X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

УПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК

Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение

 «Берсеневскаяобщеобразовательная школа-интернат

длядетей с ограниченными возможностями здоровья»

141532, Московскаяобласть,                                                                                                тел./факс8-496-266-30-00

г.о.Солнечногорск, д. Берсеневка                                                                         e-mail: internat.cor@inbox.ru

 

 

 

 

Тема: «Организация обучения, коррекция нарушенийразвития и социальная адаптация обучающихся с выраженными нарушениямиинтеллекта,

ранее не получавших образование».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Докладчик:учитель

АлфимоваТатьяна Валерьевна

 

 

30.11.2022г

Слайд1

Добрый день, уважаемыеколлеги! Рада вас приветствовать.

Я, Алфимова Татьяна Валерьевна, учитель Берсеневскойшколы-интернат, работаю при Солнечногорском психоневрологическом интернате,находящемся в д.Шахматово. Это один из первых проектов в нашем образовательномучреждении.

Я представляю вашему вниманию тему: «Организация обучения,коррекция нарушений развития и социальная адаптация обучающихся с выраженныминарушениями интеллекта, ранее не получавших образование».

(это людистарше 18 лет)

Слайд 2

Среди взрослых людей с выраженными нарушениями интеллекта вумеренной степени, проживающих в психоневрологических интернатах есть те,которые по разным причинам раньше не получали общего образования. Вместе с тем,они, как и все граждане Российской Федерации имеют право на образование.Обучение позволяет им приобрести жизненные компетенции необходимые длясоциализации и включения в жизнь общества. 

В целях реализации права на образование, ранее не получавших еговзрослых людей, учета особых образовательных потребностей таких обучающихся,разработана примерная адаптированная основная общеобразовательная программаобразования обучающихся с нарушениями интеллекта, ранее не получавшихобразование (прАООП).

Слайд 3

Целью такого образования обучающихся является развитии личности,формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным исоциокультурным ценностям, формирование необходимых для социализации исамореализации жизненных компетенций, практических представлений, умений инавыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможнойсамостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Слайд 4

Взрослым людям с нарушениями интеллекта трудно из своеговнутреннего мира дать конструктивное направление своейдеятельности, мыслям и чувствам в силу особенностей интеллекта ипсихологической дисгармоничности личности. Кроме того, их состояниеусугубляется разнообразными нарушениями эмоционально-волевой сферы, системнымидвигательными и сенсорными нарушениями, врожденными и приобретеннымисоматоневрологическими заболеваниями. Все находящиеся там проживающие имеютпсихиатрический диагноз. В то же время, они стремятся к самореализации и частополны сил и желания включиться в социальную жизнь на доступном для них уровне.

Слайд 5

То есть, специфика обучения взрослых людей с интеллектуальныминарушениями заключается в необходимости учета уровня познавательного развития,возрастных и индивидуальных характеристик, для обеспечения возможностей ихвсестороннего развития.

Это ставит перед педагогом довольно сложные задачи и требуетпонимания возможного уровня познавательных достижений, чтобы с учетомвозрастных и индивидуальных  особенностей определить методы, приемы,адаптировать содержание обучения.

Специальные условия для образования таких обучающихся зависят отих особенностей психофизического развития и особых образовательныхпотребностей, которые определяют варианты дифференцированного и индивидуальногоподходов к обучению. Существуют различные варианты дифференцированного подхода (поособенностям усвоения учебного материала, по оценке уровня практических и общеинтеллектуальных умений на конкретных дисциплинах и пр.)

Процесс обучения в рамках учебных предметов организуется в формеурока. В соответствии с расписанием учитель проводит урок для всех обучающихся,для группы обучающихся, а также урок в форме индивидуальной работы собучающимся. Продолжительность урока – 40 минут. Наполняемость классов, вкоторых обучаются взрослые на основе СИПР не должна превышать 8 человек.

Слайд 6

 Всего обучаются в данном учреждении 23 человека.

Обучающиеся до 25 лет – 2 чел.;

От 25 до 35 лет – 10 чел.;

От 35 до 45 лет – 8 чел.;

От 45 лет- 3 человека.

Срок освоения АООП обучающимися составляет 1 год, 9 месяцев.Продолжительность учебной недели в течение всего периода обучения – 5 дней.Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года составляет 34недели.

Слайд 7

Для реализации образования составляется специальная индивидуальнаяпрограмма развития. СИПР составлена с учётом АООП образования обучающихся синтеллектуальными нарушениями в соответствии с требованиями ФГОС.

Общее содержание образования взрослых обучающихся включает в программупять учебных предметов:

1)       речь и альтернативная коммуникация (4 часа в неделю)

2)       математические представления (3 часа в неделю)

3)       окружающий социальный мир (3 часа в неделю)

4)       окружающий природный мир (2 часа в неделю)

5)       домоводство (3 часа в неделю)

Слайд 8

Предмет «Развитие речи и альтернативная коммуникация».

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальнойжизни человека. Специфические нарушения развития значительно препятствуют иограничивают полноценное общение человека с окружающими. В связи с этим, обучение речи и коммуникации должно включатьцеленаправленную педагогическую работу по формированию у человека потребности вобщении и умения пользоваться различными средствами коммуникации.

Содержание предмета «Развитиеречи и альтернативная коммуникация»представлено следующими разделами: «Развитие устной речи и общения», «Развитиеречи средствами альтернативной и дополнительной коммуникации», «Формированиенавыков чтения и письма».

Раздел «Развитие устной речи и общения» ставит своей целью –развитие коммуникативных и речевых навыков с использованием в качествеосновного средства коммуникации устной речи, развитие умений пользоваться речьюдля решения жизненных задач в процессе общения и социального взаимодействия.

Раздел «Чтение и письмо» дифференцировано включает в себяпредпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма(чтение слога, слова, предложения; чтение коротких сообщений. Написание буквы,слога, слова, предложения; печатание слова под диктовку; написание короткихсообщений (письмо рукой, печатание на клавиатуре и др.)

Слайд 9

Предмет «Математические представления».

Сформированность математических представлений имеет большоезначение для повседневной жизни человека, поэтому формированию математическихпредставлений уделяется большая роль в обучении лиц с ментальныминарушениями. Кроме того, обучение математическим представлениям решаеткоррекционно-развивающие задачи: способствует развитию мышления, памяти,внимания, пониманию и использованию речи, расширению словарного запаса.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

Содержание предмета «Математические представления» включает семь разделов:

 «Элементарные математические представления о цвете, форме, величине»— представление и определение цвета, величины, формы предметов окружающегомира

 «Формирование количественных представлений» — сравниватьгруппы предметов, изменение количества предметов внутри групп в зависимости отпрактической задачи. Использовать прием сравнения для определения соответствияи получения необходимого количества предметов, в том числе используя приемсоотнесения.

«Формирование представлений о числе. Основы вычислений» -Соотносить число и количество. Знать числа от 1 до 10, до 100, до 1000 (в зависимости отвозможностей обучающегося). Уметь писать, печатать цифры. Определять соседейчисла на числовой прямой. Понимать смысл простых арифметических задач насложение и вычитание, построенных на практических бытовых ситуациях, с которымичасто сталкивается воспитанник. Определять номер автобуса, других видовтранспорта. Записывать и набирать с опорой на образец номер телефона.

«Формирование временных представлений» — ориентировка в частяхсуток, в днях недели, в календаре, во временах года и месяцах и ориентировка по часам.

«Формирование денежных представлений» — понимать назначениеденег, уметь определять достоинство монеты, купюры, соотнося ее с образом, уметь читать ценники товаров,соотносить их с монетами, купюрами разного достоинства, устанавливаявозможность/невозможность покупки товара.

«Формирование пространственных представлений» — определятьнаправление движения относительно себя, относительно другого объекта. Уметьопределять местоположение объекта в ряду (первый, последний, между…),порядковый номер дома, вагона, подъезда.

«Формирование измерительных представлений» — измерять длинупредмета при помощи мерки, линейки, рулетки; измерять объём сыпучих, жидкихматериалов; определять и сравнивать вес предмета, удерживая в руках (тяжелый,легкий), при помощи весов, мерной кружки.

Слайд10

Предмет «Окружающий социальный мир».

Программа учебного предмета «Окружающий социальный мир»позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальнойдействительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Целью обучения является формирование представлений о человеке, егосоциальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилахповедения. 

Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность,общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире,созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающихпредметов, действия с ними), расширение культурного кругозора, обогащениепредставлений о культурно-историческом наследии, о традициях.

Слайд 11 

В содержание данного учебного предмета входят разделы:

«Человек» — Представление о себе как «я», Представление о себе как членесемьи, коллектива класса, интерната. 

«Социальный мир» — Предметы быта; Продукты питания; Предметы иматериалы, изготовленные человеком;    Школа, интернат, квартира, дом, двор;Город, село; Транспорт; Традиции, обычаи; Страна; Права; Этикапроизводственных (деловых) отношений.

Слайд 12

Предмет «Окружающий природный мир»

Важным аспектом обучения людей с интеллектуальными нарушениями,является расширение представлений об окружающем природном мире. Программныйматериал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан наформирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, овзаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживойприроде, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к ней.

Основными задачами программы являются: формирование представленийоб объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений,формирование представлений о растительном и животном мире.

Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир»,«Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

Слайд13

Предмет «Домоводство»

Обучение людей с интеллектуальными нарушениями ведению домашнегохозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни.Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижаетзависимость взрослого человека от окружающих, но и укрепляет его уверенность всвоих силах. Занятия по предмету «Домоводство» направлены напрактическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, наформирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, наповышение уровня общего развития обучающихся.

Цель обучения по данному предмету – повышение самостоятельностиобучающихся в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Основные задачи:формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоениедействий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, умению обращаться сденьгами, планировать свои расходы, уборке помещения и территории, уходу завещами.

Программа по домоводству включает следующие разделы: «Экономикадомашнего хозяйства», «Уход за вещами», «Приготовление пищи», «Уборкапомещений», «Уборка территории».

Мы убедились, что содержание всех пяти предметов напрямуюнаправлено на социализацию обучающегося в общество.

Слайд 14

Многие обучающиеся – это дети, оставшиеся безпопечения родителей, выросли в закрытых детских учреждениях на полномгосударственном обеспечении. Это мир специфический, полу-изолированный,соприкасающийся с реальностью только отдельными сторонами. Трудности переходавоспитанника из этого мира в самостоятельную жизнь существовали и существуют.

Социально — педагогическая реабилитация таких обучающихся –приоритетная задача нашего специализированного образовательного учреждения.Деятельность педагога направлена на решение важной социально значимой задачи –подготовка таких обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ксамостоятельной жизни в обществе.

Некоторые обучающие задействованы в посильной работе пообслуживанию интерната. Это и уборка территории интерната, работа на кухне(мойка котлов, доставка готовой пищи в корпуса), работа по доставке белья впрачечную и в корпуса и т.д.

Бытовой труд, как и любая трудовая деятельность, требует уменияанализировать предстоящую работу, планировать ее, осуществлять самоконтроль.Обучая учеников обще трудовым умениям, учитель не только формирует у них самостоятельностьв посильном труде, но и решает важнейшую задачу — коррекцию недостатковумственной деятельности обучающихся.

Слайд 15

Коррекционная работа с обучающимися ведется на всех этапах образовательного процесса.

 Целями и задачами коррекционной работы являются:

— развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы иличности обучающегося;

— коррекция   познавательной деятельности и целенаправленноеформирование высших психических функций;

-развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция ихнедостатков;

-формирование ведущих видов деятельности;

-формирование у обучающихся способов ориентировки в окружающейдействительности. 

Коррекционная работа ведется совместно с узкими специалистамиинтерната (медики, социальные работники, психологи и др.)

Слайд 16

Как происходит оценка деятельности обучающихся?

Система оценки достиженийобучающимися данной категории включает проведение текущей, промежуточной иитоговой аттестации.

Текущая аттестация обучающихсявключает в себя оценивание результатов по триместрам (один раз в три месяца).Текущая аттестация проводится в форме мониторинга с использованием оценочныхкритериев. 

Промежуточная аттестацияпредставляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненныхкомпетенций обучающегося по итогам  учебного года. Промежуточная аттестацияосуществляется в течение последнего месяца первого учебного года, путемнаблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий,позволяющих выявить и оценить результаты обучения. 

При оценке достижений обучающегося учитываются особенностипсихического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.

Итоговая аттестация – оценкадостигнутых результатов освоения СИПР последнего года обучения.

Слайд 17

Результатом образовательного процесса явилось желание обучающихсяучаствовать в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах. Многие стали нетолько участниками, но и победителями различных конкурсов:

Иванов Сергей, 1 место во Всероссийской олимпиаде «Тайны природы»;

2 место во Всероссийском конкурсе «Учитель-наставник, воспитатель,друг» в номинации: актерское мастерство;

Исаева Анастасия, 2 место во Всероссийской викторине «Сибирскийкрай»;

Морозов Максим, Попов Игорь 1место в международной олимпиаде «Трудкрасит человека»;

Отраднов Вячеслав, 1 место во Всероссийской онлайн-олимпиаде «Всезнайкино»в номинации «Правила безопасности в лесу».

Наблюдения показывают, что образовательный и воспитательныйпроцессы для получателей социальных услуг необходимы. Это способствуетвыработке положительных качеств, формированию правильной оценки окружающих исамих себя, нравственному отношению к окружающему.

Слайд 18

«В каждом человеке, какими бы глубокими недугами он ни страдал,заложены огромные потенциальные возможности к совершенствованию физических идуховных сил. Эти возможности могут быть приведены в действие силой духа, волии искусства учителя и воспитателя путем создания благоприятных условий для техлиц, которые нуждаются в помощи».

 

Эдуард Сеген

Слайд 19

И вся нашаработа направлена на достижение этой цели.

Слайд 20

Спасибо завнимание!

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет