X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Социально-психологические проблемы адаптации

студентов 1 курса в звене среднегопрофессионального образования

 

Вопросы личностного развития студента иформирование его готовности к будущей профессиональной деятельности являютсяключевыми в теории и практике совершенствования работы средне-профессиональногоучебного заведения. Именно в процессе обучения проходит первичное «освоение» профессии,определяется жизненная и мировоззренческая позиция молодого человека, изучаетсяиндивидуальные способы деятельности, формы поведения и общения. При этом однойиз ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательногопроцесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерностине только личностного развития студента, но и его профессионального становлениякак специалиста.

         Поэтому,необходимым становится выявление взаимосвязи и взаимообусловленности двухпроцессов: развития личности студента и становления профессионала в процессеобучения в средне-профессиональном учебном заведении. Сегодня особые требованияпредъявляются к воспитательно-образовательному процессу в период адаптации, гдев начале возникает противоречие между проявляющимися у студентов первокурсниковновыми потребностями, необходимостью решать новые задачи и уровнем имеющихся уних возможностей, сложившимися у них ранее способами мышления, поведения,привычками. Становление современной молодежи пришлось на годы реформ, периодсоциально-экономической идеологической и культурной ломки, крушение надежд ижизненных планов. Изменившиеся идеалы и ценности, безработица и правовойбеспредел, резкое обнищание семей и платное образование – все это сильноповлияло на социализацию молодежи.

         Ковсем педагогическим трудностям, которые испытывают юноши и девушки во всеммире, в нашей стране добавляются и те, которые обусловлены сегодня непростойситуацией, на фоне которой происходит развитие наших дней.

         Втаких условиях сегодняшний мир остро нуждается в профессионально мобильныхлюдях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нестиответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективнонаходить, реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связис поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры,которая начинается со студенческой скамьи. И здесь важны два момента –правильность профессионального выбора, адекватность и полнота представлениястудента о выбранной профессии, так что бы уровень представления студента опрофессии непосредственно соотносился с уровнем  его отношения к учебе.Студенческая жизнь начинается с первого курса, и поэтому успешная, эффективная,оптимальная адаптация первокурсника к жизни и учебе является залогомдальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущегоспециалиста. Этим определяется и исследовательский и практический интерес кизучению разнообразных и противоречивых проблем первокурсников.

         Однимиз возможных путей исследования является решение задач эффективности и качестваучебного процесса в период адаптации студентов первокурсников. О том, чтовыпускники школ недостаточно подготовлены к правильному выбору учебногозаведения и будущей профессии говорит тот факт, что только 41,4% из нихпоступили в колледж с целью получить желаемую профессию, 56% студентов ведущиммотивом при выборе профессии отметили повышение общеобразовательного уровня.

         Всвязи с этим, мы говорим о трудностях которые возникают в период обучения вколледже, а значит проблемах адаптации.

         Адаптация– это совокупность психологических и физиологических реакций организма, лежащихв основе приспособления его к окружающим  условиям, направленных на сохранениеотносительного постоянства его внутренней среды. Адаптация трактуется нестолько как процесс приспособления, сколько процесс гармонизации привзаимодействии субъекта и среды, следовательно, адаптация – это процессвзаимодействия человека с окружающей средой, в результате которого у неговозникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющиеся в этой средеусловиям. Адаптация для студента – первокурсника является продуктивным выходомиз адаптивной ситуации, когда личность соотносит собственные возможности ивозникающие трудности.

         Определенывнешние внутренние факторы, способствующие успешной психолого-педагогическойадаптации студентов – первокурсников в образовательном процессе средне –профессионального учебного заведения. Внешние в себя приспособления личности кобъективным проблемным ситуациям, а внутренние, направлены на разрешенныевнутренних конфликтов, а также проблем личности. Эти факторы условно разделяютна три блока: социологический (возраст, социальное происхождение, типдоколледжного образования), педагогический (организация среды, материально –техническая база учреждения, уровень педагогического мастерствапреподавательского состава) и психологический блок, который содержитиндивидуально – психологические и социально- психологические факторы(интеллект, направленность, мотивация, личностный адаптационный потенциал).

         Готовностьстудентов – первокурсников к адаптации в образовательном процессе средне –профессионального учебного заведения определяется мотивами достижения ипознавательными мотивами, согласно социально – психологического, научно –педагогического и профессионального уровням. У студента может быть:

1.    Низкий уровень социализации, где студентне адекватно оценивает своё место и роль в коллективе, присутствует нервно-психическая неустойчивость, высокая конфликтность, низкая познавательнаяактивность. Характеризуется затруднением в установлении контактов сокружающими, низкими коммуникативными способностями, возможными проявлениямиагрессивности и нейтральным отношением к учебным дисциплинам;

2.    Высоким уровнем нервно – психическойустойчивости и поведенческой регуляции, адекватной самооценки и восприятиядействительности, хорошей работоспособностью и ориентацией в новой ситуации,устойчивыми познавательными мотивами.

Для того чтобы лучшепрошел адаптационный период студентов – первокурсников нужна скорректированнаямодель образовательного процесса средне – профессионального учебного заведения,направленная на успешную адаптацию студентов – первокурсников, в этой моделидолжна быть осуществлена реализация педагогических условий в период адаптациистудентов – первокурсников с учетом индивидуальных  способностей студентов,специфики учебного заведения и учебно-воспитательной деятельности средне –профессионального заведения. Вторая структурная модель должна обладатьвозможностью использования логически взаимосвязанных, последовательных этапов(мотивационного – адаптивного и рефлексивно – преобразующего) длясовершенствования учебно-воспитательного процесса средне – профессиональногоучебного заведения.

Поэтому в условиях ИФГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» четко планируется системамероприятий, которые способствуют успешной адаптации первокурсников:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

   — «День Знаний»;

    — Знакомство с правилами внутреннегораспорядка ИФ ГАПОУ  НСО «НМК», с правами и обязанностями студентов, проведениевводных инструктажей   (противопожарная безопасность, правила поведения в ЧС,ПДД, правила перехода  железнодорожных путей);

— создание актива групп и организация их работы;

—  знакомство с историей колледжа;

— формирование социального паспорта группнового набора;

     — проведение в группах нового наборатематического  классного  часа       «Сердце отдаю людям»   с целью ознакомления с будущей профессией;

    — участие в спортивных соревнованиях  внутри колледжа: турнир по шахматам ишашкам, соревнования по баскетболу, сдача норм ГТО;

   — проведение праздника  «Посвящение встуденты»;

   — мониторинг процесса адаптации студентов1 курса к новым условиям.

Поэтапная реализацияпедагогических условий эффективна для развития личностного и профессиональногопотенциала студентов.

Именно механизмадаптации, выработанный в результате  длительной эволюции, обеспечиваетвозможность существования организма.

Процесс адаптации будетреализовываться всякий раз, когда системе «организм-среда» возникает значимыеизменения, и обеспечивается формирование нового гомеостатического состояние,которое помогает достигать максимальной поведенческой реакции.

Таким образом, каждаяличность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться сзатруднениями, и приемы могут рассматриваться как формы адаптации. Организмприспосабливается к требованиям специфических ситуаций, адаптация относится к болеестабильным решением – хорошо организованным способам справляться с типическимипроблемами, к приемам, которые кристаллизируются путем последовательного рядаприспособлений.

Поскольку организм исреда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношенияменяются постоянно, и, следовательно, также постоянно должен осуществлятьсяпроцесс адаптации.

        


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет