X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Системно-деятельностныйподход в духовно-нравственном воспитании обучающихся

ГерманКарина Игоревна

учительанглийского языка,

Государственноеобщеобразовательное учреждение

ЛуганскойНародной Республики

«Свердловскаяспециализированная школа № 6

имени Героев 203-й стрелковой Запорожско-Хинганской

Краснознаменнойордена Суворова дивизии»

 

 

«Если ты думаешь на год вперёд– посади семя.

Если ты думаешь на десятилетиявперёд – посади дерево.

Если ты думаешь на век вперёд– воспитай человека.»

Восточная мудрость.

В даннойстатье хочу затронуть тему системно-деятельностного подхода вдуховно-нравственном воспитании современных детей. Для начала давайте выяснимчто же такое системно деятельностный подход его цели и задачи в воспитании. Также  отдельное место в системе образования занимает духовно-нравственноевоспитание учащихся.

 Сегодня Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большаяопасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не всмене политической системы, а в разрушении личности. В современном мирематериальные ценности доминируют над духовными, детей с искаженнымпредставлением о великодушие и доброте не могут стать взрослым с правильнозаложенным духовно-нравственным воспитанием. Детей отличает эмоциональная,волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи.  Однаиз самых важных проблем современного воспитания —   процесс воспитания которыйне соблюдает историческую преемственность поколений. Дети лишаются возможностибрать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали своипроблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, ктосмог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые насегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают,что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителямпросто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоениесоциальных норм, моральных требований и образцов поведения на основеподражания. многие современные родители нуждаются в помощи   чтобы осознать,что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные идуховные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родителиответственны за воспитание детей. Православная педагогика направляет воспитаниена конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за своюжизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своегонарода.

Духовно-нравственноевоспитание – актуальная и сложная проблема, которая должна решаться сегоднявсеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас,проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим онеобходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственносвязано с развитием и воспитанием ребенка до школы. В детстве усвоениесоциальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большеевлияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев моралипроисходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритмсоциального поведения. Детство – время развития всех сил человека, какдушевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образованиенравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активноенакопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается — также в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становлениясамосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первыхлет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формированиеличности.

Духовно-нравственноевоспитание на основе православных традиций формировало ядро личности,благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: наего этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданскойпозиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал,эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Воспитаниедуши ребенка – создание основы нравственных ценностей будущего взрослогочеловека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, незатрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату.Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самоголучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте,возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Чтохарактеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура и воспитание.Эти понятия включают в себя духовность и нравственность, цивилизованность иобразованность, душевную утонченность и творческую активность. Ключевую роль мывидим в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой,физически здоровой личности, обладающей эстетическим сознанием, задаткамихудожественной культуры, творческими способностями к индивидуальномусамовыражению через различные формы творческой деятельности. Известно, чтоосновой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи иобразовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходитстановление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей,закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовныхпотребностей и поиска высших ценностей.

Корнидуховно-нравственного воспитания лежат в православии. Это уважение к родителями старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность,скромность, честность, терпеть, уступать, прощать и т.д. Сейчас к нампостепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относитьсяк старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам,декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное изсвоих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Крометого, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские словаи изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми такбогат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметынародного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Не секрет, чтопредставления выпускников детского сада о русской культуре были и остаютсяотрывочны и поверхностны. Задача педагога – соединить обучение и воспитаниечерез изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможностьпознакомиться с культурным наследием наших предков. Окружающие предметы,впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты,любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннеговозраста понять, что они – часть великого русского народа.

Фольклорявляется богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русскогохарактера. Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народнойкультуры должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируютсянакопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времёнгода, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём этинаблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественнойжизни человека. В результате освоения народных традиций дети узнают историюсвоей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки,небылицы, промыслы, народные праздники.

Приобщениедетей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у нихинтереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму. Изучениекалендарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в народныхобрядовых праздниках (Рождество (Святки), Масленица, Васильковый день (Праздникполевых цветов), Петров день (Сенокос) и др. Народные обрядовые праздникивсегда связаны с игрой. Народные игры являются национальным богатством, и мыдолжны сделать их достоянием наших детей.

Итак,народные традиции в наше время должны занять главное место в формированиивысоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступныхформах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русскогонарода – весь комплекс духовных ценностей. Воспитание чувств ребенка с первыхлет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым илидобрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качестваразовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов иокружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениямиобогатят.

Воспитаниедуховной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательногоучреждения и государства. Целью духовно-нравственного воспитания дошкольникаявляется формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическомаспекте. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненнойпозицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Детскийсад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы нашидети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми?

Духовно-нравственноевоспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решатьсясегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенкасейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим онеобходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственносвязано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Воспитаниедуховной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательногоучреждения и государства. Целью духовно-нравственного воспитания дошкольникаявляется формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическомаспекте. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненнойпозицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другимилюдьми.

Главныйрезультат деятельности нашего дошкольного учреждения мы видим в обогащениивнутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувствагордости за свою родину, народ. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники былисамостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу,творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения инавыки для внесения изменений в окружающий мир. Приобщение детей к традиционнымценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценныеплоды.

 

Системно-деятельностный подход предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающихтребованиям информационного общества, инновационной экономики, задачампостроения демократического гражданского общества на основе толерантности,диалога культур и уважения многонационального, поликультурного иполиконфессионального состава российского общества;

— переход к стратегии социального проектирования иконструирования в системе образования на основе разработки содержания итехнологий образования, определяющих пути и способы достижения социальножелаемого уровня (результата) личностного и познавательного развитияобучающихся;

— ориентацию на результаты образования каксистемообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося наоснове усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мирасоставляет цель и основной результат образования;

— признание решающей роли содержания образования и способоворганизации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижениицелей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

— учет индивидуальных возрастных, психологических ифизиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности иформ общения для определения целей образования и воспитания и путей ихдостижения;

— обеспечение преемственности дошкольного, начальногообщего, основного и среднего (полного) общего образования;

— разнообразие индивидуальных образовательныхтраекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренныхдетей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих росттворческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебногосотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный подход позволяет выделитьосновные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач иуниверсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. В программеОУ в соответствии с ФГОС планируется формирование УУД в нач.школе.

·        Личностные

·        Регулятивные

·        Познавательные

·        Коммуникативные

Дидактические принципы системно-деятельностного подхода:

1.     Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получаязнания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание иформы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активноучаствует в их совершенствовании, что способствует активному успешномуформированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебныхумений.

2.     Принцип непрерывности – означает преемственность между всемиступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик сучетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3.     Принцип целостности – предполагает формирование учащимисяобобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе,социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системенаук).

4.     Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должнапредложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальномдля него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) иобеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума(государственного стандарта знаний).

5.     Принцип психологическойкомфортности – предполагаетснятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и науроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идейпедагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6.     Принцип вариативности – предполагает формирование учащимисяспособностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятиюрешений в ситуациях выбора.

7.     Принцип творчества – означает максимальную ориентацию натворческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимсясобственного опыта творческой деятельности.

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой,а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. Тоесть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательнойработы рождается Человек, способный выбирать, оценивать, программировать,конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе,удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подходазаключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей ивзрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передаетготовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает ихвместе с учащимися. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процесседеятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого вконтексте деятельностного подхода.

При организации воспитания и социализации школьника,системно — деятельностный подход имеет свои особенности.

Первая заключенав том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть сведено ккакому-то одному виду. Оно должно охватывать все виды образовательнойдеятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательныхдисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной,досуговой и др.

Вторая особенность в том, что на ребенка оказывают мощноевоспитательное и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ, Интернет, телевидение,иные источники информации, молодежные сообщества и др. Уже в младшем школьномвозрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные видысоциальной, информационной, коммуникативной активности. Мы должны помочьребенку разобраться во всем этом многообразии.

Деятельностный подход предполагает открытие перед ребёнкомвсего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, ноответственный выбор той или иной возможности, учить ребёнка самостоятельноставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства её достижения.Помогать ребёнку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки исамооценки.

Золотые правила деятельностного подхода:

·        Подари ребёнку радостьтворчества, осознание авторского голоса.

·        Веди ребёнка от собственногоопыта к общественному.

·        Будь не «над», а «рядом».

·        Радуйся вопросу, но отвечать неспеши.

·        Учи анализировать каждый этапработы.

·        Критикуя, стимулируй активностьребёнка.

 

 

Главный стимул любой деятельности, организуемой педагогом -ее результативность.

Чтобы деятельностный подход имел результат, всё должно бытьв системе, а значит, предполагает у педагога некой воспитательной программы, вкоторую будут включены все виды деятельности ФГОС. Наличие такой программы упедагогов даёт возможность достичь тех уровней воспитательных результатов,которые предполагает ФГОС.

Говоря о системно – деятельностном подходе в воспитаниивыделяют следующие формы работы:

·        Проектная и исследовательскаядеятельность.

·        Деловые игры.

·        Коллективные творческие дела.

·        Самоуправление.

Проектная и исследовательская деятельность школьников, каксредство реализации системно — деятельностного подхода, обеспечивают включениекаждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая длякаждого адекватную нагрузку. В основе проекта лежит проблема, для ее решениянеобходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которогообобщаются и объединяются в одно целое. Использование проектной деятельностипозволяет сформировать активную жизненную позицию учащихся, развить творческоемышление, умение самостоятельно, разнообразными способами находить информациюоб интересующем предмете или явлении и использовать полученные знания дляпоследующего создания новых объектов действительности.Темы проектов могут бытьсамыми разнообразными, соответственно возрасту. Например, «Молоко- этоздоровье, «Как я могу защитить природу», «Исследование слова доброта», Здоровымбыть модно», «Необычные возможности бумаги», «Мои домашние питомцы» и т.п.

Деловая игра способствует моделированию проблемы и даетвозможность рассмотреть разные варианты решения и найти наиболее эффективныепути решения, обучает прогнозированию. Обучает коллективной мыслительной ипрактической работе. Формирует умения и навыки социального взаимодействия иобщения. Воспитывает ответственное отношение к делу, уважение к социальнымценностям и установкам коллектива и общества в целом.

Главной структурной единицей коллективного творческого делаявляется класс как первичный коллектив.

Вся внеурочная деятельность организуется главнымобразом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественномобъединении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в несколькихразных коллективах — разных по характеру деятельности, по способу вхождения вних детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, подлительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученикамногоаспектно. Поэтому важно знать уровень развития детского коллектива, атакже характер взаимоотношений школьников в детском коллективе.

Коллективно-творческое дело – это форма работы,которая направлена на развитие творческих, интеллектуальных способностей,реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместнойработы.

Данная методика предполагает широкое участиекаждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

Каждому предоставляется возможность определить длясебя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать вшколе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждыйучастник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то естьсоздания чего-то нового.Здесь важны дела экологического характера, деятельнаязабота о конкретных людях, создание и улучшение школьной воспитывающей среды,возрождение народных ремесел, производительный труд с элементамипредпринимательской деятельности.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения,учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о другемного нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно -формирование и сплочение классного коллектива, и развитие личности учащегося наоснове усвоения способов деятельности. ПримерамиКТД могут быть «Подарок далёким друзьям», почта трудовая, операции«Родничок», «Муравейник»,

академия лесных наук, аукцион цветов (ягод,орехов), рейд трудовой «Снежная сказка», различные праздники,литературно-художественные вечера и многое другое.

Самоуправление проявляется в планированиидеятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы,подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений. В процессесамоуправленческой деятельности у школьников развиваются способности,коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социальнозначимые качества (активность, ответственность, отзывчивость). Они осваиваютсоциальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать,осуществлять и анализировать собственную деятельность.

Деятельностный подход в воспитании учитывает характер и законы смены типовведущей деятельности в формировании личности ребенка. Все психологические новообразованияопределяются осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и закономерностямисмены этих деятельностей. Ведущий тип деятельности в каждом периоде жизниребенка не является единственным.

Дошкольное детство — ведущим типом деятельностиявляется игра. Для младшего школьника ведущим типом деятельности становитсяучебная. На первый план выступают методы организации детского коллектива:единые требования, самоуправление, самообслуживание и т.д. Младший школьник непотерял интереса к игре, хотя она и перестала быть ведущим типом деятельности.Исключительно актуальным для младших школьников выступают методы повседневногообщения, делового, доверительного взаимодействия.

Переход от отрочества к подростковому возрастузнаменуется кризисом отрочества. Проблема ведущей деятельности — в кризисеотрочества, в становлении ребенка в качестве субъекта социальных отношений вотечественной психологии остается открытой. Однако в этом возрасте необходимоиспользовать методы, средства и формы воспитания, обеспечивающие наличиеобщности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними.

Подросток — ведущим типом деятельности становитсята, в которой можно самоутвердится среди сверстников и взрослых. Особое место всистеме методов воспитания занимают труд совместно со взрослыми и деятельностьна благо других людей. Главный стимул любой деятельности — ее результативность.Это возраст не только неудовлетворенных потребностей, но и непомерныхпритязаний. Возрастает значение группы сверстников в процессе развитияличности.

Старший школьный возраст. Основная задача этоговозраста — самоопределение социальное, личностное, профессиональное, духовное.Ученик из пассивного объекта педагогического воздействия превращается вактивный субъект. Актуальной является внеурочная познавательная,культурно-просветительная и благотворительная деятельность. В этом возрастепроисходит «отход от школы», поиск себя, появляется тенденция к манифестациисебя в разных формах. Важным компонентом деятельности, является трудовая. трудовойкомпонент современной школы должен быть гибким и вариативным (школьноеобъединение «зеленых»; школьное мини-предприятие; создание «Учебных фирм»;создание подросткового кафе и полное обеспечение его работы; выпуск газет ижурналов; создание культурно-исторического комплекса и т.д.).

Современный ребёнок должен сегодня не только что-то делатьи знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания вшколе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит, в настоящее время,актуальным остаётся и будет, системно-деятельностный метод обучения не только вучебной деятельности, но и во внеурочной, т.к. этот метод предполагаетразнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждогоученика.

 

В настоящее время Россияпереживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность,подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в сменеполитической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценностидоминируют над духовными, поэтому у детей искаженыпредставления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости,гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызванобщим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная,волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение институтасемьи.  Одна из проблем современного образования состоит в том, что впроцессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Детилишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как людирешали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и стеми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятыена сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личностипоказывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многимродителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходитусвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основеподражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередьв семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи иценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитаниедетей. Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность,которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение иразвитие исторических и культурных традиций своего народа. Духовно-нравственноевоспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная наприобщение человека к Вышнему миру, на постепенное восстановление целостнойструктуры личности, самоопределение человека и совершенствование его вдобродетели.

Духовно-нравственноевоспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решатьсясегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенкасейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим онеобходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственносвязано с развитием и воспитанием ребенка до школы. В детстве усвоениесоциальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большеевлияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев моралипроисходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритмсоциального поведения. Детство – время развития всех сил человека, какдушевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образованиенравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активноенакопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается — также в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становлениясамосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первыхлет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничноеформирование личности.

Духовно-нравственноевоспитание на основе православных традиций формировало ядро личности,благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: наего этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданскойпозиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал,эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Мы, педагоги,должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основынравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональноевоспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведетк желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже,но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно вдошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностныхотношений.

Что характеризуетчеловека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себядуховность и нравственность, цивилизованность и образованность, душевнуюутонченность и творческую активность. Ключевую роль мы видим в создании условийдля формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности,обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры,творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формытворческой деятельности. Известно, что основой духовно-нравственного воспитанияявляется культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, вкоторой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура –это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходимадля удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.

Корнидуховно-нравственного воспитания лежат в православии. Это уважение к родителями старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность,скромность, честность, терпеть, уступать, прощать и т.д. Сейчас к нампостепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относитьсяк старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам,декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное изсвоих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Кроме того, давнозабыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения,почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русскийязык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта,встречающиеся в фольклорных произведениях. Не секрет, что представлениявыпускников детского сада о русской культуре были и остаются отрывочны иповерхностны. Задача педагога – соединить обучение и воспитание через изучениетрадиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться скультурным наследием наших предков. Окружающие предметы, впервые пробуждающиедушу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должныбыть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они– часть великого русского народа.

Фольклор являетсябогатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устномнародном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера.Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культурыдолжны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленныевеками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года,погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём этинаблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественнойжизни человека. В результате освоения народных традиций дети узнают историюсвоей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки,небылицы, промыслы, народные праздники.

Приобщение детей ктрадиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса кнародной культуре, её духовным ценностям, гуманизму. Изучение календарногодетского фольклора осуществляется через участие ребят в народных обрядовыхпраздниках (Рождество (Святки), Масленица, Васильковый день (Праздник полевыхцветов), Петров день (Сенокос) и др. Народные обрядовые праздники всегдасвязаны с игрой. Народные игры являются национальным богатством, и мы должнысделать их достоянием наших детей.

Итак, народныетрадиции в наше время должны занять главное место в формированиивысоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступныхформах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русскогонарода – весь комплекс духовных ценностей. Воспитание чувств ребенка с первыхлет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым илидобрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качестваразовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов иокружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениямиобогатят.

Воспитаниедуховной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательногоучреждения и государства. Целью духовно-нравственного воспитания дошкольникаявляется формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическомаспекте. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненнойпозицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другимилюдьми.

Детский сад, какдом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши детивыросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми?

Духовно-нравственноевоспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решатьсясегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенкасейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим онеобходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственносвязано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Воспитаниедуховной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательногоучреждения и государства. Целью духовно-нравственного воспитания дошкольникаявляется формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическомаспекте. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненнойпозицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другимилюдьми.

Главный результатдеятельности нашего дошкольного учреждения мы видим в обогащении внутреннейкультуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувства гордости засвою родину, народ. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны,активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности,имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесенияизменений в окружающий мир. Приобщение детей к традиционным ценностям народнойкультуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

 

 

Литература:
1. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система “Школа2000…” / Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ “Школа2000.”, 2007. 448 с.

2. Проблемы развивающего обучения. (Приложение). М., 1986.

2. Леонтьев. Сознание. Личность. М., 1977.

3. Словарь — справочник воспитателя. / Авт.-сост. . — М.:ТЦ Сфера, 2008.

 


Поделиться статьей

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Поделиться статьей Образовательныйпортал «Инфоурок» Курсыповышения квалификации учителей физики: «Актуальныевопросы преподавания физики в школе в условиях реализации ФГОС»      


Поделиться статьей

Урок. Город на реке Исеть

Поделиться статьей

Поделиться статьей Тема урока. Город на реке Исеть. Предмет: окружающий предметный мир Тип урока: комбинированный, урокновых знаний. Форма урока: групповая.


Поделиться статьей

Статья Подвиг соотечественников и природа

Поделиться статьей

Поделиться статьей Коляда ЕленаАлександровна, Учитель биологии ихимии, Специалист высшейкатегории ГОУ «Ровеньковская школа №7 имени С.Ф. Пирогова»  Kolyada_elena1957@mail.ru ПОДВИГСООТЕЧЕСТВЕННИКОВ И ПРИРОДА


Поделиться статьей

Рабочая программа дополнительного образования Физика в экспериментах в 8 классе

Поделиться статьей

Поделиться статьей МБОУ « Ишакская СОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики Составила учитель физики Евлампьева Л.М. Рабочая программа дополнительного образования  « 


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Что нужно знать приёмным родителям      Каждый ребёнок имеет право на семью. Но к сожалению не всем


Поделиться статьей