Родителямо детской психотравме
Психологическаятравма – душевная рана.
В жизнивстречаются истории детей, которые пережили столько утрат, сколько не каждыйвзрослый человек испытает в течение жизни. Переезд, смерть родителей, лишениеродительских прав, болезнь и т. д.
Обычно вокругребенка есть взрослые люди, которые искренне ему сопереживают с одной стороны,а с другой не знают, как помочь маленькому человечку. Как облегчить егосостояние? При виде детских слёз, взрослые ощущают беспомощность. Ему тяжелобыть рядом с горюющим ребенком. Поэтому первое, что приходит им в голову этосказать ребенку: «не плач, успокойся» или «возьми конфету, скушай, будет легче»или «перестань плакать, а то голова заболит».
А слезы – этосамая полезная и необходимая реакция человека на состояние горя независимо отвозраста и социального статуса. Слезы выполняют две основные функции. Первая – очищениеглаз от соринок. Вторая – очищение души от печали и грусти.
Но и этогопростого знания порой бывает недостаточно, чтобы помочь ребенку пережитьпсихотравму.
Бывают ситуации,когда ребенку нужна специализированная помощь, включающая медикаментозноелечение, различные виды психотерапии.
Психологическаяпомощь в подобных случаях основана на бережном общении с ребенком, помогающемвосстановить в памяти детали и последовательность происходящего с ним, словесноописать эмоции и их интенсивность.
С точки зренияпсихофизиологии, осознание сучившегося как бы позволяет «переместить» страхииз нижних отделов мозга непосредственно в саму кору головного мозга, что делаетих (страхи) более поддающимися последующей психокоррекции.
От родителей,опекунов можно услышать: «Ребенку не зачем вспоминать прошлое, ни к чему еготревожить».
Да, возможно, неговорить и не вспоминать о трагических событиях проще, но тем самым создаютсяпредпосылки к тому, что «непроработанный» страх поселится в детской душенадолго, а может и навсегда!
Какой бы позициине придерживались взрослые в этом вопросе, знание правил взаимодействия сребенком, перенесшим психотравму, будет важным ресурсом в вопросе поддержкитравмированных детей.
Самое первое, исамое важно, что необходимо сделать взрослому – это создать для ребенкаатмосферу безопасности. Это ощущение возникает у ребенка в процессе развитияотношений. Ребенок не может чувствовать себя в безопасности в отношениях, которыене содержат ограничений, правил и норм. Чувство безопасности обеспечиваетсяпоследовательным поведением родителя или опекунов.
Второе, и неменее важное – это понимать и принимать мир ребенка. Сообщение о принятии мираребенка передается ему через живой и искренний интерес к тому, что ребенокпредпочитает делать. Принятие также означает терпение и достигаетсяспособностью взрослого воспринимать реальность с точки зрения ребенка. Совместнаядеятельность, время, проведенное вместе с ребенком помогает понять и принятьмир ребенка.
Третье — поощрятьвыражение эмоционального мира ребенка.
Четвертое — создатьощущение дозволенности. Это не означает, что дозволено абсолютно все. Важнымаспектом является то, что у ребенка появляется чувство свободы и взрослый позволяетребенку делать выбор.
Шестое — облегчатьребенку принятие решений. Это достигается в основном тем, что взрослыйвоздерживается от того, чтобы стать источником ответов на все вопросы ребенка.Возможность выбрать, создает новые возможности для принятия решений, которые, всвою очередь, способствуют развитию ответственности за собственное поведение.