X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение            средняяобщеобразовательная школа №11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Психологическоесопровождение детей мигранта

в периодсоциокультурной адаптации», программа «Новая жизнь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психологМКОУ СОШ №11

БугаенкоЛариса Александровна

 

 

 

 

2017г.

1.    Аннотация

Усиливающая миграция привела к появлениюбольшого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающихогромные материальные, социальные и образовательные трудности в адаптации киной среде и культуре. Необходимость включить мигрантов в российское обществоставит особую задачу перед школой, адаптация детей мигрантов к социокультурнымусловиям. Актуальной на сегодняшний день становится задача создания условий, вкоторых мигранты могли бы благоустроиться и получить образование. Передпсихологами социальные изменения ставят многие цели, главными из которыхявляются изучение и обоснование программ психологического сопровожденияприбывающих мигрантов, поиск механизмов формирования позитивной этническойидентичности. Данная программа рассчитана для работы с детьми мигрантами до 12лет в образовательных учреждениях.

 

2.    Введение

Миграцияв относительно небольшие временные промежутки меняет историческийсоциальный и этнокультурный облик государств, обостряет этнокультурныепротиворечия между различными группами населения, вызывает социальныенапряжения. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездомв другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык,приводит к дезориентации как взрослого, так и ребенка из семьимигрантов. В этнически новом жизненном пространстве дети сталкиваются состереотипами, обычаями, особенностями поведения и языком, отличными отпривычных, т. е. попадают в ситуацию так называемого «культурногошока». Особенно это заметно в период адаптации детей мигрантовк условиям общеобразовательной школы. Эти дети имеют неравные возможностии условия социализации и получения социального опыта, формированияразвитой и ответственной личности, чаще остальных имеют проблемыс социальной адаптацией и интеграцией в общество. Актуальностьпроблемы обусловлена также и тем, что до настоящего времени недостаточноизучены учебно-образовательные аспекты адаптации мигрантов, в том числе,интеграция детей-мигрантов в российскую систему образования на всех егоступенях. Эффективное решение задач психологического сопровождениядетей-мигрантов требует особого подхода к организации взаимодействияучастников образовательного процесса, разработки программы комплекснойпсихолого-педагогической поддержки детей-мигрантов, направленной на повышениесоциальной зрелости в поликультурной среде. Важная роль в решенииданной проблемы принадлежит психологу и педагогам. Процесспсихологического сопровождения представляет собой не только непосредственноеучастие в образовательном процессе. При возникновении у ребенкапсихологических, учебных, социальных трудностей, наличие рядом с нимсоответствующего специалиста службы психологического сопровождения поможет решитьвозникшую проблему. Специалист службы сопровождения координирует деятельностьребенка, педагогов и родителей в решении проблем ребенка.Деятельность службы психологического сопровождения направлена на созданиекомплекса условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребенкаи адаптацию к быстроменяющимся социальным условиям. Принципамипсихологического сопровождения является положение гуманистической психологиио сопровождении процесса развития ребенка, направлении его развития,а не навязывании ему цели и пути, правильного с точки зренияпедагога. Служба сопровождения объединяет работу всех участниковобразовательного процесса, обеспечивая необходимую вовлеченность ихв решение определенных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.    Социально-педагогическое и психологическое  сопровождение

Цель адаптации исоциализации детей-мигрантов к образовательной среде школы следующая:интегрировать учащихся-мигрантов в российскую образовательную среду. То есть,дать возможность ученику осознать, что образовательная среда школы ученикуфункционально знакома, и он может действовать в ней самостоятельно, решаявстающие перед ним как образовательные, так и социальные задачи.

Социально-педагогическоесопровождение и поддержка детей-мигрантов — это педагогический процесс,организующий социокультурную деятельность субъектов взаимодействия, учитывающийиндивидуально-личностные особенности детей — мигрантов, опыт прошлогопроживания, поведенческие стратегии детей-мигрантов при вхождении в новую средуи обеспечивающий взаимодействие различных культур, носителями, которых являютсядети-мигранты через включение их в социокультурные мероприятия.

Ученик жепроходит следующие фазы развития:

Фаза объектная. Ребенок-мигрантнаходится в новой ситуации социального развития, которая характеризуется новойсистемой установок, предъявляемым, прежде всего окружающим обществом иучителем. При этом, возникает противоречие: с одной стороны, дети уже россиянепо своему статусу, с другой стороны, им трудно адаптироваться исоциализироваться в новых условиях образовательной среды, так как онинаходились в совершенно иных условиях воспитания и развития. И здесь возникаютопределенные трудности: высокие требования учебного процесса, недостаточнаяподготовка к самостоятельной работе, большая дистанция (и педагогическая, ичеловеческая) между учителем и учеником. Поэтому ученик-мигрант чувствует себяобъектом образовательной среды. Для преодоления трудностей необходимы личные беседыс учителем, работа в группе с другими учениками, ознакомление класса с обычаямии традициями ребенка-мигранта.

Фаза субъектно-функциональная. Чтобыпочувствовать себя участником классного коллектива, обрести возможностьсвободной самореализации, ребенку-мигранту необходимо овладеть функциями своейсоциальной роли: учебно-познавательной, участника коллективных отношений,субъекта образовательного процесса. Учителю необходимо создать установку навыполнение системы функций. А учащемуся-мигранту необходимо осваивать все этифункции. Ребенок становится объектом освоения новых функций и субъектом поотношению к ним. Вместе с тем возникает противоречие между восприятиемпредъявляемых требований и необходимостью действовать самостоятельно. В целомученику необходимо больше проявлять себя с определенной личностной позиции.Продолжая оставаться объектом обучения и воспитания, ребенок-мигрант должензанять позицию активного субъекта учебно-воспитательного процесса.

Фаза субъектная. На этом этапеучебно-воспитательной работы учителю важно развивать установку насамоформирование субъектной позиции. Субъектная позиция и ее реализациязаключается в том, что учащийся-мигрант должен осознавать и реализовывать цели,задачи образовательного процесса школы, овладеть самостоятельной деятельностью(в рамках наработанных алгоритмов или обретенного в работе опыта), а такжеовладеть функциями своей социальной роли. И важная роль здесь отводитсямикроклимату классного коллектива.

Фаза преобразования. На этом этапе ворганизации учебно-воспитательной работы, учитель организует перенос усвоенногоранее учебного материала в иные, зачастую практико-ориентированные ситуации.

Иучитель, и ученик, пройдя этапы и фазы развития, находится в образовательнойсреде. И здесь необходимо сказать о средовом подходе, так как среда накладываетсущественный отпечаток на поведение и развитие любого человека, в том числе ина детей-мигрантов. Под образовательной средой понимается ближайшее окружениечеловека, во взаимодействии с которым он формирует, развивает и проявляет своипознавательные, коммуникативные, социально направленные качества. Такимобразом, образовательная среда – это совокупность условий, организуемыхадминистрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самихучащихся и их родителей с целью создания оптимальных условий для всестороннегоразвития личности учащихся и педагогов.

Развивающаяобразовательная среда – такое состояние (субстанция) среды образовательной,взаимосвязь компонентов которой позволяют человеку динамично проходить фазыразвития: объектную, субъектно-функциональную, субъектную, преобразования, темсамым переходя из од-ного качественного состояния развития в другое.

 Психолого-педагогическоесопровождение адаптации детей-мигрантов опирается на такие принципы, как:

— признание и уважениеобщечеловеческих ценностей;

— развитиенационально-культурной идентичности;

— обеспечение в учебномпроцессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки вполикультурной социально-образовательной среде;

— поддержка индивидуальностидетей-мигрантов в условиях ненасильственного гуманистического развития;

— личностно-ориентированныйподход.

Определяядеятельность психолога и психологических мероприятий, повышающих возможностиадаптации детей и подростков, приоритетными считаются следующие направления:

психологическоеконсультирование родителей, способствующее установлению более доверительных иоткрытых отношений между членами семьи, что ведет, в том числе и к ослаблениютревоги и напряженности, связанных с интеграцией детей в российское сообщество,способствует осмыслению родителями собственных противоречивых требований кдетям и др.;

консультативнаяи психотерапевтическая работа с детьми, направленная на разрешениевнутриличностных и межличностных конфликтов, которая должна приводить кослаблению или устранению психических и психосоматических симптомов, гармонизациидушевной жизни, повышению способности к эффективной коммуникации и ккультурному научению;

·             психологическая диагностика. Трудности в обучении:диагностика уровня школьной мотивации (Методики Лускановой, Шумаковой,Резченко), диагностика уровня развития интеллектуальной сферы (Методики FPI,),диагностика уровня учебной тревожности (Методика Прихожан), диагностикасоциальной адаптации (Методика CHSP), диагностика уровняшкольной готовности (Методика Хохловой).

-Трудности в коммуникативнойсфере: диагностика типа темперамента (Методика Айзенка), диагностика стиляобщения (Методика Лири), диагностика уровня развития коммуникативных навыков(Методика Бойко),

-Диагностика преобладающегопсихо-эмоционального фактора (Методика Вьера), диагностика развития социальныхкомпетенций (Методика Шахова); диагностика состояния агрессии (Методика Басса –Дарки, методика «Прогноз»); «Тест на заниженную самооценку»; тест «Нахождениеколичественного выражения уровня самооценки» по С.А. Будасси; Методика Ч.Д.Спилберга, Ю.Л. Ханина «Шкала самооценки»; «Тест Кететтелла»; Методикадиагностики уровня школьной тревожности Филлипса; « Методика изучения свойствнервной системы учащихся»  —  Сонин В.А.; Опросникисследования тревожности у старших подростков и юношей (Ч.Д. Спилбергер,адаптация А.Д.Андреева) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред.и сост. И.Б. Дерманова.; Методика Рене Жиля; Диагностика коммуникативнойтолерантности В.В. Бойко; Адаптацияличности к новой социокультурной среде (тест Л.В.Янковского);   Диагностикасоциально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд); Диагностикатревожности и депрессии (ТИД);  Диагностика самоактуализации личности(А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина)

Коррекционно-развивающая работа психолога обеспечиваетсвоевременную специализированную помощь в освоении содержания образования икоррекцию психоэмоционального состояния детей — мигрантов в условияхобщеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебныхдействий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных,коммуникативных).Обучающиетренинги для детей и подростков (в том числе имеющие интернациональный состав),а так же массовые мероприятия социально-психологической направленности (например,интерактивные игры), которые ставят перед собой такие задачи, как осмыслениедетьми своей личной и семейной истории, знакомство с атрибуциями и социальнымиритуалами, принятыми в новой культуре.

ПрограммаНовая жизнь

Предназначение программы

Программа предназначена  в первую очередьдля оказания психологической помощи детям беженцев и вынужденных переселенцев.Программа рассчитана на возраст до 12 лет.

Обоснование программы.

Дети, прошедшие ситуацию вынужденноймиграции, требуют особого внимания со стороны психологов. Экстремальныепереживания  не просто изменяют личность — они накладывают неизгладимыйотпечаток на развитие ребенка, зачастую в корне меняя его направление.

В связи с этим, мною разработана программа авторская(составительская) психологического сопровождения детей до 12 лет с учетомпсихологических особенностей детей-мигрантов.

Цель программы:  создание условий,содействующих социальной адаптации детей-мигрантов к московской системеобразования и в целом к жизни в большом городе, их мягкой интеграции вгородское сообщество.         Задачи:

1.    Овладениемигрантами, обучающимися в школе, русским языком.

2.    Освоениедетьми-мигрантами образовательных программ.

3.    Формированиекультурной компетентности обучающихся.

4.    Воспитаниекоммуникативной культуры детей-мигрантов, умения общаться с представителямиразных культур.

5.    Воспитаниетолерантного сознания учащихся школы.

6.Активноевключение родителей детей мигрантов  в процесс адаптации.

 

 

Ожидаемыерезультаты

Результаты работыпо программе должны показать: что учащиеся, которые учились по даннойпрограмме, демонстрируют меньше отклонений в поведении, и обучении. Педагоги иродители в большей степени удовлетворены отношениями с детьми и ихсверстниками, а приобретенные навыки позволяют эффективно общаться исправляться с возникающими проблемами.

Оцениваниерезультатов работы: метод анкетирования, опроса и наблюдения.

 

Условия реализации программы

Цельюсистемы работы педагогического коллектива с учащимися многонациональногоколлектива в рамках общеобразовательной школы является конкретная помощь им вадаптации к новым условиям, но в целом – формирование толерантности к обществу,в котором проходит социализация ребенка.

Работапедагогов с учащимися многонационального коллектива в общеобразовательной школекак система взаимодействия развития личности в культурно-исторических условияхобщества предполагает определенный характер таких контактов. В связи свышесказанным актуальным является разработка следующих систем занятий сучастниками образовательного процесса:

Итогиотслеживаются в ходе индивидуальных бесед с детьми мигрантами и консультациямис педагогами и родителями.

Для детеймигрантов важнейшей является проблема социально-психологической адаптации кновой ситуации обучения в новой языковой и культурной среде, так как, попадая вшкольный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов,касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и строить свои отношения сучителями, общаться со сверстниками, относиться к тем или иным требованиям инормам.

 

Содержание и структура программы

Предлагаемаяпрограмма направлена на адаптацию детей-мигрантов развитие коммуникативнойкультуры подростков. Темы занятий отражают личные проблемы детей данноговозраста, поэтому они могут использоваться для всех школьников в качествепрофилактики неблагоприятных процессов. На занятиях подростки получают знания отом, как общаться с представителями другой национальности, упражняются вприменении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективногообщения.

Данныйкурс помогает приобрести знания об образе жизни обычаях нравах в системеэтнокультурных свойств того или иного народа, наладить адекватные межличностныевзаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим ичувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение.

Впроцессе проведения занятий ведущий следит за отношениями участников, стараетсяпредупреждать ситуации, ведущие к возникновению конфликтов, фор­мируетдружеские взаимоотношения среди детей.

Методы и формы работы: беседа;ролевая игра; упражнения по межличностной коммуникации; дыхательные идвигательные упражнения; методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).

 

Структура занятия:

Занятие проводится в форме групповойтренинговой работы

Каждое занятие строится следующим образом:

1. Разминка– 5 мин.

2. Когнитивный блок – 5-10 мин.

3. Основное содержание занятия – 20-30мин.

4. Рефлексия и релаксация (принеобходимости)  – 5-10 мин.

Пояснения к проведению:

Перед началомпрограммы проводится вводное занятие. Оно в основном посвящено знакомству ирассказу о том, чем детям предстоит заниматься в рамках данной программы.Обязательно следует прояснить детям название психология  — с чемоно связано и зачем это нужно. Один из вариантов такого рассказа в виде тезисовприведен в приложении.

В начале каждогозанятия следует проводить разминку. При этом, в тексте программы разминки восновном не отмечены. Это сделано по причине того, что содержание разминоккрайне ситуативно и зависит от следующих факторов:

— уровень разогрева группы;

— длительность перерывов между занятиями;

— реакция детей на предъявляемую тему;

— объем времени, необходимый на освоениеосновной темы;

За разминкой следует когнитивный блок. Егосодержание также вариативно. Когнитивные задания поделены по тематическимгруппам следующего содержания.

1.                Внимание.

2.                Память.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

3.                Мышление(логическое, наглядно-образное).

4.                Речь.

5.                Моторика(мелкая и крупная).

6.                Восприятие(в первую очередь зрительное).

7.                 Прочиеразвивающие игры (произвольность,            осведомленность и пр.)

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

Тема занятий

Упражнения

1

Разрешите представиться

«Веселое приветствие»

«Колокол»

«Интервью»

2

Индивидуальность, или чем я отличаюсь от других

Анкета «Я- кто»

«Найди себя»

 

3

Дружба

«Снежный ком»

«Клубочек»

«Давайте жить дружно»

4

Как договориться

«Расшифруй слово»

«Подойди ближе» «Волк и семеро козлят»

 

5

Комплимент — дело серьезное

«Мешочек « Кричалки — визжалки »

«Король комплимента»

 

6

Моя новая школа

«Составление рассказа» «Пиктограммы»

 

7

Первые школьные трудности

Сказка «Репка»

«История по кругу»

8

 Школа «Наоборот»

«Путешествие по плану»

«Узнай предмет»

9

Учится или не учится

«Кулак-кольцо»

«Таблицы Шульца»

10

Не такой как все

«Марш в угол»

«Белая ворона»

11

Эмоции

«Цвет моего настроения»

«Притча о змее»

«Морское царство»

12

Радужный мир

«Дорисуй портрет» «Сказка о Туче»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.    Заключение.

       Таким образом, миграция и пребывание в иной социокультурной среде оказываетсистемное воздействие на личность ребенка и ставит его перед необходимостьюадаптации к новым жизненным условиям. Эффективным инструментом содействияадаптации детей и подростков из семей мигрантов является специальноорганизованная образовательная среда, позволяющая смягчить возникающиесложности социокультурной адаптации и способствовать интеграции детей из семеймигрантов в принимающее сообщество. Успешной социокультурной адаптации детей иподростков из семей мигрантов эффективно содействует разработанная   психолого-педагогическая программа. Эффективность  программы определяетсясочетанием специальных технологий, направленных на работу не только с детьми иподростками из семей мигрантов, но и с другими детьми, обучающимися вобразовательном учреждении, а также с педагогическими коллективами.Психолого-педагогические тренинги нацелены на формирование позитивнойидентичности и толерантности, с учетом культурных, возрастных и индивидуальныхособенностей ребенка, а также специфических особенностей и проблем мигрантовкак социальной группы.

 

 

 


5.    Литература

 

1                  Белинская Е. П.,Стефаненко Т. Г. Этническаясоциализация подростка. М.; Воронеж, 2000.

2                  Грушевицкая Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основымежкультурной коммуникации. М., 2002.

3                  Корнеева Е. Н. Нестандартныедети. Ярославль, 2007.

4                  Корнеева Е. Н. Образовательноевзаимодействие и его интегративная регуляция. //Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Ярославль, 2005.

5                  Роль высшего образования в развитиимежэтнической толерантности. Сборник научных трудов. Ярославль, 2002.

6                  ИльяеваИ.А., Кожемякин Е.А. Межкультурные коммуникации в современном мире. Учебноепособие по спецкурсу. – Белгород: изд-во БелГТАСМ, 2001. – 159с.

7                   КожемякинЕ.А. Межкультурные коммуникации: от теории к практике. Монография. – Белгород:изд-во БелГУ, 2003. – 119с.

8                  АлександроваД. А. и др. Дети и родители – мигранты во взаимодействии с Российской школой //Вопросы образования. журн. 2012, № 1. С. 176-187.

9                  ШапошниковаТ. Д. К проблеме адаптации детей из семей мигрантов в современномсоциокультурном пространстве // Начальная школа. Журн. 2012 №5 С 87-92.

10             ДьякинЕ. Н. и др. Обучение детей-мигрантов: проблемы и решения // Коррекционнаяпедагогика Журн. 2012 С 35-38.

11             ЮдинаН. Воспитание коммуникативной культуры у учащихся 5-6 классов // Школьныйпсихолог Журн. 2007 №12 С 18-32.

12             Технологиипсихологического сопровождения интеграции мигрантов в образовательной среде: учебно-методическоепособие для педагогов-психологов. / под ред. О.Е.Хухлаев, М. Ю. Чибисова. – М.:МГППУ, 2013.

13             ХухлаеваО.В., Чибисова М.Ю. Работа психолога в многонациональной школе /О.В. Хухлаева.—М.: Форум, 2011.

14             Чернов.Д.Н. Социальнокультурные условия становления речеязыковой компетенции у детеймигрантов младшего школьного возраста // Д.Н. Чернов – «Логопед» 2011 №8. с.12-27.

15             Программапсихологической помощи подросткам «поверь в себя» (Зарипова Ю).

 

 

 

 

 

6.    Оглавление

 

Аннотация ……………………………………………………………………………………………2

Введение……………………………………………………………………………………………….2                       

Основная часть …………………………………………………………………………………….4

Заключение ………………………………………………………………………………………..10

Список литературы …………………………………………………………………………….11

Оглавление………………………………………………………………………………………….12       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет