Государственное бюджетное образовательноеучреждение высшего образования Московской области «Академия социальногоуправления»
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с федеральнымгосударственным образовательным стандартом нового поколения основнаяобразовательная программа должна реализовываться образовательным учреждениемчерез учебный план и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность -это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное отуроков время для социализации детей и подростков определенной возрастнойгруппы, формирования у них потребности к участию в социально значимых практикахи самоуправлении, создания условий для развития значимых качеств личности,реализации их творческой и познавательной активности, участия в содержательномдосуге, достижения обучающимися метапредметных и личностных результатовсогласно ФГОС.
Внеурочная деятельностьреализуется в формах, отличных от классноурочной. Она позволяет обеспечитьблагоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузкуобучающихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные ииндивидуальные особенности обучающихся.
Образовательное учреждение должнопредоставлять обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий,направленных на их развитие. Родители (законные представители) обучающегосяимеют право выбрать перечень занятий внеурочной деятельностью для своегоребенка.
Внеурочная деятельность неподменяет дополнительное образование и направлена на достижение школьникамирезультатов основной образовательной программы.
Целью внеурочной деятельностиявляется создание условий для реализации детьми и подростками своихпотребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной,социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы впроцессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
К задачам внеурочнойдеятельности относятся:
— расширение общекультурного кругозора; формирование позитивноговосприятия ценностей общего образования и более успешного освоения егосодержания;
— включение в творческие виды деятельности; формированиенравственных, духовных, эстетических ценностей; участие в общественно значимыхделах;
— помощь в определении способностей к тем или иным видамдеятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в ихреализации в творческих объединениях дополнительного образования;
— создание пространства для межличностного, межвозрастного,межпоколенческого общения.
Проблемой, решаемойв данной работе, является разработка планирующей документации (плана внеурочнойдеятельности, рабочих программ, внутришкольного контроля, мониторингрезультатов) в образовательной организации.
В соответствии с вышеизложенным, целью данной работы стал анализ и представлениеопыта внеурочной деятельности в образовательной организации.
С поставленной целью возникаетнеобходимость решения следующих задач:
— изучение организации внеурочной деятельности в образовательныхорганизациях;
— анализ организации внеурочной деятельности в образовательнойорганизации;
— описание и характеристика основных направлений внеурочнойдеятельности в МБОУ «Бужаниновская СОШ».
Объектом итоговойработы является система внеурочной деятельности в образовательной организации.
Предметом итоговойработы является модель внеурочной деятельности данной организации.
ГЛАВА I. СИСТЕМА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВА-
ТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
I.2. Формы и виды внеурочной деятельности
Внеурочная деятельностьможет быть организована:
— по направлениям: духовно-нравственное,социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное;
— по видам: игровая, познавательная, досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностноеобщение; художественное творчество, социальное творчество (социальнаяпреобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая(производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность;туристскокраеведческая деятельность;
— в формах: экскурсии, кружки, секции,олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования через организациюдеятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами,родителями
(Уроки этики, посещениехудожественных выставок, экскурсии, путешествия.
• Литературно-музыкальные постановки, композиции.
• Встречи. Участие в праздниках и фестивалях.
• Изучение правил поведения в школе и на улице, о взаимоотношенияхв семье.
• Составление презентаций и проектов. Участие в проектах и акциях.
• Экскурсии и знакомства с представителями разных профессий,классные часы о роли труда и полезной деятельности, участие в мероприятиях,посвященных традициям и трудовому опыту семьи, промышленный туризм.
• Посещение памятников природы и природных объектов, нуждающихся вохране; экологические игры, тренинги, праздники, субботники, акции, выпускплакатов и стенгазет; викторины.
• Встречи с представителями творческих профессий, экскурсии кпамятникам зодчества; беседы и классные часы о правилах поведения, о поступках.)
Все виды внеурочной деятельностидолжны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Результат – это то, чтостало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например,школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность,приобрел опыт действия).
Эффект – это последствиерезультата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенноезнание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человекакак личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
То есть развитие личности ребенка– это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектоввоспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенокдостигли своих результатов.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьниковмогут быть трех уровней.
Первый уровень результатов– приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, обустройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения вобществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Длядостижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействиеученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) какзначимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов– получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовымценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Длядостижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправноевзаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то естьв защищенной, дружественной ему среде.
Третий уровень результатов– получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Длядостижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействиешкольника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественнойсреде.
Ответственность за организацию внеурочной деятельностинесут:
Администрация образовательного учреждения организует:
• процесс разработки и утверждения плана внеурочной деятельности;
• процесс разработки, рецензирования, утверждения программ,реализуемых в рамках внеурочной деятельности;
• контроль выполнения программ, реализуемых в рамках внеурочнойдеятельности;
• контроль ведения журналов внеурочной деятельности.
Классные руководители:
• в своей работе руководствуются должностной инструкцией классногоруководителя;
• ведут разъяснительную работу среди родителей (законныхпредставителей) обучающихся о значении и важности внеурочной деятельности длядостижения личностных, предметных и метапредметных результатов.
• осуществляют контроль посещаемости обучающимися занятийвнеурочной деятельности.
Работники, привлекаемые к организации внеурочнойдеятельности обучающихся:
• деятельность работников образования регламентируется Уставомобразовательного учреждения, Правилами внутреннего распорядка, локальнымиактами школы, должностными инструкциями.
• деятельность работников учреждений (организаций)-партнеров вреализации внеурочной деятельности регламентируется договором/соглашением осотрудничестве, должностными инструкциями работников.
Родители (законныепредставители) обучающихся: несут ответственность за посещениеучащимися занятий внеурочной деятельности.
Контроль выполнения плана ипроведения занятий внеурочной деятельности может осуществлять заместительдиректора по учебно-воспитательной работе/ заместитель директора по внекласснойвнешкольной воспитательной работе. Направления контроля: оценка содержания икачества программ, реализуемых во внеурочной деятельности; выполнение планавнеурочной деятельности, организация проведения занятий внеурочнойдеятельности; мониторинг качества проведения внеурочных занятий в целяхпредупреждения перегрузки и утомляемости обучающихся, повышения их мотивации кпосещению занятий; мониторинг достижения обучающимися результатов внеурочнойдеятельности. Результаты внеурочной деятельности не являются предметомконтрольно-оценочных процедур.
Программы организационных формобъединения обучающихся (кружков, студий, секций и т.д.), факультативных,индивидуально-групповых занятий составляются в соответствии с требованиями,предъявляемыми к образовательным программам, не требуют лицензирования и могутбыть рассчитаны на более короткий период времени (четверть/цикл, полугодие).
Программы, реализуемые вовнеурочной деятельности школьников, могут быть разработаны образовательнымучреждением самостоятельно (авторские) или на основе переработки примерныхобразовательных программ. Программное обеспечение внеурочной деятельностиопирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенностиобразовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностейучащихся, его дифференциации и индивидуализации.
Программы, реализуемые вовнеурочной деятельности, должны соответствовать нормативно-правовымтребованиям, в том числе утвержденным СанПиН. Выбор форм внеурочнойдеятельности должен опираться на гарантию достижения результата определенногоуровня. При разработке программы необходимо выстраивать логику перехода отрезультатов одного уровня к результатам другого.
Программы необходимо согласоватьна школьных методических объединениях, рассмотреть на методическом советеобразовательного учреждения, обеспечить их внутреннее рецензирование. Программаутверждается директором школы, проходит внешнее рецензирование, если онаавторская.
I. 3. Моделиорганизации внеурочной деятельности
Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельностьможет осуществляться через:
• учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть,формируемую участниками образовательного процесса (спецкурсы, школьные научныеобщества, секции, кружки, практикумы, клубы и т.д., проводимые в формах,отличных от урочной);
• дополнительные образовательные программы самогообщеобразовательного учреждения (организация кружков, спортивно-оздоровительныхсекций и т.д.);
• образовательные программы учреждений дополнительного образованиядетей, а также учреждений культуры и спорта;
• организацию деятельности групп продленного дня;
• классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы,соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
• деятельность иных педагогических работников(педагогаорганизатора, социального педагога, педагога-психолога, тьютора,педагога-библиотекаря);
• инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке,апробации, внедрению новых образовательных программ.
Рисунок 1- Базоваямодель внеурочной деятельности
Опираясь на данную базовую модель, может быть несколькотипов организационных моделей внеурочной деятельности:
1. Оптимизационная модель (организация внеурочнойдеятельности за счет ресурсов образовательного учреждения)
Преимущества оптимизационноймодели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность,создании единого образовательного и методического пространства вобразовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех егоструктурных подразделений.
Модель внеурочной деятельностина основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учрежденияпредполагает, что в ее реализации принимают участие все работники образованияданного учреждения.
2. Модель «школы полного дня»
Основой для модели «школы полногодня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателямигрупп продленного дня. Для высокой эффективности данной модели, администрацийобразовательного учреждения следует создать ряд условий:
• условия для полноценного пребывания ребенка в образовательномучреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной средыи выделения разноакцентированных пространств;
• условия для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей;с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученическогосамоуправления;
• условия, обеспечивающие оптимизацию двигательной активностиобучающихся;
• условия для построения индивидуальной образовательной траекториии индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;
• обеспечить организацию рационального питания детей.
3. Интеграционная модельвнеурочной деятельности
(организация внеурочнойдеятельности за счет ресурсов нескольких образовательных учреждений и/илиучреждения (организаций) — партнеров по организации внеурочной деятельностиобучающихся)
Преимуществами данной моделиявляется возможность организации внеурочной деятельности обучающихся вкультурно-образовательном пространстве города, вариативность форм и видовдеятельности школьников. Данная модель ориентирована на обеспечение готовностик территориальной, социальной и академической мобильности детей.
Интеграционная модель может бытьреализована образовательным учреждением в следующих вариантах:
— участие обучающихся в культурных и образовательных событиях(праздниках, фестивалях, олимпиадах, конференциях, выставках, экскурсиях,концертах, акциях и т.д.), организуемых различными учреждениями города.
— реализация планов/ проектов внеурочной деятельности обучающихсяна базе ресурсных центров для организации внеурочной деятельности (другихобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей,подведомственных департаменту образования, учреждениях культуры, молодежнойполитики и спорта).
Основой для взаимодействияучреждений является соглашение о сотрудничестве по реализации плана внеурочнойдеятельности.
Модели реализации внеурочной деятельности
1. Линейная (распределение часов внеурочной деятельности равномернов течение учебного года).
2. Модульная (концентрация видов и программ внеурочной деятельностив определенном периоде времени: четверти, цикле, полугодии).
3. Смешанная (элементы линейной и модульной моделей).
Принципы внеурочной деятельности
Эффективное конструированиемоделей внеурочной деятельности возможно при соблюдении ряда принципов:
Принцип учета потребностейобучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявлениезапросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым ресурсомучреждения, особенностями программы развития образовательного учреждения.
Принцип гуманистическойнаправленности. При организации внеурочной деятельности вмаксимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаютсяпроцессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников,создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания,самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.
Принцип разнообразиянаправлений внеурочной деятельности, предполагающий реализациюмаксимального количества направлений и видов внеурочной деятельности,предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществленияпроб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поискасобственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.
Принцип оптимального использованияучебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочнойдеятельности. Часть программы внеурочной деятельности может бытьреализована во время каникул. Информация о времени проведения тех или иныхзанятий должна содержаться в программе кружка, студии.
Принцип учета возможностейучебно-методического, комплекса, используемого в образовательном процессе.
Принцип успешности исоциальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельностинаправляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно,чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но иценными для социального окружения образовательного учреждения.