Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2
Рамонского муниципального района
Воронежской области
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № Руководитель МО ______________ подпись, Ф.И.О. |
Согласовано Зам. директора по ВР ______________ подпись, Ф.И.О. |
Утверждаю Директор школы _________________ Приказ от . № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«АЛГОРИТМИКА»
3-4 класс
Разработчик: Фатеева Ольга Игоревна
учитель начальных классов МКОУ Рамонской СОШ №2,
высшая квалификационная категория
2020– 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Алгоритмика»соответствует требованиям федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования, разработана на основе Концепциидуховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,планируемых результатов начального общего образования, основной образовательнойпрограммы начального общего образования МКОУ Рамонской СОШ №2, на основеавторской программы Цветковой М. С., Богомоловой О. Б. Информатика. Математика.Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3–6 классы. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
Программа ориентирована на развитие технических и творческихспособностей и умений учащихся, организацию научно-исследовательскойдеятельности, профессионального самоопределения учащихся. Курс предназначен для развитиялогического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылокуспешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений вобластях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновленияи изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место вформировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Курс поможет ребенку сделать первые шаги в мире программирования,введет во все подробности и тонкости проектной деятельности. Овладевая навыкамипрограммирования, ребенок затрагивает и смежные сферы: логика, вычислительнаяматематика, а также и другие научные области: география, биология, физика,литература — в зависимости от интересов ребенка и выбора области развитиясобственного проекта.
Когда у ребенка сформирован необходимый набор знаний и умений, выполненряд задач и упражнений, он может, используя их, работать над собственнымпроектом. Это позволяет развивать творческие способности, проводить собственныеисследования, работать в команде, и, что немаловажно, видеть результатсобственной работы, вносить в неё коррективы и развивать её.
Главной целью курс имеет развитие познавательных интересов вобласти информатики и формирование алгоритмического мышления через освоениепринципов программирования в объектно-ориентированной среде.
Задачи курса:
1. Познакомить учащихся с базовыми навыками программирования:определениями алгоритма, цикла, условия, подходами к поиску ошибок.
2. Через упражнения из области решения алгоритмических задач отработатьработу с понятиями.
3. Через игровые и тренинговые упражнения помочь получить базовыеметапредметные навыки: работа в команде, презентации собственных идей,планирование своей работы.
4. Через решение и выполнение командных задач, развить у ребенка: ●логическое мышление, ● проектное мышление.
5. Через проектную работу развить: ● нацеленность на результат, ●чувство командной работы, ● коммуникабельность,
● дисциплинированность,● организаторские способности, ● умение преподнести и обосновать свою мысль, ●художественный вкус, ● трудолюбие, ● активность.
Описание места учебного курса вучебном плане
Программа «Алгоритмика» адресована учащимся начальной школы 3-4 классови рассчитана на реализацию в течение одной четверти.
Количество часов в неделю -2ч.
Количество учебных недель – 8-9.
Длительность занятия – 40 минут.
Основные формыи приемы работы с учащимися
Беседа
Познавательнаяигра
Практика
Групповой проект
Формыподведения итогов реализации программы: итогипроводится в форме выполнения индивидуальных и групповых заданий по пройденномуматериалу.
Контроль и оценка планируемых результатов: контроль в указанной форме осуществляется как промежуточный, так иитоговый. По итогам работы над групповыми проектами проводится обсуждениерезультатов в коллективе, исправление ошибок и, тем самым, коррекция изакрепление полученных знаний.
Результатыосвоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование уобучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности иключевых компетенций.
Программа призвана сформировать: умения самостоятельно имотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановкицелей до получения и оценки результата), элементарными навыкамипрогнозирования. В области информационнокоммуникативной деятельностипредполагается поиск необходимой информации из источников, созданных вразличных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержанияинформации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснениеизученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах,владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивнойдеятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыкиорганизации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели иопределение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать своимировоззренческие взгляды.
Личностные результаты:
· формирование ответственногоотношения к учению, способности к саморазвитию;
· развитие осознанного иответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в процессеобразовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видовдеятельности.
Метапредметныерезультаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, принятия решений;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
- владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие далее ИКТ-компетенции.
Предметные результаты:
- формирование информационной и алгоритмической культуры;
- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
- развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
- развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
- формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
- умение использовать термины «сообщение», «данные», «алгоритм», «программа»;
- умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание курса внеурочной деятельности
№п/ |
Разделы, темы
|
Количество часов |
Краткое содержание темы |
Вид деятельности |
Форма организации |
|||||||
1 четв. |
2 четв. |
3 четв. |
4 четв. |
|||||||||
1 группа |
2 группа |
1 группа |
2 группа |
1 группа |
2 группа |
1 группа |
2 группа |
|||||
1. |
Введение |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Игровая, Познавательная деятельность |
Беседа, объяснение, игра, проект |
2. |
Линейные алгоритмы |
8 |
7 |
7 |
7 |
9 |
8 |
7 |
7 |
|
|
|
ИТОГО |
9 |
8 |
8 |
8 |
10 |
9 |
8 |
8 |
|
|
|
Календарно-тематическоепланирование
№пп |
Тема занятия |
Виды деятельности учащихся |
Форма организации занятия |
Дата проведения |
Примечание |
|||||||
1 четв. |
2 четв. |
3 четв.
|
4 четв |
|
||||||||
1
|
Ознакомление с курсом «Алгоритмика» |
Краткий экскурс в профессию программиста, введение базовых понятий программирования, закрепление в игровой форме с использованием Платформы. Нравственно-этическая ориентация. Целеполагание, саморегуляция . Постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Беседа, познавательная игра |
1 группа |
2 группа |
1 группа |
2 группа |
1 группа |
2 группа |
1 группа |
2 группа |
|
1.09 |
3.09 |
5.11 |
10.11 |
14.01 |
19.01 |
6.04 |
8.04 |
|||||
2 |
Знакомство со средой Скретч. Понятие спрайта и объекта. |
Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий. Поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание алгоритма выполнения работы. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Целеполагание, планирование, прогнозирование. Самооценка результата. Освоение диалоговой формы общения при защите работы. |
Практика |
8.09 |
10.09 |
12.11 |
17.11 |
21.01 |
26.01 |
13.04 |
15.04 |
|
3 |
Создание и редактирование спрайтов. |
Познавательная игра |
15.09 |
17.09 |
19.11 |
24.11 |
28.01 |
2.02 |
20.04 |
22.04 |
|
|
4 |
Управление спрайтами: команды идти, повернуться на угол. |
Практика |
22.09 |
24.09 |
26.11 |
1.12 |
4.02 |
9.02 |
27.04 |
29.04 |
|
|
5
|
Координатная плоскость. Точка отсчёта, оси координат. |
Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий. Поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание алгоритма выполнения работы. Выбор эффективных способов решения. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Целеполагание, планирование, прогнозирование. Самооценка результата. Освоение диалоговой формы общения при работе в группе. |
Практика |
29.09 |
1.10 |
3.12 |
8.12 |
11.02 |
16.02 |
4.05 |
6.05 |
|
6 |
Навигация в среде Скретч. |
Практика Групповой проект |
5.10 |
8.10 |
10.12 |
15.12 |
18.02 2.03 |
25.02 4.03 |
11.05 |
13.05 |
|
|
7
|
Создание проекта «Кругосветное путешествие Магеллана». |
Практика |
13.10 |
15.10 |
17.12 |
22.12 |
9.03 |
11.03 |
18.05 |
20.05 |
|
|
8 |
Режим презентации. |
Групповой проект |
20.10 27.10 |
22.10 |
24.12 |
29.12 |
16.03 23.03 |
18.03 |
25.05 |
27.05 |
|