Тема урокаОбраз матери в музыке, поэзии и изобразительном искусстве
Хабарова Марина Николаевна, учительмузыки МБОУ «Фокинская СОШ»
Цель: Формированиеи развитие художественной культуры учащихся на основе высших гуманистическихценностей отношения человечества к материнству средствами искусства.
Задачи урока:
1.Углубить знания детей о связи искусств, научитьвидеть их внутреннюю, жизненную связь, опираясь на глубину и силу воздействияна каждого человека.
2. Развивать творческое воображение, развиватьисполнительскую культуру, умение слушать и понимать музыку, продолжить работупо закреплению вокально-хоровых навыков.
3. Заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни, воспитаниелюбви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию.
Планируемый результат:
1. формирование эстетического отношения кдействительности, способствующей воспитанию уважения к старшим, умение выражатьсвои чувства к матери, формирование лучших качеств у детей (добра,отзывчивости, терпимости);
— формирование художественного вкуса,активизирующего творческое воображение, основанное на меж-предметных связяхурока изобразительного искусства с музыкой и поэзией. Форма урока: урок – объяснения новогоматериала.
— Методы: словесный, наглядный, практический, беседа, сравнения, сопоставления, обобщения,созерцания.
Музыкальный материал: И.С. Бах«Прелюдия До – мажор», П. Чайковский «Мама» изцикла «Детский альбом», Ф. Шуберт “Аве Мария” (в инструментальном исполнении ивидео-слайд с Р.Лоретти); С. Рахманинов “Богородице Дево, Радуйся”; церковноепеснопение 4-го гласа“Богородице Дево, Радуйся»; песня “Мама- первое слово…”на слова Ю.Энтина и музыку Б. Жерар. Наглядный материал: картина С. Рафаэля « Сикстинская мадонна», икона – «ТихвинскаяБогоматерь», репродукции картин: — С. Рафаэль “Сикстинская мадонна”, В.Васнецов “Богоматерь с младенцем”, К. Петров-Водкин “1918 год в Петрограде”, О.Ренуар “Мадам Шарпантье с детьми”, А. Дейнека “Мать”; иконы — БогоматерьКазанская, Тихвинская, Владимирская, карточки с терминами характера музыки. Программное обеспечение: компьютерная презентация. Оборудование: Ноутбук, колонки, мультимедийный проектор, экран,синтезатор Структура урока:
- Организационный момент.
- Определение темы урока.
3. Введение в тему урока.
4. Работа по теме урока. Основная часть:– анализ репродукций картин; сочинение мелодии на стихотворный текст; слушание ианализ музыкальных произведение, работа с карточками.
5. Закрепление. 6. Итогурока. 7. Оценивание. 8. Домашнее задание.
ХОД УРОКА.
Дети заходят в класс под красивуюспокойную музыку И. С. Баха «Прелюдия До-мажор».
1. Организационныймомент. Музыкальноеприветствие: Учитель: -Здравствуйте, ребята, рада видеть вас!
Ученики: — Здравствуйте,учитель, рады видеть вас!
2. Определениетемы урока.
Учитель: — Ребята, сейчас прозвучитодна из пьес П. И. Чайковского из фортепианного цикла «Детский альбом», котораяпоможет определить тему нашего урока. Слушайте внимательно и постарайтесьответить на следующие вопросы: Слайд 2.
— Какой характер носит музыка? -Мелодия плавная, певучая или резкая,отрывистая? -Какой образ можно себе представить, слушая эту мелодию? — Какое название можно дать этой пьесе?
(Слушание музыки: — П.И. Чайковский — «Мама» из цикла «Детский альбом» и ответы детей).
Учитель: — Итак, ребята, — ктодогадался, какой будет сегодня тема нашегоурока? (Ответыучащихся). Слайд№4. Тема урока: “Образ матери в музыке и изобразительном искусстве”.
3. Введение в тему урока.
Учитель: — В искусстве естьвеликие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала художников,поэтов, музыкантов всех народов. Эта тема близка каждому человеку.Онаи будет темой нашего урока.
-Эпиграфом к уроку я взяла такие слова:
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если “любимая” — слово святое,
То трижды священное – “женщина – мать!” Л. Рогожников
4. Работа по теме урока.Основная часть.
— Многие виды искусств, например,музыка, поэзия и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу.Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же,как и музыка будит фантазию художников и поэтов.
Слайд №3. Стихотворение «Ятак люблю тебя…»
Учитель: — Например, пьесаЧайковского «Мама», которую мы только что прослушали, вдохновила поэта В.Лунина написать замечательное стихотворение, в котором поэт также как икомпозитор, показал любовь ребёнка к своей маме. Давайтепопробуем этот поэтический текст пропеть на мелодию Чайковского.
(Исполнение учителем и учащимисястихотворения «Мама» на мелодию пьесы Чайковского).
Учитель: — Две тысячи лет художники воспевают образ Божьей Матери. Передвами, созданная великим итальянским художником Рафаэлем “СикстинскаяМадонна” — одна из самых прекрасных картин на земле. (Показ картины).
Учитель: — Ребята из вашегокласса подготовили интересные сообщения, которые помогут раскрыть внутреннеесодержание картины, её настроение.
Слайд № 5. (Нафоне слайда “Сикстинская Мадонна” звучит “Аве Мария” в инструментальномисполнении),
1 учащийся: — В центре как бы парит,едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Онаисполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца– Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и СвятойСикст (отсюда и название картины “Сикстинская Мадонна”). Слайд№ 6.
2 учащийся: — Рафаэль былудивительным художником, большая часть его полотен посвящена образам святых.Данная картина висит в Дрезденской галерее, имеет очень большие размеры изанимает почти всю стену. И у каждого, кто смотрит на нее, возникает ощущение,что Мария отдает Иисуса лично ему, и он в ответе за его жизнь, она рассказываетнам о любви и нежности Девы Марии к своему сыну, о тревоге за него.
3 учащийся: -Придание гласит, что ужев момент рождения, Дева Мария знала о той страшной участи, которая ожидает еесына. Именно Иисус должен подарить людям бессмертие, отдав взамен свою жизнь. Икак это страшно для матери – держать на руках младенца и знать, что в будущемему суждено погибнуть мучительной смертью, пусть даже ради такой высокой цели,как человеческое бессмертие
4 учащийся: — Рафаэль вложил в образМадонны весь свой талант. Он сам рано лишился матери, смутно помнил ее черты,но в его памяти она осталась очень красивой женщиной. Он говорил: «Я хочунаписать Мадонну – простую, добрую женщину, хочу показать всю красоту, всевеличие материнства».
Учитель: — Итак, мы раскрыливнутреннее содержание картины, ее настроение. Она дарит нам спокойствие,душевное умиротворение. На неё хочется не просто смотреть, но и вслушиваться вэту льющуюся прямо с полотна музыку. Мне бы оченьхотелось, чтобы эта картина осталась не только в вашей памяти, но и в вашемсердце.
Слайд № 7. Русский поэтАфанасий Фет, находясь под впечатлением от этой прекрасной картины, написалкрасивое стихотворение.
— Аве,Мария – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать,
В душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
Аве, Мария – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха. А. Фет
Учитель: — Я предлагаювам творческое задание. Давайте представим, что вы — юные композиторы, которые сочиняютмелодию на этот текст. Какой по характеру будет мелодия? (— Тихая, нежная, плавная,тревожная, грустная, и вместе с тем светлая, полная величия). -Какие средства выразительности помогут нам передать этот характер? (Динамика,темп, лад, штрихи…)
Учитель: — Вызамечательные композиторы, молодцы.
Слайд № 8.
Учитель: Вселатинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”,что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, которыймного веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.
— Мелодия “Аве Марии” австрийского композитора Франца Шуберта — неземнойкрасоты. Кажется, что она восходит к небесам и опускается на грешную землю, новместе с тем, она полна строгости и величия. Давайтепослушаем её в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.
Показ видеофрагмента.
Учитель: — И в русской православнойцеркви есть подобная молитва, обращённая к Богоматери – “Богородице Дево,радуйся”.
Слайд №10.
Знакомство с песнопением “Богородице Дево,радуйся” на 4-й тропарный глас.
Слайд №11.
Русский композиторС. В. Рахманинов написал музыку к этой молитве. Давайте её послушаем.
— Слушание“Богородице Дево, радуйся” из Всенощного бдения» С. Рахманинова
. (На фонемузыки идут слайды с иконами Богоматери)
Слайд № 12 Богоматерь Казанская
Слайд № 13 Богоматерь Тихвинская
Слайд № 14 Богоматерь Владимирская
Слайд № 15 икона БогоматериВладимирской, 16 век
Учитель: — Ребята, что вы увидели вмузыке? (картины, иконы)
Учитель: Когда художник пишет ДевуМарию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона, тоесть образ, а не конкретное лицо. Иконы пишут по строго определённым правилам(канонам) красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой)доске, покрытой левкасом (особым грунтом).
Особенно близка сердцу русскогочеловека икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы.Посмотрите, как младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ материодухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Вглядитесь, как мать и дитя слиты внеразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый,золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности. — Эта икона -величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.
Учитель: — Ребята, а сейчаспосмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова, которые передают вашичувства, когда вы слушаете музыку, смотрите на иконы и картины, посвящённыеБогоматери.
Слайды № 16 -17 Ответы детей. Учитель: —Хорошо, всё правильно, вы молодцы! А сейчас давайте немного отдохнём.
Музыкальнаяразминка “Делай как я”.
Учитель: — Самое дорогое, родное,святое связано с мамой. Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь – каждоеиз этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская. Извека в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картиныхудожники разных народов.
Слайд № 18 А. Дейнека “Мать”
Учитель: — Вот, например,картина русского художника Александра Дейнеки. Она написана более семидесятилет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то жевремя очень нежный образ матери с ребёнком на руках.
Слайд № 19 К. Петров-Водкин“1918 год в Петрограде”
Учитель: — И эта картина,тоже написанная русским художником Козьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным в1920 году, передаёт материнскую заботу и любовь. Ребята, скажите, похожа она напроизведения изобразительного искусства, которые мы смотрели с вами до этого?Чем похожа? (обнимая и ласково сжимая руку ребёнка, мать так же оберегает своёдитя от жизненных невзгод). — Как сам художник назвал свою картину? Читаем (“1918 год в Петрограде”). — Можно ли дать другое название этой картине? (Да, например, “Петроградскаямадонна”)
Слайд № 20 О. Ренуар “МадамШарпонтье с детьми”
Учитель: — А сейчас передвами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара.
— Что изображено на ней? (Мать и еёдети в непринуждённых позах. Наверно, они только что играли, а теперь отдыхают.Рядом с ними спокойно лежит собака. От картины исходит тепло, уют, любовь.)
Учитель: — Ребята, а теперьпредставьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своёмвоображении. Хорошо ли вы их помните? — Берегите, уважайте, нежно любите своюмаму, не причиняйте ей боли своими словами и поступками.
5. Закрепление
Учитель: — Скажите, ребята, а может ли песня передать те чувства, окоторых мы сегодня говорили, когда смотрели на репродукцию картин, когдаслушали музыку и стихи. Давайте еще раз вместе назовем эти чувства. (Дети перечисляют чувства любви, нежности,ласки материнства, скорби, тревоги…) Учитель: — Ребята, как выдумаете. — песня может рассказать нам о любви, о радости жизни? — (Конечно,она может быть полна света и добра).
Учитель: — Давайте вспомним песню омаме, которую мы начали разучивать на прошлых уроках. Исполнениепесни “Мама-первое слово…”на слова Юрия Энтина и музыку Буржоа Жерар. (Работа над чистотой интонаций, работанад сложными мелодическими оборотами и распевами, работа над ритмическимрисунком и т.д.). Слайд № 11
Вопросы:
1. Какиесредства выразительности помогли композитору передать образ матери? (красиваямелодия, спокойный, умеренный темп вальса)
2. Если бынадо было исполнить песню без слов, какой инструмент вы бы выбрали дляисполнения мелодии? (певучие инструменты, например, флейта, скрипка)
3. Найдите втексте песни слова, в которых говорится, почему слово –мама- главное слово вжизни каждого человека).
6. Итог урока.
Учитель: — А теперь давайтеподведем итог нашей работы. –Музыка, поэзия и изобразительное искусство разными средствами выразительностисоздают образ матери, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы,зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественныхпроизведений. Я желаю вам, дорогие ребята, научится не простослушать, а уметь услышать, не просто смотреть, а уметь увидеть и почувствовать.
7. Оценивание.
Учитель: Сегодня за урок получаютотличные оценки такие учащиеся…, потому что… Хорошие оценки…., потому что…
8. Домашнее задание.
Учитель: — Побудьте немногохудожниками и нарисуйте дома свою маму.