X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Ленинградская область.

 

Подпорожский муниципальный район.

 

Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическомуразвитию детей»

 

 

 

 

 

Форум педагогических идей и инновационных практикв 2022 году.

 

Название продукта ИОД:

 

 

Проект: «Использование карт Проппа для развития связной речидошкольников».

  

 

 

 

 

 

                                                                       Разработала воспитатель:

                                                                                                                                                                                                     НовиковаНаталья Николаевна,

                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Типпроекта: творческий, игровой

По составу участников: групповой проект.

  Участникипроекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

   Срокиреализации: учебный год

Актуальность:

Рольсказки в развитии ребенка многогранна: она и фантазию развивает, и мышление, идаже правильную речь. С древних времен сказка является неотъемлемой частьювоспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научитьдетишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнеепресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша,объяснить и научить его чему-нибудь, родителям придется вспомнить главный языкдетства — мудрую и очень интересную сказку.

Дошкольныйвозраст-возраст сказки. В этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всемусказочному, необычному, чудесному.

Сказка– это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Такбыло, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки вжизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональноесостояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитываетуверенность ребенка в себе и в своих силах.

Сказкав жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью дети очень раноначинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она являетсялучшим помощником в формировании основ общения и поведения.

Сказка-это способ общения с ребенком на понятном и доступном ему языке, это первыебезопасные уроки жизни.

Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка ипомогает развитию речи.  

 Известный фольклорист В.Я. Пропп проанализировалструктуру русских народных сказок и выделил их постоянные элементы, илифункции. Основных таких элементов насчитывается 28, но не в каждой сказке онисодержатся в полном объеме. Последовательность их может варьироваться, в нихмогут быть внесены различные добавления.
Дж. Родари отмечал, что преимущества карт Проппа очевидны, ведь каждая из них -целый срез сказочного мира, каждая функция находит отклик во внутреннем миреребенка. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своейжизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целымсводом правил поведения — что можно делать, что нельзя. То же самое можносказать и обо всех остальных функциях (картах).

Актуальность данного вопроса наталкнула нас на мысль создать проектИспользование карт Проппа для развития связной речи дошкольниковпоовладению детьми старшего дошкольного возраста умением пересказывать сказкупоследовательно, близко к тексту с опорой на символы (карты Проппа), используяслова и выражения, характерные для героев данной сказки, логически мыслить,анализировать.
С помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но ибольшие по объему русские народные сказки, рассказы.
      

    Цель проекта – создать условия для овладения дошкольникамимодельно-образными формами мышления, достигающими высокого уровня обобщенностии приводящими детей к пониманию существенных связей вещей, с помощью картПроппа.

 

    Гипотеза исследования состоит в том, что целенаправленная разнообразная работавоспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающихтехнологий, использование разнообразных форм работы приведёт к положительнойдинамике показателей развития связной речи дошкольников.

 

Задачи:

Образовательные:

1. Организовать работу по подготовке детей кпостроению модельных образов.

2. Обогащать словарь за счет слов – антонимов;прилагательных.

3.Активизировать мыслительную деятельность.

Развивающие:

4. Продолжать учить детей пересказыватьсказки последовательно, близко к тексту с опорой на схемы – модели.

Воспитательные:

5. Воспитывать человечность: способностьпереживать судьбу сказочных героев.

 

Механизм выполнения: реализация данного проекта возможна с детьми старшегодошкольного возраста для развития связной речи.

 

Основные принципы работы с дошкольниками:

 

—  коммуникативно — деятельностного подхода;

— формирования элементарного сознания явленийязыка;

—  взаимосвязи всех сторон речевого развития ребёнка;

—  обогащения мотивации речевой деятельности;

—  обеспечения активной речевой практики;

—  игровой подачи материала.

 

Материально — технические ресурсы, оборудование иматериалы:

-мультимедийное оборудование, презентации.

-подборка книг, произведений русского народноготворчества.

 

Практическая значимость проекта определена в трёхаспектах:

1. Раскрывается один из показателей подготовкиребёнка к школьному обучению.

2. Представлен систематизированный материал игр иупражнений  по развитию связной речи детей, активизации словаря, развитиюмышления.

3. Предлагаемая система дидактических игр иупражнений может быть использована в индивидуальной и подгрупповой работе сдетьми.

 

Целесообразность карт Проппа

1. Наглядность позволяет ребёнку удерживать впамяти гораздо большее количество информации.

2. Представленные в картах функции являютсяобобщенными действиями, что позволяет ребёнку абстрагироваться от конкретногопоступка героя, а следовательно, у ребёнка развивается абстрактное, логическоемышление.

3. Карты стимулируют развитие внимания,восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащаетэмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуютповышению поисковой активности.

 

Предполагаемыйрезультат:

— умениеопределять жанр произведения;

— запоминатьпоследовательность событий;

— выделятьосновное содержание сказки;

— выстраиватьсхему содержания, опираясь на карты Проппа;

— уверенноманипулировать картами;

— чувствоватькрасоту и образность родного языка;

-последовательность при пересказе сказок,  самостоятельность  в сочинении своих;

— повышениеактивности в речевом общении.

 

 

 

 

 

 

 

Ходреализации проекта:

 

Мероприятия

Сроки

         Изучение методической литературы, интернет ресурсов.

         Составление плана реализации проекта.

         Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

         Разработать конспекты занятий, игр.

         Анкетирование родителей.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.15%
НЕТ
38.85%
Проголосовало: 1524

         Консультации для родителей.

          

Сентябрь

 

1.Знакомство детей с жанром литературного произведения, выявление отличия от других жанров и вычленение структуры сказки, ее композицию.

2. Дидактическая игра Хороший — плохой Учить детей выявлять позитивные и негативные качества героев, оценивать их действия.

3. Дидактическая игра Узнай сказку по иллюстрации

Беседа, театр

Октябрь

 

1. Подготовительные игры, в процессе которых дети познакомятся и освоят все сказочные функции (по картам Проппа):

«Чудеса в решете»

 «Волшебные слова»

 «Что в дороге пригодится»

«Узнай героя»

«Что общего»

 «Четвертый лишний»

«Решение сказочных задач»

«Бюро находок»

 «Сказочный словарь»

2.Создание модели Сказка в коробке

 

Ноябрь, декабрь

 

 

1.Ознакомление с функциями сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа.

2.Дидактическая настольная игра «Путешествие по картам Проппа» Закреплять название и назначение карт.

3. По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

— выставить карты по ходу сюжета

-найти «знакомые» карты

-найти ошибку в расположении карт

-определить отсутствие знакомой карты

-отделить лишнюю карту

4. НОД на тему: Пересказ сказки с использованием карт Проппа

 

Январь, февраль

 

1.Работа с картами Проппа по сказкам.      Учить детей составлять схему сказки при помощи карт Проппа, пересказывать с опорой на -схему.

2.Коллективное сочинение детьми сказки с помощью графической аналогии карт Проппа.

3. Создание книги «Наши сказки». Рисование детьми иллюстраций к сочиненным сказкам.

Март, апрель

1.Диагностика достижений в образовательной области «Речевое развитие»

2.Мастер-класс для педагогов на тему: Использование инновационной технологии карты Проппа в обучении детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию

Май

 

 

 

 

 

 

 диагностика

•        определять жанр произведения;

•        запоминать последовательность событий;

•        выделять основное содержание сказки,рассказа;

•        выстраивать схему содержания, опираясь накарты Проппа;

•        уверенно манипулировать картами;

•        чувствовать красоту и образность родногоязыка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1.Сидорчук Т. «Программа формирования творческихспособностей детей».

Обнинск. 1998г.

2.Белобрыкина О. «Речь и общение» — Ярославль:«Академия развития»,

1998г – 240с.

3.Большева Т.Б. «Учимся по сказке», Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

Санкт Петербург, 2005г. – 112с.

4.Волина В. В. Игры в рифмы. С.-Пб: изд-во ДидактикаПлюс, 2007 – 224 с.

Грамматика фантазии / Джанни Родари; пер. с итал. Ю.А.Добровольской —

4-е изд. – М.: Самокат, 2017. – 272с.

5.Исторические корни волшебной сказки. Лабиринт. — М.,1988. «

Пропп, В.Я. Мифология «волшебной» сказки[Текст] / В.Я.Пропп.

6. Комплексная образовательная программа дошкольногообразования

«ДЕТСТВО»/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобердзе, О. В.Солнцева и др.-

Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2016. – 352с.

7.Современные педагогические технологии образованиядетей дошкольного

возраста: методическое пособие/авт-сост. О. В.Толстикова, О. В.

Савельева, Т. В. Иванова и др. – Екатеринбург: ГАОУДПО СО «ИРО»,

2014. – 200с.

8.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы сдетьми дошкольного

возраста. – Харьков: Фолио, 1996. – 464с.

9.Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного

образования. – Екб.: Издательский дом «Ажур», 2014. –23с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.15%
НЕТ
38.85%
Проголосовало: 1524

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет