УПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК
Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Берсеневскаяобщеобразовательная школа-интернат
длядетей с ограниченными возможностями здоровья»
141532, Московскаяобласть, тел./факс8-496-266-30-00
г.о.Солнечногорск, д. Берсеневка e-mail: internat.cor@inbox.ru
ранее не получавших образование».
Докладчик:учитель
АлфимоваТатьяна Валерьевна
30.11.2022г
Слайд1
Добрый день, уважаемыеколлеги! Рада вас приветствовать.
Я, Алфимова Татьяна Валерьевна, учитель Берсеневскойшколы-интернат, работаю при Солнечногорском психоневрологическом интернате,находящемся в д.Шахматово. Это один из первых проектов в нашем образовательномучреждении.
Я представляю вашему вниманию тему: «Организация обучения,коррекция нарушений развития и социальная адаптация обучающихся с выраженныминарушениями интеллекта, ранее не получавших образование».
(это людистарше 18 лет)
Слайд 2
Среди взрослых людей с выраженными нарушениями интеллекта вумеренной степени, проживающих в психоневрологических интернатах есть те,которые по разным причинам раньше не получали общего образования. Вместе с тем,они, как и все граждане Российской Федерации имеют право на образование.Обучение позволяет им приобрести жизненные компетенции необходимые длясоциализации и включения в жизнь общества.
В целях реализации права на образование, ранее не получавших еговзрослых людей, учета особых образовательных потребностей таких обучающихся,разработана примерная адаптированная основная общеобразовательная программаобразования обучающихся с нарушениями интеллекта, ранее не получавшихобразование (прАООП).
Целью такого образования обучающихся является развитии личности,формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным исоциокультурным ценностям, формирование необходимых для социализации исамореализации жизненных компетенций, практических представлений, умений инавыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможнойсамостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Слайд 4
Взрослым людям с нарушениями интеллекта трудно из своеговнутреннего мира дать конструктивное направление своейдеятельности, мыслям и чувствам в силу особенностей интеллекта ипсихологической дисгармоничности личности. Кроме того, их состояниеусугубляется разнообразными нарушениями эмоционально-волевой сферы, системнымидвигательными и сенсорными нарушениями, врожденными и приобретеннымисоматоневрологическими заболеваниями. Все находящиеся там проживающие имеютпсихиатрический диагноз. В то же время, они стремятся к самореализации и частополны сил и желания включиться в социальную жизнь на доступном для них уровне.
То есть, специфика обучения взрослых людей с интеллектуальныминарушениями заключается в необходимости учета уровня познавательного развития,возрастных и индивидуальных характеристик, для обеспечения возможностей ихвсестороннего развития.
Это ставит перед педагогом довольно сложные задачи и требуетпонимания возможного уровня познавательных достижений, чтобы с учетомвозрастных и индивидуальных особенностей определить методы, приемы,адаптировать содержание обучения.
Специальные условия для образования таких обучающихся зависят отих особенностей психофизического развития и особых образовательныхпотребностей, которые определяют варианты дифференцированного и индивидуальногоподходов к обучению. Существуют различные варианты дифференцированного подхода (поособенностям усвоения учебного материала, по оценке уровня практических и общеинтеллектуальных умений на конкретных дисциплинах и пр.)
Процесс обучения в рамках учебных предметов организуется в формеурока. В соответствии с расписанием учитель проводит урок для всех обучающихся,для группы обучающихся, а также урок в форме индивидуальной работы собучающимся. Продолжительность урока – 40 минут. Наполняемость классов, вкоторых обучаются взрослые на основе СИПР не должна превышать 8 человек.
Всего обучаются в данном учреждении 23 человека.
Обучающиеся до 25 лет – 2 чел.;
От 25 до 35 лет – 10 чел.;
От 35 до 45 лет – 8 чел.;
От 45 лет- 3 человека.
Срок освоения АООП обучающимися составляет 1 год, 9 месяцев.Продолжительность учебной недели в течение всего периода обучения – 5 дней.Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года составляет 34недели.
Слайд 7
Для реализации образования составляется специальная индивидуальнаяпрограмма развития. СИПР составлена с учётом АООП образования обучающихся синтеллектуальными нарушениями в соответствии с требованиями ФГОС.
Общее содержание образования взрослых обучающихся включает в программупять учебных предметов:
1) речь и альтернативная коммуникация (4 часа в неделю)
2) математические представления (3 часа в неделю)
3) окружающий социальный мир (3 часа в неделю)
4) окружающий природный мир (2 часа в неделю)
5) домоводство (3 часа в неделю)
Слайд 8
Предмет «Развитие речи и альтернативная коммуникация».
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальнойжизни человека. Специфические нарушения развития значительно препятствуют иограничивают полноценное общение человека с окружающими. В связи с этим, обучение речи и коммуникации должно включатьцеленаправленную педагогическую работу по формированию у человека потребности вобщении и умения пользоваться различными средствами коммуникации.
Содержание предмета «Развитиеречи и альтернативная коммуникация»представлено следующими разделами: «Развитие устной речи и общения», «Развитиеречи средствами альтернативной и дополнительной коммуникации», «Формированиенавыков чтения и письма».
Раздел «Развитие устной речи и общения» ставит своей целью –развитие коммуникативных и речевых навыков с использованием в качествеосновного средства коммуникации устной речи, развитие умений пользоваться речьюдля решения жизненных задач в процессе общения и социального взаимодействия.
Раздел «Чтение и письмо» дифференцировано включает в себяпредпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма(чтение слога, слова, предложения; чтение коротких сообщений. Написание буквы,слога, слова, предложения; печатание слова под диктовку; написание короткихсообщений (письмо рукой, печатание на клавиатуре и др.)
Слайд 9
Предмет «Математические представления».
Сформированность математических представлений имеет большоезначение для повседневной жизни человека, поэтому формированию математическихпредставлений уделяется большая роль в обучении лиц с ментальныминарушениями. Кроме того, обучение математическим представлениям решаеткоррекционно-развивающие задачи: способствует развитию мышления, памяти,внимания, пониманию и использованию речи, расширению словарного запаса.
Содержание предмета «Математические представления» включает семь разделов:
«Элементарные математические представления о цвете, форме, величине»— представление и определение цвета, величины, формы предметов окружающегомира
«Формирование количественных представлений» — сравниватьгруппы предметов, изменение количества предметов внутри групп в зависимости отпрактической задачи. Использовать прием сравнения для определения соответствияи получения необходимого количества предметов, в том числе используя приемсоотнесения.
«Формирование представлений о числе. Основы вычислений» -Соотносить число и количество. Знать числа от 1 до 10, до 100, до 1000 (в зависимости отвозможностей обучающегося). Уметь писать, печатать цифры. Определять соседейчисла на числовой прямой. Понимать смысл простых арифметических задач насложение и вычитание, построенных на практических бытовых ситуациях, с которымичасто сталкивается воспитанник. Определять номер автобуса, других видовтранспорта. Записывать и набирать с опорой на образец номер телефона.
«Формирование временных представлений» — ориентировка в частяхсуток, в днях недели, в календаре, во временах года и месяцах и ориентировка по часам.
«Формирование денежных представлений» — понимать назначениеденег, уметь определять достоинство монеты, купюры, соотнося ее с образом, уметь читать ценники товаров,соотносить их с монетами, купюрами разного достоинства, устанавливаявозможность/невозможность покупки товара.
«Формирование пространственных представлений» — определятьнаправление движения относительно себя, относительно другого объекта. Уметьопределять местоположение объекта в ряду (первый, последний, между…),порядковый номер дома, вагона, подъезда.
«Формирование измерительных представлений» — измерять длинупредмета при помощи мерки, линейки, рулетки; измерять объём сыпучих, жидкихматериалов; определять и сравнивать вес предмета, удерживая в руках (тяжелый,легкий), при помощи весов, мерной кружки.
Предмет «Окружающий социальный мир».
Программа учебного предмета «Окружающий социальный мир»позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальнойдействительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Целью обучения является формирование представлений о человеке, егосоциальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилахповедения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность,общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире,созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающихпредметов, действия с ними), расширение культурного кругозора, обогащениепредставлений о культурно-историческом наследии, о традициях.
Слайд 11
В содержание данного учебного предмета входят разделы:
«Человек» — Представление о себе как «я», Представление о себе как членесемьи, коллектива класса, интерната.
«Социальный мир» — Предметы быта; Продукты питания; Предметы иматериалы, изготовленные человеком; Школа, интернат, квартира, дом, двор;Город, село; Транспорт; Традиции, обычаи; Страна; Права; Этикапроизводственных (деловых) отношений.
Слайд 12
Предмет «Окружающий природный мир»
Важным аспектом обучения людей с интеллектуальными нарушениями,является расширение представлений об окружающем природном мире. Программныйматериал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан наформирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, овзаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживойприроде, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к ней.
Основными задачами программы являются: формирование представленийоб объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений,формирование представлений о растительном и животном мире.
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир»,«Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
Слайд13
Предмет «Домоводство»
Обучение людей с интеллектуальными нарушениями ведению домашнегохозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни.Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижаетзависимость взрослого человека от окружающих, но и укрепляет его уверенность всвоих силах. Занятия по предмету «Домоводство» направлены напрактическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, наформирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, наповышение уровня общего развития обучающихся.
Цель обучения по данному предмету – повышение самостоятельностиобучающихся в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Основные задачи:формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоениедействий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, умению обращаться сденьгами, планировать свои расходы, уборке помещения и территории, уходу завещами.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Экономикадомашнего хозяйства», «Уход за вещами», «Приготовление пищи», «Уборкапомещений», «Уборка территории».
Мы убедились, что содержание всех пяти предметов напрямуюнаправлено на социализацию обучающегося в общество.
Слайд 14
Многие обучающиеся – это дети, оставшиеся безпопечения родителей, выросли в закрытых детских учреждениях на полномгосударственном обеспечении. Это мир специфический, полу-изолированный,соприкасающийся с реальностью только отдельными сторонами. Трудности переходавоспитанника из этого мира в самостоятельную жизнь существовали и существуют.
Социально — педагогическая реабилитация таких обучающихся –приоритетная задача нашего специализированного образовательного учреждения.Деятельность педагога направлена на решение важной социально значимой задачи –подготовка таких обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ксамостоятельной жизни в обществе.
Некоторые обучающие задействованы в посильной работе пообслуживанию интерната. Это и уборка территории интерната, работа на кухне(мойка котлов, доставка готовой пищи в корпуса), работа по доставке белья впрачечную и в корпуса и т.д.
Бытовой труд, как и любая трудовая деятельность, требует уменияанализировать предстоящую работу, планировать ее, осуществлять самоконтроль.Обучая учеников обще трудовым умениям, учитель не только формирует у них самостоятельностьв посильном труде, но и решает важнейшую задачу — коррекцию недостатковумственной деятельности обучающихся.
Слайд 15
Коррекционная работа с обучающимися ведется на всех этапах образовательного процесса.
Целями и задачами коррекционной работы являются:
— развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы иличности обучающегося;
— коррекция познавательной деятельности и целенаправленноеформирование высших психических функций;
-развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция ихнедостатков;
-формирование ведущих видов деятельности;
-формирование у обучающихся способов ориентировки в окружающейдействительности.
Коррекционная работа ведется совместно с узкими специалистамиинтерната (медики, социальные работники, психологи и др.)
Слайд 16
Как происходит оценка деятельности обучающихся?
Система оценки достиженийобучающимися данной категории включает проведение текущей, промежуточной иитоговой аттестации.
Текущая аттестация обучающихсявключает в себя оценивание результатов по триместрам (один раз в три месяца).Текущая аттестация проводится в форме мониторинга с использованием оценочныхкритериев.
Промежуточная аттестацияпредставляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненныхкомпетенций обучающегося по итогам учебного года. Промежуточная аттестацияосуществляется в течение последнего месяца первого учебного года, путемнаблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий,позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
При оценке достижений обучающегося учитываются особенностипсихического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
Итоговая аттестация – оценкадостигнутых результатов освоения СИПР последнего года обучения.
Слайд 17
Результатом образовательного процесса явилось желание обучающихсяучаствовать в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах. Многие стали нетолько участниками, но и победителями различных конкурсов:
Иванов Сергей, 1 место во Всероссийской олимпиаде «Тайны природы»;
2 место во Всероссийском конкурсе «Учитель-наставник, воспитатель,друг» в номинации: актерское мастерство;
Исаева Анастасия, 2 место во Всероссийской викторине «Сибирскийкрай»;
Морозов Максим, Попов Игорь 1место в международной олимпиаде «Трудкрасит человека»;
Отраднов Вячеслав, 1 место во Всероссийской онлайн-олимпиаде «Всезнайкино»в номинации «Правила безопасности в лесу».
Наблюдения показывают, что образовательный и воспитательныйпроцессы для получателей социальных услуг необходимы. Это способствуетвыработке положительных качеств, формированию правильной оценки окружающих исамих себя, нравственному отношению к окружающему.
Слайд 18
«В каждом человеке, какими бы глубокими недугами он ни страдал,заложены огромные потенциальные возможности к совершенствованию физических идуховных сил. Эти возможности могут быть приведены в действие силой духа, волии искусства учителя и воспитателя путем создания благоприятных условий для техлиц, которые нуждаются в помощи».
Эдуард Сеген
Слайд 19
И вся нашаработа направлена на достижение этой цели.
Слайд 20
Спасибо завнимание!