Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Коробчеевскаяшкола для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
|
Рабочая программа
по коррекционномукурсу «Психокоррекционные занятия»
1 «А» класса
Составитель:
Горина АнастасияВладимировна,
педагог-психолог
2022 – 2023учебный год
Городской округКоломна
Пояснительнаязаписка
Рабочая программаразработана в соответствии с документами:
1. ЗаконРоссийской Федерации «Об образовании» (статья 48, п. 1.1) от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ.
2. ФГОСобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г.
3. ПисьмоМинистерства образования и науки РФ / Департамента государственной политики всфере общего образования «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.2015 № 08-1786.
4. Положениео рабочей программе по предмету МКОУ «Коробчеевская школа-интернат»,утверждённое приказом № 282-ОД от 31.08.2020г.
5. Примерная адаптированная основная общеобразовательнаяпрограмма образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).
6. Учебный план школы.
7. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям иорганизации обучения и воспитания в организациях, осуществляющихобразовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательнымпрограммам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врачаРФ от 10.07.2015 N 26 (Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15).
Цель: обеспечениепсихолого-педагогической адаптации первоклассников к школьному обучению вусловиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
· Формированиеучебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических иинтеллектуальных процессов;
· Гармонизацияпсихоэмоционального состояния;
· Формированиепозитивного отношения к своему «Я»;
· Повышениеуверенности к себе, развитие самостоятельности, формирование навыковсамоконтроля;
· Развитиеспособности к эмпатии, сопереживанию;
· Формированиепродуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, в классе);
· Повышениесоциального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыковсоциального поведения.
Содержание коррекционногокурса
Программа дляобучающихся 1 «А» класса рассчитана на 64 часа в год, 2 часа в неделю.
Введение. Яшкольник (12 ч)
Вводное занятие.Знакомство. Я и мое имя. Я в школе. Мой класс. Мои успехи в школе.
Развитиеэмоционально-волевой сферы (12 ч)
Мои эмоции. Моенастроение. Радость. Наши страхи. Грусть и печаль.
Развитиекоммуникативных умений и навыков (7 ч)
Общение. Обида. Мыпоссорились и помирились. Застенчивость и уверенность.
Развитиепознавательной деятельности (17 ч)
Развитие концентрациивнимания, мышления, памяти.
Мои чувства (16 ч)
Мои чувства.Радость. Грусть. Страх. Обида.
Планируемыерезультаты освоения курса
Личностныерезультаты:
· овладение начальными первичными навыками адаптации (уменияслушать учителя, умения взаимодействовать с учителем и сверстниками
· овладение социально-бытовыми умениями, используемыми вповседневной жизни (умение приводить рабочее место в порядок после урока);
· способность к осмыслению социального окружения, своего места внем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей (знаниеправил поведения на уроке и после его окончания);
· развитие у ребенка любознательности, внимательности, умения замечатьновое, распознавать свое эмоциональное состояние и других людей;
· формирование бережного отношения к материальным ценностям (кметодическим пособиям, играм, оборудованию);
· проявлениедисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей.
Предметныерезультаты:
Достаточный уровень
Учащиеся должныуметь (при активизирующей и организующей помощи):
1. Учиться.Принять на себя «роль ученика».
2. Положительноотноситься к процессу обучения.
3. Сидеть втечении учебного часа за партой.
4. Уметьсосредоточить внимание на словах педагога и выполнить его требования.
5. Переключатьвнимание с одного вида деятельности на другой.
6. Удерживатьинструкцию до конца выполнения задания.
7. Удерживатьв памяти 3-4 слова или изображения предметов.
8. Соблюдатьправила совместных игр.
9. Уметьвыполнять простые упражнения и игры.
10. Правильнопользоваться письменными принадлежностями.
11. Использовать вречи «вежливые» слова: спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте, досвидания.
Минимальный уровень
Учащиеся должныуметь (при активизирующей и организующей помощи):
1. Учиться.Принять на себя «роль ученика».
2. Положительноотноситься к процессу обучения.
3. Сидеть запартой в течение 15-20 минут.
4. Подконтролем педагога выполнять его требования.
5. По просьбепедагога показывать и называть предметы или изображения.
6. Подконтролем выполнять действия по инструкции взрослого, пользоваться письменнымипринадлежностями.
7. Подруководством взрослого, по показу выполнять простые упражнения и игры.
8. Использоватьв речи «вежливые» слова: спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте, досвидания.
Календарно-тематическоепланирование
|
|
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки прохождения |
Скорректиро-ванные сроки прохождения |
|
|
Введение. Я школьник (12 ч) |
||||
1. |
1. |
Вводное занятие. Знакомство. |
06.09 |
|
|
2. |
2. |
Я и мое имя. |
07.09 |
|
|
3. |
3. |
Я и мое имя. |
13.09 |
|
|
4. |
4. |
Я в школе. |
14.09 |
|
|
5. |
5. |
Я в школе. |
20.09 |
|
|
6. |
6. |
Я в школе. |
21.09 |
|
|
7. |
7. |
Мой класс. |
27.09 |
|
|
8. |
8. |
Мой класс. |
28.09 |
|
|
9. |
9. |
Мой класс. |
04.10 |
|
|
10. |
10. |
Мои успехи в школе. |
05.10 |
|
|
11. |
11. |
Мои успехи в школе. |
18.10 |
|
|
12. |
12. |
Мои успехи в школе. |
19.10 |
|
|
Развитие эмоционально-волевой сферы (12 ч) |
|||||
13. |
1. |
Мои эмоции. |
25.10 |
|
|
14. |
2. |
Мои эмоции. |
26.10 |
|
|
15. |
3. |
Мои эмоции. |
01.11 |
|
|
16. |
4. |
Мое настроение. |
02.11 |
|
|
17. |
5. |
Мое настроение. |
08.11 |
|
|
18. |
6. |
Мое настроение. |
09.11 |
|
|
19. |
7. |
Радость – одна на всех. |
15.11 |
|
|
20. |
8. |
Наши страхи. |
16.11 |
|
|
21. |
9. |
Грусть и печаль. |
29.11 |
|
|
22. |
10. Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512 |
Я контролирую себя. |
30.11 |
|
|
23. |
11. |
Планета эмоций. |
06.12 |
|
|
24. |
12. |
Планета эмоций. |
07.12 |
|
|
Развитие коммуникативных умений и навыков (7 ч) |
|||||
25. |
1. |
Что такое общение. |
13.12 |
|
|
26. |
2. |
Что такое общение. |
14.12 |
|
|
27. |
3. |
Я – доброжелательный. |
20.12 |
|
|
28. |
4. |
Волшебные средства взаимопонимания. |
21.12 |
|
|
29. |
5. |
Обида. |
27.12 |
|
|
30. |
6. |
Мы поссорились и помирились. |
28.12 |
|
|
31. |
7. |
Застенчивость и уверенность. |
10.01 |
|
|
Развитие познавательной деятельности (17 ч) |
|||||
32. |
1. |
Развитие концентрации внимания. |
11.01 |
|
|
33. |
2. |
Тренировка внимания. Развитие мышления. |
17.01 |
|
|
34. |
3. |
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. |
18.01 |
|
|
35. |
4. |
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
24.01 |
|
|
36. |
5. |
Развитие концентрации внимания. |
25.01 |
|
|
37. |
6. |
Развитие слуховой памяти. |
31.01 |
|
|
38. |
7. |
Тренировка зрительной памяти. |
01.02 |
|
|
39. |
8. |
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. |
07.02 |
|
|
40. |
9. |
Развитие произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятельности). Развитие мышления (умение сравнивать). |
08.02 |
|
|
41. |
10. |
Тренировка опосредованного запоминания. Запоминание с помощью рисунков. |
14.02 |
|
|
42. |
11. |
Развитие мышления (обобщение наглядного материала). Развитие мышления (установление закономерностей). |
15.02 |
|
|
43. |
12. |
Тренировка опосредованного запоминания. Запоминание с помощью рисунков. |
28.02 |
|
|
44. |
13. |
Тренировка опосредованного запоминания. Запоминание методом группировки. |
01.03 |
|
|
45. |
14. |
Развитие произвольного внимания (распределение). |
07.03 |
|
|
46. |
15. |
Тренировка опосредованного запоминания. Запоминание методом группировки. |
14.03 |
|
|
47. |
16. |
Тренировка опосредованного запоминания. Запоминание методом логических связей. |
15.03 |
|
|
48. |
17. |
Развитие произвольного внимания (распределение). |
21.03 |
|
|
Мои чувства (16 ч) |
|||||
49. |
1. |
Радость. Что такое мимика. |
22.03 |
|
|
50. |
2. |
Радость. Как ее доставить другому человеку. |
28.03 |
|
|
51. |
3. |
Мои чувства. Грусть. |
29.03 |
|
|
52. |
4. |
Мои чувства. Грусть. |
11.04 |
|
|
53. |
5. |
Мои чувства. Страх. |
12.04 |
|
|
54. |
6. |
Мои чувства. Страх. |
18.04 |
|
|
55. |
7. |
Как справиться со страхом. |
19.04 |
|
|
56. |
8. |
Мои чувства. Обида. |
25.04 |
|
|
57. |
9. |
Мои чувства. Обида. |
26.04 |
|
|
58. |
10. |
Разные чувства. |
02.05 |
|
|
59. |
11. |
Разные чувства. |
03.05 |
|
|
60. |
12. |
Радость. Что такое мимика. |
10.05 |
|
|
61. |
13. |
Радость. Как ее доставить другому человеку. |
16.05 |
|
|
62. |
14. |
Мои чувства. Грусть. |
17.05 |
|
|
63. |
15. |
Разные чувства. |
23.05 |
|
|
64. |
16. |
Итоговое занятие. |
24.05 |
|
|
Изменения,внесенные в текст, содержание и календарно-тематическое планирование программы
№ п/п |
Изменения |
Обоснование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переченьучебно-методического обеспечения:
1. Примернаяадаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/, М-во образования инауки Рос. Федерации.- М.: «Просвещение», 2017.
2. АрцишевскаяИ.Л.Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. –М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015.
3. АхтунинаТ.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. М., 2003.
4. Айзман Р.,Жарова Г. и др. Готов ли ребенок к школе? Диагностика в экспериментах,заданиях, рисунках и таблицах. – М., 2006.
5. БезруковаН.М. Логическое мышление и внимание. М., 2002.
6. БереславскийЛ.Я. Азбука логики. М., 2001.
7. Зак А.З.Учимся мыслить логично. М., 2002.
8. ИльинаМ.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. – СПб., 2006.
9. КрюковаС.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программыэмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.,1999.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМОпедагогов корригирующих дисциплин
Пр. № от« » августа 2022 г.
Руководитель ШМО____________/О. С. Бёрдова/
СОГЛАСОВАНО
заместительдиректора по учебной работе_________________ /Ю.А.Орлова/
