X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Песочная терапия как нетрадиционныйметод воздействия в работе логопеда с детьми с нарушениями речи

Песочная терапия –одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» былпредложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии.Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможностииспользовать песочницу в своей работе не только психотерапевту,но и логопеду. Как правило, первые контактыдетей друг с другом – в песочнице. Это традиционныеигры с песком. Песочную терапию можноиспользовать в работе с детьми, начиная с трехлет. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детейлогопатов, я использую на логопедических занятияхкружковой работы элементы песочной терапии и изоритмики.Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-тоговорит… Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя иокружающий мир. Личность каждого ребенка уникальна. «Песочная терапия» — однаиз техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка,разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать своижелания и возможность их реализации.

При корректно поставленных целях, такие игровыезанятия имеют важное терапевтическое обучающееи воспитательное значение. Играя с песком, у ребенка возникает чувствобезопасности, так как песочный мир – это мир подконтролем.

Игры на песке — одна из форм естественнойдеятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу вразвивающих и обучающих занятиях.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внеслиотечественные педагоги — Санкт – Петербургского Института специальнойпедагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме –Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочнаяигротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии»,Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь особому ребенку», Грабенко Т. М.,Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочнойтерапии».

Технология песочной терапии многофункциональна,она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции иразвития речи. Сам же ребенок решает задачисамовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать вколлективе.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворнав работе с детьми, которые никак не могутвыразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышеннойтревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают своевнимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, игра дает имбогатые кинестетические ощущения.

Во многих случаях игра с песком выступает вкачестве ведущего метода коррекционного воздействия.В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющегостимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Цель: развитие связной речи,эмоционально-личностной сферы, мелкой моторики рук посредством песочнойигротерапии.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей последовательно и точно передаватьувиденное, с учетом развития сюжета.

2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно -поискового характера.

3. Обучить специальным движениям и ихвыполнение детьми.

4. Учить выстраивать композиции на песке пообразцу.

5. Закрепить представления об окружающем мире.

6. Совершенствование навыков и умений практическогообщения, используя вербальные и невербальные средства.

Развивающие:

1. Развивать психические процессы (внимание, память).

2. Развивать логическое мышление.

3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкуюмоторику.

4. Развивать умение действовать по инструкции.

5. Развитие фонематического слуха, автоматизациязвука в слогах, словах, обучение чтению.

6. Дифференциация, автоматизация звуков, обучениечтению и письму.

7. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивнойсферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.

Воспитательные:

1. Вызывать эмоционально положительное состояние,удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

2. Воспитать внимательное отношение к коллективупри организации групповой деятельности.

3. Воспитывать слуховое внимание и память.

4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всемуживому.

5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.

6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций,создание композиций на песке.

Методы иприёмыучебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, исследовательские и практические.

Для усиления воздействия песочной терапии впроцессе игр и упражнений используем музыкальные произведения, например«Звуки природы»,релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольноговозраста. А также цветовой модуль для подсвечивания песка, где дети создаютсвои рисунки на песке, что позволяет ребенку раскрыть в естественной обстановкесвой творческий потенциал, развить воображение, фантазию.

Ожидаемыерезультаты:

• Обеспечение психологического эмоциональногоблагополучия, снятие мышечной напряжённости, стабилизация эмоциональногосостояния;

• Снижение негативных проявлений (страх, агрессия,тревожность, уменьшение проявлений отрицательных эмоций (злость, обида, гнев и т. д.)

• Повышение тактильно-кинетическуючувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;

• Повышение уровня развития психическихпознавательных процессов;

• Повышение и обогащение словарного запаса,коммуникативных навыков детей;

• Повышение самооценки дошкольника;

• Воспитание положительных нравственных качествличности.

Для организации процесса песочнойтерапии потребуются песочница (ящик для песка илипескограф, песок или манка, коллекция миниатюрныхфигурок.

ПЕСОЧНИЦА:

Песочница представляетсобой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50х 70х 8

Занятия рассчитаны на 5-6 летних детей (старшаягруппа. Проводятся 1 раза в неделю, с октября по май.

Проводя педагогические, коррекционные мероприятияв песочнице, мы даем ребенку новую площадку,создаем мотив для получения знаний. Однако работа спеском – искушение для ребенка, в первую очередь за счет интереса инестандартных ощущений.

Именно поэтому необходимо оговорить с детьми общиеправила поведения в песочницею. Таким образом,выделяют ритуал входа.

Ритуалвхода:

Этот этап обязателен в психотерапевтическойработе.

Цель: определить, правила поведения в песочнице.Особая ценность метода заключается в том, что сэтого момента контролирующие и регулирующие функции переходят от логопеда,к персонажу.

Основнаячасть:

Проводятся занятия по различным проблемамразвития речи как для детей с нормальнымречевым развитием, так и для детей с нарушениями.

Особенность проведения занятия по развитию речи иознакомлению с окружающим в песочнице – возможность ееиспользования на протяжении всего занятия или в отдельной его части.

Развитиемелкой моторики рук:

Это часть работы представляетсянаиболее очевидной и приятной. Дети старшего дошкольного возраста выполняютдвижения или задания по описанию, собственному опыту или подражанию, а вотмалыши только учатся, и поэтому следует первоначально действовать «рука в руке».

Работа над фонематической стороной:

Работа в песочнице позволяетне только решать задачу развития фонематического слуха, но и успешноавтоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. Для развитияфонематического слуха детям предлагают выбрать называемые педагогом фигурки сопределенным звуком. Для автоматизации то же задание можно использовать сактивным называнием слов.

Работа надлексической стороной речи:

Обогащение и закрепление слов родного языка – однаиз самых важных задач развития и коррекции речи.

1. Расширять и активизировать лексику, связаннуюс песочницей : песок,песчинка, песчанка, песочек и т. д.

2. Можно обогащать словарь детей соответствующимиматериалу глаголами.

3. На базе песочницы можно проводить работу позакреплению и активизации словаря.

Работа надграмматической стороной речи:

Говоря о грамматической стороне речи,мы подразумеваем способность в рамках языковой нормы образовывать новые слова,пользуясь префиксальным, суффиксальным и префиксально – суффиксальным способом.

Работа надформированием фразовой речи:

В основе возможностей формирования фразовой речи –лежит соединение методики В. К. Воробьевой с активным действиемребенка в песочнице. Первоначально количество героеви совершенных ими действий резко ограничено, так как следует учитыватьсниженные возможности памяти.

Ритуалвыхода:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Ритуал выхода необычайно важен с психологическойстороны, особенно благодарность. Получение положительного заряда в концезанятия выгодно выделяет деятельность в песочнице и закрепляетжелание ее повторять.

Коснемся еще одного вида нетрадиционной техники– это ИЗОРИТМИКА.

Изоритмика – это целый комплекс игровых упражненийдля развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаютсяпроговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этомочень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали. Учёные доказали, чтодвижения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы иускоряют развитие речи ребёнка. Поэтому,постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику,является необходимым элементом в системе коррекционно-педагогического воздействия.

Очень эффективными в этом направлении являетсяигровые упражнения по изоритмике, которые предполагают формирование у детей ориентировкина пескографе, закрепления представлений о форме, цвете, величине предметовречи детей.

Использование в кружковой работе поразвитию речи игровых изоритмических упражнений даёт положительные результаты:

— у детей развивается способность замечатьхарактерные особенности предметов

— закрепляются знания о цвете, форме, величине;

— подготавливается рука к письму;

— формируются произвольное внимание, речеслуховаяпамять, творческое воображение, художественный вкус;

— развивается мелкая моторика пальцев, ритмправильного дыхания, что способствует развитию связной речи детей.

Изоритмические игровые упражнения можноиспользовать не только в рамках образовательной деятельности, но и на прогулке.Дети с удовольствием рисуют предметы палочками на мокром песке или земле. Такприятно со стороны наблюдать за ребятишками! Рисуя, дети шевелят губами,проговаривая стихи. Они сосредоточенные, серьёзные и такие смешные.

Все игры, с использованием песочнойтерапииделятся на три направления:

Обучающие игры. Такие игры направлены на развитиетактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главноеребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь,словарный запас слов, восприятие темпа речи, высоту и силуголоса, работаем над дыханием. Происходит развитиевнимания и памяти, фонематического слуха. Главное, идет обучение письму ичтению.

Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашегомира.

Проективные игры. Направлены на осуществление психологической диагностики,коррекцию и развитие ребенка.

Игры с песком можно использовать, какиндивидуальную работу, так и подгрупповую илиже на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинахпродают огромное количество игрушек – это и животные, различные дома и замки,растения, рыбы, машинки. Таким образом, все наши лексические темы мы можемобыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто гдеживет.

План на 2021 – 2022учебный год

Старшая группа

Месяц дата занятие цель

Октябрь «Ознакомление с песочницей».Изоритмическое игровое упражнение «Елочка» Прививать в процессе познавательнойдеятельности любовь к окружающему.

«Умныйкарандаш». Изоритмическое игровоеупражнение «Елочка» Совершенствованиеречевых навыков.

Ознакомление с физическими свойствами песка».Изоритмическое игровое упражнение «Облачко» Развивать умение в процессеэкспериментальной деятельности устанавливать причинно – следственные связи,расширять словарный запас.

«Морскаясемья». Изоритмическое игровоеупражнение «Облачко» Закреплятьнавыки драматизации, умения отгадывать загадки, отвечать на вопросы логопеда.

Ноябрь Ознакомление с глиной и сравнение с песком.Изоритмическое игровое упражнение «Солнце» Развивать мелкую моторику рук, интерес кпознавательной деятельности, расширять словарный запас

«Хитраялиса». Изоритмическое игровоеупражнение «Солнце» Совершенствованиеречевых навыков. Развивать воображение.

«Город напеске». Изоритмическое игровоеупражнение «Кошелек» Развиватьвоображение, любознательность, мелкую моторику.

«Приключения маленького поросенка. Овечки и пчелки.Изоритмическое игровое упражнение «Кошелек» Совершенствование речевых навыков. Обучениетворческому рассказыванию по предложенному сюжету.

Декабрь «Живые картинки на песке». Изоритмическое игровоеупражнение «Шарик» Развиватьвоображение, любознательность, мелкую моторику

«Дом дляпоросенка». Изоритмическое игровоеупражнение «Шарик» Совершенствованиеречевых навыков. Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету.

«Чтоспрятано в песке». Изоритмическоеигровое упражнение «Колобок» Развиватьмелкую моторику рук, интерес к познавательной деятельности, расширять словарныйзапас.

«Друзья». Изоритмическое игровое упражнение «Колобок» Помочьдетям запомнить и осмыслить новую сказку.

Январь «Птицы рядом с нами»

Изоритмическое игровое упражнение «Осьминог» Воспитыватьдоброе, бережное отношение и сочувствие к пернатым друзьям.

«Корова,лошадь и собака»

Изоритмическое игровое упражнение «Осьминог» Совершенствованиеречевых навыков. Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету.

«Песочные шашки»

Изоритмическое игровое упражнение «Рыбка» Развиватьмелкую моторику рук, внимательность, сообразительность.

Февраль «Волшебный гриб».

Изоритмическое игровое упражнение «Рыбка» Совершенствованиеречевых навыков. Развивать воображение.

«Дождикдля художника»

Изоритмическое игровое упражнение «Рыбка» Развиватьмелкую моторику рук, внимательность, сообразительность, художественныеспособности.

«Мышонок». Изоритмическое игровое упражнение «Черепашка» Закреплятьнавыки драматизации, умения отгадывать загадки, отвечать на вопросы логопеда.

«Нашлюбимый д/с»

Изоритмическое игровое упражнение «Черепашка» Активизироватьсоциально – эмоциональный опыт детей путем расширения их представлений обокружающем мире.

Март «Смелая внучка».

Изоритмическое игровое упражнение «Кораблик» Совершенствованиеречевых навыков

«Прогулкау реки».

Изоритмическое игровое упражнение «Кораблик» Закреплятьпорядковый и количественный счет до 10.

Мы на кораблике плывем».

Изоритмическое игровое упражнение «Дом» Совершенствоватьнавыки выразительного чтения стихотворения.

«Цветик –семицветик»

Изоритмическое игровое упражнение «Дом» Учить четкои обоснованно отвечать на вопросы.

Апрель «Найди и сравни». Изоритмическое игровое упражнение «Грибок»

Формировать пространственные представления.

«Учимсяхорошим поступкам». Изоритмическоеигровое упражнение «Грибок» Познакомитдетей с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным.

«Жил – былКозленок». Изоритмическое игровоеупражнение «Цветок» Познакомитдетей с произведением А. Пресейна «Про Козленка, который умел считать до 10.

«Литературная викторина»

Изоритмическое игровое упражнение «Цветок» Закрепитьзнания о прочитанных ранее произведениях.

Май «Путешествие в песочнуюстрану»

Изоритмическое игровое упражнение «Поросенок» Развиватьтактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, развиватьпространственное воображение,

воспитывать чувство гордости за красоту и звучаниеродного языка.

«Путешествиек песочной Фее».

Изоритмическое игровое упражнение «Котенок»

Развитие познавательных процессов.

«Волшебный песок».

Изоритмическое игровое упражнение «Гусеница» Развиватьфантазию, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет