Министерствообразования и науки Республики Бурятия
МКУ«Районное управление образования»
МО«Кабанский район»
МАОУ«Посольская СОШ»
Секция«культурология»
Очем расскажут узоры бурятского орнамента?
Исполнитель:Степанова Анастасия
ученица8 класса.
Научныйруководитель: Неведомая А.С.
Учительанглийского и бурятского языков
МАОУ«Посольская СОШ»
1категория
с.Посольское. 2021
Оглавление
1. Введение стр 2
2. Основнаячасть
2.1 Глава 1 Понятие орнамента и узора, отличиеузора от орнамента стр 3
2.2 Глава 2 Классификация бурятскогоорнамента стр 4
2.3 Глава 3 Орнамент в нашей жизни.Исследовательская часть стр 8
3 Заключение стр 10
4 Список используемой литературы стр 11
Приложения.
Введение
Изучаябурятский язык, я многое узнала о бурятском народе, о культуре бурятскогонарода, о традициях и обычаях его. Больше всего меня заинтересовали бурятскиеузоры. Я поинтересовалась у друзей знают ли, они значение узоров бурятскогоорнамента, этот вопрос оказался затруднительным для них. Интерес к узорамобусловил выбор темы моего исследования: О чем нам расскажут узоры бурятскогоорнамента? Мы, живущие в нашей республике обязанызнать и чтить традиции и обычаи бурятского народа, культуру нашего народа. Насегодняшний день имеется достаточное количество литературы, в которойрассмотрены орнаменты монгол язычных народов. Проблема в том, что современноепоколение наряду с утратой родного языка, национальных традиций и обычаевзабывает истинное значение символики орнаментов. Бурятские узоры теряют своеназначение, становясь обычным элементом декора, то есть просто рисунком безкакой-либо смысловой нагрузки. На мой взгляд, это несправедливо. Актуальностьмоей работы связана с необходимостью знания узоров бурятского орнамента всовременном мире, а также в сохранении духовного и материального богатстванашего бурятского народа.
Цель работы: изучить значениеузоров бурятского орнамента с практическим применением в нашей жизни.
Дляреализации данной цели поставлены следующие задачи: 1. Изучить теоретическийматериал по выбранной теме. 2. Исследовать архитектурные объекты на предметбурятского орнамента и выявить наиболее распространенные узоры его. 3. Выбратьсамые значимые узоры для создания поздравительных открыток. 4. Провестианкетирование среди учащихся по школе
Объектисследования – традиционнаякультура бурятского народа.
Предмет исследования – бурятские орнаменты, их символика.
Методы исследования: сбор информации, классификация, анкетирование, анализ,проектирование, моделирование.
Теоретическаяи практическая значимость определяется тем, что полученные результаты углубляютзнания учащихся не только в изучении бурятского языка, его устного народноготворчества, культуры бурятского народа, но и для личного интеллектуальногоразвития. Данный материал может быть использован на уроках бурятского языка,ИЗО и на кружках «Золотые ручки».
Гипотеза: бурятские узоры могут рассказать о традициях и обычаяхбурятского народа, о его характере.
Глава I Понятие орнаментаи узора, отличие узора от орнамента.
Узор, согласноопределению, – это изображение, состоящее из линий, а также красок и теней.Корни этого слова идут от «узреть, зреть», что, в свою очередь, означает«глядеть на что-то, созерцать». Создавать узоры люди пытались еще в глубокойдревности, нанося на поверхность предметов точки и простые линии. Со временемот примитивных набросков умельцы перешли к настоящим художественным шедеврам.Надо сказать, что в старину узоры также назывались украсами. Так людиподчеркивали свойства подобных изображений – их красоту, приятный для глаз вид.Возникнув в древности, искусство украшения на протяжении многих веков постоянносовершенствовалось. Человек, живший постоянно среди природы и наблюдавший занею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условныезнаки – символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающемувиду. Каждая линия, каждый знак были полны понятно ему смысла, были одним изсредств общения. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись,сочетались с другими формами, создавая узоры – рисунки. Так возникли орнаменты– последовательное повторение отдельных узоров или их группы. Орнамент –понятие более узкое. Это тоже узор, но со своими особенностями. Произошедшее отлатинского ornamentum, это слово стало употребляться в русском языке позднее,чем «узор». Перевод звучит как «украшение», что указывает на главную, декоративную,функцию орнамента. Наноситься такое изображение может на предметы одежды,утварь, архитектурные сооружения и даже на тело человека (татуировки). В чемразница между узором и орнаментом? Она заключается в том, что части узора могутиметь произвольное расположение, а в орнаменте обязательно присутствуетчередование фрагментов, их упорядоченность. У повторяющейся части любогоорнамента есть свое название – раппорт, его ритм, т.е. повторяющая часть. Кромеорганизованности элементов, отличие узора от орнамента состоит в том, что узорможет быть создан не только человеком, но и природой. Классический пример –чарующие завитки на окнах, которые можно наблюдать в морозные дни. Орнамент жевсегда является творением человека. Расположение элементов такого изображениятщательно продумывается. История возникновения орнамента неотрывно связана сразвитием культуры. Орнамент — одно из древнейших проявлений народноготворчества. Каждая национальная культура разработала свою систему орнамента –мотив, элемент, композиция, расположения на украшаемой поверхности. Поорнаменту можно сразу определить к какой национальной культуре относитсяпроизведение искусства. Следует отметить, что орнамент как явление культурынашел свое наибольшее воплощение в народном творчестве.
Глава II Классификациябурятского орнамента.
Бурятскийорнамент — составная часть художественной национальной культуры, сохранившаясамобытный характер, преемственную связь с прошлым, отличающаяся особойустойчивостью традиционных образов, мотивов, форм. Каждая национальная культураимеет свои средства орнамента, таких как мотивы, ритмы, симметрии. Первичнойосновой орнамента является мотив. Своеобразие мотивов во многом зависит отисторической и национальной принадлежности. Ритмическое построение связываетмотивы в целостное произведение. По орнаменту можно определить, к какомувремени и к какой стране относится то или иное произведение искусства, так какон тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями. Бурятский орнамент имеет свои характерные выразительные особенности,отличающие его от национальных узоров других народов. (традиционные мотивы,форма, цветовая гамма, композиционное решение и т.п.). Главнойособенностью орнамента является то, что он связан с конкретным предметом(зданием, домашней утварью, костюмом, ковром и т.д.). Он не может существоватьсамостоятельно, вне этого предмета. Основным источником создании орнаментаявилась природа: человек давно посмотрел у природы его «образцы». Всевозможнымиузорами «расписала» она крылья бабочек, спинки гусениц, змей, создала листья ицветы множества разных растений. Орнаментслужил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, оберегом. Ворнаменте были заключены знаки, они хранили своего хозяина от всякойслучайной беды. Орнамент отражает гармонию окружающую природу Байкала и Забайкальяи его красочность узоров. Основные элементы узора — солнце, луна, облако ит.д. Это как песня бурятского мастера, о его жизненном укладе, о природе,и о народе, которому он создает эту красоту. Бурятский орнамент глубоконационален, это сочетание графики и цвета. Самыми древними элементами орнамента были геометрические формы:прямые линии, зигзаги, спирали, завитки, перекрестья, круги, ромбы. Значения,которые выражали бурятские орнаменты, зачастую были связаны с плодородием:круги обозначали солнце, луну и звёзды, волны и зигзаги – небо, воздух, облакаи ветер. зооморфные или анималистическиерастительные (листья, цветы, плоды, лотос); природные, иликосмогонические (солнце, луна, вода, огонь …); культовые.
2.1. Геометрические. (Приложение 1) Геометрическийорнамент характеризуется не столько разнообразием фигур, сколько вариантностьюих исполнения и является самой многочисленной по разнообразию группой,состоящей из палочек, крестов, ромбов и зубцов. Орнаментальный мотив «зубцы»часто используют для украшения боковых краев крышек сундуков. «Зубцы» частоукрашают и лицевые стенки сундуков. «зигзаг» часто встречается в виде вышивкина шубах, голенищах унтов, носков. Данная группа наиболее обширна ипредставлена четырьмя видами узоров: молоточный; плетенка; круг; свастика. Молоточныйорнамент: «Алхан хээ» («молоточный орнамент»). Молоточный или Меандру монгол язычных народов выражает идею вечного движения. Молоточный орнаментнаносился на предметы из жестких и мягких материалов. Его можно встретить надеревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде,упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали только очень дорогостоящиепредметы. «Улзы» («плетенка») — древний орнамент, символизирующийсчастье, благополучие, долголетие. Этот очень почитаемый и распространенный внаше время узор имеет множество вариантов, но наиболее распространендесятиглазковый узел. «Улзы» наносится в центре композиции в виде клетчатогоили криволинейного переплетения и иногда дополнительно оплетается растительнымиузорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева,мягкого материала в том случае, если изготовитель хочет показать свои добрые намеренияи пожелания. «Дугуй хээ»(круг) — еще один очень популярныйгеометрический орнамент. Круг символизирует вечность, цикличностьбесконечность. Цикл смены событий человек «подсмотрел» в природных явленияхчередования времен года, и эта аналогия переносится на общественную жизнь. Всевремя от рождения до смерти — это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарынхγрдэ). Канун празднования Сагаалгана — встречи Нового года у бурят –называется «бγтγγ γдэр» (глухой, закрытый вечер). Этот вечер замыкает круг старогогода и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства,начиная новый виток следующего года. Поэтому изображение круга частовстречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, наритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец«ёохор» исполняют, двигаясь по кругу. В круг могут быть оформлены и другиеэлементы орнамента. Орнамент – хас (свастика),оно состоит из двух санскритских корней, означающих «благосостояние». Есть и другоетолкование слова – санскритское «су» — солнечная птица ибожество времен года Астика. Свастика – древний солярный знак, указывающийвидимое движение Солнца вокруг Земли и деления времен года на четыре сезона.Это знак, Центрированный вокруг своей оси, содержит в себе идею движения в двухнаправлениях: по часовой стрелке и против. Правосторонняя свастикавоспринимается как знак господства над материей и управления энергией. В этомслучае поток физических сил удерживается, «завинчивается» с целью управлениянизшими силами. Левосторонняя свастика, напротив, означает развинчиваниефизических инстинктивных сил, создает препятствия для прохода высших сил. Такаясвастика представляется как символ черной магии и негативных энергий. Каксолярный знак служит эмблемой жизни и света. В Монголии на наскальных ипещерных рисунках, датированных эпохой бронзового века, изображен хас.Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую былвправлен великолепный рубин – солнечный камень.
Инь-Ян –символ двойственности мира. Инь-Ян – это два уравновешивающих друг другапринципа, связанных с мужским и женским началами мироздания. Каждый изэлементов содержит в себе зародыш противоположного: светлое Ян содержит в себетемную точку Инь и, наоборот, темное Инь несет в себе светлую точку Ян.
2.2 Зооморфные орнаменты
Зооморфные орнаменты столь же древние и популярные, как игеометрические. К ним относятся натуралистические или схематизированныеизображения фигур животных, части их тела. (Приложение 2.) Это группаорнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство.Самым распространенным орнаментом этой группы является «эбэр угалза»(буквальный перевод – «роговидный орнамент»). «Бараний рог» Повторяющие рядызавитков часто покрывали всю украшаемую поверхность, символизируя плодородие,богатство, изобилие и процветание. В этом орнаменте скотоводы видели символблагополучия и связывали свои стремления к увеличению своего главного богатства– поголовья скота. Вторым по значимости считается «хамар угалза» («носовидныйорнамент»).
2.3 Растительный орнамент (Приложение 3)отражает важнейшую ступень в познании мира человеком, этап осмысления законовприроды. Это тип включает в себя изображения листьев, цветов, стеблей, побегов:лиственный узор (набшаhан угалза), цветочный узор (сэсэг угалза) и лотосовыйузор. Они широко используются в декоре элементов костюма, предметов быта, вархитектуре, живописи, буддийской скульптуре. Деревья, растения – символыматеринства, плодородия и воплощения жизненной энергии, многозначный символ,известный практически всем народам мира. Отдельно в этой группе орнаментоввыделяется цветок лотоса, пришедший в искусство бурят, монголов вместе сбуддизмом. Символизирует жизнь и процветание, в некоторых странах составляютоснову для национальных эмблем и орнаментов.
Цветок лотоса –обязательный элемент буддийской иконографии. Различают несколько вариантовлотоса, каждый из них имеет разные оттенки, при этом форма остается неизменной,т. е имеет единый общепринятый характер цветка и листьев. Лотос рождается вмутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым. Подобноэтому существа, рожденные в одном из миров самсары, но искренне практикующиеблагородное учение Будды, способны со временем избавиться от плохого. Длябурят лотос — это символ возрождения и победы жизни над смертью, жизнь ипроцветание. Растительный узор получил широкое распространение на кузнечныхработах в орнаментации колчанов, на лучников, конской упряжи, поясов, огнив,женских украшений. Стилизованные украшения деревьев часто используют в декорерукавиц.
2.4 Природный орнамент. (Космогонический). (Приложение4). В основу этой группы орнаментов легли окружающие человека объекты: Солнце,Луна, звезды, огонь, вода, горы, облака, радуга. В эмблемах Бурятии, Монголии –соёмбо – диск Солнца и полумесяц – древниепрародители монголоязычных народов. Солнце и Луна – носители полярных качеств:солнечная страсть, тепло, жара ассоциируется с мужским началом, холодная зыбкаяприрода лунного света, связанного с океаном, водой, связывается с женским началом.
Огонь символвозрождения и очищения. Трех язычковое пламя в эмблеме Бурятии символизируетпрошлое, настоящее и будущее. Вода как орнаментальный мотивизображается в виде волн. Один из четырех первоэлементов, из которых состоитмир. Вода считается символом упорства и настойчивости. Орнамент гора,скала – символ твердости, устойчивости и постоянства. Гора и скала –жилище духа или бога.
Радуга – hолонго.Символ связи Неба и Земли – мост между ними. В бурятском декоративном искусстверадужным орнаментом расписывается лицевая сторона мебели (ханза), из шелковыхтканей с изображением такого орнамента шьется нарядная одежда для мужчин иженщин. Облака – облачный орнамент – в тибетской традиции «путьбелых облаков» — символ духовного развития и совершенства. Облачный орнаментсимволизирует полет творческого вдохновения.
2.5 Культовый орнамент (Приложение 5). Довольнообширная группа, которая включает в себя сочетание некоторых элементоворнаментов четырех групп с ламаистской символикой. К главным изображениям относятсявосемь жертвоприношений «найман тахил»: белый зонт, рыбы, священный сосуд,лотос, раковина, улзы, жалсан и хорло. «Найман тахил» или «8 знаковсчастья», этот набор из 8 предметов встречается в каждом дацане, на алтарныхстоликах верующих буддистов. При входе в любой дацан Бурятии, Монголии, Тибета,Китая устанавливается каменное изваяние льва как символ силы и оберег, мимокоторого не пройдет зло, враждебные вере силы. Небольшие фигурки львов издерева ставили на божницу. Орнаментальные мотивы, связанные с изображениемптицы — орла, характерны для бурят, проживающих в Иркутской области. Орел -тотем ольхонских бурят, часто используется в шаманской мифологии. Слон- символвласти и силы, олицетворяющий элемент земли.
Глава III Орнамент в нашей жизни.
Семантикабурятского орнамента тесно переплетается с религиозными представлениями людей.В каждом орнаменте прослеживается тема человека во вселенной и его месте в ней.Человек окружает себя многими вещами, которые несут ему удобство и красоту. Всямебель, одежда, посуда, жилище несут в себе самые разнообразные узоры. Так,например, стол в нашем кабинете украшен растительным орнаментом, чтосимволизирует жизнь, долголетие, мир и красоту. На мой взгляд, этосоответствует действительности: учащиеся в школе ассоциируются с побегамидерева, как ростки, которые тянутся вверх, живут и развиваются. Сундук тожеоформлен в растительном и геометрическим орнаменте, символизирующий идеювечного движения, благопожелания.Меандр похож на молоточки, это пожелание успехов в труде, трудолюбия ибесконечного счастья. Орнамент «улзы» символизирует счастье,благополучие. Костюмы в основном несут орнамент «шоу», связан с образомчерепахи, как символ бессмертия, мудрости. Изучив значение данных орнаментов, япровела беседу в средних классах о символике бурятского орнамента, поскольку поданным анкетирования 83 % учащихся не знали значение бурятского орнамента.(см приложение). Моя исследовательская часть состояла в том, чтобы выяснитькакие наиболее распространённые узоры бурятского орнамента встречаются в нашейжизни. Для этого я посетила дацан «Ринпоче Багша» на Лысой горе в г Улан Удэ,побывала в музее Истории Бурятии имени Хангалова, в театре Бурятской драмы, втеатре оперы и балета. Наиболее распространёнными узорами оказались:
|
Орнамент «улзы» |
Орнамент «Меандр» |
Роговидный орнамент |
Растительный
|
«шоу» черепаха |
Дацан |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
Музей истории Бурятии |
|
+ |
|
+ |
|
Бур драм |
+ |
+ |
|
|
+ |
Закусочная (Разные) |
+ |
|
|
|
+ |
Сувенирные бутики и уличные узоры. |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
Театр оперы и балета
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Посетив данные места, я еще раз убедилась, что наиболеераспространёнными узорами бурятского орнамента являются такие узоры как, «улзы»,«шоу», меандр. (геометрический). Узор «улзы» или «плетенка»мы встретили в самом дацане при оформлении стеклянной витрины на колоннах,среди деревянной росписи можно было увидеть этот узор, а также узор «рыбы». Узор«Улзы» оказался самым используемым узором, поскольку он изображен на всехметаллических градах и воротах дацана, символизирующий счастье, благополучие,долголетие. (см приложение) Внутри самого дацана наблюдается разнообразие растительногоорнамента, включающий изображения листьев, цветов, стеблей и побегов. Этоторнамент отражает закон природы закон жизни и смерти. Растение, как человек,живет за счет жизненных соков, энергии. Это связано символикой материнства, плодородия, силы и жизненнойэнергии. При входе в дацан устанавливается каменное изваяние льва,как символ силы и оберега, мимо которого не пройдет зло. При входе в Бурятскийдраматический театр на колонах ярко изображен узор «шоу», он связан собразом черепахи. Она символизирует упорное продвижение вперед, притягиваетудачу и способствует достижению поставленных целей. Как символ стабильности,этот орнамент мы наблюдали на улицах нашего города, на металлическихконструкциях фонарей, на лавочках, на воротах. Исследуя архитектурные объекты ирассматривая узоры, встречающиеся вокруг нас, я пришла к выводу, что все этиузоры рассказывают нам о счастье, об удаче, о благополучии, о вечном движении,о стабильности…Узоры эти сохранены до наших дней, бурятский народ свято чтитпамять своих предков, национальных традиций, передавая мудрость своих предковнам, будущим поколениям. Наша задача знать их, беречь и передавать следующимпоколениям. Эти узоры нам рассказывают о характере бурятского народа, что онбыл и есть миролюбивый, открытый, дружелюбный и трудолюбивый. Украшая различныеобъекты не только нашего города, но и всей республики этими узорами, бурятскийнарод показывает свое предназначение, что он счастливый, сильный народ, потомучто растительный узор символизирует жизнь и процветание, завитки «роговидногоузора» символизируют благополучие и увеличение поголовья скота, узор «шоу»бессмертие и удачу, узоры «геометрического орнамента» говорят нам отрудолюбии народа, о счастье, долголетии. Все данные узоры, украшая различныездания, предметы, одежду, мебель как бы притягивают к себе таким образом к себе счастье, благополучие,долголетие.
Заключение.
Изучивсимволику самых распространённых узоров бурятского орнамента, я решила сделатьнабор поздравительных открыток на такие праздники, как Сагаалгаан, 8 марта.Сагаалган — это праздник Белого Месяца, Новый год по восточному календарю.Канун празднования Сагаалгана называется «бутуу удэшэ», глухой закрытый вечер.Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйтииз этого закрытого пространства, начиная новый виток. Круг символизируетвечность, бесконечность, в природе все движется по кругу: земля вокруг своейоси, солнце по небу, вода совершает круговорот в природе. На этой открытке яизобразила облаковидный узор, символ духовного развития и совершенства,облака ассоциируются также снебесными водами и плодородием, а Сагалган празднуется, когда плодится крупно рогатыйскот в хозяйстве у народа. Круг, роговидный узор, символизирующий богатство,пожелания благоденствия; и в центре узор «шоу», как символ долголетия.На заднем фоне открытке использовала узор волн, как источник и символжизни, очищения и движения. Вторая открытка связана с празднованием 8 марта,как праздника мам, женщин и девушек. На первой странице открытки я выбрала узор«рыбы», как символ чистоты и бдительности, полноценного богатства,пожелания женщине быть хорошей женой, иметь большую семью, узор «вечный узел»или «улзы» это нить счастья, символ долголетия, счастья и достатка. Узелбесконечности символизирует стремления вечной молодости и красоты. Цвет рыбвзят золотистый, в мифологии кочевников существует мотив рождения ребенка отзолотого солнечного луча, проникшее сквозь дымовое отверстие юрты. Желтый цвет– это цвет солнца, жизни и тепла. На верхнем фоне изображен растительныйорнамент, растения — это символы материнства, плодородия и воплощенияжизненной энергии, а зеленый цвет ассоциируется с началом пробуждения природы,прихода тепла, это символ Земли. Таким образом, я пришла к выводу, что бурятскийорнамент — это составная часть художественной национальной культуры,сохранившая самобытный характер, преемственную связь с прошлым, отличающаясяособой устойчивостью традиционных образов, мотивов и форм. Символика исемантика бурятских орнаментов тесно связана с бытом народа, с его обрядами иобычаями. Орнаменты символизируют все вечные ценности, заложенные внациональной культуре народа. Гипотеза, выдвинутая в работе доказана, узорырассказывают о характере бурятского народа. Послепроведения исследования, я могу сказать, что каждый бурятский орнамент имеетсвой глубокий смысл, играет роль оберега, талисмана и благопожелания; -бурятский орнамент сегодня широко используется при оформлении зданий исооружений, как культурного, так и духовного назначения;
Список использованнойлитературы:
1. Алагуева В. Золотая книга о бурятах.
2. Бабуева. В.Д. Мир традиций бурят.Издательство «Улзы» Улан-Удэ, 2001г
3. Балданов Ж.Д. Симметрия в бурятскихорнаментах.
4. Балдаев Ф.И. Бурятский народный орнамент.
5. Баторова Е.А. Бурятский орнамент XVIII-XXвеков.
6. Пазников О.И. Традиции и современностьизобразительного искусства Бурятии.
Сайтwww.fb.ru Бурятский орнамент и узоры и их значение.
www.syl.ru Бурятский орнамент и узоры.
www.sdelala—sama.ru Бурятские узоры и орнаменты (с трафаретами).
www.tradkulzab.narod.ru Бурятский орнамент.
www.o—buddizme.ru Буддийские узоры восточная символика.
Приложения.
1. Геометрическийорнамент.
«улзы» или «плетенка»
Приложение №2 Зооморфный орнамент
роговидный орнамент.
№3 Растительный орнамент.
Лотосовыйузор Лиственный узор
№ 4 Природный орнамент
№ 5 Культовый орнамент
«8 знаков счастья»
белый зонт,рыбы, священный сосуд, лотос, раковина, улзы, жалсан и хорло.
Дацан«Римпоче»
в сувенирном бутике