Экологическийурок
«Разбереммусор – освободим город от отходов»
1. Форма – урок.
2. Тема: «Разберем мусор – освободим город от отходов»
3. Цель: развитьответственное отношение школьников к отходам и стимулировать их совершатьпрактические шаги по решению проблемы отходов в повседневной жизни.
4. Задачи:
· Донестидо учащихся актуальность проблемы отходов в Раменском, России и в мире,показать её масштаб.
· Разобрать,что такое «раздельный сбор» отходов и для чего это нужно делать.
· Раскрытьпонятие «вторичная переработка отходов» и рассказать о том, как это работает.
· Рассказатьо повседневных практиках, позволяющих каждому школьнику внести свой вклад врешение проблемы отходов.
· Вовлечьшкольников и их родителей в участие в экологических акциях.
5. Участники: учащиеся1-го класса (7-8 лет)
6. Техническоеоборудование: проектор и экран, компьютер, ноутбук (интерактивнаядоска для демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint), распечатанныйраздаточный материал, ножницы, нитки по числу учеников.
7. Ход урока
Учитель:Здравствуйте! Я рада всех приветствовать на нашем мероприятии, тема которогокасается всех жителей нашей планеты. Всех, потому что Земля — наш общий дом.
Всемы мечтаем – о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природыи о многом другом! Но вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего иобъединяет нас здесь. И это замечательно.
(Слайд1)
Номы странно неправильно живем на земле: охраняем ценное и драгоценное, абесценное не храним.
Бриллианты,алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, безлюдные местаприроды – нет.
Сегодняшнеенаселение Земли – общество суперпотребителей.
(Слайд2) Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правдабольшая его часть – 97% – идет в отходы. Мусор постепенно становитсямонстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди ещедолго обречены жить среди этих рукотворных памятниках своей беззаботности.
О чем же будет нашсегодняшний урок? (ответы детей)
Тема сегодняшнего уроказвучит так «Разберем мусор – освободим город от отходов» (Слайд3)
Учитель: Планета наша уже достаточно загрязнена и засорена, но мы ещене осознаем опасности жизни на огромной свалке. Поэтому уже сейчас нужнопоставить цель развить ответственное отношение к отходам. Проблема отходов –одна из наиболее актуальных экологических проблем, с которой столкнулосьчеловечество. Рост потребления, особенно в крупных городах, ведёт к увеличениюобъёмов образования бытовых отходов.
По даннымРоспотребназдора каждый россиянин производит по 400 кг мусора ежегодно. Давайтеразберемся, откуда берутся эти ужасные горы мусора? (Слайд 4)
-Что в вашем мусорномведре? Откуда берется его наполняемость?
(живое общение).
На доске появляютсяиконки мусора.
Вопрос“куда деть мусор?” становится все актуальней, и мы попробуем сегодняответить на него.
А давайте разберемся,как мусор путешествует?
Каким образом можноизбавится от этого мусора?
На доске появляютсяиконки:
Перерабатывается 3-5%. Какаято часть сжигается, большая часть мусора вывозится на мусорные полигоны или свалки.
Но вот Вами предложены много вариантовизбавления от мусора.
Но как понять, что куда отправить? (ответыдетей)
(подвести к выводу) Для этого собиратьмусор нужно раздельно!
А сейчас задания по группам.
Задание для первой группы
Распредели мусор по группам, раздельно.
Вывод: мусорможно разделить на следующие группы
Задание для второй группы:
На столе разложены иконкимусора и карточки со сроками разложения отходов.
Задача учащихся:расставить карточки в соответствии с видами отходов.
Периоды, которые должныбыть указаны на карточках: 2-5 недель, 2-10 лет; более 1000 лет, 500 лет, 100лет, 1 год, 110 лет.
Вывод:Отходов может быть меньше – если относиться разумнее к покупательскойспособности, их можно сортировать на подлежащие переработки и не подлежащие.
Задание для третье группы,в ходе которого сортируют мусор по основным способам обращения с отходами:захоронение, сжигание, переработка и т.д.
В ходе выполнениязадания выясняют их преимущества и недостатки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Светофор.
Заслушиваютсяответы детей – представителей каждой группы.
Учитель:Давайте вместе проанализируем собранную информацию.
Самыйпростой и дешёвый способ избавиться от мусора — это сложить его в кучугде-нибудь подальше и забыть. Но, к сожалению, мусор не даёт о себе забывать иещё долго продолжает наносить непоправимый вред окружающей среде. Небольшиекучи со временем разрастаются, превращаются в горы и требуют всё больше ибольше территорий, которые навсегда становятся испорченными. На свалке частопроисходят самовозгорания, и ядовитый дым загрязняет воздух, переносясь ветромна большие расстояния. Дождевая вода просачивается через свалку, собирая подороге опасные вещества, и попадает вместе с ними в почву и грунтовые воды,отравляя их. Кроме того, свалка — это отличное место для размножения крыс,которые распространяют вредные для человека инфекции. И, конечно, выглядят такие«горы» не очень красиво, а спрятать их невозможно.
Мнекажется, что минусов очень много и это не лучший способ обращения с отходами.Однако, в нашей стране на сегодняшний день на свалки отправляется 90—95%мусора. Как же ещё можно с ним поступить?
Ачто если взять и сжечь все ненужные вещи?
Такойспособ может показаться очень привлекательным — мусор можно заставить простоисчезнуть. Так ли это? Вовсе нет. Объём мусора действительно уменьшается, но недо нуля. Вместо кучи мусора образуется высокотоксичная зола, объём которой неменьше четверти объёма сожжённого мусора. А золу придётся везти на свалку. Присжигании мусора можно получать тепло и электроэнергию. Это так, но если сжигатьвсё подряд, то много энергии получить сложно — например, стекло, металл,пищевые отходы горят не очень хорошо. А если что-то горит не очень хорошо, тона поддержание процесса горения энергию придётся наоборот тратить. Не так давновыяснилось, что при сжигании мусора образуются яды — диоксины, которые имеютсвойство накапливаться в воде, почве, в телах животных и человека. Они вызываютсерьёзные заболевания и от них почти невозможно избавиться. Установка иобслуживание на мусоросжигательных заводах фильтров, улавливающих диоксины идругие вредные вещества, которые выбрасываются при сжигании смешанных отходов,стоит очень дорого. И ещё все те материалы, для которых было добыто очень многоприродных ресурсов, уже никогда нельзя будет восстановить и использовать.Хорошо, что в нашей стране сжигается совсем немного отходов — меньше одногопроцента.
Туттоже очень много минусов. Пока этот способ тоже трудно назвать лучшим
Теперьвся надежда на третий способ — переработку. Что тут у нас?
Материалывозвращаются в хозяйственный оборот, на производство новых вещей затрачиваетсяменьше энергии и меньше воды, при производстве новых вещей вода меньшезагрязняется, меньше отходов вывозится на свалку, сохраняются природные ресурсыдля потомков. Что, неужели сплошные плюсы? Почему же тогда в Россииперерабатывается только 5—7% отходов? А, вот ещё один пункт забыли — необходимоизменить привычки и научиться сортировать отходы.
Тоесть, изменить привычку, значит перестать смешивать и начать разделять отходыпо материалам? Правильно? Получается, что мусор, от которого мы хотимизбавиться, и который вредит планете, можно сделать не врагом, а союзником!Нужно просто правильно с ним обращаться — сортировать и перерабатывать, то естьпревращать ненужные вещи в новые и полезные.
Мастер –Класс. Сделать бабочкуиз фантиков.
Учитель:Спасибо вам, ребята! Вы отлично поработали. Каждый из нас может что-то сделать,чтобы помочь нашему городу, стране и планете в целом.
Не обязательно делатьвсё и сразу, можно начать с малого. Даже самое маленькое действие каждогожителя планеты очень важно. Тогда мы сможем сохранить здоровье людей и нашупланету.
8. Предполагаемыйрезультат.
Предметные:Знать — понятия «раздельный сбор мусора», «сроки хранения мусора», «переработкамусора», их влияние на экологию города.
Уметь- определять понятие «виды мусора»; характеризовать способы переработки мусора,их влияние на окружающий мир.
Личностные:
учащиесядолжны уметь:
• высказыватьсуждения, осуществлять поиск и отбор информации;
• анализироватьсвязи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос;
Метапредметные:
учащиесядолжны уметь:
• систематизировать,выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи
ставитьучебную задачу под руководством учителя;
• планироватьсвою деятельность под руководством учителя;
• работатьв группе в соответствии с поставленной задачей и планом;
• умениеслушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
• оцениватьработу одноклассников.