X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

1.Пояснительнаязаписка

Настоящаярабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании вРоссийской Федерации»№ 273-ФЗ от 29.12.2012,

— приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта среднегообщего образования

-примернойосновной образовательной программой   среднего    общего образования,  одобренной Федеральным учебно- методическим объединением  по общему образованию

 (протокол заседания от 08.04.2015 №15);

— примернойосновной образовательной программой   среднего    общего образования,   разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО второго поколения, одобреннойФедеральным учебно- методическим объединением  по общему образованию

 (протокол заседания от 28.06.2016 №216-з)

— Основнойобразовательной программой МБОУ Можарская средняя школа

-«Методическимирекомендациями по формированию учебного плана для образовательных организаций Рязанскойобласти, реализующих программы  начального, основного и  среднего общегообразования на 2020-2021 учебный год» от 02.03. 2020 № ОЩ12-1885

 

  Местоучебного предмета в учебном плане

 Всоответствии с учебным планом Школы рабочая программа рассчитана на 136 часов  (4 часа в неделю: 3 часа-обязательный компонент, 1 час- школьный компонент.)

 

Программаориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Б.А.Ланина   

№ п/п

Авторы

Название учебных и методических изданий

Выходные данные

1

Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова

Учебник. Литература, 10 класс

М.: Вентана – Граф, 2018г.

2

Под ред. Б.А. Ланина

Программе по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений

М.: Вентана-Граф, 2013

 

2.Содержаниеучебного предмета, курса

 

Введение Общаяхарактеристика русской классической литературы XIX века:

золотойвек русской поэзии (первая треть столетия);

эпохавеликих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм,художественное своеобразие);

рольлитературы в духовной жизни русского общества.

Общее понятие обисторико-литературном процессе.

Русская литература первойполовины XIX века.

А. С. ПУШКИН

«Борис Годунов». Новыйтип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. ОбразБориса Годунова. Роль народа в трагедии. Образ самозванца.

Значениетворчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества.

Русская литературавторой половины XIX века. Обзор русской литературы 2 половины XIX века

Расцветрусского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смыслнравственно-философской проблематики русской литературы. Глубинапсихологического анализа, богатство языка.

Расцвет русского реализма

 И. А. Гончаров.Очерк жизни и творчества писателя. Роман «Обломов». История создания романа,его композиционные, художественные особенности. Точность и ёмкостьхудожественной детали. Анализ эпизода «Посетители Обломова», сюжетная роль второстепенныхперсонажей. Слияние комического и патетического в обрисовке Обломова. Юмор уГончарова. Анализ эпизода «Сон Обломова», формирование характера заглавногогероя. Обломов и Штольц как контрастные образы. Рационализм Штольца исозерцательность Обломова. Обломов и Ольга. Тема любви. Любовная линия вромане. Обломов и обломовщина. Проблематика романа. Исторические и социальныекорни обломовщины. Споры о романе. Д. И. Писарев. «Обломов. Роман Гончарова».А. В. Дружинин. «Роман И. А. Гончарова». Тема для обсуждения: Поискиположительных начал в русской жизни и в русском национальном характере. Темадля ученического исследования: Споры об «Обломове» в русской критике разныхэпох.

А. Н. Островский. Очерк жизни и творчества драматурга. Островский и становлениерусского театра. Драма«Бесприданница». История создания, система образов, приемы раскрытия характеровгероев.

И. С.Тургенев.Очерк жизни и творчества писателя. Роман «Отцы и дети». История созданияромана, его композиция и жанр.. Система персонажей. Споры вокруг романа (статьиД. И. Писарева «Базаров», М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени», Н. Н.Страхова «Отцы и дети»). Авторская позиция.

М. Е. Салтыков – Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя.Роман«История одного города» (обзор с чтением и разбором избранных страниц). Обзор.«Сказки для детей изрядного возраста» Салтыкова-Щедрина . Б. М. Эйхенбаум. «„История одногогорода“ М. Е. Салтыкова-Щедрина» (комментарий).

Н. С.Лесков.Очерк жизни и творчества писателя. Рассказ «Тупейный художник». Русскийнациональный характер в произведениях Лескова. Сказовая манера повествования.Своеобразие художественного мира Лескова.

Наедине споэтом: из русской поэзии середины и второй половины XIX века.

Ф. И. Тютчев.Жизнь и творчество поэта. Художественные особенности лирики. Антитеза как одиниз основных художественных приёмов. Тема природы в лирике Тютчева. ПантеизмТютчева. Тема любви в лирике поэта. Любовь как «поединок роковой». Пластическаяточность образов, их символический смысл. Философские мотивы и тема России влирике Тютчева. Трагическое ощущение мимолётности бытия; мотивы противоборствавраждебных сил в природе и в душе человека. Соотнесение в  поэзиимакрокосма и микрокосма. Выразительное чтение и анализ стихотворений Тютчева.

А. А. Фет. Жизньи творчество. Лирика .Мотивы лирики А.А. Фета.

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Лирика. Стихотворения: «Вдороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…»,«Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «ОМуза! Я у двери гроба…»; «Я не люблю иронии твоей…» «Забытая деревня».«Блажен незлобивый поэт». Тема любви в лирике. Тема народа в творчествеНекрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история, масштабностьзамысла поэмы-эпопеи. Роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее.Изменение крестьянских представлений о счастье. Крестьянские судьбы визображении Некрасова. Яким Нагой и ЕрмилГирин. Вера поэта в духовную силу,«богатырство народа». Савелий и Матрёна Тимофеевна. Образ Гриши Добросклонова,его роль в поэме. Открытый «финал» поэмы. Неразрешённость вопроса о народнойсудьбе.

Эпохавеликих романов. Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество. Роман «Война и мир». Историясоздания романа; композиция, жанровые особенности. Первый русский роман-эпопея.Экспозиция романа. Завязка исторического повествования. Система персонажей.Психологизм Толстого. Диалектика души. Объективность и авторскоекомментирование событий в романе. Тема семьи в романе: Ростовы и Болконские.Образ князя Андрея Болконского. Образ графа Пьера Безухова. Тема войны вромане. Роль батальных сцен: Шенграбен, Аустерлиц, Бородино. «Скрытая теплота патриотизма».Исторические персонажи в романе. Два типа полководцев: Кутузов и Наполеон.Бородинское сражение как кульминация романа. Анализ эпизода. Мысль народная.Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Женские образы в романе. Образ НаташиРостовой. Нравственные искания героев романа. Ум и чувство толстовских героев.Философия истории в романе. Смысл эпилога. Символика названия романа. А. В.Чичерин. «Идеи и стиль».

Ф. М.Достоевский. Жизнь и творчество. Почвенничество. Роман «Преступление и наказание».История создания романа «Преступление и наказание», психологизм произведения.Теория Раскольникова и его преступление. Сон первый. Анализ эпизода. ОбразПетербурга. Униженные и оскорблённые. Преступление Раскольникова. ДвойникиРаскольникова. Лужин и Свидригайлов. Раскольников и Порфирий Петрович.Мастерство диалога. Образ Сони Мармеладовой. Евангельские мотивы в романе. Рольэпилога. Нравственная проблематика романа. Тема нравственного воскрешения.Полифония романа. Тонкость психологического анализа и глубина философскогосодержания. Авторская позиция. Споры о романе. М. М. Бахтин. «Проблемы поэтикиФ. М. Достоевского».

А.П. ЧЕХОВ Рассказы: «Крыжовник»,«Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору.Пьеса «Вишневый сад».Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей вчеховских рассказах.    Новаторство Чехова-драматурга. История создания,особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад».   Фигуры героев-«недо­теп»и символический образ сада в комедии. Роль второстепен­ных и внесценическихперсонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде».Сложностьи не­однозначность авторской позиции в произведении.

Из зарубежной литературыГ. Флобер Из биографии писателя. Роман «Госпожа Бовари». Проблема пошлостижизни. Провинциальные нравы. Афоризмы Флобера. Стендаль «Красное и черное»

3.Тематическоепланирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Наименование разделов

Кол-во часов

Развитие речи сочинения

Проверочные работы

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

 1

Введение.

3

 

 

2

Литература первой половины XIX века

4

 

 

3

А. С. Пушкин.

4

          

 

4

Обзор русской литературы второй половины XIX века

 

3

 

1

5

Литература второй половины XIXв

121

10

8

 

А. Н. Островский

9

2

1

 

И. А. Гончаров

14

2

         1

 

И. С. Тургенев

14

2

1

 

Н. А. Некрасов

9

 

1

 

Ф. И. Тютчев

10

 

1

 

А. А. Фет

6

 

 

 

Н. С. Лесков

3

 

 

 

М. Е. Салтыков-Щедрин

5

 

 

 

Л. Н. Толстой

24

2

1

 

Ф. М. Достоевский

13

2

1

 

А. П. Чехов

5

 

1

6

Обзор зарубежной литературы второй половины ­ XIX века

4

 

 

 

Г.Флобер «Госпожа Бовари»

2

 

 

 

Стендаль «Красное и черное»

2

 

 

7

Обобщающие  уроки

3

 

2

8

Резервные часы

3

 

 

 

ИТОГО:  136 часов

136

10

11

 

 

 

 

 

 

4.Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Курс литературы в 10 классе опирается на следующиевиды деятельности по освоению содержания художественных произведений итеоретико-литературных понятий:

−Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

−Выразительное чтение.

−Различные виды пересказа.

−Заучивание наизусть стихотворных текстов.

−Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иномуроду и жанру.

−Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства еговоплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. − Устныеи письменные интерпретации художественного произведения.

−Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли враскрытии идейно-тематического содержания произведения. − Самостоятельный поискответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста,установление связи литературы с другими видами искусств и историей.

−Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетоммнения оппонента.

−Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написаниесочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий:уроки-лекции, семинары, беседы, киноуроки, проекты и т.д

В результатеизучения литературы обучающиеся должны знать:

· образную природусловесного искусства;

· содержание изученныхлитературных произведений;

· основные факты жизнии творчества писателей — классиков 19-20 веков, этапы их творческой эволюции;

· историко-культурныйконтекст и творческую историю изучаемых произведений;

· основныезакономерности историко-литературного процесса, черты литературных направлений;

· основныетеоретико-литературные понятия.

 

уметь:

· воспроизводитьсодержание литературного произведения;

· анализировать иинтерпретировать литературные произведения, анализировать эпизод произведения,объяснять его связь с проблематикой произведения;

· определятьжанрово-родовую специфику произведения, сопоставлять литературные произведения,а также критические интерпретации;

· выделять авторскую позицию,характеризовать особенности стиля писателя;

· аргументированоформулировать своё отношение к прочитанному произведению, составлять планы итезисы статей на литературные темы;

· выразительно читатьизученные произведения (фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

· соотноситьхудожественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

· раскрывать рольлитературы в духовном и культурном развитии общества;

· раскрывать конкретноисторическое и общечеловеческое содержание изученных произведений, связыватьлитературную классику со временем написания, современностью;

· выделять чертылитературных направлений;

· писать сочиненияразличных жанров на литературные темы.

Использовать приобретенныезнания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

5.Календарно-тематическое планирование

 

№ пп

Название темы урока

 

Примечание

1

Введение. Общая характеристика русской классической литературы XIX века

 

2

Золотой век русской поэзии (первая треть столетия)

 

3

Эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное своеобразие)

 

4-5

А.С.Пушкин. Основные этапы творческой биографии

 

6

Трагедия «Борис Годунов» — первая подлинно русская трагедия

 

7

Идейно-художественное своеобразие трагедии

 

8

Россия второй половины XIX века. Общая характеристика литературы века

 

9

Литературная критика XIX века. Славянофилы и западники

 

10

Романтизм и реализм

 

11

Входная контрольная работа

 

12

И.А. Гончаров .Основные этапы жизни и творчества .

 

13

Роман И.А. Гончарова «Обломов». Проблематика романа «Обломов».

 

14

Обломов и посетители.

 

15

Обломов и Захар.

 

16

Истоки «обломовщины». Сон Обломова.

 

17

Р.Р. Анализ эпизода «Сон Обломова».

 

18

Обломов и Штольц. Идейный смысл противопоставления

 

19

Обломов и Ольга Ильинская. Крушение любви

 

20

Жизнь в доме Пшеницыной.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

 

21

Роман «Обломов» в оценке литературных критиков

 

22

Зачёт по творчеству И.А. Гончарова.

 

23

Подготовка к сочинению

 

24-25

РР Сочинение по роману И.А. Гончарова

 

26-27

А.Н. Островский – создатель русского театра. Этапы биографии и творчества.

 

28

Драма «Бесприданница». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев.

 

29

Быт и нравы русской провинции в драме «Бесприданница»

 

30

Образы купцов, характеристика Паратова

 

31

Трагизм судьбы главной героини.

 

32

Зачёт по творчеству А.Н. Островского

 

33-34

РР Сочинение по пьесе А.Н. Островского

 

35

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество.

 

36

«Записки охотника» и их место в русской литературе.

 

37

Роман «Отцы и дети». Творческая история и своеобразие романа. Характеристика эпохи в романе «Отцы и дети»

 

38

«Отцы и дети»: антитеза как основной композиционный приём; система художественных образов. Анализ 1-5 глав романа.

 

39

Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Нигилизм Базарова. ( гл.4-7,10)

 

40

Споры Базарова с П. П. Кирсановым. Споры об искусстве и природе в

2

 

41

«Испытания героя». Любовь в жизни Базарова и Павла Кирсанова (16-19 гл)

 

42

Дружба в жизни Базарова. Базаров и родители. ( 20-21 гл)

 

43

Анализ сцены дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем. (22-24 гл.)

 

44

Базаров перед лицом смерти. (25- 27 гл. и эпилог).

 

45

Роман «Отцы и дети» Тургенева в литературной критике.

 

46

Зачёт по роману И.С. Тургенева.

 

47-48

РР Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

 

49

Страницы жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.

 

50-51

Сказки Салтыкова-Щедрина. Фольклорные традиции в сказках

 

52-53

Роман «История одного города» .Замысел романа. Образы градоначальников.

 

54

Н. С. Лесков. Очерк жизни и творчества писателя.

 

55

Рассказ «Тупейный художник». Русский национальный характер в произведениях Лескова.

 

56

Сказовая манера повествования. Своеобразие художественного мира Лескова.

 

57

Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева

 

58

Художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева

 

59

Тема природы в лирике Тютчева

 

60

Философская лирика Тютчева

 

61

РР Выразительное чтение и анализ стихов

 

62

Любовная лирика в творчестве Тютчева

 

63

Контрольная работа за 1-е полугодие

 

64

РР Выразительное чтение и анализ стихов

 

65

Тема России в лирике Ф. И. Тютчева

 

66

РР Выразительное чтение и анализ стихов

 

67

Очерк жизни и творчества А.А.Фета

 

68

Художественный мир поэзии А.А. Фета: основные темы, мотивы, образы.

 

69

Тема любви и природы в ранней лирике А.А.Фета.

 

70

РР Выразительное чтение и анализ стихов

 

71

Поздняя лирика А.А. Фета

 

72

РР Выразительное чтение и анализ стихов

 

73

Жизненный путь Н.А. Некрасова.

 

74-75

Основные темы лирики Некрасова

 

76

РР Выразительное чтение и анализ стихов

 

77

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы.

 

78

Герои поэмы и тема народного счастья

 

79

Женская тема и её воплощение в поэме.

 

80

Язык и стиль поэмы.Критики о творчестве  А.Н. Некрасова

 

81

Зачёт по творчеству Н.А. Некрасова.

 

82

Жизни и творчество Л.Н. Толстого. Духовные искания.

 

83

Внеклассное чтение. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Толстого.

 

84

«Война и мир». История создания. Композиция.

 

85

Анализ эпизода «Вечер в салоне А.П. Шерер. Петербург. Июль 1805г.»

 

86

Именины у Ростовых. Лысые Горы.

 

87-88

Изображение войны1805 – 1807 гг.

 

89-90

Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского.

 

91

Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев

 

92

Семья в романе «Война и мир».

 

93-94

Женские образы на страницах романа. Образ Наташи Ростовой.

 

95

Отечественная война 1812г. Бородинское сражение.

 

96

Нравственные искания А. Болконского и П. Безухова.

 

97

«Дубина народной войны». Бегство французов из России.

 

98-99

Кутузов и Наполеон в романе

 

100

«Мысль народная» в романе «Война и мир».

 

101

Эпилог романа

 

102

Зачёт по роману Л.Н. Толстого

 

103

Итоговый урок по творчеству Л.Н. Толстого.

 

104-105

РР Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

 

106

Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды.

 

107

Роман «Преступление и наказание». Замысел и история создания романа.

 

108-109

«Маленькие люди» в романе. Семья Мармеладовых.

 

110

Духовные искания героя и способы их выявления.

 

111

Теория Раскольникова и ее развенчание

 

112-113

«Двойники» Раскольникова.

 

114

 «Правда» Сони Мармеладовой.

 

115

Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

 

116

Зачет по творчеству Ф.М.Достоевского

 

117-118

РР Сочинению по роману «Преступление и наказание»

 

119-120

А.П.Чехов. Особенности рассказов 80-90х  годов. Тема гибели  человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6».Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах.

 

121-123

   Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад».  

 

125-126

Итоговая контрольная работа

 

127

Ф.Стендаль- представитель зарубежной классической литературы.  Жизнь и творчество.

 

128

Роман «Красное и черное». Жюльен Сорель –главный герой романа.

 

129

Гюстав Флобер- представитель зарубежной классической литературы.  Жизнь и творчество.

 

130

Г. Флобер. «Госпожа Бовари»

 

131-133

Итоговые  уроки. Рекомендации на лето.

 

134-136

Резервные уроки

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет