X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Дифференцированныйподход при реализации детско-родительского проекта по формированиюпредставлений школьников о мире профессий «Будущее – это я!»

Проблема выбора профессиистара как мир. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказываетбольшое влияние на его здоровье, состояние и самочувствие. Поэтому одним изсудьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, являетсявопрос о самоопределении.

Понятие о профессиях ушкольников 7-10 лет ограничено скудным жизненным опытом. О видах деятельностиребенок впервые узнает от своих родителей и людей, с которыми чаще всеговидится (воспитатели детского сада, врачи и продавцы в магазине, водителимаршрутного автобуса). Чтобы он смог сделать осознанный выбор, будучи взрослым,его нужно пораньше познакомить с как можно большим количеством профессий.Поможет в этом работа по профориентации младших школьников, которая подготавливает«почву» для более осмысленного и осознанного самоопределения.

Опыт работы показывает, что дети максимальноконцентрируют внимание только тогда, когда им интересно, а здесь важную рольиграет мотивация и активная деятельность.

Поэтому нами была выбрана проектнаядеятельность, потому что она позволяет использовать наибольшее количествовозможностей обучающихся с опорой на сохранные анализаторы.

Рассматривая данную работус учащимися начальной школы, следует подчеркнуть, что перед младшимишкольниками не стоит проблема выбора профессии, специфика работы состоит в расширениипредставлений о мире профессий и развитии интереса к нему, что мы и сделалицелью проектной деятельности у обучающихся нашего класса.

Дляэффективной работы над проектом дети условно были разделены на 2 группы: 1группа – успешные дети, проявляющие самостоятельность;

2 группа – дети, которым требуется помощьдля достижения поставленной задачи.

План нашей работы был оформлен в видемногоэтажного дома, который мы строили в течении учебного года. Каждый месяц –новый этаж.

Работа была построена таким образом, чтобыиспользовать и учебные предметы. На каждом направлении работы была своя цель. Хочурассказать вам о некоторых заданиях, которые использовались в каждомнаправлении.

Для реализации цели по предмету «Русскийязык» использовались разные задания. Вот некоторые из них.

1.      Схемы-угадайки.

            После знакомства с профессией космонавт детямпредлагается подобрать к схеме изученные ранее слова, относящиеся к даннойтеме. Детям 2 группы (тем, кто нуждается в помощи) дается список слов, которыепросто нужно соотнести со схемой и выписать нужные.

2.      Картинный словарь.

При изучении профессии художник детям 2группы даются картинки с изображением словарных слов, которые им предстоитзаписать. А обучающимся 1 группы дается иллюстрация или фотография, где естьэти же самые изображения словарных слов, но их предстоит сначала найти.

3.      Толковый словарь.

При изучении словарных слов также ребятампонравилось задание «Толковый словарь», когда сначала учитель дает лексическоезначение слова, а ребята его определяют и записывают, а затем к роли «словаря»подключаются дети 1 группы, а, после заранее проведенной подготовки, дети 2группы. После отгадывания и записи слова кратко дается характеристикаотгаданных профессий, ну или слов, которые к профессиям относятся.

4.     Шифровки.

Ребятам даются слова, в которых нужно взять поодному слогу и составить новое слово. Для детей 2 группы указывается в скобках,который по счету слог нужно взять, что упрощает им работу. А вот ребятам из 1группы можно предложить самим определить нужный слог, получив слово-профессию,про которую позже узнают что-то новое и интересное.

5.     Лишнее слово.

При изучении какой-то отдельной профессии илигруппы профессий детям дается несколько слов, относящихся к теме, из которых имнужно найти лишнее. Для детей 2 группы есть в скобках подсказка, на что имнужно обратить внимание, чтобы верно и успешно исключить слово.

6.     Обменяй-ка.

Данную игру можно провести, заменив ею физминутку. Детямвыдаются карточки со словарными словами по теме «профессии». Дети передвигаютсяпо классу, обмениваясь карточками и называя букву, которую нужно вставить вслово. Если обучающемуся требуется помощь, он не помнит, как пишется слово, тоон может узнать правильное написание просто раздвинув карточку.

Литературное чтение.

При реализации данной цели (на слайде) активно участвовалиродители. Они помогли ребятам написать сочинения на тему «Кем я хочу быть в будущем?»,а в классе обучающиеся зачитали свои сочинения, а затем обсудили все вместеособенности этих профессий.

После был составлен «Профессиональный портретсемьи». Работы принимались разные: кто-то приносил фотографии мам и пап ирассказывал об их профессиях, кто-то рисовал рисунки, а кто-то даже писалсочинения по данной теме. Никаких ограничений не было. Ребята были в правесамим выбрать форму представления «портрета семьи».

Также детям было предложено пофантазировать на тему«Если бы я стал (стала) президентом России». Здесь не требовалось обязательноеучастие, так как, со слов детей, не все рассматривали данную профессию длябудущего, поэтому сочинения написали только те, кто хотел. Зачитали свои работытоже только желающие.

Ещё одно из заданий, помощь в котором оказываласьродителями, стало сочинение стихотворений о любых профессиях. Кто придумывалстихи про своих родственников, кто-то придумал о любой выбранной профессии.Требование об объеме придуманного стихотворения было только одно – не менее 4строк. Ребята после выразительного чтения рассказывали, почему выбрали именноэту профессию для сочинения.

Математика.

На уроках математики мы, конечно, решали задачи спрофессиями. Это были задачи и из учебника, и множество дополнительных карточек.Для обучающихся 2 группы предлагались различные краткие схемы, которые помогалипонять смысл задачи и верно решить её. Про каждую из профессий дети получалинебольшую информацию от учителя или заранее подготовленного ученика (здесьвыступали дети обеих групп, только объем материала был разный).

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

При изучении любой строительной профессии ирассказе о ней использовались задания разной степени сложности для детей взависимости от условной группы.  Например, когда мы говорили об особенностяхпрофессии инженера, детям предстояло вставить нужные числа в «кирпичи», чтобы вкаждой линии и по вертикали, и по горизонтали в сумме получалось одно число.Для детей 2 группы пустым был один «кирпичик», а для детей 1 группы -несколько.

Ещё один из приемов – это, когда, выполняя разныезадания посильной сложности, дети получают слова – названия одной профессии.Например, всеми известный парикмахер имеет несколько названий, которые уже неупотребляются, или, наоборот, входят в обиходную речь только сейчас. Значимостьтакой работы подтвердил случай из практики. В КР с решением задачи про портнуюне справились 10 человек из класса, что очень меня удивило, потому что в данномчисле оказались успешные дети, которые с легкостью решали такие задачи. Тогда язадумалась от том, понимают ли дети значение данного слова. На следующий день япредложила ребятам решить точно такую же задачу с теми же числами, но замениласлово на швею. И тогда 8 человек из 10 смогли справиться с решением задачи, чтопоказывает необходимость изучения профессий.

Окружающий мир.

На уроках окружающего мира мы попробовали на себеразные профессии. Например, мы были картографами. Изучив особенностипрофессии, составляли карту Тюменской области с городами. Дети 1 группырисовали карту сами, а детям 2 группы была дана уже готовая схема области, вкоторую нужно было вписать названия городов.

Как географы мы составляли карту мира. Дети1 группы вырезали материки и животных, а дети 2 группы разукрашивали их.

Изучив профессию художников-иллюстраторов,мы изготавливали атлас-определитель растений. Ребята 1 группы сами отбиралирастения, рисовали и подписывали их, а обучающиеся 2 группы раскрашивали иподписывали выданные им картинки.

Мы попробовали себя в роли историков, когдасоставляли список старинных рукописных книг. Дети 1 группы составляли егосамостоятельно, а для 2 группы был выдан уже готовый список, но с ним тоженужно было поработать, так как среди старинных книг встречались названия РНС,которые нужно было вычеркнуть.

Много раз мы были ораторами, когда представлялиранее подготовленный материал по темам урока, например, когда рассказывали о«Космонавтах СССР и России». Объем выступлений для детей был разным, взависимости от возможностей обучающихся.

ИЗО, технология.

На уроках изо и труда мы тоже знакомились спрофессиями.

Мы были скульпторами, когда лепили из пластилина исоленого теста. При необходимости детям предлагались карты-схемы, образцы длявыполнения. Если ребенок хотел проявить своё творчество, то его никто неограничивал.

Мы познакомились с профессиейхудожников-камнерезов, когда изготавливали шкатулки. Дети 1 группы склеиликоробки сами, а детям 2 группы (по необходимости, так как некоторые справилисьсами) были выданы уже готовые коробки, которые они попробовали украсить.

Мы узнали про профессию инженера службыэксплуатации светофоров, когда изготавливали его модель. Дети 1 группы поуказанию учителя чертили, вырезали и склеивали модель самостоятельно, а длядетей 2 группы по необходимости были выданы готовые детали для склеивания.

С профессией портретистов мы познакомились, когдарисовали портреты наших мам. Всем детям по необходимости были предложены схемыпоэтапного рисования.

Мы были декораторами, когда изготавливали поделкидля украшения нашего класса. Здесь дети проявляли творчество, если требоваласьпомощь, то они легко (и 1 и 2 группа) могли обратиться за ней.

Мы были переплетчиками и даже писателями, когдаизготавливали книжку своими руками и в ней записывали придуманную сказку. Здесьпомощь детям оказывалась точечно (т.е. по необходимости),  при изготовлениикниги при написании сказки помощь никто не попросил, все обучающиеся захотелипроявить творчество.

Мы узнали о работе модельеров, когда придумалисобственную отделку одежды. Желающие могли воспользоваться шаблонами.

Попробовали себя в роли швеи, когда учились делатьстрочки. Дети 1 группы шили на ткани, а дети 2 группы – на бумаге, что упрощалоих работу.

Мы даже попробовали себя в роли дворников.Обучающиеся выполняли работу, которая была им по силам: кто-то сгребал листву,кто-то держал мешок, а кто-то стаскивал эти мешки в кучу. Мы узнали, какой этотяжелый труд.

А ещё мы были художниками, когда рисовали своюбудущую профессию. Здесь не оказывалась помощь. Было важно, чтоб ребеноквыполнил данную работу именно самостоятельно.

Внеурочная деятельность.

А после уроков к нам приходили гости, которым мымогли задать многочисленные вопросы – геолог, полицейский, библиотекарь,сотрудники ДПС.

А ещё дважды в год мы объявляли день Школьногосамоуправления, где обучающиеся могли попробовать себя в роли учителей. Конечно,больше в этой роли участвовали дети 1 группы, но, например, с уроками изо ифизкультуры успешно справлялись и дети 2 группы.

С помощью родителей дети попробовали дома побытьповарами или в зависимости от возможностей хотя бы их помощниками.

В заключение нужно сказать, что во время работы надпроектом ребята получили полезные и интересные знания, и, хотелось бы отметить,что любой материал, все предлагаемые задания готовились из потенциальныхвозможностей детей, а по необходимости им оказывалась помощь, чтобы каждый изобучающихся смог достичь цели проекта.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет