РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Русский язык» в 7классе
Составитель: Исаева Л.И.,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ Хованщинская СОШ
Хованщина, 2022
Рабочаяпрограмма по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии сположениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования, на основе программы основного общего образования по русскому языкуи программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школыТ.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение,2014) и в соответствии сприказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1577 от 31декабря 2015 года «О внесении изменений в федеральный государственныйобразовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»
Рабочая программа ориентирована на учебник:Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. (М. Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Н. Шанский.) – М.: Просвещение, 2014.
Цели обучения:
— воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку,сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний вразных сферах человеческой деятельности;
— развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений инавыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах иситуациях общения;
— освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании вразличных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах;
— формирование умений опознавать, анализировать, классифицироватьязыковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуацииобщения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовыватьнеобходимую информацию;
— применение полученных знаний и умений на практике.
Задачи обучения:
— развитие всехвидов речевой деятельности;
— формированиеуниверсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
формирование прочных орфографических ипунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языкаи обогащение словарного запаса играмматического строя речи учащихся
Место курса «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «Хованщинская СОШ» наизучение русского языка в 7 классе отводится 136 ч. (4 ч в неделю, 34учебные недели в год).
1.Планируемые результатыосвоения учебного предмета
Личностными результатами освоения программы по русскому языкуучащимися являются:
1) понимание русского языка как одной из основныхнационально-культурных ценностей русского народа;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительноеотношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистотурусского языка как явления национальной культуры; стремление к речевомусамосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматическихсредств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения,способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Метапредметными результатами программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневнойжизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний подругим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранногоязыка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми впроцессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участияв спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормамиречевого поведения в различных ситуациях общения;
4) умение работать с разными источниками информации, находить ее,анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
Предметными результатами освоения программы по русскому языкуявляются:
1) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его ролив образовании в целом;
2) представление об основных функциях языка, о роли русского языка какнационального языка русского народа, как государственного языка РоссийскойФедерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, ороли родного языка в жизни человека и общества;
3) усвоение основ научных знаний о русском языке, понимание взаимосвязиего уровней и единиц;
4) усвоение базовых понятий лингвистики;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии,основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета ииспользование их в своей речевой практике;
6) опознавание и анализ единиц языка, их уместное употреблениеадекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, анализа текста с точки зрения его основныхпризнаков и структуры, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической играмматической синонимии и использование их в своей речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оцениватьэстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественнойлитературы.
2.Содержание учебного предмета
Русский язык какразвивающееся явление. (1ч.)
ПОВТОРЕНИЕПРОЙДЕННОГО в V и VI КЛАССАХ.(10)
ПРИЧАСТИЕ. (26+5)
I. Повторениепройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных иглаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении.Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательныепричастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота.Текстообразующая роль причастий.
Склонение полныхпричастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образованиедействительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
НЕ с причастиями.Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Однаи две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов.Одна буква Н в кратких причастиях. Морфологический разборпричастия. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Буквы Е-Ёпосле шипящих в суффиксах стр. причастий прош. Времени. Повторение темы«Причастие».
II. Умение правильноставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый,принесён, принесена, принесено, принeceны), правильно употреблять причастияс суффиксом -СЯ, согласовывать причастия с определяемыми существительными,строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста,языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устныйпересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста сописанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, пофотографии.
Виды публичныхобщественно-политических выступлений. Их структура.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ. (11+1)
IV. Повторение пройденного о глаголе в V и VIклассах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия.Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая рольдеепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте.Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастиясовершенного и несовершенного вида и их образование.
НЕ с деепричастиями.Письменный контроль.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастнымоборотом.
III. Рассказ по картине.
НАРЕЧИЕ. (22+4)
I.Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степенисравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий.Словообразование наречий.
Правописание не снаречиями на -о и -е; НЕ- и НИ- в наречиях.
Одна и две буквы Н внаречиях на -о и -е.
Буквы О и Е послешипящих на конце наречий. Суффиксы -О и -А на конце наречий. Дефис междучастями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква Ь послешипящих на конце наречий. Текущий контроль
II. Умение правильноставить ударение в наречиях.
Умение использовать вречи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста,его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
КАТЕГОРИЯСОСТОЯНИЯ. (4)
I.Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая рольслов категории состояния.
II. Выборочноеизложение текста с описанием состояния человека или природы
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИРЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ПРЕДЛОГ. (11+1)
I.Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении.Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги.Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельныенаписания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогахиз-за, из-под. Текущий контроль
II. Умение правильно употреблять предлоги В, НА,С, ИЗ. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по,благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться вречи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного.Рассказ на основе увиденного на картине.
СОЮЗ (11+2)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов впредложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные;сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употреблениесочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употреблениеподчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато,тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также отнаречия так с частицей же. Текущий контроль.
II. Умениепользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устноерассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
ЧАСТИЦА. (14+2)
I. Частица как служебнаячасть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие исмысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письмечастиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальнымичастицами.
III. Рассказ поданному сюжету.
МЕЖДОМЕТИЕ. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕСЛОВА. (3)
I. Междометие какчасть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательныеслова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделениемеждометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения смеждометиями.
Повторение и систематизацияпройденного в 7 классе. (10+2)
3. Тематическоепланирование по русскому языку в 7 классе (136 часов)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Максимальная нагрузка учащихся (час) |
Из них |
||
Теоретическое обучение |
Развитие речи |
Контрольные работы |
|||
1 |
Русский язык как развивающееся явление |
1 |
1 |
— |
— |
2 |
Повторение изученного В 5-6 классах |
10 |
9 |
— |
1 |
3 |
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие. |
31 |
25 |
5 |
1 |
4 |
Деепричастие. |
12 |
10 |
1 |
1 |
5 |
Наречие
|
26 |
20 |
4 |
2 |
6 |
Категория состояния |
4 |
— |
— |
— |
8 |
Служебные части речи. Культура речи. Предлог |
12 |
10 |
1 |
1 |
9 |
Союз |
13 |
10 |
2 |
1 |
10 |
Частица |
16 |
11 |
2 |
3 |
11 |
Междометие. Звукоподражательные слова |
3 |
3 |
— |
— |
12 |
Повторение |
12 |
9 |
2 |
1 |
|
Итого: |
136 |
108 |
17 |
11 |
Формы итоговогои промежуточного контроля:
Основные формы и виды контроля знаний, уменийи навыков: входной контроль вначале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса,контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных,выборочных, графических, буквенных, творческих, свободных («Проверяю себя»)диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексногоанализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, тест.
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
В 7 КЛАССЕ (136часов)
№ п/п |
Раздел, тема урока |
Кол-во часов |
Дата планируемая |
Дата фактическая
|
|
1 |
Русский язык как развивающееся явление (1ч.) |
1 |
|
|
|
Повторение изученного В 5-6 классах.(10ч.) |
|
||||
2 |
Синтаксис. Синтаксический разбор. |
1 |
|
|
|
3 |
Пунктуация и пунктуационный разбор |
1 |
|
|
|
4 |
Лексика и фразеология. |
1 |
|
|
|
5 |
Фонетика и орфография. |
1 |
|
|
|
6 |
Словообразование и орфография. |
1 |
|
|
|
7 |
Морфемный и словообразовательный разбор |
1 |
|
|
|
8 |
Морфология и орфография. |
1 |
|
|
|
9 |
Комплексный анализ текста |
1 |
|
|
|
10 |
Контрольный диктант с гр. заданием. |
1 |
|
|
|
11 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
|
Тексты и стили речи.(2ч.) |
|
|
|
|
12 |
Текст. Диалог как текст. Виды диалога. |
1 |
|
|
|
13 |
Стили лит. язык |
1 |
|
|
|
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие (26ч.+5ч.) |
|||||
14 |
Повторение изученного о глаголе. Причастие как часть речи |
1 |
|
|
|
15 |
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий |
1 |
|
|
|
16 |
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми |
1 |
|
|
|
17 |
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. |
1 |
|
|
|
18 |
Р.Р.Описание внешности человека |
1 |
|
|
|
19 |
Р.Р. Описание внешности человека |
1 |
|
|
|
20 |
Действительные и страдательные причастия |
1 |
|
|
|
21 |
Краткие и полные страдательные причастия |
1 |
|
|
|
22 |
Краткие и полные страдательные причастия |
1 |
|
|
|
23 |
Действительные причастия настоящего времени. |
1 |
|
|
|
24 |
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени |
1 |
|
|
|
25 |
Действительные причастия прошедшего времени. |
1 |
|
|
|
26 |
Р.Р.Изложение по упр.116 |
1 |
|
|
|
27 |
Страдательные причастия настоящего времени. |
1 |
|
|
|
28 |
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. |
1 |
|
|
|
29 |
Страдательные причастия прошедшего времени. |
1 |
|
|
|
30 |
Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях |
1 |
|
|
|
31 |
Одна и две НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Одна Н в отглагольных прилагательных |
1 |
|
|
|
32 |
Одна Н и две НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных |
1 |
|
|
|
33 |
Р.Р. Выборочное изложение(упр.151). |
1 |
|
|
|
34 |
Р.Р.Выборочное изложение(упр.151). |
1 |
|
|
|
35 |
Морфологический разбор причастия |
1 |
|
|
|
36 |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями |
1 |
|
|
|
37 |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями |
1 |
|
|
|
38 |
Не с другими частями речи. |
1 |
|
|
|
39 |
Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах стр. причастий прошедшего времени |
1 |
|
|
|
40 |
Повторение по теме «Причастие» |
1 |
|
|
|
41 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие» |
1 |
|
|
|
42 |
Анализ диктанта |
1 |
|
|
|
Деепричастие (11ч.+1ч.) |
|
||||
43 |
Деепричастие как часть речи |
1 |
|
|
|
44 |
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. |
1 |
|
|
|
45 |
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. |
1 |
|
|
|
46 |
Раздельное написание НЕ с деепричастиями |
1 |
|
|
|
47 |
Деепричастия несовершенного вида |
1 |
|
|
|
48 |
Деепричастия совершенного вида |
1 |
|
|
|
49 |
Р.Р. Сочинение по картине «Вратарь» |
1 |
|
|
|
50 |
Морфологический разбор деепричастия |
1 |
|
|
|
49 |
Повторение темы «Деепричастие» |
1 |
|
|
|
50 |
Тест по теме «Деепричастие». |
1 Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503 |
|
|
|
51 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие» |
1 |
|
|
|
52 |
Анализ диктанта |
1 |
|
|
|
Наречие(22ч.+4ч.) |
|
||||
53 |
Наречие как часть речи |
1 |
|
|
|
54 |
Разряды наречий. |
1 |
|
|
|
55 |
Р.Р. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег» |
1 |
|
|
|
56 |
Степени сравнения наречий |
1 |
|
|
|
57 |
Морфологический разбор |
1 |
|
|
|
58 |
Диктант с грамматическим заданием |
1 |
|
|
|
59 |
Работа над ошибками в диктанте |
1 |
|
|
|
60 |
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е |
1 |
|
|
|
61 |
Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий |
1 |
|
|
|
62 |
Р.Р. Описание действий |
1 |
|
|
|
63 |
Р.Р.Сочинение о труде |
1 |
|
|
|
64 |
Одна и две буквы Н в наречиях на О и Е |
1 |
|
|
|
65 |
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий |
1 |
|
|
|
66 |
Буквы О и А на конце наречий |
1 |
|
|
|
67 |
Р.Р. Сочинение по картине Е.Н.Широкова «Друзья» |
1 |
|
|
|
68 |
Дефис между частями слова в наречиях |
1 |
|
|
|
69 |
Дефис между частями слова в наречиях |
1 |
|
|
|
70 |
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных |
1 |
|
|
|
71 |
Мягкий знак после шипящих на конце наречий |
1 |
|
|
|
72 |
Повторение и обобщение по теме «Наречие» |
1 |
|
|
|
73 |
Тест по теме «Наречие» |
1 |
|
|
|
74 |
Контрольный диктант с гр. заданием |
1 |
|
|
|
75 |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
|
Учебно-научная речь.(2ч.) |
|
|
|
|
76 |
Отзыв |
1 |
|
|
|
77 |
Учебный доклад |
1 |
|
|
|
Категория состояния (4ч.) |
|
||||
78 |
Категория состояния как часть речи. Категория состояния и другие части речи |
1 |
|
|
|
79 |
Употребление слов категории состояния в художественной речи |
1 |
|
|
|
80 |
Морфологический разбор категории состояния |
1 |
|
|
|
81 |
Повторение по теме «Категория состояния» |
1 |
|
|
|
Служебные части речи. Предлог. (11ч.+1ч.) |
|
||||
82 |
Самостоятельные и служебные части речи |
1 |
|
|
|
83 |
Предлог как часть речи |
1 |
|
|
|
84 |
Сообщение о значении раздела лингвистики (по выбору) |
1 |
|
|
|
85 |
Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги |
1 |
|
|
|
86 |
Простые и составные предлоги |
1 |
|
|
|
87 |
Морфологич. разбор предлога |
1 |
|
|
|
88 |
Р.Р.Сочинение-репортаж по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа» |
1 |
|
|
|
89 |
Анализ сочинения. Слитное и раздельное написание производных предлогов |
1 |
|
|
|
90 |
Слитное и раздельное написание производных предлогов |
1 |
|
|
|
91 |
Обобщающе-повторительный урок по теме «Предлог» |
1 |
|
|
|
92 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предлог» |
1 |
|
|
|
93 |
Работа над ошибками в диктанте |
1 |
|
|
|
Союз (11ч.+2ч.) |
|
||||
94 |
Союз как часть речи. Простые и составные союзы |
1 |
|
|
|
95 |
Союзы сочинительные и подчинительные |
1 |
|
|
|
96 |
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении |
1 |
|
|
|
97 |
Сочинительные союзы |
1 |
|
|
|
98 |
Р.Р.Сочинение-размышление (упр.376). |
1 |
|
|
|
99 |
Подчинительные союзы |
1 |
|
|
|
100 |
Морфологический разбор союза |
1 |
|
|
|
101 |
Р.Р.Сочинение «Книга-наш друг и советчик». |
1 |
|
|
|
102 |
Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ |
1 |
|
|
|
103 |
Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ |
1 |
|
|
|
104 |
Повторение сведений о предлогах и союзах |
1 |
|
|
|
105 |
Контрольный диктант по теме «Союз» |
1 |
|
|
|
106 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
Частица (14ч.+2ч.) |
|
||||
107 |
Частица как часть речи. |
1 |
|
|
|
108 |
Разряды частиц. Формообразующие частицы |
1 |
|
|
|
109 |
Смыслоразличительные частицы. |
1 |
. |
|
|
110 |
Комплексный анализ текста. |
1 |
|
|
|
111 |
Раздельное и дефисное написание частиц |
1 |
|
|
|
112 |
Раздельное и дефисное написание частиц |
1 |
|
|
|
113 |
Р.Р.Передача на телевидении «Весна наступает» с использованием картины К.Ф. Юона «Конец зимы». |
1 |
|
|
|
114 |
Морфологический разбор частиц |
1 |
|
|
|
115 |
Отрицательные частицы НЕ и НИ |
1 |
|
|
|
116 |
Различение частицы не и приставки не- |
1 |
|
|
|
117 |
Различение частицы не и приставки не- |
1 |
|
|
|
118 |
Частица ни, приставка ни-, союз ни… ни |
1 |
|
|
|
119 |
Частица ни, приставка ни-, союз ни… ни |
1 |
|
|
|
120 |
Р.Р.Устное выступление «Берегите природу» |
1 |
|
|
|
121 |
Контрольный диктант по теме «Частица». |
1 |
|
|
|
122 |
Анализ контрольного диктанта. |
1 |
|
|
|
Междометие Звукоподражательные слова.(3ч.) |
|
||||
123 |
Междометие как часть речи |
1 |
|
|
|
124 |
Дефис в междометиях и знаки препинания при междометии. Междометия в художественной речи. |
1 |
|
|
|
125 |
Урок-игра по теме «Междометие» |
1 |
|
|
|
Повторениe и систематизация изученного в 5—7 классах (10ч.+2ч.) |
|
||||
126 |
Разделы науки о языке. Текст. Стили речи |
1 |
|
|
|
127 |
Р.Р. Выступление с докладом «Колокола моего храма» |
1 |
|
|
|
128 |
Фонетика. Графика |
1 |
|
|
|
129 |
Лексика и фразеология |
1 |
|
|
|
130 |
Морфемика. Словообразование |
1 |
|
|
|
131 |
Р.Р.Сочинение «День Победы» |
1 |
|
|
|
132 |
Морфология. Орфография. |
1 |
|
|
|
133 |
Синтаксис и пунктуация |
1 |
|
|
|
134 |
Итоговый контроль. Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» |
1 |
|
|
|
135 |
Анализ контрольной работы |
1 |
|
|
|
136 |
Подведение итогов года |
1 |
|
|
|
|
Итого 136 |
136 |
|
|
|
