X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

МЕТОДИЧЕСКАЯРАЗРАБОТКА ПО

ТЕМЕ«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ЦИФРОВЫХОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

РЕСУРСОВНА УРОКАХ

БИОЛОГИИ»

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Старогородковская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

Автор:учитель биологии МБОУ Старогородковская сош

Лобова АленаВладимировна

 

 

 

 

         

Оглавление Ι Введение……………………………………………………………………………………………………… 3

ΙΙ Основная часть……………………………………………………………………………………………………………………… 7

§ 2.1 Разновидности ЦОРов используемых науроке биологии……………………………………………………… 7

§ 2.2 Методика использования ЦОРов на урокахбиологии и во внеурочной деятельности……………… 12

§ 2.2.1  ЦОРы – это помощь при подготовке куроку………………………………………………………………….. 13

§ 2.2.2  ЦОРы помощь при проведении урока…………………………………………………………………………… 14

§ 2.2.3 Помощь учащемуся при подготовкедомашних заданий…………………………………………………… 17

§ 2.2.4 Работа с отстающими учащимися………………………………………………………………………………….. 18

§ 2.2.5 Подготовка к итоговой аттестации………………………………………………………………………………… 19

ΙΙΙ Заключение……………………………………………………………………………………………………………………….. 20

Список использованных источников…………………………………………………………………………………………. 22

Приложения…………………………………………………………………………………………………………………………… 23

 

 

 

 

             

Ι Введение.

21 век, назван веком биологии. Ученые умы всего мирапредрекают именно биологии наиболее мощное развитие. Предполагают, что вближайшие года именно биологам будут принадлежать наиболее значимые открытия,которые окажут влияние на дальнейшее развитие цивилизации.   Высокие темпыразвития биологии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека.Она не только остается теоретической основой здравоохранения и сельскогохозяйства, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности,новые перспективы в технике. Социальный заказ предусматривает повышениебиологической грамотности подрастающего поколения с учетом новейших достиженийбиологической науки. Все это требует совершенствования биологическогообразования на всех уровнях. При этом особенно важное значение приобретаетизучение биологии в школе.

Согласно государственному стандарту нового поколения,изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

     освоение знаний о роли биологической науки в формированиисовременной естественнонаучной картины мира;

     методах познания живой природы; о живой природе и присущих ейзакономерностях;

     о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живыхорганизмов;

     о человеке как биосоциальном существе; овладение умениямиприменять биологические знания для объяснения процессов и явлений живойприроды, жизнедеятельности собственного организма;

     использовать информацию о современных достижениях в областибиологии и экологии, о факторах здоровья и риска;

     работать с биологическими приборами, инструментами,справочниками;

      проводить наблюдения        за      биологическими          объектами и

состоянием егособственного организма, биологические эксперименты;

     развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческихспособностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами,биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

     воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,собственному здоровью и здоровью других людей;

      культурыповедения в природе;

     формирование способности и готовности использовать приобретенныезнания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашнимиживотными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе иокружающим;

     оценки последствий своей деятельности по отношению к природнойсреде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правилповедения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактикизаболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Как видно из требований государственного стандарта,предмет биологии достаточно сложен и нагляден, требует демонстрации процессов,систем и закономерностей, что усложняет усвоение предмета биологии школьниками.

Таким образом, в преподавании биологии возникаютопределенные противоречия:

1.                Особое внимание уделяется овладению учащимися традиционнымиметодами научного познания окружающего мира: теоретическому иэкспериментальному, что не всегда интересно детям, особенно с низкойпознавательной активностью. В то же время предмет биологии достаточно сложен, абазисный учебный план определяет время для изучения биологии в размере 2 часовв неделю.

2.                Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, астараются ее получить из компьютера. Использование новых информационныхтехнологий и СМИ в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности принизкой мотивации учащихся. Но в современном информационном пространствеколичество информации огромно, а содержание не всегда соответствуетдействительности Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания биологиив школе, возникает одна, на мой взгляд, особо важная: как представить научнуюинформацию по предмету так, чтобы она осталась в памяти ребенка на долгие годы,а знание перешли в прочные умения и навыки, применяемые не только на уроках, нои в разных нестандартных ситуациях.

При выполнении мною педагогическогопроекта «Информационные технологии на уроке биологии» во временном промежутке2009-2012 гг. были изучены как сами ИКТ технологии, использование которыхвозможно на уроке, но и получены положительные результаты их использования. Сампроект и результаты его исполнения можно рассмотреть в ПРИЛОЖЕНИИ 1. Так какнаблюдались явные положительные результаты применения ИКТ технологий, мною былапоставлена следующая цель в дальнейшей работе.  

Цель работы:

формирование педагогического опытаиспользования ЦОРов на уроке биологии для повышения качества обученностиучащихся и для дальнейшего его использования в собственной практике ираспространение среди учителей биологии.

Задачи:

1.                Изучить и проанализировать имеющийся опыт отдельных педагогов,использующих интерактивные способы, формы, средства обучения, определитьпреимущества интерактивного обучения в обучении биологии

2.                Теоретически освоить инновационные интерактивные технологии 3.развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение           самостоятельно приобретать        новые         знания,       работать    с различнымиисточниками информации посредством ЦОРов

4. Формировать у учащихсяинформационную компетенцию, умения работать с различными источниками информации.

           

ΙΙОсновная часть.

§ 2.1 Разновидности ЦОРов используемых на урокебиологии.

Урок биологии в школе всегда отличался наглядностью.Трудно «на пальцах» научить пониманию внешних и внутренних процессов,происходящих в живых организмах. Поэтому учитель биологии всегда стоял передвыбором средств обучения для использования их на уроке.

Учителя многих поколений, показывая динамикуопределённых биологических процессов на плоской доске, использовали лишькусочек мела. Позже стали использовать аппликации. 

Параллельно совершенствовались и техническиесредства обучения. Демонстрация фолий через кодоскоп (графопроектор) – тоженеплохой вариант. В оборудование кабинета биологии входят наборы фолий позоологии, ботанике, общей биологии.

Отлично демонстрируют процессы в живой природе кино-и видеофрагменты. 

Время постоянно меняет наши представления осредствах обучения биологии. И если ранее речь шла о возможностях наблюдения заобъектом, то в настоящее время школьники и учителя имеют возможностьиспользовать виртуальное пространство компьютера для решения дидактическихзадач. Постепенно ушли в прошлое кинопроекторы, всё реже используетсявидеомагнитофон. На смену им пришёл компьютер. С его помощью тоже можносмотреть видео. Но можно применять и другие цифровые образовательные ресурсы. 

Цифровые образовательные ресурсы — этопредставленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические идинамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивногомоделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты иделовая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые дляорганизации учебного процесса. 

Использование ЦОР уместны на всех этапах урока: отактуализации знаний, контроля и оценки знаний, умений и навыков, до подготовкидомашнего задания.

Рассмотрим основные виды ЦОРов используемых на урокебиологии.

1.     Изображенияв цифровой форме (фотографии и рисунки). Биология как уже сказано,предмет связанный с наглядностью. Не всегда кабинет обеспечен достаточнымматериалом ,необходимым для иллюстрации изучаемого материала. Спасает коллекцияфотографий и рисунков составленная мною . причем среди электронных материаловприсутствуют как рисунки и фотографии классически используемые учителями, так иобъекты изображающие живые организмы, принадлежащие биоценозам окружающих местожизни учащихся школы, что позволяет обеспечивать изучение краеведческогокомпонента, приближать изучение предмета к практической части, а так жеиспользовать экологическую составляющую предмета.

2.     Видеофрагментыи видеофильмы. Наблюдение особенностей жизнедеятельности живых организмовв естественных условиях всегда являлось одним из основных методов изученияприроды. В рамках школьного курса данный метод сложно использовать, а дляизучения большинства организмов и не возможен вовсе. Безопасно проводить такиеисследования возможно за счет видеоматериалов.

Документальные видеофильмы позволяютучащимся примерить на себя роль исследователей природы, причем без затратматериальных. Можно посетить различные уголки мира, что активно используетсямной как на уроках так и во внеурочное время. Такие «путешествия» повышаютзаинтересованность учащихся к изучению предмета.

 

Короткие образовательныевидеофрагменты, созданные как еще в советское время, так и современные,позволяют проиллюстрировать конкретный урок. 

3.     Статическиеи динамические модели. Это модели, которые являются динамическимивариантами таблиц, схем и рисунков, этот вид моделей позволяет разнообразитьтакие моменты урока как закрепление пройденного материала и проверку.  

4.     Объектывиртуальной реальности и интерактивного моделирования. Моделированиетакже является одним из методов изучения биологии. Компьютерные модели,позволяют проводить исследование сложных процессов в рамках занятия.Пространство виртуальной реальности представлено в виде виртуальныхлабораторных работ, которые являются не плохой заменой реальных работ  можнопроводить и на уроке в режиме демонстрации, так и оставлять на самостоятельноедомашнее задание.

5.     Звукозаписи.Звуковые файлы при изучении биологии используются как носители голосовразличных животных, применение не столь широко, но позволяет расширить знанияучащихся по определенным темам, ну и конечно перевести их знания в плоскостьпрактического применения.

6.     Анимация.Как правило, используются для иллюстрации механизмов биологическихпроцессов. Психологически привлекательны за счет использования современногокомпьютерного дизайна. Наиболее удобны для применения в учебном процессеанимации, которые имеют синхронизированное дикторское сопровождение, это даётвозможность использовать  анимации при объяснении нового материала учителем илипроводить учащимся самостоятельное изучение нового материала.

7.     Презентации.Это цифровые объекты созданные учителем, являются поэтапной иллюстрациейвсего урока или его элемента, применение при создании презентации ранеерассмотренных ЦОРов, делает урок более динамичным и подчинённым логикеизложения. Презентации бывают как линейные, наиболее привычные нам, так и 3-Dпрезентации, использование которых в приделах занятия повышают интерес учащихсяза счет своей новизны.

8.     Текстовыедокументы. Это файлы в которых заключается разнообразный материал:конспекты уроков, контрольные и проверочные работы, дидактические карточки.Наличие такого материала позволяет быстро планировать как отдельные уроки, таки полностью темы в соответствии с особенностями каждого класса.  

9.     Готовыеобразовательные модули. Такие модули существуют в виде трех типов:информационные, практические, контрольные. Все модули это полностьюсформированный ЦОР, в них присутствуют различные виды подачи материала. Именнопоэтому их можно использовать как материал для самостоятельного изученияматериала.

10.                       Интернет уроки. Данные ЦОРы появилисьсравнительно недавно, это фактически урок, который записан на видео и размещенв интернете. Такие уроки очень удобны в использовании в работе с отстающимиучащимися.

11.                       Учебники и книги. Книги, представленные вэлектронном формате, составляют виртуальную библиотеку, которой можнопользоваться в любое удобное время.

12.                       Цифровые образовательные платформы.  

           

 

§ 2.2 Методика использования ЦОРов на урокахбиологии и во внеурочной деятельности. 

В процессе работы над изучениемиспользования ЦОРов  в работе учителя биологии мною создана большая коллекцияразных видов цифровых ресурсов, которые я активно использую в моей работе. Оданной коллекции можно судить по сводной таблице №1 

курс биологии 

Биология. Растения.

Бактерии.

Грибы.

5,6 Гб

2322

227

657

872

434

Биология.

Животные.

10,11

3570

550

1099

978

753

53

Биология. Человек.

9,63

2600

271

866

653

612

42

Общая биология

14,49

2394

176

642

395

1114

Итого 

34,23

10886

1224

3264

2898

2913

95

Кроме коллекции ЦОРов мною собрана электроннаябиблиотека, в которой имеется 767 различных учебников и книг по биологии иэкологии.

Коллекция собрана на просторах интернета. В нее входяткак материалы разработанные методистами, так и ресурсы созданные учителямипредметниками разных стран и городов. Кроме того я постоянно пополняю коллекциюи своими собственными разработками, в основном это презентации (практически ккаждому уроку 5-11 класса), текстовые документы. 

Весь имеющийся материал загружен на внешний жесткийдиск, поэтому доступ ко всем образовательным ресурсам у меня постоянный.

Как же я ихиспользую в своей работе. 

§ 2.2.1  ЦОРы – это помощь при подготовке к уроку.

1.     Компоновкаи моделирование урока из отдельных цифровых объектов. Материал в копилкеЦОРов структурирован по классам и по урокам, поэтому при подготовке достаточнобыстро подбирается материал, применение которого обоснованно разными факторами.Даже создание урока для, сильно отличающихся по уровню обученности, классов водной параллели не составляет труда. Значит, не затрачивая временные ресурсы,учитель может дифференцированно подходить к процессу обучения.  Варианткомпоновки урока в ПРИЛОЖЕНИИ 2 (в приложении указаны интернет ссылки дляудобства использования другими учителями, данная разработка была размещена напедагогическом сайте)

2.     Эффективныйпоиск информации в комплекте ЦОРов имеющаяся коллекция позволяет непроизводить постоянный поиск нужного материала. Он уже есть. Можно его менятьпо возможности улучшая, учитывая недостатки выявленные ранее. Структураколлекции отражена в ПРИЛОЖЕНИИ 3

3.     Подготовкаконтрольных и самостоятельных работ. Наличие текстовых документов с разнымипроверочными позволяют быстро подготовить работу в зависимости от силы класса.Нет необходимости хранить все в бумажном формате. А это САНПИн, много бумагимного пыли.  

4.     Подготовкатворческих заданий. В коллекции представлены документы в которых подробнорассказано о разных вариантах творческих заданий. 

5.    Подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами

§ 2.2.2  ЦОРы помощь при проведении урока.

1.                Демонстрация подготовленных цифровых объектов на интерактивнойдоске. В классе имеется автоматизированное рабочее место. На 90% уроков яиспользую электронную коллекцию ЦОРов в качестве демонстрационного материала. 

2.                Использование интерактивных моделей, анимаций, раскрывающихсясхем. Первый тип интерактивных моделей имеют два режима работы. Первыйрежим работы демонстрационный, второй – тестовый. ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Поэтому данныеЦОРы используются на разных этапах урока. При изучении нового материала врежиме демонстрации в сопровождении пояснений учителя, или в процессесамостоятельного изучения материала, проводится демонстрация а поясненияучащиеся ищут самостоятельно в учебнике. При закреплении материала хорошоиспользовать тестовый режим причем прохождение тестового режима целесообразнофронтально. При проверке домашнего задания тот же тестовый режим используетсядля проверки отдельных учащихся за компьютером учителя без демонстрации накласс, в это время проводится устный опрос. 

Второй тип интерактивных моделейПРИЛОЖЕНИЕ 5 в режиме демонстрации при выборе опции «подсказка» обозначают нетолько названия части организма, но и его основные функции или особенностистроения. Данное дополнение позволяет расширить применение этого типа ЦОРа входе самостоятельной работе учащихся. 

Анимации, как правило, используютсядля иллюстрации механизмов биологических процессов. Психологическипривлекательны за счет использования современного компьютерного дизайна.Наиболее удобны для применения в учебном процессе анимации, которые имеютсинхронизированное дикторское сопровождение, это даёт возможность использоватьанимации при объяснении нового материала учителем или проводить учащимсясамостоятельное изучение нового материала. Для повышения эффективности учебногопроцесса сюжеты анимации разбиты на части, и предоставлена возможность выборарежима проигрывания сюжета – с остановкой на ключевых кадрах или без остановки.Работа с анимацией в режиме остановки на ключевых кадрах даёт возможностьучителю сделать дополнительные комментарии или дать возможность учащимсясделать записи в тетрадях, а также этот режим позволяет несколько разпроигрывать наиболее сложные фрагменты анимации без особых сложностей поисканеобходимого фрагмента сюжета. Все эти приёмы создают возможностьквалифицированного объяснения биологических процессов с нужными визуальнымиакцентами.

Раскрывающиеся интерактивныесхемы интересны постепенным вводом информации, позволяют акцентировать вниманиешкольников на определённом моменте изучаемого материала. Использование такихсхем возможно для предъявления нового учебного материала при объясненииучителем. Их можно использовать в качестве опорных конспектов при фронтальнойработе с классом и при самостоятельной работе учащихся с учебниками дляструктурирования изучаемого материала. Наиболее эффективны схемы при проведениисравнения, в этом случае можно проводить анализ по раскрывающимся плашкам, какпо горизонтали, так и по вертикали.

3.                Использование виртуального пространства при выполнениилабораторных работ. Не для всех лабораторных работ достаточно материальныхресурсов кабинета. Если нет возможности провести ту или иную работу можновоспользоваться виртуальными работами с сайта http://www.virtulab.net/. или использовать практические модули с сайта http://fcior.edu.ru/,которые имеют широкий спектр различных практических работ. Идеально проводитьинтерактивные работы либо в кабинете информатики, либо в медиатеке. Примерыэтапов различных лабораторных работ в ПРИЛОЖЕНИИ 6

4.                Компьютерное   тестирование    учащихся, помощь      в

оценивании знаний. Проведениекомпьютерного тестирования позволяет быстро оценить качество знаний. Нетратится время на проверку, результат выводится на экран. Единственная проблемавозникающая, это опять необходимость использовать компьютерный класс.Компьютерные тесты создаю самостоятельно на платформе программ скачанных изинтернета.

5.                Индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихсяс Цирками на уроке. Некоторые практические модули можно рассматривать какобразовательный ресурс для исследования того или иного процесса, поэтому врамках одного урока и одного кабинета можно провести биологическоеисследование, что помогает не только формировать навыки исследования уучащихся, но и повышать интерес и к изучению биологии и к научной деятельности.Варианты используемых модулей в ПРИЛОЖЕНИИ 7. 

§ 2.2.3 Помощь учащемуся при подготовке домашнихзаданий.

1.                Повышение интереса у учащихся к предмету за счет новойформы представления материала. 

Чтобы избежать перегрузки и вооружить учащихсязнаниями по биологии, учителю необходимо использовать разные формы и методыобучения, и, конечно, заинтересовать учащихся новым для них предметом.Внедрение в учебный процесс ЦОРов существенно изменяет методы преподаванияпредмета, делает обучение более содержательным, зрелищным. Общениеучитель-ученик становится более активным, что позволяет заинтересоватьслабоуспевающих учеников, а для сильных – придать процессу обучения характерисследования.

2.                Автоматизированный самоконтроль учащихся в любоеудобное время, а также активизировать процесс контроля усвоения материала. Вколлекции образовательных ресурсов есть материалы для закрепления отдельныхэтапов урока, всего материала урока. Ученики с интересом выполняют такиезадания, интерес сменяется радостью, если автоматизированный контроль поставитхорошую оценку. Применяю такие задания обобщающего характера при подготовкеолимпиад и экзаменов. Это разгружает учителя, дает возможность проводитьконсультации с разными группами учащихся.

3.                Большая база объектов для подготовки выступлений,докладов, рефератов, презентаций и т.п. В коллекции цифровых ресурсов многокультурно-просветительских и познавательных материалов по биологии. В разделеинновационных материалов есть ресурс «Виртуальный живой уголок», которыйпомогает быстро приготовить выступления учащихся для уроков и курсов.   

4.                Возможность оперативного получения дополнительнойинформации энциклопедического характера.

5.                Мультимедийные справочники-определители.  Например«Животный мир России. Птицы. Европейская Россия, Урал, Западная Сибирь», Цифровой иллюстрированный атлас-определитель растений средней полосы Россиииспользуются для подготовки исследовательских работ, это дает развитиетворческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде.

6.                Помощь ученику в организации изучения предмета в удобномдля него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от егоиндивидуальных особенностей восприятия.

7.                Приобщение школьников к современным информационнымтехнологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиямии постоянной работе с ними.

§ 2.2.4 Работа с отстающимиучащимися

Учащиеся могут отстать от основной массыодноклассников по разным причинам. Это могут быть и особенности развития, ииндивидуальный темп работы, пропущенные уроки по разным причинам и многоедругое. Для работы с такими учащимися очень важно использование ЦОРов. Для тех,кто пропустил урок через систему «Школьный портал», выдается домашнее задание ввиде ссылки на сайт ИНТЕРНЕТУРОК, где практически по всем темам биологиизагружены уроки, в которых учителя высокой классификации объясняют материал. Длятех, кто не успевает за общим темпом работы, через тот же «Школьный портал»скидываю различные ЦОРы используемые в уроке, для самостоятельной проработки изакрепления материала. Кстати такой метод понравился и родителям такихучащихся. Многие из родителей сами прорабатывают выданные ЦОРы для помощи своимребятам. 

§ 2.2.5Подготовка к итоговой аттестации.

В процессе подготовки к итоговой аттестации как в 9,так и в 11 классах, учащимся необходимо повторить весь материал, изученный с 6класса. Объём материала большой, для многих может показаться просто огромным.Все типы ЦОРов можно использовать для работы по подготовке. В первых большаянаглядность повышает запоминание материала, а во вторых разнообразие изучаемогоматериала делает подготовку не такой удручающе однообразной. 

Работа по подготовке к итоговой аттестации сиспользованием ЦОРов фактически только начинается в рамках педагогическогопроекта «Подготовка к итоговой аттестации с использованием ЦОРов и ресурсовинтернета», этап разработки которого идет в этом учебном году. Как понимаете,результаты будут позже.

 

                 

ΙΙΙ Заключение.

 

Подведу итог. Применение цифровых образовательныхресурсов оправдано, так как вносят значительные изменения в организациюпроцесса обучения учащихся.

1.    Происходит        более          рациональная     организация

познавательной деятельностишкольников, а это ведет к экономии времени урока.

2.    Значительно повышает мотивацию обучающихся.

3.     Полученныезнания остаются на более длительный срок и легче восстанавливаются дляприменения на практике после краткого повторения.

4.     ЦОРыпозволяют изучать процессы и явления на микро и макроуровнях, внутри сложныхбиологических систем на основе средств компьютерной графики и моделирования

5.     Имеется возможность предоставить, в учебном масштабе, для изучения различныебиологические процессы, реально протекающие с очень большой или малойскоростью.

6.     ПрименениеЦОРов, безусловно, делает занятия более наглядными и интересными. Уроки сприменением ЦОРов не заменяют учителя, а напротив делают общение с учащимсясодержательным, деятельным, индивидуальным.

7.     Позволяетдовести до учащихся огромный поток информации, развивая при этом зрительнуюпамять, акцентируя внимание на важных объектах.

8.     Сочетаниетекста, рисунка, анимации, звукового сопровождения «включает» максимальноеколичество видов памяти: слуховую, зрительную, механическую, эмоциональную. 

9.     Крометого у учащихся формируются: умение обобщать, анализировать, систематизироватьинформацию; умение работать в группе; осознание полезности получаемых знаний.

В результатепродолжительного применения данной методики отмечаю:

1.     Повышениепознавательного интереса к предмету, что выражается в большом числе учащихсястремящихся глубже изучать предмет, участвовать в исследовательской и проектнойдеятельности;

2.    Рост успеваемости учащихся по предмету;

3.     Формирование  навыков     самостоятельной         продуктивной деятельности;

4.    Создание ситуации успеха для каждого ученика.

 

                 

Список использованных источников.

 

                 

Приложения.

 

           

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Педагогическийпроект

«Информационныетехнологии на уроках биологии»

Авторучитель биологии МБОУ Старогородковской СОШ Лобова А.В.

 

“Дитятребует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ееоднообразием”

К.Д. Ушинский

Важную отличительную черту современной цивилизациисоставляет все возрастающая скорость количественных и качественных изменений.Радикальное ускорение перемен в обществе произошло в период быстрого развитияинформационных технологий. 

В наши дни каждому – ребенку, подростку, взрослому –необходимо иметь хотя бы общее преставление о технологиях, окружающих его вшколе, дома, на улице. Чтобы воспользоваться обширнейшими возможностями,предоставляемыми новыми технологиями во всех сферах человеческой деятельности,нужно быть достаточно подготовленным, обладать набором знаний и умений. 

Привычное понимание процесса обучения связано сабстрагированием его от другой деятельности человека: ученик приходит в школуучиться. Однако любой человек учится постоянно в процессе любой деятельности.

Возможность использования информационных технологий вобразовании строится на том, что обучение представляет собой обработкуинформации. Слушать, говорить, читать, писать, убеждать, оценивать, запоминать– все это примеры некомпьютерной обработки информации. Обработка и передачаинформации становится ныне одним из главных видов деятельности человека. 

Применение информационных технологий дает возможностьв большей степени использовать некоторые универсальные особенности личностиребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутриих, потребность в общении и игре, стремлении к коллекционированию, порядку,способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения. Основачеловеческого развития – стремление и способность к обучению в течение всейжизни – должна закладываться в школе.

Информатизация образования представляет собой системуметодов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с цельюсбора, обработки, хранения, распространения и использования информации винтересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальнойинтенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новыхинформационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

В последнее время отмечают падение интереса учащихсяк изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно онидают знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятиеокружающего мира. Они играют значительную роль и в формировании личности вцелом. Падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано впервую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразнымиспользованием учебников, таблиц, схем. Одним из способов повышения интереса кдисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этимпредметам является использование современных информационных технологий, вчастности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса.

Цель исследованияактивизироватьучебно-познавательную

деятельность учащихся на уроках биологии при помощиинформационных технологий.

Задачи: 

1.                Изучить теоретический материал об использовании информационныхтехнологий в образовании; 

2.                Разработать методическую базу, способствующую оптимальномувнедрению информационных технологий на уроках

биологии; 

3.                Внедрить информационные технологии в учебный процесс, изменивметодику преподавания предмета. 

Объект исследования – учебно-воспитательныйпроцесс в 6 – 11 классах на уроках биологии.

Предмет исследования – внедрениеинформационных технологий в учебный процесс при изучении биологии.

Гипотеза: 

Введение информационных технологий при изучениибиологии позволит: 

1.                интенсифицировать    все    уровни       учебно-воспитательного

процесса; 

2.                рационально организовать познавательную деятельность учащихся входе учебного процесса; 

3.                построить открытую систему образования, обеспечивающую каждомуиндивиду собственную траекторию обучения; 

4.                использовать специфические свойства компьютера, позволяющиеиндивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новымпознавательным средствам; 

5.                изучать явления и процессы в макро- и микромире, внутри сложныхбиологических систем на основе использования средств компьютерной графики икомпьютерного моделирования; 

6.                представлять в удобном для изучения масштабе времени различныебиологические процессы, реально протекающие с очень большой или очень малойскоростью; 

7.                конкретным образом изменить организацию процесса познания путемсмещения его в сторону системного мышления. 

Этапы работы

 

п/п

Содержание работы

Сроки

 

Прогностический этап 

Изучение теоретических основ применения информационных технологий в образовании; определение объекта и предмета эксперимента; предварительная диагностика классного коллектива.

I        и           II четверть 2009

–               2010

учебного года

 

Организационный этап 

III и IV

 

Разработка методики использования информационных технологий на уроках биологии; проведение пробных уроков с использованием информационных технологий; разработка методической базы на следующий учебный год.

четверть 2009

–               2010

учебного года

 

Практический этап 

Внедрение информационных технологий на уроках       биологии; диагностика        классного коллектива.

2010   

2011    учебный год

 

Обобщающий этап 

Проведение итоговой диагностики классного коллектива; пропагандирование результатов эксперимента в педагогическом коллективе своей школы и педагогических коллективах других школ.

2011   

2012    учебный год

 

Внедренческий этап 

Внедрение информационных технологий в практику обучения на постоянной основе. 

2012   

2013    учебный год

Возможные трудности

 

п/п

Возможные трудности

Пути преодоления трудностей

 

Отсутствие

Соединение учащихся в пары или

 

навыков       работы        с

компьютером

микрогруппы по наличию навыков работы с компьютером, использование компьютера в демонстрационном варианте. 

 

Изучение

большого объема теоретического и практического материала

Обучение научной организации труда

Результаты исследования

В трактовке И.В. Роберта под информационнымитехнологиями понимаются “программно-аппаратные средства и устройства,функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и системтелекоммуникаций информационного обмена, аудио-, видеотехники и т.п.,обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке,передаче информации”. [1]

Информационные технологии предоставляют возможность: 

              сделать обучение более эффективным, вовлекая все видычувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллектновым концептуальным инструментарием; 

              вовлечь в процесс активного обучения категории детей,отличающихся способностями и стилем учения; 

              значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и вбольшей мере отвечающий местным потребностям. 

Основная образовательная ценность информационныхтехнологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркуюмультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченнымипотенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, иученика. 

В отличие от обычных технических средств обученияинформационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большимколичеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способностиучащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать сразличными источниками информации. [2] 

Выделяют восемь типов компьютерных средствиспользуемых в обучении на основании их функционального назначения (по А.В.Дворецкой).[3] 

1.                Презентации – это электронные диафильмы, которыемогут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементыинтерактивности. Для создания презентаций используются такие программныесредства, как PowerPoint или Open Impress. Эти компьютерные средства интереснытем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональномукомпьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средствсоздания презентации. Кроме того, презентации активно используются и дляпредставления ученических проектов. 

2.                Электронные энциклопедии – являются аналогами обычныхсправочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д.Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языкигипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналоговони обладают дополнительными свойствами и возможностями: 

                o                 ониобычно поддерживают удобную систему поиска по

ключевым словам и понятиям;  o удобнаясистема навигации на основе гиперссылок;  o   возможностьвключать в себя аудио- и видеофрагменты. 

3.                Дидактические материалы – сборники задач, диктантов,упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных вэлектронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматахdoc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста. 

4.                Программы-тренажеры выполняют функции дидактическихматериалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках. 

5.                Системы виртуального эксперимента – это программныекомплексы позволяющие обучаемому проводить эксперименты в “виртуальнойлаборатории”. Главное их преимущество – они позволяют обучаемому проводитьтакие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениямбезопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ– естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которойобучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента. 

6.                Программные системы контроля знаний, к которым относятсяопросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная иавтоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток –негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческиеспособности. 

7.                Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единыйкомплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначалапредлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем проставитьвиртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающегокурса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащемусядоступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и взавершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач(программные системы контроля знаний). 

8.                Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивныепрограммы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры,дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, памятьи, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать наклавиатуре. 

Выделяют следующие типы уроков по способуиспользования информационных технологий (по Козленко А.Г.): [5] 

1.                Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационномрежиме – один компьютер на учительском столе + проектор; 

2.                Уроки,       на      которых     компьютер          используется      в

индивидуальномрежиме – урок в компьютерном классе без выхода в

Интернет; 

3.                Уроки,       на      которых     компьютер          используется      в

индивидуальном дистанционном режиме– урок в компьютерном классе с выходом в Интернет. 

Компьютерные средства обучения можно разделить надве группы по отношению к ресурсам сети Интернет: 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

              Средства обучения on-line применяются в реальном времени сиспользованием ресурсов сети Интернет; 

              Средства обучения off-line – это автономно используемыесредства. 

При внедрении информационных технологий в учебныйпроцесс предпочтительными в наших условиях оказались уроки, на которыхкомпьютер используется в демонстрационном варианте. Поскольку использованиекомпьютера в индивидуальном режиме невозможно изза отсутствия навыков работы накомпьютере и недостаточность материального обеспечения (1 компьютерный класс). 

На начальном этапе работы информационные технологиивводились на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо использоватьбольшое количество наглядного материала (с учетом возрастных особенностейучащихся).

Из перечисленных типов компьютерных средствиспользовались в основном презентации. При составлении презентаций большеевнимание уделялось иллюстративному материалу. Надо отметить, что используемый вобучении учебник по биологии недостаточно снабжен иллюстрациями или они слишкоммелкие и не понятные. Текстовая часть презентации представляет собой толькоосновные мысли по теме или термины для обязательного запоминания.

Очень интересны презентации по изучению биологическогоразнообразия растений и животных. Большой восторг у учащихся вызывает наглядныйматериал данных презентаций, когда они могут очень хорошо разглядеть, то илииное растение или животное. Дополнением к презентациям становятся материалы куроку приготовленные учащимися.

Затем информационные технологии стали вводиться наобобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и уменияучащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы,необходимых для изучения последующих тем или курсов биологии. Например,обобщающий урок по теме: “Клеточное строение растений”. В презентацию для этогоурока были вставлены интерактивные схемы “Строение микроскопа”,

“Приготовление микропрепарата”,“Строение клетки”, “Деление и рост клеток”. С их помощью акцентировалосьвнимание на основных моментах темы. 

Таким образом, был накоплен богатый методическийкомплект презентаций по курсам биологии 6 – 11класса. 

В индивидуальном режиме с учащимися желающимиуглубленно изучать предмет проводилась работа и с другими типами компьютерныхсредств. Это электронные учебники и энциклопедии, программытренажеры дляподготовки к экзаменам, которые помимо результата дают объяснение и правильныйответ, системы виртуального эксперимента, обучающие игры.

В образовательном процессе компьютер может быть какобъектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностикиусвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использованиякомпьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний,умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, кформированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором– компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективностиорганизации учебно-воспитательного процесса. 

При введении в программу предмета “Информационныетехнологии в предметах” появилась возможность внедрения информационных технологийв индивидуальном режиме. Развитие навыков работы на компьютере позволяетучащимся не только управлять готовой программой, но и самим изготовитькакой-либо продукт, будь то доклад, презентация или тестовый тренажер. Эторасширяет диапазон условий для креативной деятельности учащихся ипсихологического роста личности, развивая самостоятельность и повышаясамооценку.

В результате использования информационных технологийна уроках биологии стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся,повышение мотивации учебной деятельности.

                                        2010-2011         2011-2012         2012-2013

 

Заключение

Применениеинформационных технологий: 

              интенсифицирует передачу информации, значительно расширяетиллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональныйфон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, дифференцирует ииндивидуализирует учебный процесс; 

              позволяет преподавателю значительно расширить объем изучаемойинформации и разнообразить формы, способы ее восприятия учащимися; 

              создает условия для использования наиболее эффективных методов иформ обучения, реализации основных принципов целостного педагогическогопроцесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, отконкретного к абстрактному); экономии учебного времени, энергии преподавателя иучащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорение темпа; 

              материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминаетсянамного лучше, чем на традиционных уроках и в конечном итоге приводит к болеевысокому уровню усвоения предмета.  способствуетразвитию креативности детей через создание образовательных информационныхпродуктов. 

              способствует психологическому росту личности, развитию навыковсамообразования и самовоспитания. 

              способствует выявлению и поддержке одаренных детей. 

 

           

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые

 

ФИО

(полностью)

Лобова Алена Владимировна

Место работы

МБОУ Старогородковская СОШ

Должнос ть

Учитель биологии

Предмет

Биология 

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы.

Класс Саркодовые. Урок №9 

 

Базовый учебник

 

Биология 7 класс.  В.М. Константинов

8.     Цель  урока: раскрыть особенности строения,жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельныйобраз жизни, ознакомить с особенностями простейших из класса саркодовых;продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать и делать выводы.

9.      Задачи:

— обучающие сформироватьзнания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, ихжизнедеятельности.

-развивающиесформировать знания о единстве живого на Земле и об отличительных особенностяхцарств живой природы

-воспитательные организациямыслительной деятельности учащихся, творческой       самореализации;формировать материалистическое мировоззрение, воспитывать стремление к знаниям

10.         Тип урока   Урок изучения и первичного закрепленияновых знаний с применением практических заданий .

11.         Формы работы учащихся. Активное восприятиематериала. Работа с модулями практическими и контрольными. Формулирование целейи выводов своей работы.

12.         Необходимое     техническое      оборудование.

Компьютерныйкласс. Мультимедийное оборудование.

13.         Структура и ход  урока. Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЦОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя 

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Врем я

(в мин.)

 

1

2

3

4

5

6

1

Актуализация и постановка целей и задач урока

1Портрет Антонио Ван Левенгука

2 Амеба

Протей

Рассказывает историю открытия простейших с демонстрацией портрета ученого. Демонстрирует видеофрагмент

о

представителе Подцарства Простейшие – амеба. Ставит задачу перед учащимися по формулировани и цели и задач урока.

Слушают.

Смотрят.

Формулируют цели и задачи урока.

Записывают тему в тетради.

3

 

2

Введение нового материала

3 Общие признаки класса

Корненожки

 

Объясняет новый материал с использование м слайд — шоу

Слушают объяснение, записывают основные моменты в тетради.

10

3

Формулирован ие вопросов учащимися

Вопросы учеников по просмотренно му слайд — шоу.

Задают вопросы.

Отвечает на вопросы.

3

4

Ответы учащихся на вопросы учителя

4 Общие признаки класса

Корненожки

 

Дает направление на адрес интернета, где расположено тестовое задание.

Выполняют

тест с использовани ем

компьютеров

(работа в минигруппах)

3

5

Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися

5 Амеба – представитель пресноводных саркодовых

Знакомит с модулем и объясняет принцип работы. Ставит перед учащимися задание. Отвечает на возникшие вопросы учащихся.

Знакомятся с модулем и заданиями, которые необходимо выполнить. Задают вопросы, возникшие в ходе ознакомления.

2

6

Выполнение задания учащимися

5 Амеба – представитель пресноводных саркодовых

Анализирует результаты выполнения учащимися задания.

Выполняют задания в

микрогруппах

.

10

7

Формулирован

ие контрольного  вопроса или задания.

6 Строение амёбы 7 Общая характеристик

а

одноклеточны х животных. Тип

Саркодовые и

Жгутиконосцы

. Класс

Саркодовые

 

Знакомит с модулями и мультимедийн ым заданием, объясняет принцип работы. Ставит перед учащимися задание. Отвечает на возникшие вопросы учащихся.

Знакомятся с модулем и заданиями, которые необходимо выполнить. Задают вопросы, возникшие в ходе ознакомления.

2

8

Выполнение учащимися контрольного задания

6 Строение амёбы 7 Общая характеристик

а

одноклеточны х животных. Тип

Саркодовые и

Жгутиконосцы

. Класс

Саркодовые

 

Анализирует результаты выполнения учащимися задания.

Оценивает работу.

Выполняют задания в

микрогруппах

.

10

9

Формулирован ие выводов урока

Вывод по уроку

Анализирует выводы предложенные учащимися, формулирует итоговый вывод.

Формулируют выводы. Записывают итоговый вывод в тетради.

2

 

 

 

 

 

 

Приложение кплану-конспекту урока

ТипСаркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые

(Тема урока)

 

Таблица2.

ПЕРЕЧЕНЬИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЦОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса 

Форма предъявления информации

(иллюстраци

я,

презентация, видеофрагме нты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к

ЭОР

1

Портрет

Антонио

Ван

Левенгука

Информацион ный.

Иллюстрация

Иллюстрация 

http://school

collection.edu.ru/img/image.g if  

2

Амеба Протей

Информацион ный. Видеофрагме нт.

Видеофрагме

нт

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/7 b16e5640a01022a01de437651012d02/view/

 

3

Общие признаки класса

Корненожк

Информацион ный. Презентация

слайд — шоу

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/3

2ad6c70a51542e4a7672bedec2a83fe/view/

 

 

и

 

 

 

 

4

Общие признаки класса

Корненожк

и

 

Контрольный. Тест

Тестовое задание.

Самостоятель ная работа учащихся

 

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/8

219b12e6c7149708c96

9e8bc7c16640/view/

 

5

Амеба – представит ель пресноводн ых саркодовых

практические задания по теме

Подцарство Одноклеточн ые

(Простейшие)

Модуль 

http://fcior.edu.ru/card/9857/a

mebapredstavitelpresnovodnyhsarkodovyh.html

 

6

Строение амёбы

 

Мультимедиа

Интерактивн ый рисунок строения амёбы

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/a c3d605e051043bea5ac9a9454ecac6d/view/

 

7

Общая характерис тика одноклеточ ных животных. Тип Саркодовы е и

Жгутиконо сцы. Класс Саркодовы

е

Контрольный. Интерактивн ый.

Модуль содержит контрольные задания по теме

 

http://fcior.edu.ru/card/6971/o bshayaharakteristikaodnokletochnyhzhivotnyhtipsarkodovyeizhgutikonoscyklasssarkodovye.html

 

           

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

           

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

Подведуитог. Применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяетактивизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качествообразования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формыобщения всех участников образовательного процесса. Но необходимо создатьусловия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различнымуровнем развития.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет