1.Пояснительнаязаписка
Настоящаярабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании вРоссийской Федерации»№ 273-ФЗ от 29.12.2012,
— приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта среднегообщего образования
-примернойосновной образовательной программой среднего общего образования, одобренной Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию
(протокол заседания от 08.04.2015 №15);
— примернойосновной образовательной программой среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО второго поколения, одобреннойФедеральным учебно- методическим объединением по общему образованию
(протокол заседания от 28.06.2016 №216-з)
— Основнойобразовательной программой МБОУ Можарская средняя школа
-«Методическимирекомендациями по формированию учебного плана для образовательных организаций Рязанскойобласти, реализующих программы начального, основного и среднего общегообразования на 2020-2021 учебный год» от 02.03. 2020 № ОЩ12-1885
Местоучебного предмета в учебном плане
Всоответствии с учебным планом Школы рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю: 3 часа-обязательный компонент, 1 час- школьный компонент.)
Программаориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Б.А.Ланина
№ п/п |
Авторы |
Название учебных и методических изданий |
Выходные данные |
1 |
Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова |
Учебник. Литература, 10 класс |
М.: Вентана – Граф, 2018г. |
2 |
Под ред. Б.А. Ланина |
Программе по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений |
М.: Вентана-Граф, 2013 |
2.Содержаниеучебного предмета, курса
Введение Общаяхарактеристика русской классической литературы XIX века:
— золотойвек русской поэзии (первая треть столетия);
— эпохавеликих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм,художественное своеобразие);
— рольлитературы в духовной жизни русского общества.
Общее понятие обисторико-литературном процессе.
Русская литература первойполовины XIX века.
А. С. ПУШКИН
«Борис Годунов». Новыйтип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. ОбразБориса Годунова. Роль народа в трагедии. Образ самозванца.
Значениетворчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества.
Русская литературавторой половины XIX века. Обзор русской литературы 2 половины XIX века
Расцветрусского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смыслнравственно-философской проблематики русской литературы. Глубинапсихологического анализа, богатство языка.
Расцвет русского реализма
И. А. Гончаров.Очерк жизни и творчества писателя. Роман «Обломов». История создания романа,его композиционные, художественные особенности. Точность и ёмкостьхудожественной детали. Анализ эпизода «Посетители Обломова», сюжетная роль второстепенныхперсонажей. Слияние комического и патетического в обрисовке Обломова. Юмор уГончарова. Анализ эпизода «Сон Обломова», формирование характера заглавногогероя. Обломов и Штольц как контрастные образы. Рационализм Штольца исозерцательность Обломова. Обломов и Ольга. Тема любви. Любовная линия вромане. Обломов и обломовщина. Проблематика романа. Исторические и социальныекорни обломовщины. Споры о романе. Д. И. Писарев. «Обломов. Роман Гончарова».А. В. Дружинин. «Роман И. А. Гончарова». Тема для обсуждения: Поискиположительных начал в русской жизни и в русском национальном характере. Темадля ученического исследования: Споры об «Обломове» в русской критике разныхэпох.
А. Н. Островский. Очерк жизни и творчества драматурга. Островский и становлениерусского театра. Драма«Бесприданница». История создания, система образов, приемы раскрытия характеровгероев.
И. С.Тургенев.Очерк жизни и творчества писателя. Роман «Отцы и дети». История созданияромана, его композиция и жанр.. Система персонажей. Споры вокруг романа (статьиД. И. Писарева «Базаров», М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени», Н. Н.Страхова «Отцы и дети»). Авторская позиция.
М. Е. Салтыков – Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя.Роман«История одного города» (обзор с чтением и разбором избранных страниц). Обзор.«Сказки для детей изрядного возраста» Салтыкова-Щедрина . Б. М. Эйхенбаум. «„История одногогорода“ М. Е. Салтыкова-Щедрина» (комментарий).
Н. С.Лесков.Очерк жизни и творчества писателя. Рассказ «Тупейный художник». Русскийнациональный характер в произведениях Лескова. Сказовая манера повествования.Своеобразие художественного мира Лескова.
Наедине споэтом: из русской поэзии середины и второй половины XIX века.
Ф. И. Тютчев.Жизнь и творчество поэта. Художественные особенности лирики. Антитеза как одиниз основных художественных приёмов. Тема природы в лирике Тютчева. ПантеизмТютчева. Тема любви в лирике поэта. Любовь как «поединок роковой». Пластическаяточность образов, их символический смысл. Философские мотивы и тема России влирике Тютчева. Трагическое ощущение мимолётности бытия; мотивы противоборствавраждебных сил в природе и в душе человека. Соотнесение в поэзиимакрокосма и микрокосма. Выразительное чтение и анализ стихотворений Тютчева.
А. А. Фет. Жизньи творчество. Лирика .Мотивы лирики А.А. Фета.
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Лирика. Стихотворения: «Вдороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…»,«Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «ОМуза! Я у двери гроба…»; «Я не люблю иронии твоей…» «Забытая деревня».«Блажен незлобивый поэт». Тема любви в лирике. Тема народа в творчествеНекрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история, масштабностьзамысла поэмы-эпопеи. Роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее.Изменение крестьянских представлений о счастье. Крестьянские судьбы визображении Некрасова. Яким Нагой и ЕрмилГирин. Вера поэта в духовную силу,«богатырство народа». Савелий и Матрёна Тимофеевна. Образ Гриши Добросклонова,его роль в поэме. Открытый «финал» поэмы. Неразрешённость вопроса о народнойсудьбе.
Эпохавеликих романов. Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество. Роман «Война и мир». Историясоздания романа; композиция, жанровые особенности. Первый русский роман-эпопея.Экспозиция романа. Завязка исторического повествования. Система персонажей.Психологизм Толстого. Диалектика души. Объективность и авторскоекомментирование событий в романе. Тема семьи в романе: Ростовы и Болконские.Образ князя Андрея Болконского. Образ графа Пьера Безухова. Тема войны вромане. Роль батальных сцен: Шенграбен, Аустерлиц, Бородино. «Скрытая теплота патриотизма».Исторические персонажи в романе. Два типа полководцев: Кутузов и Наполеон.Бородинское сражение как кульминация романа. Анализ эпизода. Мысль народная.Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Женские образы в романе. Образ НаташиРостовой. Нравственные искания героев романа. Ум и чувство толстовских героев.Философия истории в романе. Смысл эпилога. Символика названия романа. А. В.Чичерин. «Идеи и стиль».
Ф. М.Достоевский. Жизнь и творчество. Почвенничество. Роман «Преступление и наказание».История создания романа «Преступление и наказание», психологизм произведения.Теория Раскольникова и его преступление. Сон первый. Анализ эпизода. ОбразПетербурга. Униженные и оскорблённые. Преступление Раскольникова. ДвойникиРаскольникова. Лужин и Свидригайлов. Раскольников и Порфирий Петрович.Мастерство диалога. Образ Сони Мармеладовой. Евангельские мотивы в романе. Рольэпилога. Нравственная проблематика романа. Тема нравственного воскрешения.Полифония романа. Тонкость психологического анализа и глубина философскогосодержания. Авторская позиция. Споры о романе. М. М. Бахтин. «Проблемы поэтикиФ. М. Достоевского».
А.П. ЧЕХОВ Рассказы: «Крыжовник»,«Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору.Пьеса «Вишневый сад».Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей вчеховских рассказах. Новаторство Чехова-драматурга. История создания,особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Фигуры героев-«недотеп»и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценическихперсонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде».Сложностьи неоднозначность авторской позиции в произведении.
Из зарубежной литературыГ. Флобер Из биографии писателя. Роман «Госпожа Бовари». Проблема пошлостижизни. Провинциальные нравы. Афоризмы Флобера. Стендаль «Красное и черное»
3.Тематическоепланирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
№ |
Наименование разделов |
Кол-во часов |
Развитие речи сочинения |
Проверочные работы |
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА |
||||
1 |
Введение. |
3 |
|
|
2 |
Литература первой половины XIX века |
4 |
|
|
3 |
А. С. Пушкин. |
4 |
|
|
4 |
Обзор русской литературы второй половины XIX века
|
3 |
|
1 |
5 |
Литература второй половины XIXв |
121 |
10 |
8 |
|
А. Н. Островский |
9 |
2 |
1 |
|
И. А. Гончаров |
14 |
2 |
1 |
|
И. С. Тургенев |
14 |
2 |
1 |
|
Н. А. Некрасов |
9 |
|
1 |
|
Ф. И. Тютчев |
10 |
|
1 |
|
А. А. Фет |
6 |
|
|
|
Н. С. Лесков |
3 |
|
|
|
М. Е. Салтыков-Щедрин |
5 |
|
|
|
Л. Н. Толстой |
24 |
2 |
1 |
|
Ф. М. Достоевский |
13 |
2 |
1 |
|
А. П. Чехов |
5 |
|
1 |
6 |
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века |
4 |
|
|
|
Г.Флобер «Госпожа Бовари» |
2 |
|
|
|
Стендаль «Красное и черное» |
2 |
|
|
7 |
Обобщающие уроки |
3 |
|
2 |
8 |
Резервные часы |
3 |
|
|
|
ИТОГО: 136 часов |
136 |
10 |
11 |
4.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Курс литературы в 10 классе опирается на следующиевиды деятельности по освоению содержания художественных произведений итеоретико-литературных понятий:
−Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
−Выразительное чтение.
−Различные виды пересказа.
−Заучивание наизусть стихотворных текстов.
−Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иномуроду и жанру.
−Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства еговоплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. − Устныеи письменные интерпретации художественного произведения.
−Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли враскрытии идейно-тематического содержания произведения. − Самостоятельный поискответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста,установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
−Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетоммнения оппонента.
−Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написаниесочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий:уроки-лекции, семинары, беседы, киноуроки, проекты и т.д
В результатеизучения литературы обучающиеся должны знать:
· образную природусловесного искусства;
· содержание изученныхлитературных произведений;
· основные факты жизнии творчества писателей — классиков 19-20 веков, этапы их творческой эволюции;
· историко-культурныйконтекст и творческую историю изучаемых произведений;
· основныезакономерности историко-литературного процесса, черты литературных направлений;
· основныетеоретико-литературные понятия.
уметь:
· воспроизводитьсодержание литературного произведения;
· анализировать иинтерпретировать литературные произведения, анализировать эпизод произведения,объяснять его связь с проблематикой произведения;
· определятьжанрово-родовую специфику произведения, сопоставлять литературные произведения,а также критические интерпретации;
· выделять авторскую позицию,характеризовать особенности стиля писателя;
· аргументированоформулировать своё отношение к прочитанному произведению, составлять планы итезисы статей на литературные темы;
· выразительно читатьизученные произведения (фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
· соотноситьхудожественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
· раскрывать рольлитературы в духовном и культурном развитии общества;
· раскрывать конкретноисторическое и общечеловеческое содержание изученных произведений, связыватьлитературную классику со временем написания, современностью;
· выделять чертылитературных направлений;
· писать сочиненияразличных жанров на литературные темы.
Использовать приобретенныезнания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
5.Календарно-тематическое планирование
№ пп |
Название темы урока
|
Примечание |
||
1 |
Введение. Общая характеристика русской классической литературы XIX века |
|
||
2 |
Золотой век русской поэзии (первая треть столетия) |
|
||
3 |
Эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное своеобразие) |
|
||
4-5 |
А.С.Пушкин. Основные этапы творческой биографии |
|
||
6 |
Трагедия «Борис Годунов» — первая подлинно русская трагедия |
|
||
7 |
Идейно-художественное своеобразие трагедии |
|
||
8 |
Россия второй половины XIX века. Общая характеристика литературы века |
|
||
9 |
Литературная критика XIX века. Славянофилы и западники |
|
||
10 |
Романтизм и реализм |
|
||
11 |
Входная контрольная работа |
|
||
12 |
И.А. Гончаров .Основные этапы жизни и творчества . |
|
||
13 |
Роман И.А. Гончарова «Обломов». Проблематика романа «Обломов». |
|
||
14 |
Обломов и посетители. |
|
||
15 |
Обломов и Захар. |
|
||
16 |
Истоки «обломовщины». Сон Обломова. |
|
||
17 |
Р.Р. Анализ эпизода «Сон Обломова». |
|
||
18 |
Обломов и Штольц. Идейный смысл противопоставления |
|
||
19 |
Обломов и Ольга Ильинская. Крушение любви |
|
||
20 |
Жизнь в доме Пшеницыной. |
|
||
21 |
Роман «Обломов» в оценке литературных критиков |
|
||
22 |
Зачёт по творчеству И.А. Гончарова. |
|
||
23 |
Подготовка к сочинению |
|
||
24-25 |
РР Сочинение по роману И.А. Гончарова |
|
||
26-27 |
А.Н. Островский – создатель русского театра. Этапы биографии и творчества. |
|
||
28 |
Драма «Бесприданница». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. |
|
||
29 |
Быт и нравы русской провинции в драме «Бесприданница» |
|
||
30 |
Образы купцов, характеристика Паратова |
|
||
31 |
Трагизм судьбы главной героини. |
|
||
32 |
Зачёт по творчеству А.Н. Островского |
|
||
33-34 |
РР Сочинение по пьесе А.Н. Островского |
|
||
35 |
И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. |
|
||
36 |
«Записки охотника» и их место в русской литературе. |
|
||
37 |
Роман «Отцы и дети». Творческая история и своеобразие романа. Характеристика эпохи в романе «Отцы и дети» |
|
||
38 |
«Отцы и дети»: антитеза как основной композиционный приём; система художественных образов. Анализ 1-5 глав романа. |
|
||
39 |
Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Нигилизм Базарова. ( гл.4-7,10) |
|
||
40 |
|
|
||
41 |
«Испытания героя». Любовь в жизни Базарова и Павла Кирсанова (16-19 гл) |
|
||
42 |
Дружба в жизни Базарова. Базаров и родители. ( 20-21 гл) |
|
||
43 |
Анализ сцены дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем. (22-24 гл.) |
|
||
44 |
Базаров перед лицом смерти. (25- 27 гл. и эпилог). |
|
||
45 |
Роман «Отцы и дети» Тургенева в литературной критике. |
|
||
46 |
Зачёт по роману И.С. Тургенева. |
|
||
47-48 |
РР Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». |
|
||
49 |
Страницы жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. |
|
||
50-51 |
Сказки Салтыкова-Щедрина. Фольклорные традиции в сказках |
|
||
52-53 |
Роман «История одного города» .Замысел романа. Образы градоначальников. |
|
||
54 |
Н. С. Лесков. Очерк жизни и творчества писателя. |
|
||
55 |
Рассказ «Тупейный художник». Русский национальный характер в произведениях Лескова. |
|
||
56 |
Сказовая манера повествования. Своеобразие художественного мира Лескова. |
|
||
57 |
Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева |
|
||
58 |
Художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева |
|
||
59 |
Тема природы в лирике Тютчева |
|
||
60 |
Философская лирика Тютчева |
|
||
61 |
РР Выразительное чтение и анализ стихов |
|
||
62 |
Любовная лирика в творчестве Тютчева |
|
||
63 |
Контрольная работа за 1-е полугодие |
|
||
64 |
РР Выразительное чтение и анализ стихов |
|
||
65 |
Тема России в лирике Ф. И. Тютчева |
|
||
66 |
РР Выразительное чтение и анализ стихов |
|
||
67 |
Очерк жизни и творчества А.А.Фета |
|
||
68 |
Художественный мир поэзии А.А. Фета: основные темы, мотивы, образы. |
|
||
69 |
Тема любви и природы в ранней лирике А.А.Фета. |
|
||
70 |
РР Выразительное чтение и анализ стихов |
|
||
71 |
Поздняя лирика А.А. Фета |
|
||
72 |
РР Выразительное чтение и анализ стихов |
|
||
73 |
Жизненный путь Н.А. Некрасова. |
|
||
74-75 |
Основные темы лирики Некрасова |
|
||
76 |
РР Выразительное чтение и анализ стихов |
|
||
77 |
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. |
|
||
78 |
Герои поэмы и тема народного счастья |
|
||
79 |
Женская тема и её воплощение в поэме. |
|
||
80 |
Язык и стиль поэмы.Критики о творчестве А.Н. Некрасова |
|
||
81 |
Зачёт по творчеству Н.А. Некрасова. |
|
||
82 |
Жизни и творчество Л.Н. Толстого. Духовные искания. |
|
||
83 |
Внеклассное чтение. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Толстого. |
|
||
84 |
«Война и мир». История создания. Композиция. |
|
||
85 |
Анализ эпизода «Вечер в салоне А.П. Шерер. Петербург. Июль 1805г.» |
|
||
86 |
Именины у Ростовых. Лысые Горы. |
|
||
87-88 |
Изображение войны1805 – 1807 гг. |
|
||
89-90 |
Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. |
|
||
91 |
Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев |
|
||
92 |
Семья в романе «Война и мир». |
|
||
93-94 |
Женские образы на страницах романа. Образ Наташи Ростовой. |
|
||
95 |
Отечественная война 1812г. Бородинское сражение. |
|
||
96 |
Нравственные искания А. Болконского и П. Безухова. |
|
||
97 |
«Дубина народной войны». Бегство французов из России. |
|
||
98-99 |
Кутузов и Наполеон в романе |
|
||
100 |
«Мысль народная» в романе «Война и мир». |
|
||
101 |
Эпилог романа |
|
||
102 |
Зачёт по роману Л.Н. Толстого |
|
||
103 |
Итоговый урок по творчеству Л.Н. Толстого. |
|
||
104-105 |
РР Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». |
|
||
106 |
Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. |
|
||
107 |
Роман «Преступление и наказание». Замысел и история создания романа. |
|
||
108-109 |
«Маленькие люди» в романе. Семья Мармеладовых. |
|
||
110 |
Духовные искания героя и способы их выявления. |
|
||
111 |
Теория Раскольникова и ее развенчание |
|
||
112-113 |
«Двойники» Раскольникова. |
|
||
114 |
«Правда» Сони Мармеладовой. |
|
||
115 |
Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. |
|
||
116 |
Зачет по творчеству Ф.М.Достоевского |
|
||
117-118 |
РР Сочинению по роману «Преступление и наказание» |
|
||
119-120 |
А.П.Чехов. Особенности рассказов 80-90х годов. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6».Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. |
|
||
121-123 |
Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». |
|
||
125-126 |
Итоговая контрольная работа |
|
||
127 |
Ф.Стендаль- представитель зарубежной классической литературы. Жизнь и творчество. |
|
||
128 |
Роман «Красное и черное». Жюльен Сорель –главный герой романа. |
|
||
129 |
Гюстав Флобер- представитель зарубежной классической литературы. Жизнь и творчество. |
|
||
130 |
Г. Флобер. «Госпожа Бовари» |
|
||
131-133 |
Итоговые уроки. Рекомендации на лето. |
|
||
134-136 |
Резервные уроки |
|