ГБУСО ЯО « Рыбинский психоневрологический интернат»
«Формирование основ финансовой грамотности у лиц с ментальными нарушениями»
Автор:психолог
первойквалификационной категории:
ВарзановаИ. В.
2023год
Пояснительная записка
Люди с ограниченными возможностямиздоровья в силу своих индивидуальных особенностей и специфики повседневнойжизни зачастую не знают о доступных им финансовых услугах и продуктах, не умеютрационально распоряжаться своими доходами, вести личный и семейный бюджет,правильно оценивать возможные финансовые риски, в результате чего зачастуюстановятся потенциальными или реальными жертвами мошенников. На занятиях стакой аудиторией психологу необходимо передать слушателям теоретические знанияо финансовых инструментах и услугах, помочь освоить их на практике. Врезультате обучения слушатели должны не только научиться осознанно приниматьфинансовые , но и почувствовать себя увереннее, что позволит им успешнееинтегрироваться в общество.
Отличительной чертой работы с людьми с интеллектуальныминарушениями является тематическое наполнение занятий. При подготовке кзанятиям необходимо учитывать конкретные особенности аудитории, задействоватьактуальные и доступные для нее каналы передачи информации: вербальные,визуальные, аудиальные и кинестетические.
Цель:сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у обучающихся.
· Задачи: сформировать первичные экономическиепонятия;
· умение теоретическиезнания применить на практике.
Основные принципы работы:
§ Учетиндивидуальных особенностей и возможностей псу;
§ Уважениек личности обучающегося, к процессу и результатам его деятельности в сочетаниис разумной требовательностью;
§ Комплексныйподход при разработке занятий,
§ Вариативностьсодержания и форм проведения занятий;
§ Систематичностьи последовательность занятий;
§ Наглядность;
§ Учетособенностей и ценностей знаний, умений, личностная ориентированность процессаобучения;
§ Учетпотребностей и индивидуальных особенностей псу, опора на наглядные материалы,презентации, практические занятия, закрепление пройденного материала.
Ожидаемый результат
В конце реализации программыпланирую сформировать у псу следующиепонятия и представления:
ü Деньги любят счет (слушателидолжны уметь считать деньги, например,сдачу в магазине, деньги, которыеони могут потратить в магазине).Деньги не появляются сами собой,а зарабатываются.
üСначала зарабатываем – потом тратим:соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь,тем больше можешькупить.
ü Стоимость товара зависит от его качества,нужности и от того, насколькосложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда другихлюдей, поэтому он стоит денег; людикак бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
üФинансы нужно планировать (приучаемвести учет доходови расходов в краткосрочном периоде).
Данная программа« Формированиеоснов финансовой грамотности у лиц с ментальными нарушениями»
расчитана на обучающихся 18-55 лет.
Занятия проводятся 1- 2 раза в месяц по30-40 минут.
Методы:игровой практический, наглядный, словесный.
Формы проведения:
1. Фронтальное (подгрупповое)занятие.
2. Индивидуальная работа.
Для успешной реализации программынеобходимо выполнение ряда условий Психолого-педагогические и методическиетребования к реализации программы:
1.Преобладает игровой метод обучения.
2. Использованиеспециализированной литературы в обучении.
3. Постоянноеотслеживание результатов и подведение итоговобразовательной деятельности.
4. Созданиеситуации успеха.
Организация различных видовстимулирования.
Структура занятия:
1.Вводная часть: 4 мин. (сообщение темызанятия, проблемная ситуация.)
2. Основная часть: 22 мин. (дидактическаяигра, работа в тетради финансовой грамотности, беседа, чтение и анализ сказок,практические упражнения).
3. Заключительная часть: 4 мин.(подведениеитогов)
Тематическое планирование
№п/п |
Тема занятия |
Дата |
Содержание занятия |
Результат |
1 |
Диагностическое занятие |
Январь |
|
|
2 |
Что такое деньги? |
январь |
Беседа, рассказ, |
|
3 |
Деньги. Монета. Банкнота. |
февраль |
Беседа, д/и, изобразительная деятельность. |
|
4 |
Дом, где живут деньги. |
февраль |
Наглядность Представленная информация была полезной? ДА 61.29% НЕТ 38.71% Проголосовало: 1483 |
|
5 |
Жители кошелька. |
март |
Сюжетно – ролевая игра |
|
6 |
Как правильно тратить деньги? |
март |
Беседа, упражнения. |
|
7 |
Бюджет семьи. |
апрель |
Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, арифметических задач, д/и «Доход- расход». |
|
8 |
Как приходят деньги в семью или азбука доходов. |
апрель |
Психологическая разминка, моделирование, составление обобщающих рассказов, д/и «Семейный бюджет». |
|
9 |
Решаем практические задачи |
май |
Решаем практические задачи с помощью наглядных средств |
|
10 |
Карманные деньги |
июнь |
Беседа. |
|
11 |
Магазины бывают разные. |
июль |
Дидактическая игра |
|
12 |
Идем в магазин. |
август |
Практическое занятие |
|
13 |
Семейные доходы и расходы. |
сентябрь |
«Семейные расходы», составление |
|
14 |
Как накопить на «заветное желание». |
сентябрь |
Викторина, упражнения, проблемная ситуация, игра- размышление, игра- соревнование, |
|
15 |
Откуда берутся товары в магазине. |
октябрь |
беседа, анализ картинок. |
|
16 |
Считаем сдачу в магазине |
октябрь |
Практические упражнения |
|
17 |
Поход в магазин |
ноябрь |
Практическое занятие |
|
18 |
Диагностическое занятие |
декабрь |
|
|
Список литературы
1. Беседы об экономике: методическоепособие/авт.- сост. Т.А. Шорыгина.- М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
2. Введение в мир экономики, или мыиграем в экономику/авт.- сост. А.А. Смоленцева. – Спб., 2001.
3. Дидактические материалы кзанятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения;познавательные истории/ авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.
дидактические игры/авт.-сост. Л. Г.Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Школа юного экономиста.Разработки занятий для младших школьников/авт.-сост. М.М. Воронина.- Волгоград:Учитель, 2008.
6. Курак, Е.А. Экономическое воспитаниедошкольников.-М.,2002.
7. Маленькая энциклопедия длядошкольников: Деньги / авт.- сост. А.Д. Шатова. – М.: Ювента, 2003.
8. Протасова, Е.Ю. Что почем?Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002
