X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Школа будущего первоклассника»

 

Срок обучения: 6 месяцев

 

 

Составила:учитель начальных классов МБОУ-Кокинская СОШ

Логинова Олеся Игоревна

РАЗДЕЛI.  КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Направленность программы

Одной изприоритетных задач модернизации российского образования является повышениедоступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образованияи науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 5,6 -7 лет.Для реализации этой задачи на базе МБОУ-Кокинская СОШ  создана группа поподготовке детей к школе, разработана программа«Школа будущего первоклассника», которая ежегодно корректируется с учётом требований к дополнительным  общеобразовательнымпрограммам. Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа «Школа будущего первоклассника» носит социально-педагогическую направленность.  Программа представляет собой систему подготовки детей кобучению в школе, основой которой является интегрированный курс, объединяющийвсе основные направления, развивающие необходимые качества, навыки,стимулирующие познавательные интересы, необходимые для успешногоинтеллектуального и социального развития детей,  адаптации   к   школьному  обучению.

1.2. Актуальность программы:

необходимость созданияобразовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностногои познавательного развития детей;

-разрыв между системой дошкольного и школьного образования (возрастание явленийшкольной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточнойпсихологической готовностью детей к школьному обучению);

— возрастание требований ккоммуникационному взаимодействию и толерантности, самоактуализации (низкийуровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличениичисла детей с социальной и межличностной тревожностью, с низким социометрическимстатусом);

— социальный запрос родителейи школы.

1.3. Отличительные особенности программы

Отличительными особенностями программы предшкольного образования является то, чтопрограмма одновременно решает две задачи:

1) подготовить детей к обучению как новому для них видудеятельности (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие и пр.);

2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе вколлективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).

Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенкак дальнейшему развитию — социальному, личностному, познавательному(когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е.осмысленного и систематизированного первичного знания о мире. Это знание неявляется целью предшкольного образования; картина мира есть (в самом широкомсмысле) ориентировочная основа для адекватной деятельности человека в мире.

1.4. Адресат программы

Рабочая программа составлена всоответствии с требованиями Федерального государственного образовательногостандарта общего образования второго поколения с учётом запросов родителей иинтересов школьников, ориентирована на детей в возрасте от 5,6 до 7  лет.

Примерныйпортрет будущего первоклассника

I. Социальное развитие

1. Ребёнок спокойно идёт на контакт свзрослыми и сверстниками.

2. Общается со сверстниками, знаетправила общения.

3. Управляет своим поведением, знает,что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.

4. Умеет общаться с чужими взрослыми,тактичен.

5. Хорошо адаптируется к новойобстановке.

6. Умеет различать (чувствует)отношение и настроение взрослого.

7. Не избегает общения.

II. Речевое развитие      

1. Ребёнок правильно произноситзвуки.

2. Может выделить звук в начале,середине и конце слова.

3. Обладает словарным запасом,позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.

4. Правильно использует предлоги,приставки, союзы, строит предложения.

5. Может самостоятельно рассказатьсказку или составить рассказ по картинке.

6. В речи нет незаконченныхпредложений, не связанных между собой.

7. Передаёт интонацией различныечувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).

III. Развитие движений ипространственная ориентация

1. Ребёнок уверенно действует в быту:ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается.

2. В сохранении равновесия движениякоординированы и ловки.

3. Хорошо ориентируется впространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд,назад, вверх, вниз, налево, направо).

4. Не испытывает затруднения приработе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.

5. Стремиться научиться лепить,выпиливать, вязать и др.

6. Не испытывает затруднений пририсовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные игоризонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).

IV. Зрительно-пространственноевосприятие и зрительно-моторные координации

1. Ребёнок дифференцирует различныефигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.

2.  Классифицирует фигуры по форме,размерам, направлению штрихов и другим признакам.

3.  Различает расположение фигур(над, под, на, за, перед, возле, сверху, снизу и т.п.).

4. Срисовывает простые геометрическиефигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры,соотношение и направление всех штрихов и элементов.

5. Копирует буквы, цифры, соблюдаяразмеренность и направление всех штрихов и элементов.

6. Находит часть всей фигуры,конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.

7. Дорисовывает элементы, детали,части фигур по образцу.

V. Здоровье

1. Ребёнок не подвержен частымпростудным заболеваниям (3-4 раза в год).

2. Не подвержен тяжёлым и хроническимзаболеваниям.

3. Спокоен, усидчив, нераздражителен.

4. Хорошо засыпает и спокойно спит(не вскрикивает, нет ночного недержания мочи).

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

5. Не подвержен страхам (не боитсятемноты, одиночества).

6. В поведении отсутствуют навязчивыедвижения (подёргивание, моргание).

7. В речи нет выраженных задержек вразвитии.

VI. Развитие внимания и памяти.

1. Ребёнок удерживает внимание втечение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна(или трудна).

2. Для концентрации внимания втечение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешнейорганизации.

3. Переключается с одного видадеятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.

4. Может запоминать 10 не связанныхмежду собой слов при 3-4 кратном повторении.

5. Правильно запоминает 10-12 словпри подкреплении наглядными образами.

6. Может сгруппировать по замыслуслова и запомнить их.

7. После нескольких повторенийзапоминает стихотворение в 4-8 строк.

У ребенка сформированы специальныеумения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные идругие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

1.5. Объём программы,формы обучения и виды занятий, срок освоения, режим занятий

Дополнительная общеразвивающаяпрограмма «Школа будущего первоклассника» предлагает годичную системуадаптационных занятий. Занятия проводятся в течение 6 месяцев (с октября поапрель каждого учебного года). Возраст детей 5,6 – 7 лет. Занятия проводятся набазе МБОУ-Кокинская СОШ.

         Режимработы – 1 раз в неделю (суббота),  по 2 занятия в день

         Продолжительностьзанятий 30 минут, с 10-минутным перерывом между занятиями. Программа рассчитанана 26 недель. Общее количество занятий в год – 52.

 

Название курса

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

1

Введение в математику

1

26

2

Интегрированный курс обучение грамоте/ развитие речи

1

26

Итого

2

52

Форма занятий — очная. Занятиястроятся в занимательной игровой форме.

2.    ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1.Обучение детей навыкам учебногосотрудничества, приемам самооценивания и

взаимооценивания выполняемой работы дляуспешной адаптации в школьном обучении.

2.Формирование у детей качеств школьнойзрелости (школьно-значимых функций), для

успешного усвоения обучающих программначального общего образования.

Основныезадачи:

Обучающие:

-формирование у ребенка необходимых дляначала обучения в школе знаний, умений и навыков;

-пробуждение у ребенка любознательности,исследовательских интересов и формирование на этой основе умения учиться;

 

Развивающие:

-развитие личности ребенка;

-выявление и развитие у детей творческихспособностей;

-развитие у детей коммуникативныхспособностей и социальных навыков;

 

Воспитательные:

-психологическая подготовка ребенка кпоследующему школьному обучению;

-воспитание умения ориентироваться насистему правил, необходимых для учебной работы;

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1 Развитиеи совершенствование устной речи. Расширять,обогащать и активизировать словарный запас детей; формировать грамматическийстрой речи ребенка; совершенствовать навыки устной связной речи, монологическойи диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составлениерассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личнымнаблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесноерисование и т. д.); создавать речевые высказывания различных типов: описания(человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимоестихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему онатебе нравится больше других? И т. д.); повествования (различные виды пересказа,рассказа).

Подготовкак чтению. Развитиезвуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умениевслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесениюзвуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа поразвитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса,выделение особо значимых слов).

Текст, предложение,слово – средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Определение темы ицели высказывания с помощью вопросов типа: о чём, о ком сообщается,спрашивается?

Слово, слог, ударение.Наблюдение над значениями слов и их звуковой структурой. Деление слов на слоги,слогов на звуки. Ударение в слове (выделение голосом, длительное и болеесильное произнесение одного из слогов в слове).

Использованиеграфических опор-схем для слогового анализа слов типа мама, роза,аист и т.п.

Звуки и буквы. Гласныеи согласные звуки речи. Знакомить с правильным произношением звуков, выделятьзвуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их спомощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки всловах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять словапо звуковой структуре.

Речевыеигры развивают мышление, речь, внимание,воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадайслово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повторибыстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назовизвук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет