X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 

Тема урока: Экономика и ее рольв жизни общества

Класс: 8 «В»

Тип урока: урок знакомства с новым материалом.

Цель урока:

 расширитьпредставление об экономике как важной сфере в жизни общества, направленной наудовлетворение многообразных потребностей людей.

Задачи: характеризовать проблемы, с которыми приходитсясталкиваться всем участникам экономических отношений; познакомить учащихся сбазовыми экономическими понятиями; создать условия для формирования у учащихся способностианализировать реальные социальные ситуации для осуществления экономическихдействий.

Формирование УУД:

Предметные УУД:

Должны узнать: понятия экономики как науки, хозяйства и сферы общественной жизни,структуру экономики, ее основные институты и агентов;

Должны уметь:анализировать и классифицировать разнородные источники социальной информации потеме; воспитывать: выработку собственной позиции к проблемам экономики,формировать экономическую культуру старшеклассников.

Регулятивные УУД — определять иформулировать цель деятельности на уроке при изучении экономики;

Познавательные УУД — добывать новые знания,находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию,полученную на уроке;

коммуникативные — доносить информацию доучастников образовательного процесса — оформлять свою мысль в устной иписьменной речи, уметь слышать друг друга, понимать позицию партнера, в томчисле отличную от своей;

личностные — формировать положительноеотношение к процессу получения знаний;

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер,карточки с заданиями, доска, презентация.

Методы и технологии:

— организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

— обучение всотрудничестве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы работы

Содержание этапа

 

1.

Организационный момент.

Мотивация.

Цель для педагога: заинтересовать обучающихся в изучении новой темы и актуализировать их дальнейшую познавательную деятельность.

Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями.

Учитель. Здравствуйте ребята, садитесь. У нас урок обществознания. На прошлом уроке мы закончили изучение социальной сферы, написали контрольную работу по изученному разделу и сегодня переходим к новому разделу. Для того, чтобы вы поняли, о чем пойдет речь, я покажу вам несколько картинок. А вы должны мне сформулировать тему урока. Итак, внимание на экран!

 

Слайд1. Совершенно верно. Речь пойдет об экономике.

 

Слайд2. Тема нашего урока: «Экономика и ее роль в жизни общества». Запишем ее в тетрадь.

Давайте исходя из темы нашего урока попытаемся определить цель и задачи нашей деятельности:

  1. Вспомнить что такое экономика
  2. Расширить представление о понятии «экономика»
  3. Выяснить, какова роль экономики в жизни общества
  4. Научиться, выполнять задания по изученной теме

Исходя из них определим план изучения темы.

 

Слайд3-4. Цели урока

 

2.

Актуализация знаний.

Слайд5.

  1. Что такое экономика?      (опрос детей)                                                                                                             Понятие «Экономика» имеет несколько значений:                                                                                                             1) искусство ведения домашнего хозяйства  (с греческого ойкономик)

2) народное хозяйство какой-либо отдельной страны, включающее в себя определенные отрасли и виды производства

3) наука, изучающая какую-либо отрасль хозяйства или хозяйство какого-либо региона

Обратиться к словарю, чтобы найти определение и записать в тетрадь. (с.216)

Экономика – хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования. (в тетрадь)

 

Слайд6.

  1. Что мы еще знаем об экономике?

 

Тогда идем дальше…

 

2.

Изучение нового учебного материала (первая часть).  

Цель для педагога:

вызвать интерес у обучающихся к теме параграфа и актуализировать их дальнейшую познавательную деятельность.

-учебно-интеллектуальные умения: умение определять и решать проблемы.

-учебно-информационные умения: умение работать с реальными объектами как с источниками информации. Развивающий аспект цели данного этапа связан с развитием опоры на собственный опыт.

Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями.

Задачи:  

раскрыть тесную взаимосвязь экономики с другими сторонами жизни общества.

Методы организации на данном этапе работы: беседа, самостоятельное изучение учащимися разделов учебного текста и их анализ, опора на социальный опыт, проблемная ситуация, сравнение, практическая работа.

Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку:

— межпредметная связь; привлечение знаний из курсов истории, географии, технологии дает возможность углубить и систематизировать знания,

— своеобразное и правильное выполнение заданий; 

— доступность учебного материала;

Методы мотивирования (стимулирования) обучающих в ходе урока:

— похвала;

— создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Может ли общество существовать без экономики?  Зачем изучать экономику?

Учащиеся: обсуждают предложенные вопросы.

 

  1. ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ

 

Учитель: Жизнь человека состоит из одних проблем.  У нас постоянно возникают сложности. Всё время что-то человеку нужно.  Человек не может без еды и питья, без жилища и одежды. Многие люди не могут без автомобиля, компьютера и сотового телефона. А кто-то не может обойтись без книги, музыки или любимого хобби.

Всё то, в чем нуждаются люди, называется потребностями.

Что же такое потребность?  Сейчас подумайте и попытайтесь придумать определение. (Учащиеся говорят)

Давайте сравним определения (слайд) (работа с термином)

Слайд7.

Потребность — это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.

Слайд 8. Существует три вида потребностей, они составляют основу нашей жизни.

•          Материальные

•          Духовные

•          Социальные

Как вы думаете, что означает каждый вид потребностей.

ЗАДАНИЕ: (индив раб с учебником) Откройте учебник на стр. 84 и запишите примеры к каждой группе в тетрадь, дополните своими примерами. (совместное обсуждение)

     ЦЕЛЬ удовлетворения этих потребностей – создание условий для жизни и деятельности людей.

Давайте вместе попытаемся понять, как экономика принимает участие в этом…

 Учитель: Основная характерная черта потребностей в том, что они могут меняться.

Слайд 9. С течением времени или с изменением климатических условий потребности меняются.  Например, для человека, живущего в горах будут характерны одни потребности, а для людей, живущих в пустыне совсем иные. Естественно, что меняется общество, меняется время. Но рост человеческих потребностей всегда опережает количество ресурсов. В чём здесь секрет? Приведите примеры возрастающего характера ваших потребностей. (учащиеся приводят свои примеры) (есть сумка, нужны туфли, к туфлям платье, к платью машину)

ВЫВОД, который мы можем сделать: полностью удовлетворить свои потребности невозможно.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Каким образом удовлетворяются потребности человека? (путем создания необходимых благ)

 

  1. СВОБОДНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА

А что такое благо? (обратимся к словарику в учебнике)

Слайд 10.

Благо – это то, что является полезным для человека и служит удовлетворению его потребностей.

ЗАДАНИЕ: (самост. раб. с текстом учебника) откройте учебник на с. 86-88 и при помощи текста параграфа заполните схему Слайд11-12.

 

свободные

 

вода

свет воздух

 

оборудование здания

сырье

транспорт

энергоресурсы

 

 

продукты питания, жилье, одежда

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                                                     

 

 

 

 

 

СОВМЕСТНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ. Экономисты делят все жизненные блага на свободные (даровые) и экономические.

Свободные блага (природные) — доступны для всех нуждающихся в них. Приведите примеры. Слайд13.

Экономические блага — блага, полученные в результате созидательной, экономической деятельности. Приведите примеры.  Слайд 14.

ВЫВОД: Человек смог обеспечить себя многими необходимыми вещами. И очень много из того, что люди создали, облегчило нашу жизнь. Этот процесс будет продолжаться всегда. Таким образом, человеческие потребности безграничны, но, к сожалению, ресурсы планеты ограничены. Этот вопрос не разрешим в экономике.

3. ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ

Человек тратит ресурсы и зарабатывает деньги с одной- единственной целью — удовлетворить  свои  материальные  и духовные потребности. Слайд15.

Слайд16. РЕСУРСЫ (от франц. ressource — вспомогательное средство) — денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (природные ресурсы, экономические ресурсы).

В 7 классе мы с вами говорили о том, что ресурсы бывают исчерпаемые и неисчерпаемые. Приведите, пожалуйста, примеры к каждой группе ресурсов.

Слайд17.

Экономисты различают четыре основных ресурса:  

земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность.  Иногда выделяют и пятый — информацию. Их еще называют факторами производства.

1. Труд — физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг. Доход, получаемый при этом, называется зарплатой, процентом с капитала.

2. Земля — природные ресурсы, естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг, т.е. все то, что используется в натуральном виде (земля, вода, воздух, леса, полезные ископаемые). Доходом является рента.

3. Капитал, или инвестиционные ресурсы, — средства производства, нужные при создании экономических благ, включая промышленное оборудование, инфраструктуру (газопроводы, электропроводы и др.). Экономический доход с капитала — прибыль.

4. Предпринимательская деятельность — управленческие и организаторские навыки, используемые в процессе производства. Доход —  прибыль.

5. Информация — знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности.  Ею можно обмениваться и торговать, как любым ресурсом.

 

Проблемная ситуация: Африканские бушмены, живущие впроголодь и с пользой расходующие свои немногочисленные природные ресурсы, стоят намного ближе к пониманию того, что такое экономика, нежели самая большая по территории и природным запасам держава мира Россия, бездумно расходующая дефицитные ресурсы, но так и не сумевшая поднять население на более высокий уровень жизни.  Редкость —  важнейшее качество ресурсов.

Работа в группах: (4 человека) разработайте правила или советы как можно разумно распоряжаться или экономить ресурсы. (5 минут)

 

4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ

Каждый день, идя в магазин, вы сталкиваетесь с проблемой выбора товара хорошего качества по подходящей цене – это и есть экономический выбор. Экономический выбор очень тесно связан с понятием бюджет. Как вы думаете почему? (предполагаемые ответы детей)

Всем нам приходится выбирать, приобретая одну вещь, мы отказываем себе в приобретении другой.  Этот выбор называется альтернатива.

Альтернативная стоимость – цена, которую нужно заплатить за сделанный выбор.

Теперь давайте рассмотрим ситуацию и ответим на вопросы: (с.90)

 Выпускница школы мечтала стать детским врачом. После окончания она могла бы работать санитаркой в больнице, получая зарплату 2000руб в месяц, регистратором в детской поликлинике с окладом в 3000руб. или ночной няней в детском санатории, имея доход 4000руб. в месяц. Однако, оценив перспективы будущей профессии, она поступила на конкурсной основе в Медицинскую академию. Альтернативная стоимость ее выбора составила 4000руб.   

ЗАДАНИЕ: (работа в парах) прочитайте внимательно задание. Подумайте и обсудите в парах, почему альтернативная стоимость равна 4000руб.

Ответы детей.

Учитель: объясните, как вы понимаете высказывание английского драматурга Бернарда Шоу: «Экономика- это умение пользоваться жизнью наилучшим образом».

Выводы:

Учитель:

1. Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ.

2. Общественное производство определяет появление и развитие его социальной структуры.

3. Экономические отношения влияют на политическую жизнь общества.

4. В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества.

 

 

3.

Закрепление учебного материала.

Цель для педагога:

— выявить уровень усвоения учебного материала; научить применять полученные знания самостоятельно на практике

 Цель для обучающихся:

формирование специальных умений: целостное осмысление, обобщение полученной информации;

присвоение нового знания, новой информации учеником;

формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Слайд18. Для закрепления изученного материала мы с вами выполним задание №10 из ВПР.

Или с.91. Таблица на доске.

Учитель: Для закрепления изученного материала мы с вами попробуем составить синквейн со словами для первого варианта «экономика», для второго варианта «хозяйство».

Также учащимся для закрепления предлагается выполнить по 5 тестовых заданий к параграфу.

 

 

 

Учитель: объясните, как вы понимаете высказывание английского драматурга Бернарда Шоу: «Экономика- это умение пользоваться жизнью наилучшим образом».

Выводы:

Учитель:

1. Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ.

2. Общественное производство определяет появление и развитие его социальной структуры.

3. Экономические отношения влияют на политическую жизнь общества.

4. В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества.

 

4.

Рефлексия в конце урока

Цель для обучающихся:

Показать свое отношение к изученному материалу на уроке

Цель для педагога: создание благоприятных психологических условий для дальнейшего изучения темы.

Учитель: А теперь вернемся к поставленным целям! Всего добились? Все у нас получилось? Ребята, это только 1 урок по большой теме: ЭКОНОМИКА.

Небольшой тест.

 

 

5.

Задание на дом.

Цель для обучающегося:

— стимулирование к личным достижениям; развитие умения работать самостоятельно, творчески подходить к любому делу.

Слайд19.Домашнее задание: пар.11, Знать определение терминов и понятий темы урока.

Рубрика «В классе и дома» задание на выбор.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет