Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 именигероя Советского Союза С. В. Суворова с.Тенгинка
МО Туапсинский район
Мирсвоими руками
Индивидуальныйпроект на тему «Творчество на Кубани»
Работу подготовила:
МаркарьянРоксана Самвеловна,13 лет,
учащийся6 «Б» класса МБОУ СОШ №18
им.С.В. Суворова с. Тенгинка
МОТуапсинский район
Руководитель:
НовоглядоваЛариса Викторовна
Педагог– библиотекарь
МБОУСОШ №18 им. С.В. Суворова
с.Тенгинка МО Туапсинский район
с.Тенгинка, 2022 год
Паспортпроекта
Название проекта |
Творчество на Кубани |
Автор |
Маркарьян Роксана Самвеловна, 02.09.2009 352844Туапсинский район с. Бжид, ул. Заречная 7 89184722835 novoglyadov@mail.ru
|
Руководитель |
Новоглядова Лариса Викторовна |
Цель |
Изучение народных промыслов и ремесел Кубани, на примере вышивки. |
Задачи |
1. Изучить, исторические материалы, литературу, собрать информацию о вышивки на Кубани. 2. Познакомиться с народными обычаями, традициями кубанского народа. 3. Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории народных промыслов и ремесел Кубани. 4. Познакомиться с вышивальщицами нашего сельского поселения.
|
Целевая аудитория |
1 – 11 класс |
Сроки и период реализации |
Декабрь 2021 –январь 2022 гг. |
СОДЕРЖАНИЕ
Списокиспользуемой литературы.. 9
Введение
Посмотрев на карту нашего края, мы видимсколько станиц, хуторов, городов и поселков, окружают столицу нашей малойРодины, город Краснодар. А чем знаменит любой населенный пункт?
– Конечно, жителями, которые тампроживают, они прославляют своим трудом свой край и свою родину.
Кубань является уникальным регионом. Начинаяс древней Руси, в течение нескольких столетий складывалась самобытная,разработанная народом, традиция выполнения предметов быта: вышивание и тканыерушники, скатерти, резная мебель и посуда, глиняная посуда, плетенные израстительных материалов корзинки, мебель, шкатулки и многое другое.
Помогая перебирать старыевещи у бабушки в гостях, я наткнулась на старинные вышивки. И у меня появилосьжелание узнать побольше об этом искусстве и попробовать научиться вышивать.
Цель: изучение народныхпромыслов и ремесел Кубани, на примере вышивки.
Задачи:
1. Изучить, исторические материалы, литературу, собратьинформацию о вышивки на Кубани.
2. Познакомиться с народными обычаями, традициями кубанскогонарода.
3. Привлечь внимание моих сверстников к изучению историинародных промыслов и ремесел Кубани.
4. Познакомиться с вышивальщицами нашего сельского поселения.
Методыисследования:
ü анализ литературы, и информации в интернете;
ü знакомство с вышивальщицами нашего сельского поселения;
ü обобщение полученных результатов;
ü оформления собранного материала в форме презентации ивыставки.
Основная часть
История кубанской вышивки
Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узорыне только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегамиот злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщиныдолжны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой.
Интерьер кубанскогожилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно былодве комнаты: великая и малая хата. В малой хате находилась печь, длинныедеревянные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель:шкаф для посуды («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д.Центральным местом в доме «красный угол» — «божница». «Божница» оформлялась вформе большого киота, состоящего из нескольких икон, украшенных рушниками, истола-угольника. Рушник для населения Кубани являлся не только утилитарнымизделием, но и выполнял эстетическую функцию. (Приложение 1)
Обычай украшать жилище вышитымирушниками принесли на Кубань украинцы. Длина рушника зависела от высоты хаты.Со временем эта традиция стала утрачиваться. Полотенца обрамляли висевшие настенах картины, фотографии, зеркала.
Для вытирания рук вповседневной жизни использовали полотенца утилитарного значения – «утирачи»,которые практически не украшали вышивкой либо украшали её небольшими элементами.
На рушниках вышивкойукрашали оба конца, к которым пришивали вязанное крючком кружево, причемобязательной принадлежностью такого рушника была мережка. (Приложение 2)
К свадьбе девушкаготовила приданое сама себе в виде тканых холстов, дерюжек, дорожек, скатертей,рубах для мужа, а также не менее 15 рушников.
На свадебных рушникахвышивали чаще всего розы, лилии, калину, рябину – растительный орнамент. Ещеиспользовали орнамент птиц, венков с монограммами. (Приложение 3)
Рушник использовалсяпочти во всех действиях свадебного обряда. Свадебные рушники бережно хранилисьи передавались из поколения в поколение.
Основными цветами вышивкибыли красный и чёрный. Обычно мотивы орнамента брали из природы, а также состарых вещей, которые вышивали ещё мамы и бабушки. Ширина рушника в среднембыла 36-40 см., в длину рушник мог достигать от 1,8 до 3,5 м.
Орнаменты Кубанскойвышивки: геометрический, растительный, животный, предметный, смешанный. Каждаялиния, каждый знак имели своё значение. Прямой линией обозначали поверхностьземли. Волнистой горизонтальной – воду. Волнистой вертикальной – дождь.Скрещивающимися линиями – огонь и молнию. Круг, квадрат, ромб – Солнце и Луну.Женская фигура символизировала образ матери-земли. Олень, конь приносилисчастье, веселье и благополучие. Птица — одиниз наиболее распространенных и любимых образов народного творчества. Узоры сптицами выполнялись различными видами вышивальной техники. Чаще всего образптицы трактован довольно реалистически и можно явственно определить породу:петухи, павлины, голуби. В народном представлении голубь – чистая, светлая,«Божья» птица.
Птицы – пожелания семейного счастья, любви. Изображениепетуха над крышей дома – это символ того, что хозяин живёт по солнцу, встаётвместе с солнцем и ложится с заходом солнца. Петух прогоняет нечисть своим криком.Это тоже солнечный знак – оберег, который часто любили вышивать на полотенцах. Голубь– символ мирной жизни и любви.
Цвет в орнаменте тоже символичен.В основном мастерицы использовали красный цвет – символ солнца, огня, крови.Огонь считался братом солнца. Цветкрасный – это любовь, красота, смелость, великодушие, победа. Черный – цветземли, пашни, ночи, покоя. Зелёный– использовался в вышивках в небольших количествах, он символизируетрастительный мир.
Жёлтый – цвет разлуки.
В разных ситуациях узоры былиразные. Традиция пришла на Кубань с Украины и обогатилась русской символикойузора. Кружева на рушниках – русская традиция.
С появлением вконце XIX векафабричных тканей возникла необходимость в обработке краёв рушника мережкой. Внастоящее время, не имея возможности для применения конопли, вышивальщицыиспользуют натуральный лён, нитки мулине и шерстяные. В работе можноиспользовать пяльцы или вышивать без них. Пяльцы появились позднее, а долгиестолетия мастерицы вышивали без них. Многие и сейчас владеют техникой вышивкибез пялец. (Приложение 4)
У нас в крае есть люди,которые посвятили мастерству вышивки. Мастер народной вышивки Вера ФедосеевнаМордина, Надежда Кирилловна Селезень, Валентина Григорьевна Власова, ПрасковьяИвановна Зеленская, Валентина Григорьевна Очковская и другие.
Не только отдельныемастерицы, но и целые станицы славились своими вышивками и бывало по рисункуможно было узнать, где изготавливали предметы быта.
Когда я началаисследовательскую работу то узнала, что в моем сельском поселении есть люди,которые занимаются вышивкой более 20 лет. Мой руководитель, Новоглядова Лариса Викторовнаувлекается вышивкой 15 лет. (Приложение 5) Её работы выставлялись в районе навыставке, посвященной народному творчеству.
Я познакомилась сомногими вышивальщицами нашего поселения, побывала у них в гостях и собственнымиглазами увидела их работы. Голубкина Надежда Ивановна вышивает более 40 лет,Авджи Вартануш Ильинична и Рогова Наталья Александровна более 25 лет,Текнеджиян Людмила Ивановна и Ханджян Нина Арутовна более 30 лет. Многие работыпосвящены природе. (Приложении 6.)
Ткачество на Кубани
На Кубани чаще всегорушники вышивали на выбеленном конопляном полотне. Конопляное полотноизготавливали из конопли. В старину казаки носили домотканые рубахи, такиерубахи невесты дарили им в день свадьбы. Рубаха на вид пепельного цвета, с вышитымна груди красным орнаментом. В музеях сохранились экспонаты домотканых рубах.(Приложение 7)
Из рассказов очевидцеможно узнать и представить, что означало слово «домотканая» в быту казаков. Едвасходил снег, устанавливалась хорошая погода, казаки спешили на посевную в поля.Вместе с сельскохозяйственными культурами они сеяли и прядиво. Прядиво в товремя называли коноплю. За ростом её следили, пропалывали рядки, постояннопрореживали, чтобы её бодылка была толщиной с большой палец.
После уборки зерновых иподсолнечника наступал черёд уборки конопли. Она к этому времени полностьювысыхала. Мужчины придавливали ствол к земле, он лопался у корня, затемаккуратно укладывали и отвозили его к реке. Там его погружали в воду –утапливали. Через неделю-другую листья оседали на дно, а как только волокнаначинали отделяться от набухшего ствола, бодылки вытаскивали на берег реки,ставили шалашиком для просушки, потом отвозили домой.
Во дворе укрепляли бревнопод наклоном, об него с силой били бодылки конопли, собирали нити в клубки. Изклубков на пряхе вытягивали нить, которая наматывалась на скалку и превращаласьв большой клубок. В комнату заносили ткацкий станок и начиналось великоеволшебство: нити на глазах превращались в полотно. Из этого полотна шили любуюодежду. Полотно предназначалось для скатертей, рушником и других изделий.Полотно отбеливали при помощи воды, глины и солнца, ещё отбеливали золой илизимой выносили на мороз.
В основе женского костюмабыла рубаха. Ее шили из домотканого полотна. Конечно манжеты, ворот, подолвсегда были украшены оригинальной вышивкой. Каждый цвет и рисунок имеет определённоезначение. Так наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косыекресты, восьмиугольные звезды, розетки. Наиболее давнее сочетание цветов белый и красный. Красныйцвет – символ плодородия, а белый — мира и чистоты. В те времена все красителиделали из природного материала, а нити для вышивок красили соком ягод.
Экологическоеобоснование
В современноминдустриальном мире огромное значение имеет влияние любого труда, хобби,предпринимательства на окружающую среду. Такие влиятельные международныеорганизации, как ООН, ПАСЕ, ЮНЕСКО, не первый год объявляют борьбу за экологиюодной из приоритетных задач.
К счастью, моё любимоевышивание, полностью соответствует всем критериям экологичности. Перечислимкомпоненты, необходимые для работы.
Использование ткани,ниток, иголок, ножниц, пялец и т.д., вредных воздействий на организм человека впроцессе выполнения работы не оказывает. Оно экологически чистое. Сырьем дляполучения хлопчатобумажной ткани, ниток, является растение хлопок,возделываемое человеком.
На основе вышеизложенного считаю, что изготовление и дальнейшее использование моего проектане влечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельностичеловека.
Заключение
Заканчивая проект, я подвожу итоги своей деятельности на данном этапе. Главное– это, конечно же, огромное эстетическое душевное удовольствие, которое яполучила, проходя все этапы проекта. Сопоставляя собранный материал, можно суверенности сказать, что население знает и понимает обычаи и традициикубанского народа. Дети овладевают народным искусством на уроках технологии,кружках, а это значит, что искусство вышивки не будут забывать, а будутвозрождать и сохранять для будущих поколений.
Я буду продолжать поискталантливых людей, с которыми я ещё не знакома. Свои материалы исследования япредоставила в нашу школьную библиотеку. В школьной библиотеке я совместно с педагогом-библиотекаремНовоглядовой Ларисой Викторовной организовали выставку работ вышивальщиц нашегопоселения «Мои года – мое богатство». (Приложение 8)
Я, со своей стороны, будупропагандировать искусство народной вышивки, обряды, традиции. После знакомствас вышивальщицами нашего поселения и с историей этого ремесла, у меня появилосьжелание попробовать себя в этом деле. Я начала с простых работ и надеюсь будупродолжать совершенствовать свои навыки. (Рисунок 1)
Рисунок 1 – За работой
Список используемой литературы
1. БодяевЮ. М. История Кубани. — Краснодар, 1997.
2. Вакуленко, Е. Г. Народная культура кубанскогоказачества: учеб. пособие / Е.Г. Вакуленко. – Краснодар: Традиция, 2009. – 112с.
3. Вакуленко, Е.Г. Народные мастера Кубани /Вакуленко, Е. Г. – Краснодар: Традиция, 2009. -144с.: ил.
4. Гангур, Н.А. Материальная культура Кубанскогоказачества: [в 2 т.] / Н.А. Гангур; ред. Б.А. Трехбратов, В.И. Лях. –Краснодар: Традиция Т.2. – 2009 – 272с.: ил.
5. Маслов, А. В. Кубань в старину / А.В. Маслов;науч. ред. Б.А. Трёхбратов. – Краснодар: Традиция, 2009. – 112с.: ил.
6. Очеркитрадиционной культуры казачеств России. /Под общей ред. Н.И. Бондаря. Т. 1. -Москва — Краснодар, 2002.
7. http://900igr.net/kartinka/bez_uroka/geroi-vov-kubantsy-188265/kazachij-byt-13.html
8. https://www.mirkrestikom.ru/articles/vishivanka-ot-starinnoi-odejdi-k-sovremennoi-mode
9. https://www.livemaster.ru/item/31933233-svadebnyj-salon-vyshityj-svadebnyj-rushnik-buket-schastya
10. https://fotoshkola.net/photos/1380736
11. https://exploreuk.uky.edu/fa/findingaid/?id=xt7sf7664q86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рисунок 2 – «Красный угол» в казачьей хате
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рисунок 3 – мережка для рушника
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
![]() |
Рисунок 4 – свадебный рушник
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
![]() |
Рисунок 5 – вышивальщица с пяльцами
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
![]() |
|||
![]() |
|||
Рисунок6, 7, 8 – Работы Новоглядовой Л.В.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
![]() |
Рисунок 9, 10– Работы Голубкиной Н.И.
![]() |
|||
![]() |
|||
Рисунок 11 – Работы Авджи В.И. Рисунок12 – Работы Роговой Н.А.
![]() |
|||
![]() |
|||
Рисунок13, 14 – Работа Ханджян Н.А.
![]() |
|||
![]() |
|||
Рисунок 15, 16 – Работы Текнеджян Л.И.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
![]() |
Рисунок 17 – домотканая рубаха
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Рисунок18 – Выставки
![]() |
Рисунок19 – Выставка в сельской библиотеке
с. Тенгинка
