X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 

 

 

 

Тема эксперимента:

«Взаимосвязь внутриличностногоэмоционального интеллекта (ВЭИ) с возрастом, локус-контролем «Я»,локус-контролем «Жизни».

 


Оглавление.

1.Введение_________________________________________________4-5

2.Цель, задачи, объект, предмет, гипотезы ______________________5-6

3.Описание методик _________________________________________6-7

4.Описание выборки ________________________________________ 7

5.Результаты эксперимента ___________________________________ 7-10

6.Выводы __________________________________________________ 11

7.Заключение _______________________________________________ 11

8.Список литературы _________________________________________ 12

 

 

 


1. Введение.

Актуальностьизучения эмоционального интеллекта (далее ЭИ) определяется социальным и научнымзапросом на анализ его влияния на социально-психологическую адаптацию личности.Исследователи отмечают, что высокий уровень развития эмоционального интеллектадетерминирует высокую адаптивность личности, а эмоциональная компетентностьявляется важнейшим качеством будущих профессионалов в самых разных областяхдеятельности.

Многочисленные вопросы, касающиесяэмоциональной стороны жизни личности, оставались высоко-актуальными и социальнозначимыми на протяжении всей истории человечества.

С начала прошлого столетия проводилисьнаучные исследования, направленные на обнаружение способностей, которые, вотличие от обычно выделяемого общего интеллекта, взаимосвязаны ссоциально-эмоциональной сферой психики личности (Л. Векслер, Г. Айзенк, Ч.Спирмен, Э. Торндайк, Дж. Гилфорд и др.).

Изучению феномена эмоциональногоинтеллекта посвящен целый ряд работ зарубежных авторов (Х. Гарднер, Р. Бар-Он,К. Саарни, П. Сэловей, Дж. Мэйер, Д. Карузо, Д. Гоулман и др.)

В отечественной психологии различныеаспекты проблемы эмоционального интеллекта обнаруживают себя уже в работах Л.С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева. Так, Л. С. Выготскийуказывает на существование динамической смысловой системы, выступающейединством интеллектуальных и аффективных процессов, а С. Л. Рубинштейнутверждает, что мышление проявляется единством рационального и эмоционального.

В середине 90-х годов интерес к эмоциональномуинтеллекту очень сильно возрос, а изучение этого феномена стало оченьпопулярно. Причиной этому стала книга Дэниэла Гоулмана «Эмоциональныйинтеллект», вышедшая в 1995 году. Дэниэл Гоулман в рамках эмоциональноинтеллекта выделяет межличностный и внутриличностный его аспекты.

          Вэтой книге автор даёт определение изучаемому феномену: это способностьосознавать эмоции у себя и окружающих людей, чтобы мотивировать себя и других,а также управлять эмоциями во взаимодействии и наедине с собой. Также онсчитает, что ЭИ возможно развить, повысив тем самым успешность в различныхсферах жизни. Начиная с конца 90-х годов и до настоящего времени проводится всёбольше исследований, направленных на углубление представлений об эмоциональноминтеллекте, появляются различные методики его измерения, предлагается большоеколичество программ по развитию данной способности.

          Вданном эксперименте мы изучаем взаимосвязи между внутриличностным эмоциональныминтеллектом (далее ВЭИ) с такими личностными характеристиками как: возраст,локус контроля — Я, локус контроля – Жизнь.

2.Цель, задачи, объект, предмет, гипотезы.

Цель: Взаимосвязьвнутриличностного эмоционального интеллекта с такими личностнымихарактеристиками как: возраст, локус контроля — Я, локус контроля — Жизнь.

Задачиисследования:

1.     Сборданных.

2.     Подборматериалов по теме исследования.

3.    Проведение эмпирического исследованиявзаимосвязи внутриличностного ЭИ с возрастом и личностными характеристикамисмысложизненных ориентаций: Локус контроля – Я, Локус контроля – Жизнь.

4.    Качественная и количественная обработкаданных с последующей математической обработкой полученных результатов.Выявление коэффициентов корреляций, рассеянности и дисперсности, построениеграфиков.

5.    Составление научного отчета и презентациидоклада.

6.     Выступлениена конференции по практике.

Объект: эмоциональныйинтеллект.

Предмет: ВЭИ,Возраст, локус контроля — Я, локус контроля — Жизнь.

Гипотезы:

1.    внутриличностный эмоциональный интеллектнаходится в прямой зависимости от возраста испытуемого;

2.    внутриличностный эмоциональный интеллектнаходится в прямой зависимости с показателями локус контроля — Я и локусконтроля — Жизнь.

3.    показатели локус контроля — Я и локусконтроля — Жизнь находятся в прямой зависимости между собой.

3. Описаниеметодик:

      ТестЭмоционального интеллекта (ЭмИн) Д.В. Люсина

ТестЭмИн предназначен для диагностики различных аспектов эмоционального интеллекта.В основу опросника положена трактовка ЭИ как способности к пониманию своих ичужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, чточеловек может распознать эмоцию — установить сам факт наличия эмоциональногопереживания у себя или у другого человека; может идентифицировать эмоцию, тоесть установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, инайти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, иследствия, к которым она приведёт.

      Тестсмысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева

ТестСмысложизненных ориентаций позволяет оценить «источник» смысла жизни, которыйможет быть найден человеком либо в будущем (это цели жизни), либо в настоящем(это процесс жизни) или прошлом (это результат жизни), либо во всех трехсоставляющих жизни. При этом Локус контроля – Я характеризует личность, как«хозяина своей жизни», обладающего достаточной свободой выбора, чтобы построитьсвою жизнь в соответствии с целями и представлениями о смысле жизни. Локусконтроля – Жизнь определяет управляемость жизни.

4. Описаниевыборки:

Данноеколичественное и качественное исследование проводилось на однородной выборке 32человека женского пола в возрасте от 22 до 47 лет.

Среднийвозраст данной выборки составляет: 33 года.

Группапредставлена магистрантами МГППУ 2023 года, обучающимися по специализациипедагог — психолог.

Сфераинтересов: чтение, обучение и воспитание детей, творчество, профессиональноеразвитие в области педагогики и психологии.

5.Результаты эксперимента

Гипотеза1: внутриличностный эмоциональный интеллектнаходится в прямой зависимости от возраста испытуемого.

Этап1: Точечная диаграмма показывает, по осям определены показателивозраста и ВЭИ, видно, что при среднем возрасте 33 года, значение ВЭИ имееттенденцию к положительной динамике или увеличению в прямой пропорции, облакоточек имеет восходящую тенденцию.

Посчитанкоэффициент корреляции этих показателей =0.396, достоверность согласно таблицыкритических значений коэффициентов корреляции, при выборке 32 человека р=0,05равна 0,35,  следовательно, можно сделать вывод о достоверности полученныхрезультатов исследований.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Этап2: На основе шкалы норм показателя ВЭИ по Люсинувыделено 5 категорий от самого низкого значения показателя до самого высокогопоказателя ВЭИ.

Проведенаобработка данных исследуемых показателей ВЭИ и проведен анализ распределения,полученных данных согласно этим категориям, соответственно на гистограммепредставлен результат обработки данных, что позволяет сделать следующие выводы:

-среди контингента испытуемых присутствуют представители всех категорий ВЭИ отсамого низкого проявления до самого высокого, что говорит о распространенностиэтих показателей в современной популяции;

-по гистограмме определяется тенденция к росту ВЭИ, что положительным образомхарактеризует личностную зрелость и зрелость общества (социума);

— такжеопределенно выделяется преобладание среднего показателя ВЭИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гипотеза2: внутриличностный эмоциональный интеллектнаходится в прямой зависимости с показателями локус контроля — Я и локусконтроля — Жизни.

Построены 2графика:

1график отражает распределение показателей ВЭИ и локус контроля — Я и их связь:коэффициент корреляции локус контроля — Я и ВЭИ равен 0,499, при выборке 32человека уровень достоверности корреляции по таблице критических значенийкоэффициентов корреляции при р=0,05 равен 0, 35, следовательно, можно сделатьвывод о достоверности полученных результатов исследований.

 

 

2график отражает связь ВЭИ и локус контроля – Жизни: показатель корреляции этихвеличин равен 0,251, следовательно, можно сделать вывод о низком, но достаточнозначимом влиянии показателей друг на друга.

Гипотеза3: локус контроля — Я и локус контроля -Жизни находятся в прямой зависимости между собой.

Наиболеесвязанными и закономерными оказались показатели локус контроля — Я и локусконтроля — Жизни, что показано на графике и соответственно подтвержденорасчетами коэффициентов корреляции и уровня достоверности.

Привыборке 32 человека р=0,05 уровень достоверности имеет значение 0,35,показатель корреляции локус контроля -Я и локус контроля — Жизни равен 0,670,следовательно, можно сделать вывод о высокой достоверности полученныхрезультатов исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Выводы.

Данноеисследование подтвердило, что:

1.внутриличностный эмоциональный интеллект находится в прямой зависимости свозрастом;

2.внутриличностный эмоциональный интеллект находится в прямой зависимости с локусконтроля – Я, о чем говорит высокий коэффициент корреляции. Локус контроля –Жизни также находится в прямой зависимости с ВЭИ при низком коэффициентекорреляции;

3.локус контроля — Я и локус контроля — Жизни находятся в прямой зависимостимежду собой.

 

7.Заключения:

ВнутриличностныйЭИ имеет тесную взаимосвязь с возрастом. При среднем возрасте 33 года, значениеВЭИ имеет тенденцию к положительной динамике или увеличению в прямой пропорции.

Выдвинутыетри гипотезы имеют высокую степень достоверности. Несмотря на то, что связь ВЭИи локус контроля – Жизни при выборке 32 человека проходит по нижней границешкалы достоверности, локус контроля – Жизни является важным для понимания внешнихориентиров, формирующих такие способности как: умение сотрудничать с другимилюдьми, понимать, что они чувствуют; умения управлять своими и чужимиэмоциональными реакциями.

Взаимосвязьлокус контроля – Я и локус контроля – Жизни имеет прямую зависимость итенденцию к увеличению положительной динамики, а также имеет высокую степеньдостоверности результатов исследований, и свидетельствует о том, что высокийэмоциональный интеллект связан с внутренним пониманием себя и умением концентрироваться на внутренние ориентиры.

 


 

Список литературы:

1.      АндрееваИ.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева //Вопросы психологии. – 2008. – №5. – С. 83–95.

2.      АндрееваИ.Н. «О синтетической теории эмоционального интеллекта» / И.Н. Андреева //Психология человека в современном мире. — 2009. — Т.2. — С. 289—298. 2.

3.      АндрееваИ. Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. — СПб.: БХВ-Петербург,2012. — 288 с.

4.      Люсин Д.В.Современные представления об эмоциональном интеллекте// Социальный интеллект:Теория, измерение, исследования / Под ред Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.:Институт психологии РАН, 2004. – С. 29–36.

5.      ХолоднаяМ.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд. – СПб.: Питер,2002. – 272 с.

  1. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн Д. В. Люсин. Опубликовано в: Психологическая диагностика. 2006. № 4.  С. 3 – 22.
  2. «Тест смысложизненных ориентаций» Л.Д. Борисович Жанр: № 812 в Философские науки. Социология, Общая философия
  3. Шадриков В. Д. К понятию эмоционального интеллекта / В.Д. Шадриков // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 9 —10 октября 2007 г. / под ред. Ю. П. Поваренкова. — Ярославль: Канцлер, 2007. — С. 244.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет