X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Самостоятельнаяработа 2

 

Тема: Философские вопросы.Философия и детство.

 

Задания

 

1.      Познакомьтесьс произведениями для детей:

1)     сказкой «Теремок»: https://mishkaknizhka.ru/skazkidlaydetey/russkienarodnyeskazki/russkieskazkiprozhivotnyh/teremok/  ,

2)     «Сказкой о рыбаке и рыбке»: https://www.culture.ru/poems/4450/skazka-o-rybakeirybke

3)     мультипликационным фильмом «Как львенок и черепаха песню пели»: https://premier.one/show/kaklvenokicherepahapesnjupeli/video/0419e2bbeec6d590c1942bf60d83afbd?fullscreen=true ,

4)      тремя  сериями          мультипликационного         фильма           «38      попугаев»      — https://www.youtube.com/watch?v=bbnJ9u7Xxt8:

     об измерении роста удава (примерно с 2мин. до 8мин.14сек.),

     о куче орехов (с 17мин.20сек. до 19мин.00сек.),  об исследовании удава (с26мин.35сек. до 34мин.30сек.).

 

2.     Подумайте, какие философские проблемы поднимаются в этихпроизведениях. Сформулируйте эти проблемы в виде тезисов или вопросов.

 

Сказка Теремокучит быть готовым к трудностям и несправедливостям в этом мире. И если мы всевместе, то легко одолеем проблему. Сказка напоминает, что нет плохих людей, аесть люди неуклюжие, и если кто-то просит Вас подвинуться, то не нужно этовоспринимать как страшную беду. Нас станет на одного больше и проблему мы решимеще быстрее. Такие сказки учат нас дружбе.

ü Каким ребенку видится теремок, в который попали герои сказки? Какбы он его описал?

ü Откуда в лесу мог появиться такой домик? Кто его мог построить идля кого?

ü Почему всем героям так хотелось попасть в теремок? 

ü Почему каждый новый обитатель теремка звал жить с собой другихзверей? Что было бы с теремком дальше, если бы к нему не пришел медведь, незалез на него и не разрушил? 

ü Почему медведь не подумал о том, что он может разрушить дом, еслизалезет на него? О каких качествах говорит его стремление во что бы то ни сталопоселиться в теремке? 

ü Почему все звери не разбежались после того, как их дом былразрушен медведем, а начали вместе строить новый? 

ü Как бы дальше могла продолжаться сказка? Какие бы новые событиямогли в ней произойти дальше? 

ü В чем бы могли поселиться герои, если бы они не стали зановостроить теремок после его разрушения? 

ü Какими школьник видит героев сказки? Кто его любимый персонаж ипочему? Кто ему не нравится и почему? 

ü Что бы сделал сам ребенок, если б нашел такой домик? Стал ли быон в нем жить и позвал бы туда родителей, друзей?

 

«Сказка о рыбаке и рыбке» АлександраСергеевича Пушкина невероятно поучительна и мудра. Человек всегда должен делатьвыбор в пользу добра – такова главная мысль этого произведения. Нужно уметьбыть благодарным за то, что имеешь. Это – ключ к обретению гармонии в душе ивзаимоотношениях с окружающими. Только тот, кто благодарен, сможетпочувствовать счастье и удовлетворение.

Нужно обратить внимание наключевую проблемную ситуацию сказки – на перевёрнутость иерархии Ума надЖеланиями; тем самым нарушается естественный порядок  отношений, что и приводитк дезорганизации жизни данной системы, к упадку (обнулению), символом которогостановится «разбитое корыто»

Проблема добра и зла сама по себене является универсальной. В большинстве случаев, когда мы говорим отрадиционном обществе, т.е. когда человек живет в стабильных рамках, вопределенных условиях, он не задается вопросом, о том, что есть добро и зло,поскольку для него это определяется самими рамками его существования.

ü Как называлось жилье, в котором жили старик со старухой?

ü Что было разбито у старика со старухой в сказке?

ü Сколько раз пришлось забрасывать невод старику, чтобы пойматьрыбу?

ü Какая была пойманная рыбка?

ü Что предложила рыбка старику?

ü Кто заставлял ходить старика к морю с просьбами?

ü Почему баба не могла остановиться в своих просьбах? 

ü Как старуха стала обращаться с мужем?

ü Почему рыбка ничего не сказала старику в последний раз?

ü Что увидел рыбак, когда вернулся  домой?

 

В мультипликационном фильме«Как львенок и черепаха песню пели» поднимается вопрос дружбы, обращаявнимание на то, какие мы все разные, но можем делать что то общее, прекрасное.Для меня это вариант человека-Черепахе достаточно представить все, закрытьглаза и наслаждаться, получать удовольствие. Львенок же не может усидеть наместе, ему нужны более глубокие альтернативы.

Тема дружбы, взаимопонимания ивеселой песни стала ключевой и популярной благодаря этому мультику.размышляя натему — о чем сама песня, можно смело сказать: ни о чем! Безмятежность иблаженное ничегонеделание.

ДРУЖБА

— разновидностьизбирательно-личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимнымпризнанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой. В гомеровском эпосе«друзья» — это и те, кто связан общим делом (будь то война или путешествие). Сослаблением родовых, территориальных и функциональных уз отношения побратимстваначинают наполняться и индивидуальным содержанием: они строятся как менеефункциональные, более личные и добровольные отношения.

ü Где жил львенок?

ü На что смотрит черепаха в своей песенке?

ü Что надето на черепахе?

ü Что делает крокодил в песенке черепахи?

ü Что сделал львенок, подкравшись к черепахе, чтобы лучше слышатьпесенку?

ü Что не любит делать львенок?

ü Что предложила черепха представить львенку, чтобы он пел песенкуправильно?

ü Что обещала сделать на следующий день большая черепаха?

 

«38 попугаев»- В этойсказке Григория Остера присутствуют четыре главных героя:

1.     Удав — спокойный неторопливый флегматик, рассудительный философ.Он, как бы пребывает в некоей лёгкой прострации. Такое состояние, для удава,вполне естественно. Любит задавать вопросы, на которые сам не знает ответов.

 

2.     Попугай — рассудительный и трезвый сангвиник, этакий типичныйптичий теоретик, мастер поиска научных доказательств любых явлений. Осторожный,не любит участвовать в рискованных опытах.

 

3.     Слонёнок — меланхолик, своей рассудительностью и неторопливостью,несколько похож на удава. Но его логика менее стройна и последовательна.Слонёнок боязлив и принятие важного решения оставляет за попугаем, хотянаводящая мысль может принадлежать именно ему.

 

4.     Мартышка — жизнерадостный энергичный любопытный холерик. Вкомпании друзей, именно мартышка является идейным вдохновителем. Мартышкабыстро загорается новыми идеями и также быстро к ним охладевает. Онаимпульсивна и эмоциональна, как и положено мартышке.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

Главная мысль этой сказки, на мойвзгляд, заключается в том, что дружной компании, в которой все прислушиваются ипомогают друг другу, используя свои индивидуальные особенности, любая задача поплечу.

 

Сказка учит взаимопониманию иумению жить в коллективе, учитывая особенности каждого.

 

ü Каким способом мартышка предложила смерить длину удава?

ü Каким способом измерили бы вы?

1. Подумайте, как организоватьработу с детьми дошкольного или младшего школьного возраста на материале этихпроизведений так, чтобы побудить детей к философствованию. Сформулируйте сериивопросов или заданий.

 

   Используя сказку, можно вдоступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качестваличности, причём интегрировано в ходе освоения содержания различныхобразовательных областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,«Социально-коммуникативное развитие; «Художественно-эстетическое развитие;«Физическое развитие».

   Внутри образовательногопроцесса сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, что, в своюочередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится непросто слушателем, а активным участником образовательного процесса. А лето -благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками пореализации ФГОС : прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательскойдеятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественноэстетическоеразвитие ребенка.

    Можно использовать следующиеметоды и приёмы в процессе реализации образовательных задачи:

ü Мы читаем, рассказываем сказки. Чтобы помочь маленьким детямглубже воспринять произведение, после его рассказывания провожу беседу.Включить в неё разные группы вопросов: на выявление эмоционального отношениядетей к содержанию сказки и её героям, о мотивах поступков персонажей, осредствах языковой выразительности и др., сопровождаю текст сказки предметнымии сюжетными картинками.

ü Вовлекаем детей в игры – беседы с куклами-персонажами сказок.Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищету детей поддержки, просит совета. В роли сказочного персонажа выступаетвоспитатель или старший ребенок. Малыши с большим интересом и удовольствиемобщаются с персонажем, у них появляется желание самим быть в роли сказочныхгероев.

ü Используем и такой прием, как «рассказывают предметы». Волшебныйсундучок, со сказочными предметами, дети отгадывают что это за предмет, изкакой сказки.

ü Используем дидактические игры «Кого я загадала?», «Назови, какойгерой?», в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой», «Откуда я?» вмультимедийном оформлении. Затем используем дидактические игры, где детиизменяют сказку, сочиняют новые ситуации со знакомыми героями.

ü В центрах воды и песка, в песочницах на прогулке дети не толькопроводят опыты и эксперименты с природными материалами, но тоже при помощимелких игрушек сочиняют и обыгрывают сказки.

ü Играя в сказку, используем различные виды театра. Очень нравитсяребятам рассказывать сказки с помощью пальчиков.

ü Привлекаем детей к участию в драматизации. Драматизация являетсяодной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет рольсказочного персонажа, дети вживаются в образы, стараются передать не только ихслова и действия, но и характеры голоса, мимику, манеру разговора.

ü Организуем игры в сказку на прогулке в ходе совместной исамостоятельной деятельности детей. Одно это уже расширяет границы жизненногоопыта дошкольника, обогащает его. В сюжетно-ролевых играх на сюжеты русскихсказок дети творчески изменяют различные моменты сюжетной линии, события,стараются играть дружно, находить варианты в затруднительных ситуациях.

ü Вместе с детьми нарисовать сказку, используя различные техники,лепка из пластилина, солёного теста, сделать аппликации из бумаги, ткани.Использовать приём раскрашивания эпизодов сказки.

      Таким образом, с помощьюсказок легко и непринужденно закладываются основы формирования у детей основныхключевых компетентностей, необходимых им для дальнейшего обучения в школе и«вхождения» в мир взрослых. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир свнутренним миром ребенка.

2. Подготовьтесь «разыграть»фрагмент занятия с «детьми» по философскому разбору перечисленных произведений.

 

П: Ребята, как Вы думаете, чемотличаются сказки от других литературных произведений? (ответы детей)

 

П: Сказка – это вымысел, гдеоживают животные, птицы, есть волшебные предметы, сказочные слова. 

Как Вы думаете с каких словначинаются сказки и какими словами заканчивается? (ответы детей)

 

П: Совершенно верно, во всехсказках есть начало – Жили –были и концовка – и стали они жить –поживать, дадобра наживать.

Ребята, а во всех ли сказкахдобро побеждает зло?

(ответы детей)

 

П: Сказки А. С. Пушкин писал встихах. В сказках прославляются добрые люди и высмеиваются плохие, злые,жадные. Сегодня я прочитаю «Сказку о рыбаке и рыбке», вы услышите, какимкрасивым языком она написана и постарайтесь запомнить особенные сказочныеслова.

 

(Чтение сказки «Сказка о рыбаке ирыбке».)

 

П: Ребята с каких слов начинаетсясказка?

Кто главные герои в сказке?

(ответы детей)

 

П: Как вы поняли, каких людей высмеивает в сказке А.С Пушкин? Ответы детей (жадных).

 

П: Какими словами он описываетстаруху?

(ответы детей)

 

П: — Какой был старик? (добрый, тихий, жалостливый,беспомощный) -Какие желания выполнила золотая рыбка?

  Сколькораз ходил старик к морю?

  Чтопроисходило с морем с каждым новым желанием старухи?

  Счем осталась старуха в конце?

  Каквы думаете, почему рыбка не ответила старику?

 

П: Предлагаю вспомнить, ипостараться изобразить, как А. С. Пушкин изображал море в сказке?

Какое было море во второй раз?

Какое стало море в третий раз? Каким стало море вчетвертый раз?

 

П: Что хотел сказать А. С. Пушкин, по-разномуизображая море? П: А какое вы бы загадали желание, если бы вы поймали золотуюрыбку?

 

П: Как же заканчивается сказка? Ответы детей. Передстарухой опять оказалось разбитое корыто.

 

П: С тех пор это выражение сталопословицей для тех людей, которые очень завистливые и жадные.

Чему же нас учит эта сказка? Ответы.

 

П: А сейчас, ребята, я предлагаю вам изобразить разноеморе при помощи цвета и волн. Предлагаю,             выбрать          нужный          цвет,   подумайте,     как      можно             изобразить:    слегкаразыгравшееся море, помутившееся море, неспокойное море, почерневшее море и наморе черная буря.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет