X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Актуальные проблемы обновлениясодержания технического и профессионального, послесреднего образования в сферекультуры и искусства

Начну свое выступление со слов Генри Форда: «Собратьсявместе есть начало. Держаться вместе есть прогресс. Работать вместе есть успех».

Сфера образования является одной из наиболее зависимыхот внешних факторов, она должна подстраиваться под современные реалиигосударства и мира. Сфера ТиППО кроме этого должна соответствовать не только общимтребованиям всей страны, но и конкретного региона и даже определенногоработодателя. Качество подготовки кадров и повышение эффективностииспользования потенциала технического и профессионального образования – одни изсамых важных проблем казахстанской экономики. Ведь в мировой практике страны случшими системами ТиПО обладают самыми высокими показателями экономическогоразвития!

Оченьнепросто во всей этой системе находить гармонию колледжам, готовящимспециалистов для культуры и искусства, ведь здесь все строится не только натребованиях современности, но и, в первую очередь, это сохранение вековыхтрадиций и ценностей. В этой интеграции современности с востребованностью нарынке труда и сохранении ценностей – заключается основная проблема колледжей«искусства и культуры». Перед преподавателями данного профиля стоят серьезныевызовы, на которые необходимо реагировать молниеносно.

Главная задача, которую нам необходимо решать – этокачественная подготовка кадров. Потому что зачастую колледжи рассматриваютсякак средство образовательной компенсации для тех, кто не поступил или непоступит в вузы, поскольку это образование бесплатно, но в погоне заколичеством теряется качество. В связи с чем колледжам одного профиля необходимоработать сообща, чтобы добиваться все лучшего и лучшего результата.«Сотрудничествопозволяет нам знать больше, чем мы можем знать сами». — Пол Соларц.

Так были созданы учебно-методические объединения.Высшийколледж культуры имени Аканасерэ, г. Кокшетау с  2016 года является республиканскимучебно-методическим объединением (УМО) профиля «Искусство и культура»(сейчас:Искусство и гуманитарные науки).На сегодняшний  день в состав УМО входят30 колледжей, ведущих образовательную деятельность по специальностям «Социально-культурнаядеятельность (по видам)», «Народное художественное творчество (по видам)»,«Библиотечное дело». Одним из активных профильных колледжей УМО являетсяАксуский высший многопрофильный колледж имени Жаяу Мусы, на базе которогопроходит данный семинар.

В условиях масштабных преобразований во всех сферахжизнедеятельности, в том числе и образовательной среды, колледж культуры имениАканасерэ стремится к постоянному совершенствованию деятельности, нацеленной наулучшение качества образовательных услуги оказания методическойпомощипрофильным колледжам, входящим в состав УМО. Ведь одна из проблем ТиПО –кадровое обеспечение.

Для привлечения кадров колледжам необходимо работатьнад своим престижем в регионе и стране. По итогам ранжирования, проводимым  НАО«Talap», для оценки деятельности колледжей Казахстана, с 2017  по 2021 годы,Высший колледж культуры им. Аканасерэ занимает первые и призовые места средиколледжей профиля «Искусство и гуманитарные науки» РеспубликиКазахстан.Необходимо учитывать, что в понятие качества образования входяткачество персонала и образовательных программ, качество подготовки обучающихся,качество инфраструктуры и учебной среды.

Следующей проблемой ТиПо необходимо обозначить устаревшуюматериально-техническую базу колледжей, которая не обеспечивает качествоподготовки кадров и привлекательность системы ТиПО. В этом направлении Высшийколледж культуры им. Аканасерэ с 2021 года колледж входит в республиканскийпроект «Жасмаман» по специальности «Дизайн (по профилю)». По итогам реализациипроекта «Жасмаман» колледж культуры оснащен современным оборудованием,необходимым для подготовки специалистов, востребованных на республиканском имеждународном  уровне и участников  чемпионата WorldSkills.

Еще одна проблема ТиПО, которую необходимо обозначить- восприятие ТиПО в общественном сознании, проблемы с профориентацией. Большоезначение имеет и непопулярность, непрестижность системы начальногопрофессионального образования в общественном сознании. Сюда же можно отнести изачастую неоправданно завышенную оценку качества вузовского образования, инизкую ценность труда в современном обществе. Сегодня очень важно сформироватьу абитуриентов, а потом и у студентов ролевую модель жизни будущего специалиста,способного совершать осознанный выбор на каждом этапе своей профессиональнойжизни. В соответствии с этим на базе нашего колледжа созданы  творческиестудии: «Creative», «Эстет», оркестр и ансамбли казахских народныхинструментов, вокальные и вокально-инструментальные группы, ВИА «Амигос»,ансамбли танца: народный «Жарқын», «Самоцветы», современного танца «Диамант»,имидж-группа «Эвент». С 2018 года на базе колледжа по инициативе обучающихся ипреподавателей начал свою деятельность Акмолинский областнойэкспериментально-лабораторный молодежный театр «Eljastar». Совместно с КГУ«Қоғамдықкелісім» при аппарате акимаАкмолинской области в колледже открыт ифункционирует клуб для девушек «Балқадиша», цель которого: сохранение ипропаганда казахских национальных традиций и культуры. С 2017 года в колледжефункционирует военно-патриотический клуб им. БауыржанаМомышулы.

Большое значение имеет и практикоориентированностьобучения, обеспечение дуальности образования. В этом плане учебное учреждение постояннопринимает участие в городских, областных, республиканских и международныхмероприятиях и добивается высоких результатов: в Турции, Республике Дагестан, вгородах Йошкар-Ола, Челябинск, Курган  Российской Федерации.

В числе крупных достижений — участие студентов в XМеждународном фестивале-лаборатории «Театральное студенчество — межкультурныйдиалог» имени Д. Лаврова в Марийском колледже культуры  и  искусств имениИ.С.Палантая; Всероссийском  Фестивале-конкурсе «Чижик-2021», в Международномпроекте «I loveDance», Республиканском фестивале детских и молодежныхтеатральных коллективов;   Республиканском  конкурсе  «Топ-100 студентов».

  Народный ансамбль танца «Жарқын»- победитель вноминациях «Народный танец» и «Стилизованный народный танец» на X Международномхореографическом фестивале-конкурсе «Розы Казахстана» (г. Павлодар). ВМеждународном конкурсе «Зажги свою звезду» (Казахстан-Россия-Белоруссия–Болгария) ансамбль танца «Жарқын» занял Гран-При в номинации «Народныйтанец»,  назван лауреатом 1 степени в номинации «Стилизованный народный танец»,награжден специальной наградой «Высокопрофессиональный коллектив» в номинации«Профи» (г. Павлодар, 2022г.).

В Международном конкурсеItalianGrandFestival(г.Астана, 2022 г.) ансамбль современного танцаDiamondполучил Гран-при в номинации «Streetdance» и первое место вноминации «Современный эстрадный танец».

Ансамбль народного танца Самоцветы в IIIМеждународном разножанровом конкурсе-фестивале «BritishLion» (г.Астана) выигралГран-при, руководитель ансамбля Погорелый Андрей Иванович удостоен дипломаЛучшая балетмейстерская работа.

Студенты квалификации «Актер драматического театра»заняли III место в IV Республиканском  студенческом театральном фестивале,посвященном 95-летию народного артиста РК БайтенаОмарова (г.Алматы,2022 г.).

Кроме того, обучающиеся колледжа являются победителями регионального чемпионата WorldSkills в компетенциях «Дизайнинтерьера», «Организатор культурно-массовых мероприятий», а также победителямиVI  Национального чемпионата  «WorldSkillsKazakhstan  — 2021» в компетенции«Флористика».

Колледж имеет меморандумы с Колледжем культуры иискусств имени И.С. Палантая г. Марий Эл РФ и Колледжем культурыприЮжно-Уральском государственном институте искусств им. П.И.Чайковского г.Челябинск РФ.

Кроме того мы постоянно работаем надсовершенствованием кадрового состава учебного заведения. Педагоги колледжасистематически   занимают призовые места в конкурсах, среди которых 1 место вРеспубликанском конкурсе профессионального мастерства (Ордабаева Г.М., 2021 г.,Ибраев  Е.А., 2022 г.), 2 место (Ефименко А.В.,2022 г.), в Республиканскомконкурсе видеоуроков «Панорама педагогических идей» (Кусаинова К.М.),   вобластном конкурсе «Лучший педагог» (Байманова Б.С.), в областном конкурсе«Лучший педагог инклюзивного образования вТиППО» (Баткульдина Р.Б.) и многихдругих.

Еще одна проблема ТиПО – малое количество либо полное отсутствиеактуальной /неустаревшей/ учебной литературы.В этой связи в соответствии сгосударственным заданием педагогами  Высшего колледжа культуры имени Аканасерэ,Аксуского высшего многопрофильного колледжа имени Жаяу Мусы, Каскеленскогоколледжа культуры разработаны 7 (семь) учебных пособий по специальностям учебно-методического объединения:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

1. «Сценарные основы культурно-досуговойдеятельности» (Авторы: Идрисова К.Г., Бронников Д. В., Байдракова Д.М.,Шайкенова Н. Е.);

2. «Организация и руководствосоциально-культурными  учреждениями»(Крылова Ю.В., Пряда Т.Г., ЖантуринаА.К., Аяпбергенова Р.Ш.

3. «Организация культурно-досуговых мероприятий»(БисенбайК.Ж., Нагорная Л.П.,Панихин А.Л., Аяпбергенова Р.Ш.);

4. «Библиотековедение»(Е. Ж. Али,Ш.Б. Мукашева, М.Ш. Нурпеисова, А.А. Тиерменова);

5. «Библиография» (Б.С.Байманова, Ш.Б. Мукашева,Б.Ж. Шагиева, М.Ш. Нурпеисова);

6.«Книговедение и история книги»(Г.А.Кадралиева, Ж.А. Керимбаева, А.А. Тиерменова, С.Т. Шингалиева)

7. «Организация библиотечных фондов исправочно-библиографическоеобслуживание»(Г.М.Султанова, А.Б.Закирьянова, Ж.К.Кенжебекова, Ж.А. Керимбаева).

Положено неплохое начало, но здесь работу необходимопродолжать, делиться наработанным материалом с коллегами, а главное – состудентами.

Современность от ТиПО требует значительнойпрактической подготовки студентов в условиях реального производства, чтоявляется главным путем повышения адекватности результатов обучения потребностямпроизводства. Только взаимодействие с работодателями может обеспечитьиспользование материально-технической базы производства в образовательномпроцессе, обучение студентов на уникальном оборудовании, в условиях современныхавтоматизированных комплексов. Важнейшим аспектом подготовки востребованных иконкурентноспособных специалистов сегмента культуры и искусства на сегодняшнийдень  является модернизация работы колледжей в направлении: повышенияквалификации и переподготовки кадров, внедрения элементов дуального обучения,обновления  образовательных программ с учетом рекомендаций работодателей иакадемической самостоятельности.

Очередная проблема, которую необходимо решать – этопостепенное преодоление оторванности деятельности ТиПО от нужд регионов,несоответствия структуры подготовки кадров спросу на них на формирующихсяместных и региональных рынках труда. Эту проблему в новом учебном году началирешать благодаря представленнойколледжам академической свободе. Так, образовательныепрограммы Высшего колледжа культуры им. Аканасерэразработаны самостоятельно сучастием работодателей и требований рынка труда. Совместно с социальнымипартнерами определены содержание образовательных программ по каждойспециальности и сроки обучения. Разработанные образовательные программыпозволят студентам получить необходимые квалификации и устраиваться на работу вболее короткие сроки, т.к. ситуации самостоятельного трудоустройства,выпускники ориентируются преимущественно на местные и региональные рынки труда.Потому здесь важен программно-целевой подход к разработке программ обучения, ихпоследовательная ориентация на реализацию интересов и запросов местногонаселения.Для колледжей, готовящих специалистов профиля искусства и культурывнедрение принципов академической свободы является своеобразным «лучом света втемном царстве», ведь наша система строится исключительно на творчестве. Какговорил философ Н. Бердяев: «Творчество невозможно без свободы, без свободы оноувядает…, а в культуре всегда есть два начала: традиции и творческая свобода.Без традиции нет связи и нет смысла исторической судьбы. Без свободы творчестванет новизны, нет возрастающей и восходящей жизни».

Внедрена дуальная система обучения по специальности«Актерское искусство».Срок обучения в дуальном формате будет засчитыватьсястудентам в трудовой стаж. Это позволит выпускникам трудоустроиться с ужеимеющимся опытом работы.

Учебно-методическим объединением проведена экспертизаобразовательных программ профильных колледжей на 2022-2023 учебный год. Наоснове экспертных заключений УМО 30 качественных образовательных программ включеныв Реестр образовательных программ. Данная работа будет продолжена иусовершенствована и в этом году(в РЕЕСТР будет включена полная образовательнаяпрограмма, не только паспорт; экспертиза будет проводиться на платной основе засчет заявителя).

Также необходимо обозначить основные проблемы вреализации образовательных программ, связанные со спецификойобучения поспециальностям сферы культуры и искусства:

— отсутствие профессиональных стандартов,разработанных НПП «Атамекен» конкретно по специальностям УМО;

— переход на модульно-кредитную систему обучения дляспециальностей данной сферы вызывает много вопросов и затруднений;

-учебная литература на государственном языке: ее оченьмало, либо нет вообще.

Взавершении своего выступления я хочу сказать, что «сотрудничество — этосущность жизни. Ветер, пчелы и цветы работают вместе, чтобы распространятьпыльцу » (АмитРэй). «Индивидуально мы одна капля; но вместе мы океан» (РюносокеСаторо).Только сообща, командой, которая смотрит и работает в одном направлении,движется векторно, мы сможем решать назревающие проблемы и идти в ногу современем, которое не щадит слабых и медлительных!

Всемспасибо за внимание!

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет