X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Технологическаякарта урока биологии

Темаурока:«Неклеточные формы жизни. Вирусы» 10 класс

Цель: формированиеестественнонаучного мировоззрения и биологического мышления на основеосмысления роли неклеточных форм жизни в системе органического мира.

 

Планируемыеобразовательные  результаты:

Предметные:

Ученикдолжен знать: строение вируса, сущность процесса размножения вирусоввнутри клетки живых организмов, определение ключевых понятий

Метапредметные:

Познавательные:

Общеучебные: умениеосуществлять смысловое чтение; умение отделять главное от второстепенного;умение работать с источниками информации

Логические: поиск ивыделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей;осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной иписьменной форме; построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: умениеопределять цели урока и ставить задачи; умение соотносить то, что уже известнои освоено с тем, что ещё неизвестно; развитие навыков самооценки

Коммуникативные: умениеслушать учителя, строить эффективное взаимодействие со сверстниками привыполнении заданий, умение находить общее решение

Личностные:

Формированиепознавательных интересов; воспитание у учащихся бережного отношения к своемуздоровью; формирование естественнонаучного мировоззрения.

Формированиеличностного отношения к изучению материала.

Тип урока:урокусвоения новых знаний

Методыобучения: проблемно- поисковый

Основныепонятия, изучаемые на уроке: Вирус. Бактериофаг. ДНК. РНК. Капсид. Вироид.

Средстваобучения (обеспечение урока): таблицы, рисунки учебника, видеофрагменты,презентация «Неклеточные формы жизни: вирусы», раздаточный материал: тесты

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

 

 

 Здравствуйте ребята, садитесь. Основа каждого урока – это труд. Получать знания, научиться их применять – это очень большой труд. Так настройте себя на то, чтобы почерпнуть сегодня из урока много нового и интересного.

 

Учащиеся организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку.

Регулятивные:формирование способности к организации своей деятельности

 

Актуализация знаний

Выявление уровня знаний по изученному ранее материалу о прокариотах и эукариотах, клеточной теории; организация блиц-беседы (Приложение 1)

 

Поиск грамотных ответов; развитие умения оценки своих сверстников и самооценки; коррекция ответов.

Познавательные: построение вопросов, высказываний, анализ, сравнение, обобщение.

Регулятивные: выбор правильных эффективных путей и средств достижения целей в рамках фронтальной беседы.

Коммуникативные: умение действовать с учетом позиции других людей, устанавливать и поддерживать контакты; развитие речевой деятельности, основ коммуникативной компетентности.

Постановка цели и задач урока.

Мотивацияучебной деятельности учащихся.

Организует подводящий диалог, создаёт проблемную ситуацию

Давайте подумаем:
– Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение? (Нет. Вирусы.  Бактериофаги)(слайд 1-2)
– Тогда правильно ли говорить, что все живые организмы имеют клеточное строение? (Нет)

Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней.

Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа?

Какой проблемный вопрос можно поставить? 

Что для этого надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке? 

Учащиеся высказывают своё мнение,  формулируют с помощью учителя тему урока

 А также формулируют проблемный вопрос и цель урока:

 

Проблемный вопрос:

почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

 

Цель: знать виды, строение и особенности жизнедеятельности вирусов

Положите рабочий лист перед собой и выполните задание №1, заполнив только 2 столбик.

 

Познавательные: осмысление понятий связанных с данной темой.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

 

Первичное усвоение новых знаний

 

Организует дискуссию между учащимися

Давайте узнаем, когда и как были обнаружены вирусы – для этого мы внимательно выслушаем вашего одноклассника и посмотрим презентацию, которую он подготовил (слайд3-7)

 

Что вы знаете о строении вирусовУчитель организует самостоятельную работу с учебником, параграф 14  и дополнительной информацией по группам

Давайте проверим, правильно ли вы определили строение вирусной частицы.

1 группа «Сходство вирусов с живыми существами».

2 группа «Отличия вирусов от живых организмов».

3 группа «Специфические черты вирусов».

Через 5-6 минут работы-обсуждение результатов и занесение в таблицу.

В итоге у учащихся должна быть заполнена следующая таблица: (слайд 8)

 Строение вирусов (слайд 9-11)

Все ли вирусы имеют одинаковое строение? Какие виды вирусов можно выделить?

Почему такое простое строение у вирусов, с чем это связано?

 

Изучите дополнительный материал заполните схему «Классификация вирусов», дайте определение понятий: (слайд 12-13)

Многообразие вирусов: (слайд 14-16)

 

 

Механизм проникновения вирусов в клетку. (слайд 17-18)

Жизненный цикл вируса имеет две фазы —

  • внеклеточную или покоящуюся (вирусные частицы или вирионы) и
  • внутриклеточную (реплицирующая или размножающая).

 

 

 

А сейчас я Вам предлагаю посмотреть видеоролик «Размножение вирусов»

Ребята, сидящие на первом варианте, расскажите, что вы узнали из видеоролика

Организует работу в парах

Анализ схемы «Размножение вирусов» — стр.104, рис.47

 

 

Вирусные инфекции и профилактика заболеваний.

 

 

Демонстрация видеоролика. (слайд 24)

Пути передачи ВИЧ инфекции. (слайд 25)

 

 

 

 

Выступление ученика с использованием слайдов на тему: «История открытия вирусов» (Приложение 2). Остальные учащиеся слушают доклад, смотрят презентацию, делятся впечатлениями,

вступают в дискуссию

Выполнение задания №2 в рабочем листе.

Результаты учащиеся заносят в таблицу, затем проверяем и обсуждаем полученные результаты. В рабочем листе – задание №3

 

 

Обучающиеся работают с текстом учебника;

 

 

 

 

Сравнивают строение разных типов вирусов;

Формулируют определение «вирион», «капсид»;

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

 

 

Выполнение задания №4-5 в рабочем листе.

Сообщение учащегося

 

Выполнение задания № 6 в рабочем листе.

 

Выполнение задания № 7 в рабочем листе.

 

 

 

 

Учащиеся просматривают видеоролик, анализируют видеосюжет

 

 

Пазлы «Жизненый цикл бактериофага» (слайд 19-20)

 

Сообщение 3-го ученика (слайд 21-23)

 

В рабочем листе – задание №8.

 

Познавательные: поиск и использование нужной информации, построение сообщений; умения анализа, сравнения, обобщения, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: планирование путей и средств достижения целей и способности ставить учебные задачи, способности к проектированию.

Коммуникативные: умение слушать и понимать своих сверстников, выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Первичное закрепление

Давайте вспомним проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Сможете ли вы сейчас на него ответить? (Учащиеся дают ответы). (слайд 7)

 

В рабочих листах ответьте на вопросы теста.

Ребята, вернитесь к заданию №1 и заполните третий столбик.

Раздать буклеты о профилактике гриппа.

 

 

 

Записывают в рабочий лист.

 

 

 

 

 

 

Познавательные: умение структурировать знания, выполнять тестовые задания

Регулятивные: контроль, оценка

Коммуникативные:работа в паре.

Рефлексия

Организует рефлексию Можем ли  мы оценить верность суждений о вирусах в конце урока? Хватает ли у нас знаний?

Как вы думаете, мы нашли с вами ответ на поставленный проблемный вопрос?

Как информация, которую вы получили сегодня на уроке, может пригодиться вам в жизни?

Я бы хотела, чтобы вы оценили свою работу на уроке

Выставление оценок

Определение степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности; степени своего продвижения к цели; высказывание оценочных суждений, самооценка своей работы

Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль и коррекцию, самоанализ и самооценку.

Коммуникативные: умения слушать друг друга, речевую деятельность; умение выражать правильно и кратко свои мысли.

Познавательные: умения анализировать и обобщать, находить и использовать необходимую информацию.

Домашнее задание.

Комментирует домашнее задание

  1. Параграф 14, ответить на вопросы после параграфа
  2. Выбрать одно из заданий:

А) написать памятки учащимся о профилактике одного из  вирусных заболеваний.

Б) провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы,  тоже назвали вирусом?

 

Записывают домашнее задание

Регулятивные: организация планирования и прогнозирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Вопросыдля блиц-беседы: «Прокариоты.Эукариоты.Клеточная теория»

1)    В клеткаху каких организмов есть ядро? (эукариотических)

2)    Какназываются организмы не имеющие в клетках ядра? (прокариоты)

3)    Приведитепримеры прокариот (бактерии и сине-зеленые водоросли или цианеи)

4)    Приведитепримеры эукариот (животные, растения, грибы)

5)    Какойорганоид состоит из двух мембран – наружной ивнутренней. Наружная — гладкая, а от внутренняя складчатая с гранами(хлоропласты)

6)    Функцияэтого органоида – переваривание и обезвреживание чужеродных веществ (лизосома)

7)    Какаятеория утверждает – «все живые организмы состоят из клеток»?

8)    Создателиклеточной теории? (Шванн и Шлейден)

9)    «Каждая клетка —от клетки» — это положение клеточной теории было сформулировано..?(Рудольфом Вирховым)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение2.Выступлениеучащегося «История открытия вирусов»

1887г. Студент Петербургского университета Д. Ивановский  занялся выявлениемпричин болезни табака. Табачная плантация. Листья, почему-то покрываютсяпятнами, желтеют, скручиваются и сохнут. Видимо, не только люди и животныеболеют, но и растения способны болеть. Какие-нибудь бактерии, палочки. До болив глазах всматривался он в препараты – никаких возбудителей, никакихмикроорганизмов. Не дает результатов окрашивание, не растет возбудитель насамых изысканных питательных средах, хотя сок исправно  заражает новыепорции растений. Ивановский решает пропустить сок из больного растения черезпористые фарфоровые фильтры. Они задерживают любые бактерии, и фильтрат долженбыть стерильным.  Но капля абсолютно прозрачной жидкости также заражалановые растения. Ивановский высказывает мысль: – Значит, возбудитель мозаичнойболезни меньше любой известной бактерии! Фильтрующийся яд – и заглянув в латыньпроизносит – ВИРУС!
Слово вирус и обозначает – яд. Так родился этот термин. Студент Ивановский сталв дальнейшем профессором, а темой его докторской диссертации была « Мозаичнаяболезнь табака». С конца 19 века и ведет свой отсчет наука – ВИРУСОЛОГИЯ.
Но термин не сразу вошел в науку, только через 7 лет, другой известныймикробиолог М. Бейеринг,  ввел этот термин «ВИРУС» в научный обиход. Авирус табачной мозаики (сокращенно ВТМ) – сейчас один из самых изученных.–Теперь вирусы  (их описано более 500 видов) объединяют в отдельное царство« VIRA».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет