Оглавление
Глава 2. Работа по сбору информации опрофессиях родственников. 5
Глава 3Работа над продуктом проекта. 7
Приложение 1. Разнообразие профессий. 10
Приложение 2. Интервью с родственниками. 14
Приложение3. Профессии моих родственников. 16
Приложение 4. Лэпбук «Все профессии хороши-выбирайлюбую». 18
Введение
Мне часто взрослые задают вопрос: кем ты хочешь стать, когдавырастешь? А что я могу ответить, мне всего 10 лет, откуда я знаю кем я стану,когда вырасту? Как правильно сделать выбор? Послушать совет мамы, учителей,выбрать за компанию с друзьями или выбрать «модную» профессию? Как правильносделать выбор?
Мир профессий велик. Здесь главное – не растеряться и сделатьправильный выбор.
Правильный выбор- это путь к успеху и благополучию в будущем.Этим и определяется актуальность данной работы. Ведь нужно многоузнать, стремиться получить наиболее обширные знания в выбранном направлении,чтобы иметь наиболее полное представление о том, чем будешь заниматься в жизни,получать удовольствие от своей деятельности. Чтобы стать успешным в своейобласти и чтоб окружающие говорили: «Человек на своём месте».
Гипотеза: возможно мне подойдет профессия большинства моихродственников.
Цель: получить понимание какой профессией я бы хотела овладеть.
Задачи:
— познакомиться с разнообразием профессий.
— выяснить, какие профессии выбрали мои родные.
— продумать вид и форму моего продукта исследования.
Методы:
1. подбор и изучение литературных источников по теме;
2. опрос в форме интервью;
3. анализполученных данных.
Объект исследования:профессии моих родственников.
Предмет исследования:
Продукт: Лэпбук «Древопрофессий»
Глава1. Мир профессий
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И актуальны, и важны
Изсловаря Ожегова я узнала: профессия – это род занятий, видтрудовой деятельности, которой человек посвящает свою взрослую жизнь.
Из разных источников литературы я узнала, что какихтолько нет на свете профессий! Авербандщик, вздымщик, воронильщик, дефибрерщик– их и выговорить то трудно. Естьв этом списке профессий — одна очень интересная для меня это блогер. Это оченьзатратная профессия по времени, но я попробовала бы. Есть вкусные профессии, например, беконщик. Есть делильщик кружев,наверное, этим занимаются очень честные люди. Также я узнала, какие профессии самые редкие, какие самые популярные, какие самыенужные. Есть даже престижные и непрестижные профессии. В обществе имеютсядесятки тысяч профессий и трудовых занятий, и я сделала таблицу.
Вкусные профессии |
Редкие профессии |
Популярные профессии |
Престижные профессии |
Непрестижные профессии |
Устаревшие профессии |
бургеролог |
Шопер |
IT специалист |
Программист |
Эколог |
Сборщик пиявок |
Титистер — |
флейворист |
Дизайнер |
Бизнесмен |
Библиотекарь |
Фонарщик |
Шоколатье |
Конфликтолог |
Менеджер |
Адвокат |
Полицейский
|
Пинсеттер |
Бартендер |
генторолог |
Психологи |
Врачи |
косметолог |
Машинистка |
Сырный сомелье |
Трамбовщик |
Инженеры |
Летчики |
Журналист |
Водонос |
Сомелье чая |
Арборист |
Педагоги |
Топ-менеджеры |
Бухгалтер |
Тряпичник |
Таблица №1 «Профессии»
Есть профессии, которых уже нет. То есть, профессии, ушедшие впрошлое, например, установщик кеглей для боулинга, человек-будильник,трубочист, резчик льда, зажигатель фонарей и т.д. А есть профессии, которых поканет, это профессии будущего, например, онлайн-терапевт, инженер-генетик,биофармаколог, архитектор «зеленых» городов, тайм-менеджер, игромастер, медиаполицейский. Подробнее в приложении 1.
Вывод: я узнала, как разнообразенмир профессий. Человеку необходимо иметь представление об этом мире, чтобынайти ту профессию, которая подходит именно ему.
Глава 2. Работа по сбору информации о профессиях родственников
2.1На этом этапе работы я узнавала, какие профессии выбрали мои родные и чем ониинтересны. Пробовала себя в роли корреспондента. Моими респондентами стали моямама Бабаева Ирина Викторовна и моя бабушка Иванова Галина Николаевна.
Я предварительно подготовила вопросы (см. Приложение 2) и договорилась о времени проведения интервью. Ярешила, что брать интервью буду дома. Во время подготовки к беседе ястолкнулась со следующими трудностями:
· Составлениевопросов
· Большиевременные затраты
· Договоритьсяо встрече с мамой, так как мама не имеет свободного времени, готовясь к урокамв школе
· Договоритьсяо встрече с бабушкой, так как у нее четыре внучки, и она творческий человек
В работе по сбору информации опрофессиях моих родственников как оказалось были преимущества:
· быть вроли корреспондента
· видетьэмоциональную реакцию респондентов
· получениеискренних ответов
После проведения беседы с моими родственниками яузнала, что среди них есть разнообразные профессии.
Вывод: в нашей семье есть одна особенность — в каждом поколении естьучитель. Чем я очень горжусь!
2.2.Следующим мои шагом в проекте стала переработка полученной информации.
Послепроведения интервью, я обработала всю полученную информацию и напечаталазаметки о профессиях моих родственников. (см. приложение 3)
Всюполученную информацию решила представить в виде генеалогического древа.
Вывод: Мне было интересноузнать, кем и как работает моя мама, кем работали мои родственники.
Глава 3 Работа над продуктом проекта.
Теперь мненадо продумать как все будет выглядеть, создать макет.
Для начала явыбрала в каком формате будет мой продукт. Я остановилась на формате Лэпбук. (см.приложение 4)
С помощью взрослых я распечатала красивый фон могучего дерева . Ноэтот лист оказался тонким. Тогда я подобрала плотный картон и наклеила этотлист на него. Дала просохнуть.
Далее я продумала как разместить информацию, чтобы было красочно ипонятно.решила написать имена моих родственников на яблоках, а информацию о нихразместить рядом.
У меняполучился лепбук.
Вывод: Я собралаинформацию о различных профессиях, которые выбрали мои родные, оформила ее влепбук.
Заключение
Данный проект направленна развитие исследовательских способностей, он помог мне расширитьпредставление о профессиях моей семьи, узнать о малознакомых, опасных, доходныхпрофессиях, профессиях будущего.
Сейчас мне всего 10 лет. Я люблю играть в школу, где яучитель, а мои ученики- игрушки. В нашей семье мы все понимаем ценность инеобходимость образования. С детства окружённая школьной атмосферой, порой, и язадумываюсь о выборе профессии учителя.
В проекте мнебыло интересно брать интервью, анализировать, делать выводы и маленькиеоткрытия для себя, проявить творческие способности. А лепбук хочу сохранить,пополнять новыми данными о себе и своей сестре и других родственниках. Можетбыть потом я его передам своим детям.
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусскогоязыка: В 4 т. Т 3; Л-Р /Под ред. Проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. – М.; Терра –Книжный клуб, 1998. – 912с.
2. Ликум А. Всё обо всём: популярная энциклопедиядля детей /Компания Ключ «С». Филологическое общество «СЛОВО». Центргуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В.Ломоносова.- М.;«Пресса», 1994.
3. Ожегов С. И. и Швецова Н. Ю. Толковый словарьрусского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /Российская академиянаук. Институт русского языка им. В. В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. –М.; ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003. – 944с.
4. Родари Д. Чем пахнут ремёсла? Какого цветаремёсла? – М.; Детская литература, 1989.
5. http://www.livejournal.com/myads.
6. http://alviv.ucoz.ru
7. http://www.ucheba.ru
8. ru. wikipedia. org
9. http://mirsovetov.ru
10. www. e-perspektiva. Ru
Приложение 1. Разнообразиепрофессий
Редкие и устаревшие
Есть в мире профессии, которые считаются устаревшими.Их мало, но до сих пор они нужно людям. И значит, есть мастера, которые с техсамых древних пор передавали секреты своего мастерства.
Что такое редкая профессия? Это или очень старое, илиочень новое дело. Или настолько сложное, что им владеют не многие. Вот,например, много ли в наше время шьют парусов? Современные яхтсмены используютсинтетические паруса, управление которыми механизировано. А печь сложить? Ибани сейчас не редкость, а печника найти трудно. Ведь современные печи газовыеили электрические. А сколько «устаревших профессий»
Многие профессии уходят в далекое прошлое и в жизнисовременного общества оказываются совершенно ненужными, а причиной этомувыступает быстрое развитие науки и техники, появление машин, способных заменитьручной труд человека, избавить от тяжелых нагрузок, увеличитьпроизводительность процессов.
Секретарь – машинист, устаревшая профессия. В любойорганизации, рабочее место секретаря полностью компьютеризировано. Поэтомупишущие машинки уже давно отнесли к разряду технической древности. Ноутбуки икомпьютеры пришли на смену таким машинкам.
Не менее устаревшая профессия – ткач. На сегодняшнийдень, ткацкие станки практически полностью автоматизированы и обеспечивают нетолько более высоким качеством полотна, но и высокой производительностью. Заодин час работы, такой станок выдает в несколько раз больше продукции, всравнении с ручной работой ткача.
Автомобили пришли на замену конным экипажам, которымуправлял профессионал ямщик – извозчик.
Бакенщики – рыбаки, которые зажигали фонари наплетеных плавучих корзинах (бакены). Бакены помогали суднам ночью нестолкнуться и не сесть на мель. Обязанность бакенщика заключалась в том, чтобывечером зажечь фонарь на плавучей корзине, а утром — потушить, в остальноевремя они занимались рыбалкой.
Свечники, люди, которые по вечерам ходили и зажигалиуличные фонари.
К редким профессиям относится:
— сурдопереводчик — который при помощи языка жестовобщается с глухими людьми;
— постижер — человек, который изготавливает на заказыкосы, усы, бакенбарды, брови,
ресницы, бороды и парики;
— нюхач- человек, который отвечает за оценку новыхзапахов;
— титестер – профессиональный дегустатор чая;
— энолог – человек, который выбирает сорта виноградадля посадки, и т.д.
Самые опасные профессии
Без них не обойтись, но плата за них не очень высока,условия работы не самые идеальные, да и риск травмы существует постоянно.
Журналист: как ни удивительно, но эта профессияявляется действительно опасной. Большое количество репортёров работает встранах, где идут боевые действия. Очень часто, в погоне за эффектными кадрами,эти люди находятся прямо в гуще конфликта, рискуя собственной жизнью. На войнегибнет много журналистов. Пуля не разбирает, что в руках у человека: автоматили фотоаппарат.
Пожарный: современные пожарные имеют самую лучшуюэкипировку и оборудование, их тщательно обучают и подготавливают. Но, несмотряна это, эта профессия относится к очень опасным. Ежегодно в разных странах мирагибнут тысячи пожарных.
Огонь – это очень опасная и непредсказуемая стихия ичтобы бороться с ней необходимо большое мужество и высочайшая подготовка.
Бурильщик: добыча нефти и газа является весьма опаснымделом. Люди, которые занимаются этим ремеслом, постоянно имеют дело с оченьгорячими веществами. Кроме того, в своей работе им приходится применять сложнуюи крайне травмоопасную технику. Еще можно добавить, что бурильщики частоработают в отдаленных районах, где трудно рассчитывать на квалифицированнуюмедицинскую помощь. Иногда их место работы находится в открытом океане, в сотнекилометрах от ближайшего населенного пункта. Это очень опасно. Такуюспециальность выбирают действительно суровые ребята.
Рыбак: рыбная ловля – это очень опасный промысел.Несмотря на то, что человеческая техника шагнула далеко вперед, море остаетсячужой для человека стихией и, как сотни лет назад, оно продолжает забиратьчеловеческие жизни. Опасна не только рыбная ловля, профессия моряка несет высокийриск для жизни. Для большинства из нас рыбалка — это тихая речка, отдых отгородской суеты в веселой компании друзей. Но для тех, кто зарабатывает себе нажизнь этим промыслом, картина выглядит слегка иначе. Им регулярно приходитсявыходить в море, использовать громоздкое и опасное оборудование, бороться снепредсказуемой стихией. Все профессии, связанные с морем, несут повышеннуюопасность.
Полицейские: эти люди оберегают общественный порядок иведут борьбу с криминалом. Естественно, что их жизнь очень часто подвергаетсяопасности. Спасая других людей, полицейские зачастую рискуют собственнойжизнью. Погони, перестрелки, экстремальные ситуации – это не выдумкасценаристов, которые придумывают детективы, а жестокая реальность. Работасотрудника правоохранительных органов полна стрессов. Не говоря уже о раненияхили увечьях, которые они могут получить. Хотя, в этой работе есть и доляромантики
Электрик: этот род деятельности является болееопасным, чем работа полицейского. Это довольно высокий уровень. Особенно опаснаработа людей, которые имеют дело с высоковольтными линиями. Им приходится иметьдело с чудовищным напряжением электрического тока, еще они работают на большойвысоте, что чревато опасными травмами. Скажу более, работать приходится в любыхпогодных условиях: в дождь, ветер и во время снегопадов.
Шахтер: Самая опасная в мире работа. Мы постояннослышим об авариях на шахтах, которые иногда забирают сотни человеческих жизней.Только представьте себе, насколько тяжело рубить породу под землей, тяжелымотбойным молотком, чувствуя, что над тобой сотни метров породы. Работа шахтерачасто выполняется при недостатке воздуха, в стесненном пространстве, устаревшимоборудованием. Наиболее опасными являются угольные шахты. В них часто случаютсяобвалы, которые заживо хоронят горняков. Но самая большая опасность работы вэтих шахтах другая – это метан. Этот чрезвычайно взрывоопасный газ выделяетсяиз горных пород и достаточно малейшей искры для взрыва и пожара. Температуратакого пожара очень высока. В разных странах уровень смертности шахтеров оченьотличается. Самыми опасными для работы является Россия, Украина и Китай. Здесьиспользуют устаревшее оборудование и часто пренебрегают правилами безопасностиради увеличения выработки.
Профессии будущего
Вместе с открытиями в науке появилось много совершенноновых профессий, о которых ещё совсем недавно человечество и не предполагало. Ачто будет через 10, 20 лет? Ученые провели исследования и составили списокпрофессий будущего. Вот что считают исследователи, в ближайшем будущем в миребудут необходимы следующие профессии:
— архитектор информационных систем;
— организатор Интернет-сообществ;
— ИТ-проповедник;
— цифровой лингвист;
— сетевой юрист;
— архитектор виртуальности;
Так что, выбирая будущую профессию, следует учитыватьнаучно-технический прогресс. Вероятно, в будущем нам предстоит строить летающиеавтомобили или бороться с изменениями климата.
Самые «доходные» и наоборот
По рейтингу всемирно известного журнала «Форбс» самымивысокооплачиваемыми профессиями в Америке оказались хирурги и стоматологи. Ноэто в Америке, а как у нас?
В России самые доходные профессии связаны с бизнесом.На первом месте банкиры и финансисты. Так же много зарабатывают юристы, главныебухгалтера, руководители и управленцы высшего звена.
А вот что касается медицинских работников в России, тоони делят пятое место наравне с учителями в списке самых низкооплачиваемыхпрофессий. Так же в этот список попали инженеры, ученые, фермеры, офицерыармии.
Приложение 2. Интервью сродственниками
Вопросы к интервью с мамой- Бабаевой ИринойВикторовной
Вопрос 1. Расскажитео себе: кем ты работаешь и как долго работаешь по этой профессии?
Меня зовут Бабаева ИринаВикторовна, работаю с 2002 года учителем английского и немецкого языков, с 2009года работаю в школе №109. На сегодняшний день стаж 21 год.
Вопрос 2. Почему тывыбрала эту профессию?
Я всегда считала, чтоучитель – это одна из самых сложных профессий в мире. Избравший путь педагогадолжен посвятить всего себя образованию, а иначе он не сможет воспитать в своихучениках любовь к познанию. С пятого класса я знала, что точностану учителем немецкого языка. На первом уроке я влюбилась в свою учительницуХальфину Розу Салиховну. Именно с тех пор я мечтала учиться в ЧелябинскомПедагогическом Институте.
Вопрос 3. Кеммечтала стать в детстве?
В детстве я мечтала бытьдояркой, потому что очень любила пить молоко.
Уже в детском саду яходила в соседнюю группу и возилась с малышами. Мне нравилось ухаживать за нимии рассказывать малышам стихи, я знала их очень много, потому что в 6 лет умелабегло читать.
Вопрос 4. Что тебенравится в твоей профессии больше всего?
В профессии учителя мне нравитсяпонимание того, что всё, что я делаю — это не случайно и не зря.
Вопрос 5. Какие особые качества инавыки нужны человеку, чтобы успешно работать по этой профессии?
Если кратко перечислить качества учителя, то они будутследующие:
любовь к детям;
гуманизм;
интеллигентность;
готовность к постоянному саморазвитию;
творческий подход к работе;
высокая гражданская ответственность и социальная активность;
физическое и психическое здоровье.
Вопрос 6. Как ты думаешь,будут ли специалисты вашей профессии востребованы в будущем?
Профессия учителя всегдабыла и будет востребованной в будущем!
Вопросы к интервью с моейбабушкой Ивановой Галиной Николаевной
Вопрос 1.Кем ты работала и как долго работала по этой профессии?
Я работала в школе 110диспетчером по расписанию на протяжении 15 лет.
Вопрос 2.Кем мечтала стать в детстве?
Сколько себя помню, явсегда рисовала. В детстве я мечтала стать художником. В раннемвозрасте я очень хорошо срисовывала картинки.
Вопрос 3. Расскажи пожалуйста, в нашей семье кто и кем работал?
В нашей дружной семьеочень разнообразен выбор профессий. Были и шахтеры, учителя, архитекторы.
Приложение 3. Профессии моих родственников
Моя прабабушка (со стороны отца) – Решетникова Антонина Николаевна.Прабабушка родилась 18 июля 1927 года. Очень трудно пришлось моей бабушке вдетстве. Она росла в многодетной семье и всегда помогала с младшими детьми. Благодаря этому она решила стать учителем. В 1947 году моя прабабушка поступилаучиться в Челябинский Государственный Педагогический Институт(ЧГПУ) нафакультет русского языка и литературы. В 1952 году она начала своюпедагогическую деятельность в школе № 23
«Вечерняя школа рабочей молодежи»города Копейска. Со слов моей бабушки, ее помнят доброй, уважительной иотзывчивой. К ней всегда тянулись дети.
Мой прадедушка (со стороны отца) – Решетников Анатолий Николаевич родился 6 марта 1926года. Всемье прадеда были потомственные шахтеры. Город Копейск — один из крупнейших городовЧелябинской области, единственный город в области, имеющий высокую награду -Орден Красного Знамени за героизм шахтеров в годы гражданской войны.
Мой прадед работал на шахте «КраснаяГорнячка» 40 лет. В 1956 году назначен бригадиромгорнорабочих очистного забоя. При его участии на шахте разрабатывались ивнедрялись новая технология крепления лавы, а также приспособление дляувеличения работы комбайна, которое обеспечивало рост нагрузки на лаву с 350 до380 тонн угля в сутки. Моему прадеду присвоено звание ГерояСоциалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали Серп иМолот.
Моябабушка (со стороны отца) –Бабаева Елена Анатольевна (дочь моей прабабушки). Родилась Елена Анатольевна 18марта 1954 года в городе Копейск Челябинской области. С раннего детства моябабушка играла в школу с куклами, помогала своей маме проверять словарныедиктанты, очень любила читать и конечно же, не сомневалась в выборе своейпрофессии. Она тверда знала, что хочет быть учителем, но не учителем русскогоязыка и литературы, а биологии, так как очень любила животных. В 1961 годупосле окончания школы поступила в Челябинский Государственный ПедагогическийИнститут на факультет естественно-географический. После окончания учебыпроработала в школе № 13 города Копейска 3 года.
Мойдедушка (со стороны отца)–Бабаев Геннадий Николаевич родился 14 января 1953 года. Закончил архитектурно-строительный факультет Челябинского Политехнического Института. Всю своюподсознательную жизнь проработал инженером – архитектором.
Мойотец –Бабаев Александр Геннадьевич работал с 2005 года работал электриком в МПОЭ «Энергосети»города Трехгорный. За время работы был награжден благодарностью от мэрагорода.
Моя прабабушка (со стороны мамы) – Ковалева Клавдия Никитична родилась 9 декабря 1931 года. С18 лет до выхода на заслуженную пенсию работала инструктором в ГОРКОМЕ ПАРТИИ.За время работы была награждена нагрудным значком «Ветеран Труда».
Мой прадедушка (со стороны мамы) – Ковалев Николай Иванович родился 29 марта 1928 года. С 18 летон начал свою трудовую деятельность в шахте «Центральная» в городе Копейск.Моему прадеду было присвоено звание почетного гражданина города Копейска.Атрибуты звания ―голубую ленту, почетную грамоту и удостоверение ― вручилилучшему электрослесарю шахты «Центральная».
Моя бабушка- (со стороны мамы) Иванова Галина Николаевна родилась 13 июля 1959 года. С 1988 годаона работала в школе 110 в городе Трёхгорный. Она посвятила 38 лет работе вэтой школе. Бабушка работала диспетчером по расписанию. Очень важная инеобходимая должность в школе. Моя бабушка составляла расписание для всейшколы. За время работы Галина Николаевна была награждена знаком отличия втруде «Ветеран атомной энергетики и промышленности». Неоднократно была отмеченаблагодарственными письмами администрацией города.
Мой дедушка (со стороны мамы) – Иванов Виктор Иванович- родился 6 октября 1959 года. С 20 летон начал свою трудовую деятельность на ПСЗ города Трёхгорного. Он работалпрессовщиком в 11 цехе.
Моя мама – Бабаева Ирина Викторовна. Мама с пятого класса знала, что точностанет учителем немецкого языка. На первом уроке она влюбилась в своюучительницу Хальфину Розу Салиховну. Именно с тех пор она мечтала учиться вЧелябинском Педагогическом Институте. И в 1998 году ее мечта сбылась. С 2002года мама начала свою педагогическую деятельность, которая продолжается и понастоящий момент. Моя мама очень любит свою профессию. Со всей душой готовитьсяк интересным урокам. За время работы мама награждена благодарностью отадминистрации города и почетной грамотой главы города за многолетний и добросовестныйтруд, профессиональное отношение к своим обязанностям. Также руководит методическимобъединением учителей иностранного языка в школе. Она часто выступает напедсоветах, родительских собраниях, проводит воспитательные беседы и семинарыдля учащихся и их родителей. Ведёт общественную работу, выступает схудожественной самодеятельностью.
Моятетя-АнтоноваЕвгения Викторовна в 2010 году окончила учебу в ТТНИЯУ «МИФИ» и работаетинженером качества на ПСЗ города Трёхгорного.
Приложение 4. Лэпбук «Всепрофессии хороши-выбирай любую»