X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 

Внеурочное занятие в 5 казачьем классе на тему«Обряд- проводы  казака в армию»

 

Цель: формирование культурныхценностей, посредством ознакомления детей  с казачьими обрядом.

Задачи:

Образовательные:

дать знания оказачьей культуре;

ознакомить страдициями обрядов оренбургских казаков;

Развивающие:

способствоватьразвитию самостоятельной театрализованной деятельности детей;

вовлечение,воспитанников в активную познавательную деятельность, организация досуга;

развивать память,речь через разучивание ролей,  песен казаков;

развиватьфизические качества детей посредством строевой подготовки.

Воспитывающие:

Воспитание иразвитие эстетических, морально- нравственных и духовных качеств, путемприобщения к традиционной культуре казаков.

 

Оборудование:

Атрибуты казачьей горницы:  утварь, прялка, сундук.

Казачьи костюмы, атрибутика (нагайка, сабли, автомат).

 

Ход занятия:

Куратор: Ребята, многое мы с вами узнали о воинской доблестии славе казаков на предыдущих занятиях. Скажите, кто же такие казаки? ( казаки-вольные люди они первые пограничники государства и.т.д.)

 

 

Все взрослые мужчины- казаки обязаны были нести воинскуюслужбу. Вспомните, где образовывали свои поселения оренбургские  казаки, наберегах какой реки?( а как река называлась раньше) Вы правы, казаки селились наберегу Урала, Яик, до этого называлась Даикс.

Вспомните, какая главная заповедь у казака?  ЛюбиРоссию, ибо она мать твоя.

Правильно, молодцы. 

Ребята, посмотрите что я нашла у своего дедушки за иконой.(Достаю узелок с землей). Мне раньше он рассказывал, что когда его родителипровожали на войну , то с собой давали этот узелок.  Как вы думаете, зачем? Где бы  ни былказак,  что бы не забывал о  своей земле. А доведется погибнуть, нагруди будет родная земля.  

-Как вы думаете, все что делали наши предки, да и сейчасмногие это соблюдают, как это назвать одним словом? (Обряд)

Вот , что об обряде написала наша с вами землячка ИрзутоваИрина Валентиновна

Наши предки наблюдали,

По крупицам собирали.

Молодым наказ давали,

Что когда им взять, сказать,

Что в дорогу можно дать.

Из далеких тех времен

И до наших дней

Их приметы и обряды-

Всех наук  верней!

Ребята, как вы думаете, а какая тема нашего сегодняшнегозанятия. Правильно, сегодня мы с вами будем говорить об обряде, проводы казакав армию. А какую мы с вами поставим цель занятия? ( Узнать об обряде «Проводыказака в армию») Какие задачи мы перед собой поставим?

-Познакомимся об обряде казачества. – Узнать, как казакапровожали в армию.- Рассказать о заповедях казачества.

Куратор: Всех обычаев казачьих не счесть. Сегоднямы собрались с вами на проводы в армию, которые являлись неотъемлемой частьюжизни оренбургских казаков. Эта традиция передавалась из поколения в поколениеи сохранилась по сей день.

Сейчас я предлагаю вам стать участниками традиционного казачьегообряда «Проводы казака на службу», добро пожаловать.

 

 

Сценка «Проводы казака в армию»

ВЕДУЩАЯ:        Казак это значит: «вольный человек». Жизнь у казаков

Была нелёгкой. Если вдруг начиналась война казак садился на                         своего верного коня, бралшашку в руки и шёл воевать, защищатьсвою Родину, свой край и Свою семью. Главная казачья заповедь — «Люби Родину, uбo она твоя мать!» Каждый казак с самого детства знал эту заповедь и был ей                               верен.

Военная служба для казака это его жизнь, его честь,

Гордыня и святыня.. Казак- смелый, отважный,

бесстрашный воин: воевал на коне с шашкойи пикой в руке…

(видео сюжет 2мин)

А как же провожали казака на службу?

РЕБЁНОК 1: Здравствуйте, гости званные и желанные! Милости просим к нам на казачий праздник!

РЕБЁНОК 2: Гость, войди! Традиций не нарушим              

И всегда чайку нальём

Всем известноказаков радушье,

Хлебосольство и открытый дом!

      ( Сидят Отец, Мать, между ними СЫH.)

OTEЦ: Слышь, мать, никак атаман по двору идёт!

(Входят атаман и казаки)

ОТЕЦ: Желаем здравствовать, господинатаман! Здорово живёте,

станичники!

КАЗАКИ: Здорово,коли не шутите!


МAТЬ: Прошу вас, гости, садитесь!

вашему Андрею вряды оренбургского казачьего войска вступить и служить Отечеству как подобает.

 

 

МАТЬ: Ах, ты, милое моё дитятко,

Да куда ты спешитьсяда торопишься из родного дома! Отемнеет светла горница, опустеетдом-подворышко.

OТEЦ: Цыц, баба, чеrо голоситьвздумала! Доставай-ка снаряжение из сундука, вырядимсына достойно на святое  дело, на службу воинскую!

(дают сыны шашку,одевает кубанку)

OТEЦ: Ну вот… бравыйказак. Мать, неси икону нaшy семейную, прадедовнаших и дедов, благословим сына нaшero на службу

МAТЬ: Иди, Андрейка, под благословение родительское

Мать передаётотцу икону, сама берёт хлеб-соль.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

Казак бросает шубу   мехом наружу, на которую мальчиквстаёт на колени.

КАЗАК: Чтоб не голо служить ему было!

ОТЕЦ: Во имя Отца и Сына, и СвятагоДуха благословляем тебя, сын наш любимый,на службу ратную. Помни нас, родителей своих, землю свою родимую, не посрами наш род и земляковстаничников. Будь верен славным традициямказачьего воинства. Аминь.

Сын целуетикону, хлеб и руки родителей, встаёт. Мать надевает крестик и говорит:

«Господи, благослови!»

 Мать берёт2 полотенца и перевязывает крест-накрест со словами:                          

МAТЬ: Перевяжу тебя рушником,чтоб не забывал отчий дом!

Служи не тужи!

РЕБЕНОК 1: В Оренбуржье у нас люди сильные,

Прославляют нашу землю изобильную!

РЕБЕНОК 2: Оренбургский казак хват, силой, удалью богат!  Пусть знает ворог казаку отчий край дорог!

КУРАТОР: А ну-ка, казачата,покажите нашу  подготовку военную,да силу  свою и смекалку!

 

 

 

Под музыку ребята показывают сборку и разборку автомата, упражнение ссаблями.

Куратор: О казачестве всегда слава по Руси плыла.

 В Оренбуржье и ныне славят свою волю, власть народа… Соблюдаютони строго     10 заповедей святых… Расскажитеребята  их!

Ребята, домашнеезадание было узнать о заповедей казака

КАЗАЧЬИ ЗАПОВЕДИ:

1.Честь и имя казакав жизни главные всегда!

 2.С детства честью дорожии достоинство держи.

Коль не прав, то признавай, злобу в сердце не пускай.

3.Есть у каждого права нет ни князя,ни раба.

Все равны в своих правах, но отвечают за свои дела.

4.По делам лишь одного о казачестве всего

Судит весь честной народ. Так что помни наперёд:

5.Честен будь при казаках, чист в поступках иделах.

Будь примеромвсем всегда вот в чём участьказака!

6.За Россию, честь свою жизньи неrpex отдать в бою! Словодал его держи, казачьимсловом дорожи!

7. Помни, словоказака было верное всегда.

    Лучше мудро промолчать, чем впустую обещать.

8. Старость всюду уважай, стариковне обижай!

      9.   Пожилого казака почитай как за отца.

            Престарелую казачку своей матерьюсчитать.

     10.  Память предков сохраняй, по обычаям решай!

             Если трудно погибай, но товарищаспасай!

11. В бою, в службе,на работе, дома или на охоте

 

Другу всюду помогай, если надо выручай!

 12.Не гордисьчужим добром, а живи своим трудом.

      Береги свою семью, почитайсвою родню.

 13. Старых в доме уважай, младших ты не обижай.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА

КУРАТОР: Там, где песня лъётся, там легче живётся. И на войне казаки  поют, дом семью вспоминают…

Ждут казаки, когда жевойна закончится, вернутся ли они домой живыминевредимыми… Пусть же песня зазвучит, душу нашу          бередит…

 

После песни Мать, Отец и Сын встают.

ОТЕЦ: Станичники! Спасибо,что пришли сына нашего на службу

проводить.

Конь нaшero новобранца осёдлан,за околицей уж заждался, пopa в путь-дорожку, на службу верную.

 

Рефлексия:

Ребятавы большие молодцы, вы меня сегодня очень порадовали.

Давайтевспомним, какая тема занятия у на была?

А ЦЕЛЬЗАНЯТИЯ? Как вы думаете, мы достигли цель?

Какие задачимы с вами преследовали?  Мы все вопросы с вами решили?

Занятиевам понравилось? Что больше всего вам понравилось?

Чемубы вы хотели научиться?

-Домаребята поищите пословицы и поговорки о казаках, об их характере.

 Вотодна из них:   «Врагв штаны свистит, когда казацкая сабля блестит». Этоможно сказать о показательном выступлении вашего одноклассника с саблями.

Нашезанятие подошло к концу, спасибо вам ребята.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет