X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей



Оглавление

РазделI. Введение ……………………………………………………………………………………………………………………..2

§1.1 Актуальность……………………………………………………………………………………………………2

§1.2 Модель выпускника школы……………………………………………………………………………….4

§1.3 Концепция системы экологическойвоспитаной работы с учащимися МБОУ

Старогородковской……………………………………………………………………………………………………………..4

1.3.1 Суть концепции:………………………………………………………………………………………………4

1.3.2 Цель воспитательной системы:…………………………………………………………………………4

1.3.3 Задачи воспитательной системы:………………………………………………………………………4

1.3.4 Системообразующий компонент:……………………………………………………………………..5

1.3.5 Содержание реализации системы:…………………………………………………………………….6

РазделII. Реализация  программы. ………………………………………………………………………………………………9

§2.1 Этапыреализации программы экологического воспитания……………………………….. 9 §2.2 Условия успешности реализациипрограммы ……………………………………………………. 9

§2.3 Методологические подходы:……………………………………………………………………………..9

РазделIII. Заключение………………………………………………………………………………………………………………10

§3.1 Ожидаемые результаты реализациипрограммы. ……………………………………………… 10

Литература……………………………………………………………………………………………………………………………….11

Приложения……………………………………………………………………………………………………………………………..12

 

 

           

РазделI. Введение

§1.1Актуальность.

Проблемы современногочеловечества, связанные с чистотой окружающей среды и с экологическими нормамиповедения человека, в последние годы стоят наиболее остро. Все возрастающаячисленность человечества, расширение границ его обитания, усиление промышленностии сельского хозяйства, приводит к тому, что окружающая среда претерпеваетсильные изменения. И эти изменения не всегда положительные.

   Новая картинаокружающей нас действительности привела к необходимости нового типа образованияи воспитания — экологического. Оно  предполагает обучение бережному отношениючеловека к окружающему миру, формирование модели жизни в соответствии сэкологическими законами и нормами взаимодействия с окружающим миром. 

Но отношение кэкологическому воспитанию, как к системе, развивающей только правильноеповедение человека в природе, поведения  ведущего к сохранению чистотыокружающего мира, в корне не верно. Это становится понятно, если разобратьопределение понятия экология. 

Эколо́гия(от др.-греч. Οἶκος — обиталище,жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ междусобой и с окружающей средой. 

То есть если брать заоснову научность понятия экология, а не профанный уровень восприятия даннойнауки, то экологическое воспитание становится гораздо шире, чем простовоспитание и развитие навыков правильного поведения в природе. 

Экологическоевоспитание затрагивает не столько сохранение этого мира, а развитие ребенка науровне более глубоком, чем простая охрана окружающей среды. Экология это наукао взаимоотношениях организма с окружающем миром, такое взаимоотношение котороепозволяет ему не только выживать но и быть успешным, значит экологическоевоспитание должно быть направленно на формирование навыков которые позволятучащемуся не просто существовать в социуме, а быть успешным, как набиологическом уровне, поддерживать свое здоровье, так и на уровневзаимодействия с окружающими его объектами. 

Экология это наука,которая рассматривает взаимоотношения не только отдельного организма сокружающей средой, но и всей популяции. Перенося данное определение начеловека, можем сказать, что с научной точки зрения огромную роль играет еще и правильное поведение в популяции человека, т.е. можно сказать  в обществе, вкотором человек существует. Причем данное направление затрагивает не тольковопросы межличностного взаимоотношения: дружбу, поведение в коллективе, нормыформирования удачной семьи,  но и вопросы более высоких уровней общественныхвзаимоотношений, здесь можно рассматривать и культуру в целом и отношениячеловека к своей родине, истории своей страны. Значит, для успешности учащийсядолжен иметь навыки поведения не только в окружающем его мире живых и не живыхобъектов, но и в мире людей. Законы и правила экологии очень часто являютсяответами на вопросы, которые ставит жизнь перед человеком. 

Из всего вышесказанного следует, что экологическое воспитание — это непрерывный процессобучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системызнаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетическихотношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние иулучшение своей социоприродной среды, а так же среды окружающих эту личностьлюдей.

Экологическоевоспитание полностью нацелено на будущее, оно становится важным факторомсоциальной стабильности. То есть можно сделать вывод, что экологическоевоспитание — это новый смысл современного образовательного процесса.

§1.2Модель выпускника школы.

Так каким же долженбыть в идеале выпускник современной школы? Можно составить определенную модельвыпускника (Приложение №1). Конечно же, эта модель идеалистична, но любогоидеала при определенном старании можно достичь. Для этого необходимо разобратьсяс тем, что же мы имеем как основу воспитательной деятельности.

Выпускник это не простоучащийся определенного класса, это человек, личность, которая имеет своибиологические и социальные задатки.

Разберёмся для начала с задатками данного возраста.  

§1.3 Концепция системы экологической воспитанойработы с учащимися МБОУ Старогородковской 

Концепция составлена всоответствии с положениями «Закона об образовании РФ», концепции модернизациироссийского образования, «Национальной доктрины образования РФ», «Конвенции оправах ребенка», Воспитательной системы МБОУ Старогородковской СОШ.

1.3.1 Сутьконцепции: создание сообщества ЭкоМир, в процессе жизнедеятельностикоторого учащиеся смогут формировать свое мировоззрение в рамках научногопонимания мира, а так же сформируют нормы экологического поведения, которые вовзрослой жизни помогут им быть успешными.

1.3.2 Цель воспитательной системы:

Личность социально-активная,миролюбивая, трудолюбивая, высоконравственная, способная осознаватьответственность за свою деятельность как жителя Земли.

1.3.3Задачи воспитательной системы:

              воспитание экологически       целесообразного поведения   как

показателя духовного развития личности;

              формирование экологического мышления и экологической культурыучащихся;

              развитие таланта и способностей как особой ценности;

              формирование здорового образа жизни учащихся.

              формирование     патриотических   чувств,        гражданской

ответственности и толерантного отношения к окружающему миру

1.3.4Системообразующий компонент:

Проект созданияученического сообщества «ЭкоМир». При создании этого объединения используютсяэкологические принципы характерные как для природы, так и для общества.  

Ученическое         сообщество          «ЭкоМир» имеет          свою структурную организацию. Как любая экосистема, «ЭкоМир» состоит из отдельныхгрупп, каждая из которых выполняет свою функцию, а вместе обеспечиваютполноценное существование.

На начальный момент организуется работа следующих групп:

1.                Центр ЭкоКреатив

Цель работы даннойгруппы: генерирование идей, обеспечивающих полноценное функционирование всейгруппы, и формирование методов их воплощения. 

2.                ЭкоЗнание

Цель работы данной группы:

Просвещение учащихся школы по направлению экологическихзнаний. 

3.                ЭкоПеро

Цель работы данной группы: 

Освещение работы всех групп и жизнедеятельости всего«ЭкоМира».

Обеспечениеоформления мероприятий проходящих в «ЭкоМире». 4.    ЭкоРос

Цель работы данной группы:

Повышениепатриотичности учащихся за счет расширения знаний об истории и культуры нашейстраны.  5. ЭкоЗдрав 

Цель работы данной группы:

Проведение мероприятийведущих к формированию норм здорового образа жизни учащихся.

                6.      ЭкоПатруль

Цель работы данной группы:

Проведениеэкологических акций и мероприятий формирующих экологические нормы поведения уучащихся.

1.3.5Содержание реализации системы:

Стержнем в определении содержания жизнедеятельностисообщества «ЭкоМир» является      ценностное           отношение к        человеку   (экология здоровья), природе (экология природы), обществу(экология души) (Приложение №2).

Направление«Экология природы»

Цель: Воспитаниеу подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателядуховного развития личности.

Задачи: Становление экологической ответственности какосновной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемахсовременности и возможности        устойчивого         развития     современнойцивилизации.

Содержаниесовместной работы:

Дни защиты окружающей среды от экологической опасности

Природоохранительные акции

Конкурс экологических сказок

Конкурс экологических агитбригад,листовок, газет Формы работы:

Общениес природой

Экологический мониторинг. Научно-исследовательская деятельность.

Экологические походы, десанты

Экологическиеигры

Экологический КВН. 

Организация и проведение игр для младших школьников.

Экологическиепроекты

Классныечасы, беседы

Предполагаемыйрезультат: Знание ребятами причин экологических проблем и способов выходаиз них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество средыобитания, рост их самостоятельных инициатив

Направление«Экология здоровья»

Цель: Сохранениеи укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образежизни

Задачи:Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физическойподготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьныхтрадиций Содержание совместной работы:

Дни здоровья.

Организация дежурства в классе и в школе.

Трудовые десанты.

Ученическая конференция «Мы выбираемздоровье» Формы работы:

Тренинги «Сам себе психолог». 

Вечер физкультуры и спорта. 

спортивно-развлекательные игры. 

Классные часы,беседы «Здоровье нации. Как его сохранить?», «Суд над наркотиками»,«Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком?

Предполагаемыйрезультат: Осознание учащимися значимости физического состояния длябудущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, дляпрофессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровьяучащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышениеинтереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количествазанимающихся в спортивных секциях. 

Направление«Экология души»

Цель:Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника

Задачи: Формироватьпотребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники.Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своейстраны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческоеотношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труддуши».

Содержаниесовместной работы:

Интеллектуальный марафон. 

Предметные олимпиады. 

Вахта Памяти. 

Деятельность органов ученического самоуправления. 

Формыработы:

Экскурсии в музеи, на выставки.Посещение театра и обсуждение спектаклей. Акция доброты и милосердия.

Классныечасы, беседы.

«Что могу я сделать длясвоего Отечества?», «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основнойзакон государства», «Обязанности и ответственность», «Доброта и гуманностьсегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?», «Моя профессия.Какой ей быть?», «В мире красоты и искусства», Творческие гостиные.

Предполагаемыйрезультат: Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личнойучебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознаниенеобходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного,духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическаянаправленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни,уважение человеческого достоинства, способность к состраданию,доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного вокружающей действительности. Осознание роли и активности человека впреобразовании окружающего мира.

 

РазделII. Реализация  программы.

§2.1Этапы реализации программы экологического воспитания

1этап – проектный (сентябрь 2018 – октябрь 2018 года)

Целью разработкапрограммы как совокупности основных педагогических идей, подготовка условий дляорганизации воспитательной деятельности. Приложение 3

II     этап – практический (ноябрь 2018 – июнь – 2021 года)

Цель второгоэтапа – реализация программы деятельности, внесение корректив в концептуальныеположения.

III  этап – диагностический (ноябрь 2018 – июнь – 2021 года)

Цель –регулярный мониторинг процесса воспитания и своевременная корректировка вслучае необходимости.

§2.2Условия успешности реализации программы

Ведущим условиемуспешности является содержательность детского труда, личная иобщественно-полезная значимость, современная оснащенность, четкая организация,высокая производительность

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

              Благоприятный психологический фон в коллективе

              Научно-теоретическое обеспечение

              Разнообразие организуемой деятельности учащихся при ведущей ролисистемообразующих видов: социально-проектировочной, экологической,информационно-комуникативной.

              Материально-техническое обеспечение школы.

§2.3Методологические подходы:  

©   Аксиологический: ориентирует личность в общечеловеческих инациональных ценностях, позволяет коррелировать интересы и потребности личностии социума

©   Личностно-деятельностный подход предполагает максимальноеразвитие индивидуальных особенностей личности через вовлечение ее в различныевиды деятельности; обеспечивает активизацию процессов саморазвития,самообразования, самовоспитания; предполагает максимальную обращенность квнутреннему миру личности.

©   Системный подход отражает связь и взаимообусловленность явлений ипроцессов окружающей действительности.

©   Средовой подход – рассмотрение процесса развития личности ребенкав зависимости от условий окружающей его среды.

 

РазделIII. Заключение.

§3.1Ожидаемые результаты реализации программы.

Результатэкологического воспитания – воплощение модели выпускника МБОУ СтарогородковскойСОШ, обладающего экологической культурой. Формирование личностисоциально-активной, миролюбивой, трудолюбивой, высоконравственной, способнойосознавать ответственность за свою деятельность как жителя Земли

           

Литература 

1. Теорияи методика воспитания: конспект лекций. http://tinlib.ru/psihologija/teorija_i_metodika_vospitanija_konspekt_lekcii/index.php 2. Бахарева А.С. Формыэкологического воспитания детей. Методическое пособие для учителей. Шадринск:Издательство Шадринского пединститута, 1997.

 

           

Приложения 

Приложение№1 Модель современного выпускника

ü   Трудолюбивый и способный к самореализации в различных

видах деятельности;

ü   Обладающий развитым интеллектом, деловым этикетом;

ü   Владеющий высокой культурой общения и поведения, культурой быта иэстетическим вкусом;

ü   Уважающий         иные мнения,       национальные      убеждения и

религиозные обычаи людей;

ü   Эрудированный, активный и целеустремленный, умеющий преодолеватьтрудности, отстаивать свою точку зрения, свои и общественные интересы,разбирающийся в политике и экономике;

ü   Готовый к самостоятельной трудовой деятельности;

ü   Способный к продолжению образования и самообразованию;

ü   Наделенный глубокими и прочными знаниями по различнымдисциплинам;

ü   Любящий свою семью, почитающий своих родителей, руководствующийсяв жизни высокими духовными идеалами, гуманный и милосердный;

ü   Воспитанный на основе нравственных традиций русского народа –жизнерадостный, доброжелательный, вежливый, миролюбивый, отзывчивый,гостеприимный, дорожащий своей честью и достоинством.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№2

Стержнемв определении содержания жизнедеятельности сообщества

«ЭкоМир» являетсяценностное отношение к человеку (экология здоровья), природе(экология природы), обществу (экология души) ü Человеккак субъект жизни и наивысшая ценность на земле рассматривается через:

ü   деятельность как способ существования и выражения «Я»

человека;

ü   отношения человека и природы;

ü   человек и семья;

ü   человек и его профессия;

ü   человек и его многообразные творческие увлечения;

ü   человек в общении с другими людьми;

ü   человек в отношении к самому себе;

ü   человек в отношении к физическому и умственному труду

Природа: усложнениеестественно-природных и социальных факторов в системе «Общество – природа»делает получение достоверной информации состояния окружающей среды и ориентациюнаселения на необходимые условия выработки и реализации эффективнойэкологической политики. Человечество вступило в такой период развития, когдаобеспечение его безопасности становится более важной проблемой, чем дальнейшийпрогресс. Необходимо формировать ценностное отношение к природе как к общемудому человечества.

Общество: Умениестроить свои взаимоотношения с обществом – одно из основных условий успешнойсоциализации личности. Современный национальный воспитательный идеал – этовысоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающийсудьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее ибудущее своей страны.

 



Если нашепоколение не сделает невозможного, нас ожидает немыслимое. 

Петра Келли

 

Проблемы современного человечества,связанные с чистой окружающей среды и с экологическими нормами поведениячеловека, в последние годы стоят наиболее остро. Все возрастающая численностьчеловечества, расширение границ его обитания, усиление промышленности исельского хозяйства, приводит к тому, что окружающая среда претерпевает сильныеизменения. И эти изменения не всегда положительные.

   Новая картина окружающей нас действительности привела кнеобходимости нового типа образования и воспитания — экологического. Оно предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру. 

Экологическое воспитание — этонепрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный наформирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций,нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическуюответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.

Экологическое воспитание полностьюнацелено на будущее, оно становится важным фактором социальной стабильности. Тоесть можно сделать вывод, что экологическое воспитание — это новый смыслсовременного образовательного процесса.

Содержание экологического воспитанияможно выразить в виде трех взаимосвязанных компонентов: 

       знаниеэкологических законов, правил, теорий, понятий, научных фактов;

       практическаядеятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанная с решениемэкологических проблем;

       эмоционально-эстетическоевосприятие природы, художественных образов ее выражения и отношения человека кней.

На мой взгляд, экологическое воспитаниеследует начинать не в глобальных  масштабах, ведь ученик школы с малой долейвероятности может повлиять на решение этих проблем в настоящем,  а прямо здесь,возле нашего дома, на нашей улице. Только осознав свои личные возможности,научившись решать ближайшие экологические проблемы, человек сумеет задуматься осудьбе мироздания в целом. На решение мелких, но насущных экологических задачнаправлен проект по экологическому воспитанию учащихся.

 

 

 

Основнаяидея программы:

Воспитание и развитие личности,формирование ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетическихотношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние иулучшение социоприродной среды.

Срокиреализации проекта:

Проект ежегодный, идет с 2018г.

Начало ежегодного этапа — сентябрь.

Окончание ежегодного этапа — апрель.

Цель: Становление экологическойкультуры и экологически целесообразного поведения учащихся МБОУСтарогородковской СОШ. Задачи проекта:  

1.       Популяризация     природоохранной           деятельности        школьников           и привлечение учащихся к исследованию природы;

2.       Приобщение          учащихся     к          информационно-просветительскойдеятельности в области экологии среди учащихся школы и жителей поселка;

3.       Формирование бережного отношения кбогатствам природы. Участники проекта:

Учащиеся 1-11 классов.

Партнёры проекта: Библиотека, учителябиологии, географии, ИЗО, литературы, технологии, информатики, литературы.

 

Имеющиесяресурсы: 

1.                 Книжныйбиблиотечный фонд.

2.                 Видеофильмы потеме проекта.

3.                 Педагоги (оказаниепомощи учащимся в реализации проекта)

4.                 Родители учащихся(распечатка памяток, активное участие в экологических акциях).

Механизмреализации проекта:

I      этап– организационный.

Сентябрь

Выбор тем мини- проектов на текущий учебный год, постановкацелей и задач, подбор материала, составление плана работы, определениеучастников и партнёров проекта.

II   этап –практический.(реализация проекта)

Сентябрь-апрель

Направления деятельности: 

1.                 Учебно-исследовательскаяработа учащихся.

2.                 Сбор и анализинформации об экологической обстановке в нашей местности.

3.                 Просветительскаядеятельность.

4.                 Охрана природы ипрактическая деятельность в решении экологических проблем.

5.                 Участие вмуниципальном конкурсе «День Земли».

III– обобщающий.

Апрель

Подведение итогов, оценкарезультативности проекта. Итоговое  мероприятие по теме проекта. Поощрениелучших участников проекта:

   заинициативность и самостоятельность; – за организованность и ответственность;

   за творчество имастерство.

 

Результатреализации проекта: 

1.                 Организация группыдетей для проведения мероприятий по экологическому воспитанию в начальнойшколе.

2.                 Организацияисследовательской работы для мониторинга состояния территории поселка. Учащиесязанимают призовые места на научно- практических конференциях разного уровня.

3.                 Разработка памяткиличного природоохранного поведения в природе.

4.                 Содействиераспространению знаний об окружающей среде и её состоянии (выпуск газет,плакатов, информационных буклетов) среди жителей поселка.

5.                 Участие в районномконкурсе «День Земли», стабильно занимаем вторые места за проведениеэкологических акций в школе и на территории нашего поселка. 

6.                 Участие вэкологическом десанте. Регулярно проводятся субботники, как на территориишколы, так и поселка. 

7.                 Участие в акциях:«Вернем Земле её цветы», «Чистый двор, чистый дом», «Стоп! Елочка», «Чудоскатерть», «Каждой птице свой дом», «Береги первоцветы», «Спасем!»

8.                 Формированиекультуры утилизации вторсырья: сбор макулатуры для дальнейшей переработки,информирование населения о правилах утилизации.

9.                 Применениеэкологических знаний в повседневной деятельности, включая правила поведения вокружающей среде, адаптацию к условиям территории проживания, оценкухозяйственной и экологической обстановки в своей местности.

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет