X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Докладна тему: «ПрименениеИКТ технологии на уроках математики»

Составитель:ЧерныхЕлена Викторовна, учитель математики

 

Современная жизнь требует от педагога изменений кпланированию своего урока, новых взглядов на методы и приёмы преподаванияпредметов. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений инавыков.

Ежедневно перед учителем встаёт вопрос: Как подготовитьурок?Какую продуматьизюминку урока, которая будет содержать что-то, что вызоветудивление, изумление, восторг учащихся — одним словом, то, что они будутпомнить, долго и не забудут.

Руководствуясь новыми государственными документами, насегодняшний день в качестве важнейшей задачи основного среднего образованиявыделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действийобеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к самостоятельнойработе, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Учитывая такие требования к образовательному процессу,учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии,которые становятся для учителя помощниками в реализации поставленных задач.

Особого вниманиятребует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочихтетрадей. На мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера,хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представленияинформации по изучаемой теме, тексты основных определений и другиеосновополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в видебумажной копии. При решении задач, в которых требуется выполнитьсамостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанные места готовыеответы, также желательно делать это в рабочей тетради. Функции мультимедийныхпрезентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должнытолько там, где это действительно необходимо.

На сегодняшний деньинформационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большееместо в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологийявляется наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощьюзрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. ИКТ используюна уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокампрезентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео поразличным темам разделов курса математики.  Использование ИКТ на уроках математикимне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательнымза счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблемунаглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала,делая его более понятным и доступным для обучающихся. Особенно актуальны ИКТтехнологии во время дистанционного обучения.

Замечено, чтообучающиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении новогоматериала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желаниемвключаются в работу. ИКТ можно использовать на разных этапах урока: устныйсчёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапеконтроля.

         Презентации в виде слайдов эффективны на различных этапахурока. Зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубжевоспринимать излагаемый материал. Есть возможность эмоционально и образноподать материал.

         При использовании информационно-коммуникационныхтехнологий очень важно учитывать требование санпина, где указанопродолжительность использования компьютера на уроке. Уроки с применениемкомпьютерных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышаютмотивацию обучения.

Дистанционныеобразовательные технологии часто воспринимаются, как дистанционное обучение, ноих можно использовать и на уроке в классе, как одну из педагогическихтехнологий. Например, на этапе повторения или актуализации знаний можноиспользовать интерактивные задания, тесты (индивидуальные или по группам). Всочетании с традиционными методами обучения и воспитания такая работаспособствует развитию навыков самостоятельной работы, работы в группах (впарах), поиску информации. Формы уроков с использованием дистанционныхобразовательных технологий разнообразны: урок в режиме реального времени (сиспользованием Skype, WhatsApp), с элементами видео, с элементами аудио,изучение Интернет-ресурсов (рекомендованных педагогом), на электронныхносителях, текстовых (с включением иллюстраций, с включением анимации).Самостоятельная работа (с частичной помощью родителей, при помощи родителей) поалгоритму: поисковая, творческая, тренировочные упражнения. Контрольная работа:тестирование, ответы на контрольные вопросы, консультация обучающегося/родителей. В качестве варианта для создания Сообщества используется сетьGoogle+. Удобства: простота создания. Сообщества; простота публикацииматериала, фотоматериала, ссылки на видео; автоматическое оповещение обопубликованных в Сообществе материалах; пригласить участников в группу и дать доступможет модератор. Обратная связь: заполнение таблиц общего доступа, фотоотчет, индивидуальныеработы, коллективные работы.

Пример: применение ИКТпо геометрии

Для примера не самые сложные с точки зрения рисунков примеры,чтобы уже по ним стало понятна наглядность презентаций по сравнению с рисункамина доске.

Что уж говорить про изображения сечений и элементы симметрииправильных многогранников:

https://fsd.intolimp.org/html/2017/06/01/i_5930506bce0e0/phpZ0L4pm_IKT-na-urokah-matematiki-Barmin-YUO_3.png

или полуправильных многогранников:

https://fsd.intolimp.org/html/2017/06/01/i_5930506bce0e0/phpZ0L4pm_IKT-na-urokah-matematiki-Barmin-YUO_4.png

 

К использованию вышеуказаннойпрезентации про прямую и обратную к ней теорему о трех перпендикулярах такжеможно подойти творчески. Например, доказательство теоремы и обратной к нейпровести на доске (учитель на доске, а ученики в тетрадях) с пояснениями.

Выводы по использованию впреподавании математики, алгебры, геометрии такого вида ИКТ, как презентации:

Использование презентаций науроках в разумных пределах полезно. Приводит к положительной динамике вуспеваемости учащихся, к повышению наглядности, к лучшему пониманию и усвоениюматериала.

Относительная простота в созданиипрезентаций позволяет давать задания учащимся по созданию собственныхпрезентаций, с учетом опыта использования в обучении презентаций, созданныхдругими. Такой метод обучения развивает творческий подход у обучающихся, учитзаниматься изыскательной деятельностью по различным темам, в том числе в сетиинтернет. Помогает им в приобретении навыков грамотного изложения своих мыслей,обоснования своих решений.

Презентации обычно в меньшейстепени, чем видеоуроки, требуют закрепления материала через обсуждение иразбор у доски на примерах. Видеоуроки иногда воспринимаются лучше презентаций.Но материал, изложенный в презентациях, более актуален, т.к. преподаватель безособых усилий может менять его, подстраивая под текущий момент.

Использование презентаций илиэлементов презентаций на уроках алгебры и начала анализа, на уроках геометрии иматематики воспринималось учениками позитивно, особенно если следом за нимиследовал разбор примеров и заданий у доски.

Особенно хорошие результатыприменение ИКТ в виде презентаций показало в обучении геометрии.

 

 

Преимущества использования мультимедийныхпрезентаций

Учеников привлекает новизна проведениямультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановкареального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своимисловами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемомуматериалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатсясамостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету.У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата,готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнениипрактических действий проявляется самоконтроль.

Изучая различнуюлитературу и источники Интернет можно сделать вывод, что эффективность процессаобучения с использованием компьютерных технологий возможна только в том случае,если созданы необходимые для этого условия. Их отсутствие может привести кнежелательным последствиям.

Недостатки и проблемы

— при  превалирующем использованииИКТ на уроке можно заслонить основные учебные цели

— в рабочем графике учителей не отведеновремя для исследования возможностей Интернет ресурсов

— отчуждение детей друг от друга

— ухудшение зрения

— учителей недостаточно времени дляподготовки к уроку, на котором используются ИКТ

— отсутствие компьютеров в домашнемпользовании многих учащихся и преподавателей, не всегда имеется время длясамостоятельных занятий в компьютерном классе

— ограничение подвижности учащихся

Представленная информация была полезной?
ДА
58.47%
НЕТ
41.53%
Проголосовало: 956

— утомляемость

Конечно же, следуетотметить положительные стороны в использовании ИКТ в образовательном процессе:

1.     новизнаработы с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес к работе с ним иусиливает мотивацию учения

2.     цвет,мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представленияинформации

3.     компьютерпозволяет строить индивидуализированное обучение на основе модели учащегося,учитывающей историю его обучения и индивидуальные особенности памяти, восприятия,мышления

4.     спомощью компьютера может быть реализована личностная манера общения

5.     компьютерактивно включает учащихся в учебный процесс, позволяет им сосредоточитьвнимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопит срешением

6.     становитсяшире набор применяемых учебных задач

7.     благодарякомпьютеру учащиеся могут пользоваться большим объемом ранее недоступнойинформации

Таким образом,использование компьютерных технологий позволяет преподавателю в определённойстепени добиться следующих целей:

-представить на уроках математики максимальную наглядность (благодаря настройкиизображений, анимации и др);

-повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации);

-использование на уроках разнообразных форм и методов работы с цельюмаксимальной эффективности урока;

-вовлечение учащихся в сознательную деятельность;

-использование тестовых программ с моментальной проверкой и выставлениемкомпьютером отметки за выполненную работу.

Наиболее эффективноиспользование компьютера при:

·        мотивации введения понятия;

·        обучении (подаче материала);

·        демонстрации;

·        моделировании;

·        отработке определенных навыков и умений;

·        контроле знаний;

·        организации исследовательской деятельности учащихся;

·        интегрировании предметов естественно-математического цикла.

Говоря о пользекомпьютерных технологий в обучении, не следует, однако, считать компьютерабсолютно универсальным средством.  Компьютерное обучение не должнозанимать центральное место. Оно призвано содействовать достижениюобщеобразовательных целей, не превращаясь при этом в основное средство передачизнаний. Компьютер никогда не будет наставником учащихся, это под силу лишьпреподавателю. Компьютер не должен подменять собой взаимоотношения междупреподавателем и учащимся, в противном случае образование утратит гуманитарныйаспект.

Школьный урок — это социальный заказобщества в системе образования, который обусловлен социально-психологическимипотребностями общества, уровнем его развития, нравственными и моральными ценностямиэтого общества. К сожалению, процесс модернизации в системе образованияпроходит трудно. Связано это с тем, что педагоги нацеливают учащихся только наполучение твердых теоретических знаний, часть которых, на мой взгляд, неполучит практического применения в будущей жизни.

Во-первых, в связи с острой проблемойэкономии времени в ходе учебного процесса перед современной школой такжеставится задача — найти средства и приёмы обучения, позволяющие максимальноэкономить время на уроке. На мой взгляд, использование компьютера на уроках иявляется одним из таких средств.

В-вторых, я считаю, что обучение сиспользованием информационно-коммуникационных технологий, — это и уровневаядифференциация, потому что в условиях этой технологии ученик имеет право навыбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельностьучителя должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями наобязательном или более высоком уровне (по выбору ученика).

В соответствии с поставленными целями, ИКТдолжны помочь ученику получить более качественные знания, которые необходимыдля успешной сдачи Единого Государственного Экзамена.

Кроме этого, в качестве ожидаемыхрезультатов по применению ИКТ, можно выделить следующие:

— формирование ключевых компетенцийучащихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности;

— повышение мотивации к обучению учащихся;

— овладение компьютерной грамотностиучащимися, повышение уровня компьютерной грамотности у учителя;

— организация самостоятельной иисследовательской деятельности учащихся;

— создание собственного банка учебных иметодических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательномпроцессе.

— развитие пространственного мышления,познавательных способностей учащихся;

— эстетическая привлекательность уроков.

 

Из выше сказанного следует, что знания усваиваются ученикомблагодаря его собственной деятельности, организуемой и управляемой так, чтобыученик имел перед собою реальные ориентиры, позволяющие ему совершать вседействия правильно и одновременно контролировать себя.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.47%
НЕТ
41.53%
Проголосовало: 956

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет