X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Программа организации проектнойдеятельности младших школьников «Я в мире, мир во мне» для 2 года обучения

Программа организации внеурочной деятельности «Я вмире, мир во мне» предназначена для работы с детьми 2 класса и являетсямеханизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ попредметам, расширяя и обогащая его.

Методы проектно-исследовательской деятельностиопределены как одно из условий реализации основной образовательной программыначального общего образования. Современные развивающие программы начальногообразования включают проектную деятельность в содержание различных курсов ивнеурочной деятельности.

Проектная деятельность, связанная с изучением курса«Окружающий мир», предусматривает организацию проектной деятельности,нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполненияпостепенно усложняющихся практических заданий, проектирование решения тех илииных проблем. Исследовательская проектная деятельность позволяет ученикусамостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источникамиинформации, приборами, лабораторным оборудованием. Курс «Окружающий мир»включает большое число экскурсий, в ходе которых может быть организованаисследовательская проектная деятельность.

Целии задачи

Программа проектной деятельности направлена наразностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможнотолько в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работыс детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихсяспособствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательногоинтереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию ит.д.

Задачи:

знакомить учащихся с традициями и обычаями общения идосуга различных поколений;

использовать активные и творческие формывоспитательной работы;

демонстрировать достижения учащихся; воспитывать силуволи, терпение при достижении поставленной цели;

способствовать качественной деятельности школьныхвнеклассных объединений.

Основными задачами организации деятельности детейявляются:

выявление интересов, склонностей, способностей,возможностей учащихся к различным видам деятельности;

оказание помощи в поисках «себя»;

создание условий для индивидуального развития ребенкав избранной сфере деятельности;

формирование системы знаний, умений, навыков визбранном направлении деятельности;

развитие опыта творческой деятельности, творческихспособностей;

создание условий для реализации приобретенных знаний,умений и навыков;

развитие опыта неформального общения, взаимодействия,сотрудничества;

расширение рамок общения с социумом.

Цельработы над проектами в начальной школе

Развитие личностии создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи

1. Формированиепозитивной самооценки, самоуважения.

2. Формированиекоммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вестидиалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместнойдеятельности;

— способностидоброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формированиесоциально адекватных способов повеления,

3. Формированиеспособности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитаниецелеустремленности и настойчивости;

— формированиенавыков организации рабочего пространства и рационального использованиярабочего времени;

— формированиеумения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формированиеумения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формированиеумения решать творческие задачи.

5. Формированиеумения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Курс«Я в мире, мир во мне» носит развивающий характер. Целью являетсяформирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младшихшкольников.

Занятиякурса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельностьможет носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательскаядеятельность младших школьников при изучении курса «Я в мире, мир во мне»имеет отличительные особенности:

·имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания ивозрастные особенности детей;

·в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловленопсихологическими особенностями младших школьников;

·проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихсясамостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, чтосвязано с обеспечением безопасности учащихся;

·проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствоватьформированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанностив группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

·проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации,что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной споиском, анализом, оценкой информации;

·в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детейс членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

·реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностейк различным видам деятельности.

Тематическоепланирование для 2 класса

п/п

Наименование тем

Количество часов

1

Вступительная часть. Сделаем проект сами.

1

2

Я хочу быть исследователем

32

3

Заключительная часть. Итоговое занятие

1

 

Календарно-тематическоепланирование для 2 класса

п/п

Тема занятия

Цель занятия

Дата

план

факт

1.

Вступительная часть. Сделаем проект сами.

Знакомство с понятием «проект». Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

 

 

 

2.

Проект «Золотая осень»

Расширять и обогащать представления детей об осеннем времени года.

Формировать навыки исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, устную и письменную речь.

Формировать коммуникативные навыки посредством работы в парах, в группах.

Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

 Воспитывать у детей любовь к осеннему времени года и умение наслаждаться им.

 

 

 

3.

Проект «Листья нашего двора»

 

 

4.

Проект «Деревья и кустарники школьного двора»

 

 

5.

Проект «Что происходит осенью с природой?»

Познакомиться с осенними сезонными изменениями в природе, изучить осенние приметы.

Создание сборника пословиц, загадок об осени.

 

 

6.

Проект «Народные приметы»

 

 

7.

Проект «Посмотри на мир чужими глазами». Что такое проблема?

Познакомиться с понятием “проблема”; формирование умения видеть проблему; развитие умения изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Понятие о проблеме. Упражнения в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения.

 

 

8.

Проект «Мы познаем этот мир»

Познакомиться со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе.

 

 

9.

Удивительный вопрос

Развивать умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра “Угадай, о чем спросили”, “Найди загадочное слово”. Правила совместной работы в парах.

 

 

10.

Что такое источники информации? Как их найти?

Знакомство с понятием “источник информации” (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета).

 

 

11.

Что, как, откуда, почему?

Знакомство с понятием “гипотеза”; развитие исследовательского и творческого мышления; развитие умения прогнозировать.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия (“Сходство и различие”). Игра “Найди причину”.

 

 

12.

Проект «Хлеб всему голова. Откуда пришел хлеб?»

Дать детям представление о ценности хлеба, о трудоёмкости его производства.

 

 

13.

Проект «Моя грядка лучше всех» («Ты расти, расти, огурчик»)

 Узнать, какие семена нужно высаживать в горшочки, научиться правильно выбирать семена; узнать, как правильно обеззараживать семена;  следить за температурным режимом, влажностью, проветриванием семян до всходов; контролировать температурный режим, влажность, освещение после всходов семян; обеспечить условия для жизнеспособности растения после высадки в грунт;  обеспечить правильный уход за растением после появления плодов.

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

14.

Проект «Осенний урожай»

Актуализировать знания об овощах. Осмысливать значение растений для человека. Выполнять практическую работу по извлечению семян из плода и их сушке. Оформлять пакетик для хранения семян.

 

 

15.

Проект «В царстве грибов»

Сформировать представление о грибах, как особом царстве живой природы; познакомить с разнообразием грибов; познакомить со съедобными и несъедобными грибами;   рассказать о правилах сбора грибов.

 

 

16.

Проект «Сбор грибов по народным приметам»

Знакомство с народными приметами для сбора грибов; проверка народных примет в ДНР.

 

 

17.

Проект «Комнатные лекари». Цветочки на окошке.

Знакомство с лекарственными комнатными растениями.

 

 

18.

Проект «Комнатные растения»

Расширение знаний и формирование представлений о значимости комнатных растениях.

 

 

19.

Индивидуальный проект Кактус-колючий друг

Знать историю кактуса как домашнего декоративного растения; определить виды кактусов, находящихся в доме; узнать условия выращивания кактусов; посадить кактус в домашних условиях.

 

 

20.

Проект «Юный эколог»

Выявить причины и последствия загрязнения окружающей среды

 

 

21.

Проект «Ты – маленькая часть большой природы»

Повысить уровень знаний учащихся начальной школы о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом.

 

 

22.

Исследовательский проект

«Зимушка — зима»

Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.

Развивать любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, экологическую воспитанность школьников.

Формировать реалистические представления о природе.

Вызывать положительные эмоции, чувства восхищения природой.

 

 

23.

Экологический проект «Птичья столовая»

Привлечь внимания учащихся  и их родителей  к природоохранной деятельности и  научить  их  её  организовывать,  формируя    тем  самым  основы  экологической культуры и пополняя представления детей о жизни зимующих птиц.

 

 

24.

Творческо-познавательный проект Времена года. Зима»

Знакомство с этимологией месяцев; знакомство с устным народным творчеством о зиме; воспитание любви к родному языку; воспитание умения видеть красоту природы, наблюдательность.

 

 

25.

Педагогический проект Зима-чудесное время года

Расширить представление детей о зиме: зимних явлениях, забавах; закрепление и расширение знаний об окружающем мире; закреплять умение видеть красоту родной природы.

 

 

26

Коллективная исследовательская работа «Новый год – любимый праздник»

Изучить историю вопроса: когда начали отмечать Новый год на Руси; узнать существуют ли традиции в праздновании Нового года в других странах, в России и у наших односельчан; выяснить какие подарки любят получать на Новый год; определить, что же главным является на Новый год; дать рекомендации и практические советы по организации праздника.

 

 

27.

Научно-исследовательская проектная работа «Мой домашний питомец»

Провести исследования поведенческих особенностей домашних питомцев. Изучить материалы по особенностям домашних питомцев. Провести наблюдение за своим домашним питомцем. Сделать выводы об особенностях их поведения.

 

 

28.

Коллективный проект «Красная книга»

Узнать, что такое Красная книга; познакомиться с редкими видами растений и животных, занесённых в Красные книги Смоленской области, России и мира, изучить особенности некоторых из них; понять важность и значимость охраны животных и растений Красной книги.

 

 

29.

Познавательно-творческий проект «Времена года. Весна идет, весне дорогу»

Расширить представления детей о весне. Совершенствовать умение видеть красоту родной природы.

 

 

 

30.

Проект «Весенние приметы»

Закрепить знания о весеннем изменении в живой и не живой природе: развивать умение сравнивать различные периоды весны: воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края, создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта.

 

 

 

31.

Проект Поможем птицам (изготовление скворечника)

Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны

 

 

32.

Проект «Что всего важнее:

воздух, вода, земля или солнце»

 

Создание презентаций и работ, доказывающих значение стихий.

 

 

33.

Проект «Двор, в котором я расту»

Обеспечение комплексного подхода в реализации мероприятий по благоустройству школьной территории для создания эстетически привлекательного пространства возле школы с целью формирования гражданской, творчески активной, физически здоровой личности.

 

 

34.

Заключительная часть. Итоговое занятие.

Систематизация и обобщение знаний детей по курсу “Я в мире, мир во мне”.

Рефлексия проведенной работы за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

 

 

 

Врезультате изучения курса «Я в мире, мир во мне» обучающиеся 2 класса:

получатвозможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления оприродных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира,овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке иобществе, приобретут целостный взгляд на мир;

обретутчувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

приобретутопыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

получатвозможность осознать своё место в мире;

познакомятсяс некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать уменияпроводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и пониматьнекоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

получатвозможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поискаинформации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатсясоздавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ

Начальноеобразование существенно отличается от всех последующих этапов образования, входе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащениеучебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности,определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.

Вначальной школе закладываются основы для последующего изучения систематическихкурсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Яв мире, мир во мне» содержит элементарные, доступные для восприятияучащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе;человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, егоистории и культуре. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущихпринципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основеформирования представлений об объектах природы и культуры человеческогообщества.

Всвязи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядныепособия:

1) натуральныеживые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариумеили уголке живой природы;

2) гербарии;коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителейразличных систематических групп; микропрепараты

3) коллекциигорных пород, минералов, полезных ископаемых

4) географическиеи исторические карты

5) предметы,представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства,повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другимсредством наглядности служит оборудование для мультимедийныхдемонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон идр.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оноблагодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов(например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядныйобраз к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средствобучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления обизучаемых объектах.

Нарядус принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играетпринцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразныедействия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьниковформируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоениеизучаемого материала.

Входе изучения курса «Я в мире, мир во мне» школьники на доступном дляних уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение,измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироватьсяпознавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте убольшинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительноймере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержаниякурса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средствобучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младшихшкольников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации.Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям.

Занятияпо данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большееколичество времени занимают практические занятия. Форму занятий можноопределить, как практикумы, дискуссии.

Назанятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательскойдеятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерностииспользования дидактических средств могут быть представлены в виде правил дляусвоения детьми.

Процесспознания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности,консультирование, защита своего исследования.

Ученикдолжен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но иосознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу являетсяразъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодолениятрудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложенряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет