Программа организации проектнойдеятельности младших школьников «Я в мире, мир во мне» для 2 года обучения
Программа организации внеурочной деятельности «Я вмире, мир во мне» предназначена для работы с детьми 2 класса и являетсямеханизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ попредметам, расширяя и обогащая его.
Методы проектно-исследовательской деятельностиопределены как одно из условий реализации основной образовательной программыначального общего образования. Современные развивающие программы начальногообразования включают проектную деятельность в содержание различных курсов ивнеурочной деятельности.
Проектная деятельность, связанная с изучением курса«Окружающий мир», предусматривает организацию проектной деятельности,нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполненияпостепенно усложняющихся практических заданий, проектирование решения тех илииных проблем. Исследовательская проектная деятельность позволяет ученикусамостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источникамиинформации, приборами, лабораторным оборудованием. Курс «Окружающий мир»включает большое число экскурсий, в ходе которых может быть организованаисследовательская проектная деятельность.
Целии задачи
Программа проектной деятельности направлена наразностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможнотолько в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работыс детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихсяспособствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательногоинтереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию ит.д.
Задачи:
знакомить учащихся с традициями и обычаями общения идосуга различных поколений;
использовать активные и творческие формывоспитательной работы;
демонстрировать достижения учащихся; воспитывать силуволи, терпение при достижении поставленной цели;
способствовать качественной деятельности школьныхвнеклассных объединений.
Основными задачами организации деятельности детейявляются:
выявление интересов, склонностей, способностей,возможностей учащихся к различным видам деятельности;
оказание помощи в поисках «себя»;
создание условий для индивидуального развития ребенкав избранной сфере деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков визбранном направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческихспособностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний,умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия,сотрудничества;
расширение рамок общения с социумом.
Цельработы над проектами в начальной школе
Развитие личностии создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи
1. Формированиепозитивной самооценки, самоуважения.
2. Формированиекоммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вестидиалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместнойдеятельности;
— способностидоброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формированиесоциально адекватных способов повеления,
3. Формированиеспособности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитаниецелеустремленности и настойчивости;
— формированиенавыков организации рабочего пространства и рационального использованиярабочего времени;
— формированиеумения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формированиеумения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формированиеумения решать творческие задачи.
5. Формированиеумения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Курс«Я в мире, мир во мне» носит развивающий характер. Целью являетсяформирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младшихшкольников.
Занятиякурса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельностьможет носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательскаядеятельность младших школьников при изучении курса «Я в мире, мир во мне»имеет отличительные особенности:
·имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания ивозрастные особенности детей;
·в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловленопсихологическими особенностями младших школьников;
·проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихсясамостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, чтосвязано с обеспечением безопасности учащихся;
·проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствоватьформированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанностив группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
·проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации,что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной споиском, анализом, оценкой информации;
·в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детейс членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
·реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностейк различным видам деятельности.
Тематическоепланирование для 2 класса
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
1 |
Вступительная часть. Сделаем проект сами. |
1 |
2 |
Я хочу быть исследователем |
32 |
3 |
Заключительная часть. Итоговое занятие |
1 |
Календарно-тематическоепланирование для 2 класса
№ п/п |
Тема занятия |
Цель занятия |
Дата |
||
план |
факт |
||||
1. |
Вступительная часть. Сделаем проект сами. |
Знакомство с понятием «проект». Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
|
|
|
|
2. |
Проект «Золотая осень» |
Расширять и обогащать представления детей об осеннем времени года. Формировать навыки исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, устную и письменную речь. Формировать коммуникативные навыки посредством работы в парах, в группах. Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми. Воспитывать у детей любовь к осеннему времени года и умение наслаждаться им.
|
|
|
|
3. |
Проект «Листья нашего двора» |
|
|
||
4. |
Проект «Деревья и кустарники школьного двора» |
|
|
||
5. |
Проект «Что происходит осенью с природой?» |
Познакомиться с осенними сезонными изменениями в природе, изучить осенние приметы. Создание сборника пословиц, загадок об осени. |
|
|
|
6. |
Проект «Народные приметы» |
|
|
||
7. |
Проект «Посмотри на мир чужими глазами». Что такое проблема? |
Познакомиться с понятием “проблема”; формирование умения видеть проблему; развитие умения изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Понятие о проблеме. Упражнения в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. |
|
|
|
8. |
Проект «Мы познаем этот мир» |
Познакомиться со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. |
|
|
|
9. |
Удивительный вопрос |
Развивать умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра “Угадай, о чем спросили”, “Найди загадочное слово”. Правила совместной работы в парах. |
|
|
|
10. |
Что такое источники информации? Как их найти? |
Знакомство с понятием “источник информации” (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета). |
|
|
|
11. |
Что, как, откуда, почему? |
Знакомство с понятием “гипотеза”; развитие исследовательского и творческого мышления; развитие умения прогнозировать. Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия (“Сходство и различие”). Игра “Найди причину”. |
|
|
|
12. |
Проект «Хлеб всему голова. Откуда пришел хлеб?» |
Дать детям представление о ценности хлеба, о трудоёмкости его производства. |
|
|
|
13. |
Проект «Моя грядка лучше всех» («Ты расти, расти, огурчик») |
Узнать, какие семена нужно высаживать в горшочки, научиться правильно выбирать семена; узнать, как правильно обеззараживать семена; следить за температурным режимом, влажностью, проветриванием семян до всходов; контролировать температурный режим, влажность, освещение после всходов семян; обеспечить условия для жизнеспособности растения после высадки в грунт; обеспечить правильный уход за растением после появления плодов. |
|
Представленная информация была полезной? ДА 58.59% НЕТ 41.41% Проголосовало: 1053 |
|
14. |
Проект «Осенний урожай» |
Актуализировать знания об овощах. Осмысливать значение растений для человека. Выполнять практическую работу по извлечению семян из плода и их сушке. Оформлять пакетик для хранения семян. |
|
|
|
15. |
Проект «В царстве грибов» |
Сформировать представление о грибах, как особом царстве живой природы; познакомить с разнообразием грибов; познакомить со съедобными и несъедобными грибами; рассказать о правилах сбора грибов. |
|
|
|
16. |
Проект «Сбор грибов по народным приметам» |
Знакомство с народными приметами для сбора грибов; проверка народных примет в ДНР. |
|
|
|
17. |
Проект «Комнатные лекари». Цветочки на окошке. |
Знакомство с лекарственными комнатными растениями. |
|
|
|
18. |
Проект «Комнатные растения» |
Расширение знаний и формирование представлений о значимости комнатных растениях. |
|
|
|
19. |
Индивидуальный проект Кактус-колючий друг |
Знать историю кактуса как домашнего декоративного растения; определить виды кактусов, находящихся в доме; узнать условия выращивания кактусов; посадить кактус в домашних условиях. |
|
|
|
20. |
Проект «Юный эколог» |
Выявить причины и последствия загрязнения окружающей среды |
|
|
|
21. |
Проект «Ты – маленькая часть большой природы» |
Повысить уровень знаний учащихся начальной школы о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом. |
|
|
|
22. |
Исследовательский проект «Зимушка — зима» |
Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность. Развивать любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, экологическую воспитанность школьников. Формировать реалистические представления о природе. Вызывать положительные эмоции, чувства восхищения природой. |
|
|
|
23. |
Экологический проект «Птичья столовая» |
Привлечь внимания учащихся и их родителей к природоохранной деятельности и научить их её организовывать, формируя тем самым основы экологической культуры и пополняя представления детей о жизни зимующих птиц. |
|
|
|
24. |
Творческо-познавательный проект Времена года. Зима» |
Знакомство с этимологией месяцев; знакомство с устным народным творчеством о зиме; воспитание любви к родному языку; воспитание умения видеть красоту природы, наблюдательность. |
|
|
|
25. |
Педагогический проект Зима-чудесное время года |
Расширить представление детей о зиме: зимних явлениях, забавах; закрепление и расширение знаний об окружающем мире; закреплять умение видеть красоту родной природы. |
|
|
|
26 |
Коллективная исследовательская работа «Новый год – любимый праздник» |
Изучить историю вопроса: когда начали отмечать Новый год на Руси; узнать существуют ли традиции в праздновании Нового года в других странах, в России и у наших односельчан; выяснить какие подарки любят получать на Новый год; определить, что же главным является на Новый год; дать рекомендации и практические советы по организации праздника. |
|
|
|
27. |
Научно-исследовательская проектная работа «Мой домашний питомец» |
Провести исследования поведенческих особенностей домашних питомцев. Изучить материалы по особенностям домашних питомцев. Провести наблюдение за своим домашним питомцем. Сделать выводы об особенностях их поведения. |
|
|
|
28. |
Коллективный проект «Красная книга» |
Узнать, что такое Красная книга; познакомиться с редкими видами растений и животных, занесённых в Красные книги Смоленской области, России и мира, изучить особенности некоторых из них; понять важность и значимость охраны животных и растений Красной книги. |
|
|
|
29. |
Познавательно-творческий проект «Времена года. Весна идет, весне дорогу» |
Расширить представления детей о весне. Совершенствовать умение видеть красоту родной природы.
|
|
|
|
30. |
Проект «Весенние приметы» |
Закрепить знания о весеннем изменении в живой и не живой природе: развивать умение сравнивать различные периоды весны: воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края, создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта.
|
|
|
|
31. |
Проект Поможем птицам (изготовление скворечника) |
Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны |
|
|
|
32. |
Проект «Что всего важнее: воздух, вода, земля или солнце»
|
Создание презентаций и работ, доказывающих значение стихий. |
|
|
|
33. |
Проект «Двор, в котором я расту» |
Обеспечение комплексного подхода в реализации мероприятий по благоустройству школьной территории для создания эстетически привлекательного пространства возле школы с целью формирования гражданской, творчески активной, физически здоровой личности. |
|
|
|
34. |
Заключительная часть. Итоговое занятие. |
Систематизация и обобщение знаний детей по курсу “Я в мире, мир во мне”. Рефлексия проведенной работы за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся. |
|
|
|
Врезультате изучения курса «Я в мире, мир во мне» обучающиеся 2 класса:
получатвозможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления оприродных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира,овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке иобществе, приобретут целостный взгляд на мир;
обретутчувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
приобретутопыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
получатвозможность осознать своё место в мире;
познакомятсяс некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать уменияпроводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и пониматьнекоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получатвозможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поискаинформации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатсясоздавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ
Начальноеобразование существенно отличается от всех последующих этапов образования, входе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащениеучебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности,определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.
Вначальной школе закладываются основы для последующего изучения систематическихкурсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Яв мире, мир во мне» содержит элементарные, доступные для восприятияучащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе;человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, егоистории и культуре. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущихпринципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основеформирования представлений об объектах природы и культуры человеческогообщества.
Всвязи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядныепособия:
1) натуральныеживые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариумеили уголке живой природы;
2) гербарии;коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителейразличных систематических групп; микропрепараты
3) коллекциигорных пород, минералов, полезных ископаемых
4) географическиеи исторические карты
5) предметы,представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства,повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другимсредством наглядности служит оборудование для мультимедийныхдемонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон идр.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оноблагодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов(например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядныйобраз к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средствобучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления обизучаемых объектах.
Нарядус принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играетпринцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразныедействия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьниковформируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоениеизучаемого материала.
Входе изучения курса «Я в мире, мир во мне» школьники на доступном дляних уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение,измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироватьсяпознавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте убольшинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительноймере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержаниякурса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средствобучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младшихшкольников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации.Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям.
Занятияпо данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большееколичество времени занимают практические занятия. Форму занятий можноопределить, как практикумы, дискуссии.
Назанятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательскойдеятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерностииспользования дидактических средств могут быть представлены в виде правил дляусвоения детьми.
Процесспознания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности,консультирование, защита своего исследования.
Ученикдолжен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но иосознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу являетсяразъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодолениятрудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложенряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.