоват.Организаций / [М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак]. – 2-еизд. – М. : Просвещение, 2020.
2022-2023учебный год
Пояснительная записка
Рабочаяпрограмма элективного курса «Индивидуальный проект» составлена для 10-А, 10-Бкласса. Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кировскаяшкола-гимназия №2» Кировского района Республики Крым (Далее МБОУ «Кировскаяшкола-гимназия №2»).
Рабочая программа составлена наоснове следующих нормативных документов:
1. Основнойобразовательной программы среднего общего образования МБОУ «Кировскаяшкола-гимназия №2».
2. Учебногоплана МБОУ «Кировская школа-гимназия №2».
3. Положение о рабочей программе учебногопредмета, курса, дисциплины (модуля) МБОУ«Кировская школа-гимназия №2».
4. Положение об итоговом индивидуальном проектеобучающегося
5. «Программа воспитания МБОУ «Кировскаяшкола-гимназия №2» на 2020-2025 учебный год». (Приказ № 08 от 09.01.2020г.)
В учебномплане среднего общего образования элективный курс «Индивидуальный проект»представлен в части учебного плана, формируемой участниками образовательныхотношений, как обязательный курс для всех профилей из расчета часов: 68 часовза два года обучения, в том числе: в 10 классе – 34 часа.
Недельноеколичество часов по программе – 1 час.
Годовое количествочасов по программе – 34 часа.
Срок реализации программы: 1 год.
1. Содержание элективного курса
Модуль 1. Культура исследования ипроектирования (11 ч)
Знакомство с современными научнымипредставлениями о нормах
проектной и исследовательской деятельности,а также анализ уже реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основныепонятия, применяемые в области проектирования: проект; технологические,социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты.
Раздел 1.2. Анализ проекта. Самостоятельнаяработа обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного материалаиз открытых источников и содержания школьных предметов, изученных ранее(истории, биологии, физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта.Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий.
Раздел 1.4. «Сто двадцать лет на службестране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта отпервоначальной идеи с системой аргументации до полной его реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование иконструирование. Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность,конструирование, техническое проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование каквозможность улучшить социальную сферу и закрепить определённую системуценностей в сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества.Виды волонтёрских проектов: социокультурные, информационно-консультативные,экологические.
Раздел 1.8. Анализ проекта сверстника.Знакомство и обсуждение социального проекта «Дети одного Солнца»,разработанного и реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9. Анализ проекта сверстника.Обсуждение возможностей IT-технологий для решения практических задач в разныхсферах деятельности человека.
Раздел 1.10. Исследование как элементпроекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые висследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет,метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение (8 ч)
Самостоятельная работа обучающихся сключевыми элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выборсферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образабудущего: что мы хотим изменить своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение кпроблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектнымидвижениями.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение.Обоснование актуальности темы для проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта (10 ч)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция»в работе над проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка целипроекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задачи прогнозирование результатов проекта.
Раздел 3.4. Роль акции в реализациипроектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации,её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта (5ч)
Анализ необходимых условий реализациипроектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин.
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоениепонятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.
Раздел 4.2. Источники финансированияпроекта. Освоение понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды икомпании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовыйрынок, краудфандинг.
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта,эффективность использования вклада каждого участника. Особенности работыкоманды над проектом, проектная команда, роли и функции в проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управленияпроектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта(10 ч)
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализациипроекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта(изделия), эксплуатация, утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов,способы их предвидения и преодоления.
Раздел 5.3. Практическое занятие по анализупроектного замысла «Завод по переработке пластика».
Раздел 5.4. Практическое занятие по анализупроектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Раздел 5.5. Практическое занятие по анализурегиональных проектов школьников по туризму и краеведению.
Модуль 6. Предварительная защита иэкспертная оценка проектных и исследовательских работ (7 ч)
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел 6.2. Предварительная защита проектови исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами.
Раздел 6.3. Оценка проекта сверстников:проект «Разработка портативного металлоискателя». Проектно-конструкторскоерешение в рамках проекта и его экспертная оценка.
Раздел 6.4. Начальный этап исследования иего экспертная оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможностиулучшения проекта (14 ч)
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи кпродукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина,агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектоминфраструктуру.
Раздел 7.3. Опросы как эффективныйинструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос,интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей.Сетевые формы проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама побартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях.
Раздел 7.5. Алгоритм создания ииспользования видеоролика для продвижения проекта.
Раздел 7.6. Оформление и предъявлениерезультатов проектной и исследовательской деятельности.
Модуль 8. Презентация и защитаиндивидуального проекта (3ч)
Итоговая презентация, публичная защитаиндивидуальных проектов/исследований старшеклассников, рекомендации к еёподготовке и проведению.
2. Планируемыерезультаты освоения курса
Личностные результаты:
-формулировать научную гипотезу, ставить цельв рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы;
-выделять основные задачи по реализациипоставленной цели в проекте и исследовательской работе;
-распознавать проблемы и ставить вопросы,формулировать на основании полученных результатов;
-отличать факты от суждений, мнений и оценок;
-подбирать методы и способы решенияпоставленных задач; использовать основные методы и приемы, характерные дляестественных и гуманитарных наук;
-оценивать ресурсы, в том числе инематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленнойцели, определять допустимые сроки выполнения проекта или работы;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно определять цели, задаватьпараметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствиядостижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизниокружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственныезадачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время идругие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели,планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные инематериальные затраты;
– организовывать эффективный поискресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результатдеятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
– искать и находить обобщенные способырешения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск иставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретироватьинформацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия винформационных источниках;
– использовать различныемодельно-схематические средства для представления существенных связей иотношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критическиеаргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумноотноситься к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета иосуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средстви способов действия;
– выстраивать индивидуальнуюобразовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников иресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции впознавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
– осуществлять деловую коммуникацию как сосверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так иза ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя изсоображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы бытькак руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу вусловиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагатьсвою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковыхсредств;
– распознавать конфликтогенные ситуации ипредотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую иобразовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
обучающиеся научаться:
– о философских и методологическихоснованиях научной деятельности и научных методах, применяемых висследовательской и проектной деятельности;
– о таких понятиях, как концепция, научнаягипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и методанализа данных;
– о том, чем отличаются исследования вгуманитарных областях от исследований в естественных науках;
– об истории науки;
– о новейших разработках в области науки итехнологий;
– о правилах и законах, регулирующихотношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности(патентное право, защита авторского права и др.);
– о деятельности организаций, сообществ иструктур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсыдля проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственныеструктуры, краудфандинговые структуры и др.); обучающиеся сможет: – решатьзадачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин; – использоватьосновной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
– использовать основные принципы проектнойдеятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающихв культурной и социальной жизни;
– использовать элементы математическогомоделирования при решении исследовательских задач;
– использовать элементы математическогоанализа для интерпретации результатов, полученных в ходеучебно-исследовательской работы.
обучающиеся получат возможностьнаучиться:
– формулировать научную гипотезу, ставитьцель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы исообразуясь с представлениями об общем благе;
– восстанавливать контексты и пути развитиятого или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследованияили проекта в общем культурном пространстве;
– отслеживать и принимать во вниманиетренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных,учитывать их при постановке собственных целей;
– оценивать ресурсы, в том числе инематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленнойцели;
– находить различные источники материальныхи нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследованийи реализации проектов в различных областях деятельности человека;
– вступать в коммуникацию с держателямиразличных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект иливозможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивноговзаимовыгодного сотрудничества;
– самостоятельно и совместно с другимиавторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности ипродуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации ипо завершении работы;
– адекватно оценивать риски реализациипроекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этихрисков;
– адекватно оценивать последствияреализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей,сообществ);
– адекватно оценивать дальнейшее развитиесвоего проекта или исследования, видеть возможные варианты применениярезультатов
3. Тематическоепланирование
Тематическоепланирование по элективному курсу «Индивидуальный проект» для 10-А классасоставлено с учетом рабочей программы воспитания.
№ п/п |
Название темы |
Количество часов
|
1 |
2 |
3 |
1 |
Модуль 1. Культура исследования и проектирования |
11 |
2 |
Модуль 2. Самоопределение |
8 |
3 |
Модуль 3. Замысел проекта |
10 |
4 |
Модуль 4. Условия реализации проекта |
5 |
|
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование
10-А, 10-Б классы
№ п/п |
Содержание темы |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (11 ч.) |
|||||
1 |
Что такое проект и почему реализация проекта — это сложно, но интересно |
1 |
7.09 |
|
|
2 |
Учимся анализировать проекты |
1 |
14.09 |
|
|
3 |
Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего |
1 |
21.09 |
|
|
4 |
«Сто двадцать лет на службе стране» — проект П. А. Столыпина |
1 |
28.09 |
|
|
5 |
Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности |
1 |
5.10 |
|
|
6 |
Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём |
1 |
12.10 |
|
|
7 |
Волонтёрские проекты и сообщества |
1 |
19.10 |
|
|
8 |
Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного Солнца» |
1 |
26.10 |
|
|
9 |
Анализируем проекты сверстников: возможности IT-технологий для междисциплинарных проектов |
1 |
9.11 |
|
|
10 |
Исследование как элемент проекта и как тип деятельности |
1 |
16.11 |
|
|
11 |
Исследование как элемент проекта и как тип деятельности |
1 |
23.11 |
|
|
Модуль 2. Самоопределение (8 ч.) |
|||||
12 |
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности |
1 |
30.11 |
|
|
13 |
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности |
1 |
7.12 |
|
|
14 |
Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. |
1 |
14.12 |
|
|
15 |
Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию? |
1 |
21.12 |
|
|
16 |
Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию? |
1 |
28.12 |
|
|
17 |
Знакомимся с проектными движениями |
1 |
11.01 |
|
|
18 |
Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования |
1 |
18.01 |
|
|
19 |
Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования |
1 |
25.01 |
|
|
Модуль 3. Замысел проекта (10 ч.) |
|||||
20 |
Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования |
1 |
1.02 |
|
|
21 |
Формулирование цели проекта |
1 |
8.02 |
|
|
22 |
Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта |
1 |
15.02 |
|
|
23 |
Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта |
1 |
22.02 |
|
|
24 |
Роль акции в реализации проекта |
1 |
1.03 |
|
|
25 |
Ресурсы и бюджет проекта |
1 |
15.03 |
|
|
26 |
Поиск недостающей информации, её обработка и анализ |
1 |
29.03 |
|
|
27 |
Поиск недостающей информации, её обработка и анализ |
1 |
5.04 |
|
|
28 |
Поиск недостающей информации, её обработка и анализ |
1 |
12.04 |
|
|
29 |
Поиск недостающей информации, её обработка и анализ |
1 |
19.04 |
|
|
Модуль 4. Условия реализации проекта (5 ч.) |
|||||
30 |
Планирование действий — шаг за шагом по пути к реализации проекта |
1 |
26.04 |
|
|
31 |
Планирование действий — шаг за шагом по пути к реализации проекта |
1 |
3.05 |
|
|
32 |
Источники финансирования проекта |
1 |
10.05 |
|
|
33 |
Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать уникальный вклад каждого участника |
1 |
17.05 |
|
|
34 |
Модели управления проектами |
1 |
24.05 |
|
|