Ленинградская область.
Подпорожский муниципальный район.
Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическомуразвитию детей»
Форум педагогических идей и инновационных практикв 2022 году.
Название продукта ИОД:
Проект: «Использование карт Проппа для развития связной речидошкольников».
Разработала воспитатель:
НовиковаНаталья Николаевна,
Типпроекта: творческий, игровой
По составу участников: групповой проект.
Участникипроекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Срокиреализации: учебный год
Актуальность:
Рольсказки в развитии ребенка многогранна: она и фантазию развивает, и мышление, идаже правильную речь. С древних времен сказка является неотъемлемой частьювоспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научитьдетишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнеепресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша,объяснить и научить его чему-нибудь, родителям придется вспомнить главный языкдетства — мудрую и очень интересную сказку.
Дошкольныйвозраст-возраст сказки. В этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всемусказочному, необычному, чудесному.
Сказка– это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Такбыло, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки вжизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональноесостояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитываетуверенность ребенка в себе и в своих силах.
Сказкав жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью дети очень раноначинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она являетсялучшим помощником в формировании основ общения и поведения.
Сказка-это способ общения с ребенком на понятном и доступном ему языке, это первыебезопасные уроки жизни.
Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка ипомогает развитию речи.
Известный фольклорист В.Я. Пропп проанализировалструктуру русских народных сказок и выделил их постоянные элементы, илифункции. Основных таких элементов насчитывается 28, но не в каждой сказке онисодержатся в полном объеме. Последовательность их может варьироваться, в нихмогут быть внесены различные добавления.
Дж. Родари отмечал, что преимущества карт Проппа очевидны, ведь каждая из них -целый срез сказочного мира, каждая функция находит отклик во внутреннем миреребенка. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своейжизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целымсводом правил поведения — что можно делать, что нельзя. То же самое можносказать и обо всех остальных функциях (картах).
Актуальность данного вопроса наталкнула нас на мысль создать проектИспользование карт Проппа для развития связной речи дошкольниковпоовладению детьми старшего дошкольного возраста умением пересказывать сказкупоследовательно, близко к тексту с опорой на символы (карты Проппа), используяслова и выражения, характерные для героев данной сказки, логически мыслить,анализировать.
С помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но ибольшие по объему русские народные сказки, рассказы.
Цель проекта – создать условия для овладения дошкольникамимодельно-образными формами мышления, достигающими высокого уровня обобщенностии приводящими детей к пониманию существенных связей вещей, с помощью картПроппа.
Гипотеза исследования состоит в том, что целенаправленная разнообразная работавоспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающихтехнологий, использование разнообразных форм работы приведёт к положительнойдинамике показателей развития связной речи дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
1. Организовать работу по подготовке детей кпостроению модельных образов.
2. Обогащать словарь за счет слов – антонимов;прилагательных.
3.Активизировать мыслительную деятельность.
Развивающие:
4. Продолжать учить детей пересказыватьсказки последовательно, близко к тексту с опорой на схемы – модели.
Воспитательные:
5. Воспитывать человечность: способностьпереживать судьбу сказочных героев.
Механизм выполнения: реализация данного проекта возможна с детьми старшегодошкольного возраста для развития связной речи.
Основные принципы работы с дошкольниками:
— коммуникативно — деятельностного подхода;
— формирования элементарного сознания явленийязыка;
— взаимосвязи всех сторон речевого развития ребёнка;
— обогащения мотивации речевой деятельности;
— обеспечения активной речевой практики;
— игровой подачи материала.
Материально — технические ресурсы, оборудование иматериалы:
-мультимедийное оборудование, презентации.
-подборка книг, произведений русского народноготворчества.
Практическая значимость проекта определена в трёхаспектах:
1. Раскрывается один из показателей подготовкиребёнка к школьному обучению.
2. Представлен систематизированный материал игр иупражнений по развитию связной речи детей, активизации словаря, развитиюмышления.
3. Предлагаемая система дидактических игр иупражнений может быть использована в индивидуальной и подгрупповой работе сдетьми.
Целесообразность карт Проппа
1. Наглядность позволяет ребёнку удерживать впамяти гораздо большее количество информации.
2. Представленные в картах функции являютсяобобщенными действиями, что позволяет ребёнку абстрагироваться от конкретногопоступка героя, а следовательно, у ребёнка развивается абстрактное, логическоемышление.
3. Карты стимулируют развитие внимания,восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащаетэмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуютповышению поисковой активности.
Предполагаемыйрезультат:
— умениеопределять жанр произведения;
— запоминатьпоследовательность событий;
— выделятьосновное содержание сказки;
— выстраиватьсхему содержания, опираясь на карты Проппа;
— уверенноманипулировать картами;
— чувствоватькрасоту и образность родного языка;
-последовательность при пересказе сказок, самостоятельность в сочинении своих;
— повышениеактивности в речевом общении.
Ходреализации проекта:
Мероприятия |
Сроки |
• Изучение методической литературы, интернет ресурсов. • Составление плана реализации проекта. • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. • Разработать конспекты занятий, игр. • Анкетирование родителей. Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524 • Консультации для родителей. • |
Сентябрь
|
1.Знакомство детей с жанром литературного произведения, выявление отличия от других жанров и вычленение структуры сказки, ее композицию. 2. Дидактическая игра Хороший — плохой Учить детей выявлять позитивные и негативные качества героев, оценивать их действия. 3. Дидактическая игра Узнай сказку по иллюстрации Беседа, театр |
Октябрь
|
1. Подготовительные игры, в процессе которых дети познакомятся и освоят все сказочные функции (по картам Проппа): «Чудеса в решете» «Волшебные слова» «Что в дороге пригодится» «Узнай героя» «Что общего» «Четвертый лишний» «Решение сказочных задач» «Бюро находок» «Сказочный словарь» 2.Создание модели Сказка в коробке
|
Ноябрь, декабрь
|
1.Ознакомление с функциями сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа. 2.Дидактическая настольная игра «Путешествие по картам Проппа» Закреплять название и назначение карт. 3. По мере накопления опыта можно предложить задания или игры: — выставить карты по ходу сюжета -найти «знакомые» карты -найти ошибку в расположении карт -определить отсутствие знакомой карты -отделить лишнюю карту 4. НОД на тему: Пересказ сказки с использованием карт Проппа
|
Январь, февраль
|
1.Работа с картами Проппа по сказкам. Учить детей составлять схему сказки при помощи карт Проппа, пересказывать с опорой на -схему. 2.Коллективное сочинение детьми сказки с помощью графической аналогии карт Проппа. 3. Создание книги «Наши сказки». Рисование детьми иллюстраций к сочиненным сказкам. |
Март, апрель |
1.Диагностика достижений в образовательной области «Речевое развитие» 2.Мастер-класс для педагогов на тему: Использование инновационной технологии карты Проппа в обучении детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию |
Май |
диагностика
• определять жанр произведения;
• запоминать последовательность событий;
• выделять основное содержание сказки,рассказа;
• выстраивать схему содержания, опираясь накарты Проппа;
• уверенно манипулировать картами;
• чувствовать красоту и образность родногоязыка.
Используемая литература:
1.Сидорчук Т. «Программа формирования творческихспособностей детей».
Обнинск. 1998г.
2.Белобрыкина О. «Речь и общение» — Ярославль:«Академия развития»,
1998г – 240с.
3.Большева Т.Б. «Учимся по сказке», Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
Санкт Петербург, 2005г. – 112с.
4.Волина В. В. Игры в рифмы. С.-Пб: изд-во ДидактикаПлюс, 2007 – 224 с.
Грамматика фантазии / Джанни Родари; пер. с итал. Ю.А.Добровольской —
4-е изд. – М.: Самокат, 2017. – 272с.
5.Исторические корни волшебной сказки. Лабиринт. — М.,1988. «
Пропп, В.Я. Мифология «волшебной» сказки[Текст] / В.Я.Пропп.
6. Комплексная образовательная программа дошкольногообразования
«ДЕТСТВО»/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобердзе, О. В.Солнцева и др.-
Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2016. – 352с.
7.Современные педагогические технологии образованиядетей дошкольного
возраста: методическое пособие/авт-сост. О. В.Толстикова, О. В.
Савельева, Т. В. Иванова и др. – Екатеринбург: ГАОУДПО СО «ИРО»,
2014. – 200с.
8.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы сдетьми дошкольного
возраста. – Харьков: Фолио, 1996. – 464с.
9.Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного
образования. – Екб.: Издательский дом «Ажур», 2014. –23с.
