X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 

 ГАУДПО Институт Развития образования Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование жизненных компетенций

у детей младшего школьного возраста с ОВЗ

в условиях реализации ФГОС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Выполнила: Чипеева Н.А.,

                                                     учительначальных

                                                       классовГБОУ РЦДО

 

 

 

 

Нефтекамск 2022 год

Содержание

 

 

1.    Введение

2.    Анализпсихолого-педагогической литературы по теме.

3.    Особенности  формированияжизненных компетенций детей с ОВЗ.

4.    Методы и направления коррекционнойработы по формированию жизненных компетенций детей с ОВЗ.

5.    Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. Современная государственная политика в сфереобразования в качестве одной из стратегических задач рассматривает следующую:создание среды обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченнымивозможностями здоровья и их социализацию.

  В действующих документах, раскрывающих спецификукоррекционно-педагогического процесса как в  специальных учреждениях, таки в школах общего типа, отмечается необходимость целенаправленного формированияу учащихся с нарушениями в развитии жизненных компетенций.

В настоящее время подготовлен проект федеральных государственныхстандартов специального образования. Здесь представлены два взаимосвязанных ивзаимодействующих компонента: во-первых «академический» и, во- вторых,«жизненных компетенций». Это  свидетельствует о том, что все безисключения дети с  ограниченными возможностями здоровья должны получитьвозможность не только усвоить материал по общеобразовательным дисциплинам, но ив первую очередь, жизнедеятельности.

Таким образом, учитывая содержание действующих документов,отражающих государственную политику в сфере образования, пути модернизациисистемы специальной помощи ребенку с нарушениями в развитии, мы можемзаключить, что формирование жизненных компетенций у детей с ограниченнымивозможностями здоровья- это не только приоритетное, но и обязательноенаправление работы любого образовательного учреждения.

Отметим, что компетенции- это интегративная целостность знаний,умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, этоспособность  человека реализовывать на практике свои способности, умения,навыки.

Важным компонентом жизненных компетенций является опыт интеграцияв целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решениязадач.

Постановка  вопроса о формировании у школьников жизненныхкомпетенций не случайна. Такая необходимость обусловлена тем, что дети сограниченными возможностями здоровья значительно затрудняются или не всостоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

Как показывает практика, многие выпускники коррекционных школоказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Наблюдается тенденцияк частой смене работы. Прослеживается не всегда объективно обоснованная неудовлетворенностьзаработком. Отмечается недостаточный уровень подготовленности ксамостоятельному труду. Имеют место трудности в установлении контакта с членамиколлектива, отстраненность от участия в общественной жизни предприятия.Возникают проблемы в связи с неумением распределить бюджет, спланироватьнакопления, рационально вести хозяйство. У некоторых выпускников, живущих сродителями, наблюдаются иждивенческие настроения.

Как правило, это обусловлено тем, что дети с ограниченнымивозможностями здоровья:

— имеют специфические потребности в общении из-за своихэмоционально-поведенческих особенностей;

— не всегда могут самостоятельно продумывать и анализироватьбытовые, в том числе социальной и познавательной сферы,  принять нужноерешение;

-затрудняются объективно оценивать действия, поступки, а такжеприменять полученные теоретические знания на практике;

— имеют преимущественно низкий уровень мотивационной ипознавательной сферы, неструктурированное восприятие социального мира,неадекватную самооценку.

Эти проблемы невозможно решить вне целенаправленного формированияу школьников с ограниченными возможностями здоровья жизненных компетенций.

Цель исследования: определить содержание коррекционнойработы по формированию жизненных компетенций у детей с ОВЗ.

Задачи исследования:

1.                Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемеисследования.

2.                Выявить особенности и нюансы формирования жизненных компетенцийдетей с ОВЗ.

3.                Раскрыть направления коррекционной работы поформированию жизненных компетенций детей с ОВЗ.                             

1.    Анализ психолого-педагогической  литературы по теме.

Понятие «человек с ограниченными возможностями здоровья» притрадиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка.В соответствии с концепцией развития высших психических функцийЛ.С. Выготского своеобразие развития личности ребенка с отклонениями вразвитии изменяет отношение человека к миру и, прежде всего, сказывается наотношениях с людьми [2].

Как свидетельствуют исследования ученых-дефектологовВ.В. Воронковой, М.Ф. Гнездилова, А.Н. Граборова,Г.М. Дульнева, В.Г. Петровой, Т.А. Власовой, А.Р. Лурия, Ю.Т. Матасова,М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой и др., психофизическое развитиеаномальных детей осуществляется по общим закономерностям детского развития прирешающем воздействии специального обучения. Результатом образования детейданной категории должна являться максимальная социализация и трудовая адаптациядетей и подростков в современных экономических условиях. Для возможностиучастия детей с ограниченными возможностями здоровья в жизни обществанеобходимо главный акцент в системе специального образования делать не столькона процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения ими определенной системы знанийи ценностей, сколько на создании определенных условий для их социальноговоспитания опыта.

Исследования Л.С. Выготского, М.Ф. Гнездилова, А.Н.Граборова, Г.М. Дульнева, Л.В. Занкова, Ю.Т. Матасова,Ф.М. Новика, И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф и др. свидетельствуют означительных потенциальных возможностях детей с ограниченными возможностямиздоровья, резерве их здоровых качеств, которые могут проявиться приблагоприятных условиях системы образования и быть основой для формированияжизненных компетенций. С этих позиций специальное образование выступает какнаиболее эффективное средство формирования жизненных компетенций(Л.П. Назарова, Н.М. Назарова, Л.М. Шипицына и др.) [2].

В работах авторов И.А. Архип, О.А. Денисовой,Л.М. Кобриной, Е.Т. Логиновой, Э. Меги, Л.П. Назаровой,В.П. Невской, Л.Ф. Сербиной и др. представлен исторический анализобразования лиц с нарушениями в развитии в различных регионах России,отражающий новое видение проблемы их социализации и интеграции, что еще разподтверждает необходимость формирования жизненных компетенций. Социализациядетей с ограниченными возможностями здоровья в социально-культурную средупредставляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики иявляется закономерным этапом развития системы специального образования.

Процесс социализации ребенка, становление и развитие его какличности происходят во взаимодействии с окружающей средой (М.Я. Басов,Л.С. Выготский, Н.В. Иванова, Н.И. Иорданский,А.Г. Калашников, М.В. Крупенина, А.Г. Пинкевич,С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин), что требует формирования жизненныхкомпетенций

 Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л.Гончарова отмечают, что специальные федеральные государственные образовательныестандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриватьсякак неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общегообразования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка иКонституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатноесреднее образование. Устанавливая федеральные государственныеобразовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различныхформ образования и самообразования (ст. 43 КонституцииРФ). Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментомреализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.

Специфика разработки специального федерального государственногостандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свойпотенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованногообучения и воспитания — удовлетворения как общих с нормальноразвивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданныххарактером нарушения их психического развития.

Согласно Л.С. Выготскому, биологическоенеблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия сокружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическомразвитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяетпредотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения,отмечает также, что «уровень психического развития пришедшего в школу ребенка сОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степенивыраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития,но и от качества предшествующего обучения и воспитания» [2].

Л.С. Выготский уделяет особое внимание тому, что отклоненияв развитии ребенка приводят к его выпадению из  социально и культурнообусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связьребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослыйноситель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт,который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специальноорганизованных условий обучения [2].

Поэтому целью специального образования является введение вкультуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть«социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути»особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи,разделы содержания обучения, а также — методы, приемы и средства достижения техобразовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционнымиспособами.

Рассмотрим понятие компетенция. Компетенция – это готовность человека к мобилизации знаний, уменийи внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненнойситуации. Компетентность – это готовность действовать в ситуациинеопределенности. Это совокупность личностных качеств ученика(ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей),обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностнозначимой сфере.

       Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образованиядетей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчаснеобходимыми ребенку в обыденной жизни.

 Жизненнаякомпетентность детей с ОВЗ включает развитие:

— навыков общения вразличных жизненных ситуациях,

— умений и навыков практическоговладения выразительными движениями,

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

— творческихспособностей, активности, самостоятельности,

— выработкуположительных черт характера,

— коррекциюнежелательных черт характера и поведения.

 По утверждению И.А.Зимней при определении компетенцийважно подчеркивать их практическую направленность, учитывая, что они являютсясферой отношений существующих между знанием и действием в человеческой практике[5].

Таким образом, в настоящее время в образовании уделяетсяпервостепенное значение развитию компетенций выпускников школ, что обусловиловнедрение компетентностного подхода, который является наиболее отвечающимпотребностям современного общества. Учитывая, что дети с особыми образовательнымипотребностями, в большей степени, чем учащиеся без нарушений развития нуждаютсяв том, чтобы в образовательный процесс были включены такие методы и формыработы, способствующие развитию компетенций, следующим шагом контрольной работыстанет изучение особенностей жизненных компетенций в специальном образовании.

1.    Особенности  формирования жизненных компетенций детей с ОВЗ.

Проблема формирования жизненных компетенция у детей с ОВЗ насегодняшний день является предметом пристального изучения и имеет особенности всвязи с разнообразной нозологией.

Так на усвоение жизненных компетенций подростков с нарушениеминтеллекта оказывают влияние особенности личности: повышенные внушаемость ипассивная подчиняемость, что говорит об одной из особенностей усвоенияжизненных компетенций – усвоении негативных эталонов поведения. Нарушения вволевой сфере — астения, неуверенность в себе, зависимость от окружающих,пассивная подчиняемость, внушаемость, боязнь перемен, склонность к одним и темже стереотипам поведения, а также к легко возникающей растерянности, тревоге, неспособностипринимать осознанные решения, сказывается на усвоение таких жизненныхкомпетенций как трудности усвоения правил и норм поведения.

Бедность практического опыта, слабое развитие предметной моторикиили относительно сохранной речи создает особенности поведения слепого ребенка,которая протекает в виде однообразно повторяющихся движений, носопровождающаяся значительно более высоким уровнем протекания словесногодействия. Разрыв между речью и действием не сокращается без специальногообучения. Это является ярким примером асинхронии развития.

Таким образом, ребенок с ОВЗ, вступая в различные социальныеконтакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеютцели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего иявляются непродуктивными. С трудом формируется умение пользоваться средствамиречевого этикета, принятого в обществе.

Учащиеся испытывают затруднения при оформлении адекватногоречевого высказывания, допуская ошибки в его правильности, точности,логичности, чистоте и уместности высказывания. Важно научить их бытькоммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее,воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не были в тягостьобществу и людям, с которыми им предстоит общаться.

 

3.Методы инаправления коррекционной работы по формированию жизненныхкомпетенций детей с ОВЗ.

Основнымнаправлением работы является практическая подготовка детей к жизни.Поэтому содержание воспитания строится с учетом следующих принципов:

 − жизненнаязначимость;

− практическаянеобходимость.

При этом решаютсяследующие задачи:

·                    дать детям знания и представления о различных объектах окружающейих жизни (транспорт, магазины, предприятия бытового обслуживания);

·                    научить их практически правильно и по возможности самостоятельнопользоваться этими объектами и их услугами;

·                    сформировать устойчивые навыки и привычки общения с людьми,поведения в обществе.

Главнымпоказателем работы (прогнозируемые результаты) является то, что у детейпоявляется:

— желаниепосещать школу,

— находиться вколлективе детей,

-взаимодействовать друг с другом,

— общаться сдругими детьми вне класса, даже вне школы,

— посильнопринимать помощь специалистов,

— приниматьучастие в классных и общешкольных мероприятиях.

          Так, игра – важноесредство самовыражения детей, проба сил, социально-педагогическая форма детскойжизни. Сюжетно-ролевая игра – это путь к познанию самого себя, своихвозможностей, своих пределов.

В игре обучающийся учится управлять собой: происходяткачественные изменения в психике детей, формирование основных психическихпроцессов и свойств личности, что особенно важно для коррекционной работы сдетьми с умственной отсталостью. В сюжетно-ролевых играх обучающиеся усваиваютправила поведения в обществе, знакомятся с профессиями, учатся вести себя вобщественных местах, пользоваться услугами различных предприятий и учреждений.

Дидактические игры: шарады, анаграммы, кроссворды, ребусы — всёэто активизирует речевое мышление детей, повышает уровень креативности.

Хорошо развивает групповая игра «Карусель», когда учащиесяпроизвольно делятся на группы по 2-3 человека. Каждая группа пишет на листкеодин вопрос по теме, листки передаются соседям, которые отвечают на полученныйвопрос и формулируют следующий. Так продолжается до тех пор, пока листочки невернутся к хозяевам. Данная дидактическая игра позволяет решить сразу несколькозадач: повторить изученную тему, развить речь школьников, дать возможностьработать в группе, приспосабливаясь друг к другу и избегая конфликтов.

Практические упражнения

Большое значение имеет овладение детьми не теоретическимисведениями, а практическими умениями и навыками, т.к. сведения не подкрепленныедействиями, не будут способствовать подготовке к самостоятельной жизни.

При проведении практических работ решаются задачи воспитания:

         личностныхкачеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

         организациятруда: бережное отношение к предлагаемым материалам;

         развитие внимания,наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности.

Прежде чем выполнять практическую работу, недостаточно одногообъяснения педагога, нужно составить карту или схему действия. Такую работуможно увидеть, как правило, на уроках трудового обучения, когда учителяпредлагают поработать с технологической картой. Использование таких карт илисхем поможет выработать у ребенка алгоритм выполнения того или иного действия ив последствии закрепить его. Практическая отработка социально-бытовых навыковкак никогда пригодится ребенку в самостоятельной жизни.

«Метод незаконченногопредложения».

Выберете одно из предложений и запишите на листочках егозаконченный вариант.

         Сегоднябыло интересно…

         Мнебыло трудно…

         Японял, что…

         Теперья могу…

         Япочувствовал, что…

         Уменя получилось …

         Меняудивило…

         Мнезахотелось…

Помогаетв формировании коммуникативной компетенции работа со словарём, когда ученики учатсянаходить дополнительные лексические значения слов, включая их в активныйлексический запас или уточняя лексическое значение уже знакомых слов. 

     Экскурсии

Экскурсии носят не только познавательный характер. Они строятсятаким образом, чтобы обучающиеся выполняли разного рода практические задания,которые требуют контакта с незнакомыми людьми.

       Результатом проведенияэкскурсий является то, что обучающиеся

            овладеваюткоммуникативными навыками,

            получают знанияо профессиях взрослых, значении труда в жизни;

            правильноформулируют вопросы к работникам торговли, связи, транспорта;

            хорошоориентируются в тех услугах, которые им предоставляют;

            правильновыбирают ту или иную организацию, в которую нужно обратиться по какому- либовопросу;

            накапливаютпредставления и знания о нормах культуры поведения;

 Проекты

В ролево-игровых проектахучастники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержаниемпроекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажиили выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемыепридуманными учителем ситуациями.

Информационныепроекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явленииознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщениефактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошопродуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы надпроектомНапример:проекты «Наши увлечения», «Моя семья» 

Практико-ориентированные проектыотличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участниковпроекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересысамих участников. Например: проекты: «Правила для учащихся и учителей» по теме«Школа». «Как мы можем защитить окружающую среду» по теме биологии «Экология»;«Улицы моего города» по теме «Мой родной город/посёлок».

       Говоря о методе проектовкак средстве формирования жизненных компетенций, можно выделит 3 аспекта:

1.      Формированиекомпетенций в процессе групповой работы

2.      Психологическийаспект формирования (самореализованность, успешность)

3.      Формированиекомпетенций как следствие расширения кругозора

Использование проектов на основе интерактивных форм деятельности детей и взрослых, интеграция детей с ОВЗ в среду здоровыхсверстников  будет способствовать развитию  познавательнойактивности  и  формированию жизненной компетенции у детей с проблемамиинтеллектуального развития.

 Внекласснаяработа

Формирование социальнойи жизненной компетенции обучающихся должно иметь свое логическое продолжение всистеме внеклассной работы. Только совместная деятельность учителя и воспитателя позволитсформировать социально-бытовую компетентность детей с интеллектуальнойнедостаточностью.  С этой целью у нас проводятся массовыемероприятия, праздники, тематические занятия, игровые программы по культуреповедения, правилам дорожного движения, беседы по ЗОЖ, по привитию навыковличной гигиены. Поэтому, можно сказать, что во многом жизнь обучающихся вшколе-интернате подчинена формированию социальных (жизненных) компетенций.Ребенок испытывает на себе влияние целой системы мероприятий.

        Формы работы по формированию жизненных компетенций:

— работа вгруппе, учебный конфликт, взаимопроверка, тренинговые занятия, проектныезадания, обсуждение способов своего действия, поощрение высказывать свою точкузрения.

Социальная (жизненная) компетентность проявляется в сформированности и индивидуальномразвитии социальных навыков:

— способность принимать ответственность, способность уважатьдругих, умение сотрудничать, умение участвовать в выработке общего решения,способность разрешать конфликты, способность приспосабливаться к выполнениюразличных ролей при работе в группе.

 На основании выше сказанного можно сделать следующие выводы:

1. Подготовка ксамостоятельной жизни есть одна из важнейших
задач взросления, понимаемого как процесс развития личности от
социального к индивидуальному.

2.Сущность подготовки ксамостоятельной жизни обучающихся с ОВЗ должна заключаться в формированииопределенных качеств личности, и в первую очередь, таких как социальная(жизненная) компетентность.

3. Коррекционно-педагогическаяработа с целью подготовки воспитанников к самостоятельной жизни должна иметьцелостный характер.

 Заключение:

Подводя итог, можно отметить, что, овладеваяжизненными компетенциями, ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеетзначительно больше шансов на успешное  включение в общество, на адаптациюк интенсивно меняющимся социальным условиям, на максимальную доступную для негосамореализацию.

  Формирование жизненной  компетенции у обучающихся с ОВЗ длительный процесс.

  Успешностьэтой работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет педагог,создана ли система работы по формированию жизненной (социальной) компетенции,сформирована ли мотивация обучения у обучающихся.

Литература:

1. Воспитание и обучениедетей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития(программно-методические

материалы) /Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В./ Под ред. И.М. Бгажноковой. М.,2007.

2.Выготский,Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности [Текст] / Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 345 с.

3. Гаурилюс А.И.Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своемсоциальном окружении у учащихся начальных классов вспомогательной школы // Дефектология.1995. №2. С. 27-31.

4. ЗабрамнаяС.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей стяжелой и умеренной умственной отсталости.

5.Зимняя,И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основакомпетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. – М. : Академия,2004. – 288 с.ью. М., 2007.

6. Левченко,И.Ю. Патопсихология: теория и практика [Текст] / И.Ю. Левченко. – М. :Академия, 2000. – 283 с.

7. Маллер А.Р.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическоепособие. М., 2005.119 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет