Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
средняяобщеобразовательная школа № 26 г. Рыбинск
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
окружающий мир длядетей с ЗПР, вариант 7.2
для 4 А класса
Учитель:
Кузнецова Н.Ю.
Категория высшая
2020 год
город Рыбинск
Пояснительная записка.
Целии задачи обучения, УМК указаны в АООП НОО СОШ № 26
УУД, направленные на достижение результата , определены в разделе АООП НОО обучающихсяс задержкой психического развития, вариант 7.2 СОШ № 26
Темаи форма представления проектной и научно-исследовательской деятельности учащимся определяется по согласованию участников образовательного процесса наосновании Положения о проектной деятельности учащихся в СОШ № 26.
Программасоставлена для учащегося ОВЗ (1 человек.)
Таблица психолого – педагогических рекомендаций учащегося ОВЗ с задержкой психического развити 4-А класса
ВАРИАНТ 7.2.
|
|
|||||
Ф.и. |
Произвольная регуляция, внимание |
Представления |
Мышление |
Организация учебного процесса |
Речь, чтение |
Алгоритмы действий при выполнении задач
|
Зеленский Богдан (7.2) 4 А |
Развитие произвольной регуляции деятельности Организация внимания (четкое дозировка нагрузки, контроль, помощь). |
Развитие пространственных, пространственно-временных представлений |
Развитие всех ВПФ.
|
Развитие функций программирования и контроля Организация работы с ребенком с учетом темповых характеристик, особенностей нейродинамических процессов. Коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения. Сообщение нового материала методом «малых шагов», с большой детализацией. |
Коррекция звукопроизношения, фонетических процессов, слоговой структуры, грамматического строя речи, связной речи, расширение словарного запаса |
Развитие вычислительных навыков, общих приемов решения задач с анализа текста задачи. Развитие умения замечать и применять на письме изученные орфограммы и пунктограммы. Расширение уровня знаний и представлений об окружающем мире.
|
1. Планируемыерезультаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Предметные результаты
1)сформированностьуважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,природе нашей страны, её современной жизни;
2)расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явленияхокружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основэкологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в миреприроды и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальнойсреде;
3)усвоениепростейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживойприроды, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающейсреде;
4)развитиенавыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире,умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий,совершаемых другими людьми;
К концу обучения в 4 классеучащийся научится:
-выявлять признаки живого организма; признаки,характерные для человека;
-моделировать в учебных и игровых ситуацияхправила безопасного поведения в среде обитания;
-устанавливать последовательность возрастныхэтапов развития человека; характеризуют условия роста и развития ребенка;
-оценивать положительные и отрицательные качествачеловека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявлениядоброты, честности, смелости;
-анализировать модели, изображающие Землю (глобус,план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической иисторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте,плане;
-описывать характерные особенности природных зонРоссии, особенностей почв своей местности;
-составлять рассказ-описание о странах – соседяхРоссии;
-различать год, век, арабские и римские цифры,пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
-соотносить события, персоналии с принадлежностьюк конкретной исторической эпохе;
-называть имена наиболее известных правителейразных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе вразвитие общества и его культуры;
-различать (называть) символы царской власти,символы современной России. Называть имя президента современной России.
-описывать основные события культурной жизниРоссии (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
-называть имена выдающихся деятелей, писателей,писателей, композиторов разных исторических эпох.
К концу обучения в 4 классеучащийся получит возможность научиться:
-применятьв житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиеныи физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
-различатьэмоциональное состояние окружающих людей в соответствии с ним строить общение;
раскрыватьпричины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственногоустройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.
2.Содержаниеучебного курса или предмета
4класс (68 ч)
Человек — живое существо (организм) 16 ч Человек– часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическоеи эстетическое значение природы в жизни человека. Человек — живой организм. Органы исистемы органов человека. Общее представление остроении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельностиорганизма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частотыпульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья издоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям сограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Восприятие,память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек издоровье. ОБЖ. Правила безопасного поведения в природе. Человек средилюдей.
Твоё здоровье 12 ч Ценность здоровья и здорового образажизни. Правилаздоровой жизни. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха врежиме дня. Личная гигиена. Правильное питание. Закаливание.Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- ивидеочаты, форум. Опасности на дороге. ПДД. Правилаоказания первой медицинской помощи. Опасные животные. Ядовитые грибы. Правилапожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством,водой. Дорога от дома дошколы. Оказание первой помощи при легких травмах (ушиб, порез, ожог),обмораживании, перегреве.
Человек — часть природы 4ч Отличия человека от животных. От рождения достарости: различные возрастные этапы развития человека. Физическая культура,игры на свежем воздухе, правильное питание как условия сохранения иукрепления здоровья.
Человек среди людей 5ч Основные человеческие качества: добро,справедливость, смелость, трудолюбие и вежливость. Забота о здоровье ибезопасности окружающих людей. Номера телефоновэкстренной помощи. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностямиздоровья, забота о них. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных– долг каждого человека. Права ребёнка. Правилабезопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года.
Родная страна: от края до края 10ч Природные зоны России: общее представление,основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности трудаи быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Положительное и отрицательное влияние деятельности человекана природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения вприроде.
Почва, ее состав. Значение для живой природы и дляхозяйственной жизни человека.Рельеф России. Формыземной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условноеобозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края(краткая характеристика на основе наблюдений). Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережноеотношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3примера).
Каквозникали и строились города. Кремлёвские города России. Россия и соседи. Страны и народымира. Общее представление о многообразии стран,народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами(Япония,Китай, Финляндия, Дания) (сконтрастными особенностями): название, расположение на политической карте,столица, главные достопримечательности.
Человек — творец культурных ценностей 12ч Культура в разные исторические времена.Человек – член общества, носитель и создатель культуры. ДостопримечательностиМосквы: Большой театр, Кремль, Красная площадь. Святыни городов России. Города России.Санкт-Петербург: достопримечательности.
Человек — защитник своего Отечества 6ч Человек — воин. Героические страницыистории. Роднойкрай-частица России. Важные сведения из истории родного края. День Победы.
Гражданин и государство 3ч Государственный язык России. Гражданин игосударство. Государственная символика России. Родной город (область): название, основныедостопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы.
3.Тематическоепланирование
Тема |
Количество |
Характеристика основных видов учебной деятельности |
||
часов |
К.Р. |
П.Р/Л.Р./Э |
||
Человек — живое существо (организм) |
15 |
|
|
Характеризуют функции разных систем органов. Конструируют ситуации, раскрывающие правила охраны здоровья. Характеризуют правила поведения во время болезни. Сравнивают организм человека и животного |
Ты и твоё здоровье.
|
9 |
1 |
3 п.р |
Высказывают предположения и оценивают физическое развитие. Составляют режим дня. Работают в парах. Составляют таблицы «Продукты питания». Знают правила закаливания, работают с фотографиями. Называют правила здорового образа жизни. Составляют план поведения при пожаре. Выполняют практическую работу «Правила оказания первой медицинской помощи». Составляют памятки «Признаки ядовитых растений» |
Человек – часть природы
|
4 |
|
|
Работают с иллюстрационным материалом. Составляют рассказ о значении речи в жизни людей. Работают в группах. Коммуникативная деятельность: составляют описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости» |
Человек среди людей
|
3 |
1 |
|
Работают с иллюстрационным материалом. Пересказывают и умеют делать выводы о прочитанном произведении. Умеют вести беседу. Знают правила общения. Работают в группах. Моделируют ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей |
Родная страна от края до края.
|
14 |
|
5 п.р. |
Характеризуют основные природные зоны России. Различают (по описанию, рисункам, фото) природные зоны. Работают с картой: выполняют учебные задачи. Различают: кремлёвские города и их достопримечательности |
Человек — творец культурных ценностей. |
16 |
1 |
1 э |
Соотносят произведения искусства с его автором. Называют имена выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений |
Человек – защитник своего Отечества |
6 |
1 |
4 п.р.
1э |
Коммуникативная деятельность: составляют повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Устанавливают последовательность важнейших исторических событий |
Гражданин и государство |
1 |
|
|
Характеризуют права и обязанности гражданина России. |
Итого: |
68 ч |
4 |
12 п.р / 2 э. |
|
Отчет о выполнении реализуемойучебной программы по содержанию
Учитель Кузнецова Н.Ю, предмет Окружающий мир Класс 4-а Количество часов: внеделю 2 ч ; в год 68 ч
№ |
Тема |
По программе |
кон. раб |
Проведено часов |
||||
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
год |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Человек — живое существо (организм) |
15 |
|
|
|
|
|
|
2 |
Ты и твоё здоровье. |
9 |
1 |
|
|
|
|
|
3 |
Человек – часть природы |
4 |
|
|
|
|
|
|
4 |
Человек среди людей |
3 |
1 |
|
|
|
|
|
5 |
Родная страна от края до края. |
14 |
|
|
|
|
|
|
6 |
Человек — творец культурных ценностей. |
16 |
1 |
|
|
|
|
|
7 |
Человек – защитник своего Отечества |
6 |
1 |
|
|
|
|
|
8 |
Гражданин и государство |
1 |
|
Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512 |
|
|
|
|
|
|
68 |
4 |
|
|
|
|
|
4.Поурочное планирование
№ |
Тема урока |
Дата |
1 |
Человек – живое существо (организм) Человек – часть природы. Природа – источник существования человека. Зависимость жизни человека от природы. |
|
2 |
Органы и системы органов человека. Человек – живой организм. Признаки живого организма. |
|
3 |
Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий. Роль нервной системы в организме. |
|
4 |
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы. Её значение в организме. |
|
5 |
Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движение и физкультура. |
|
6 |
Пищеварительная система. Её органы. Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за зубами. Правильное питание как условие здоровья. |
|
7 |
Дыхательная система. Её органы. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.) |
|
8 |
Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце – главный орган кровеносной системы. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов. |
|
9 |
Органы выделения. Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. |
|
10 |
Органы и системы органов человека. Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Личная гигиена. |
|
11 |
Проверочная работа № 1 «Системы органов человека» |
|
12 |
Органы чувств. Как человек воспринимает окружающий мир. |
|
13 |
Органы чувств, их значение в жизни человека. Передача отношения человека к природе в верованиях искусстве, литературе. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. |
|
14 |
Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств. |
|
15 |
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. |
|
|
Ты и твоё здоровье |
|
16 |
Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Гигиена систем органов. Практическая работа Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. |
|
17 |
Контрольная работа № 1 по итогам 1 четверти |
|
18 |
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня. Практическая работа. Составление режима дня школьника для будней и выходных. |
|
19 |
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Правильное питание. |
|
20 |
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Закаливание. Вредные привычки. Работаем на компьютере. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум. |
|
21 |
ОБЖ: когда дом становится опасным. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.. Практическая работа Оказание первой помощи при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. |
|
22 |
Улица и дорога. Опасности на дороге. Дорога от дома до школы. |
|
23 |
Правила безопасного поведения в природе. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Особенности ядовитых растений. Ядовитые грибы. |
|
24 |
Детские болезни, их причины и признаки заболеваний. Правила поведения во время болезней. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. |
|
|
Человек – часть природы |
|
25 |
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). |
|
26 |
Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Охрана детства. Права ребёнка. |
|
27 |
Проверочная работа № 2 «Здоровье человека» |
|
28 |
Условия роста и развития ребёнка: физическая культура, игры на свежем воздухе, правильное питание как условия сохранения и укрепления здоровья. ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. |
|
|
Человек среди людей |
|
29 |
Основные человеческие качества: добро, справедливость, смелость, трудолюбие и вежливость. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. |
|
30 |
Контрольная работа № 2 по итогам 2 четверти |
|
31 |
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Номера телефонов экстренной помощи. |
|
|
Родная страна от края до края |
|
32 |
Природные зоны России. Общее представление, основные природные зоны. Арктика, тундра. Растительный и животный мир, климат. Особенности труда и быта людей. |
|
33 |
Природные зоны России: тайга. Растительный и животный мир, климат. Особенности труда и быта людей. |
|
34 |
Природные зоны России: смешанные леса. Растительный и животный мир, климат. Особенности труда и быта людей. Леса родного края. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. |
|
35 |
Природные зоны России: степь, пустыня. Растительный и животный мир, климат. Особенности труда и быта людей. Растения и животные полей родного края. |
|
36 |
Природные зоны России: влажные субтропики. Растительный и животный мир, климат. Особенности труда и быта людей. Влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы. |
|
37 |
Проверочная работа № 3 «Природные зоны России» |
|
38 |
Почвы России. Почва, ее состав. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Рельеф России. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Восточно-Европейская равнина. Западно-Сибирская равнина Практическая работа: Особенности, положение на карте. |
|
39 |
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). |
|
40 |
Как развивались и строились города . «Кремлёвские» города. Улицы, история и происхождение названий. Особенности расположения древних городов. |
|
41 |
Россия и её соседи. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Япония. Практическая работа: Название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. |
|
42 |
Китай. Практическая работа: Название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. |
|
43 |
Финляндия. Практическая работа: Название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. |
|
44 |
Дания. Практическая работа: Название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. |
|
45 |
Проверочная работа № 4 «Россия и ее соседи» |
|
|
Человек – творец культурных ценностей |
|
46 |
Человек и культура. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. О чём рассказывают летописи. Литературные памятники Древней Руси. |
|
47 |
Школы, книги, библиотеки в разные времена. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. |
|
48 |
Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Первые книги по истории России. |
|
49 |
Контрольная работа № 3 по итогам 3 четверти |
|
50 |
Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности. |
|
51 |
Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. |
|
52 |
Русское искусство до XVIII века. Искусство России в разные времена. Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. |
|
53 |
Святыни городов России. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ремёсла в Древней Руси. Древнерусский театр. Святыни родного края. |
|
54 |
Искусство России XVIII (18) века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. |
|
55 |
Изобразительное искусство XVIII (18) века. Возникновение публичных театров. |
|
56 |
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин – «солнце русской поэзии». Страницы жизни и творчества. |
|
57 |
Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников. Н.А. Некрасов. Л.Н. Толстой. В.А. Жуковский. А.Н. Плещеев. В.И. Даль. А.А Фет. А.П. Чехов. |
|
58 |
Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников. М.И. Глинка. П.И. Чайковский. В.А. Тропинин. И.И. Левитан. Экскурсия в музей родного города. |
|
59 |
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Произведения художников России (А.А Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К.Малевич и др.) Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А Есенин, В.В Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.) |
|
60 |
Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.) Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр. Достопримечательности Москвы: Большой театр. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.) Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. |
|
61 |
Проверочная работа № 5 «Искусство России 18-20 в.в.» |
|
|
Человек – защитник своего Отечества |
|
62 |
Человек – воин. Боги войны. Военные костюмы разных эпох. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. |
|
63 |
Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Практическая работа Работа с исторической картой. |
|
64 |
Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Практическая работа Работа с исторической картой |
|
65 |
Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Практическая работа Работа с исторической картой |
|
66 |
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Практическая работа: Работа с исторической картой Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Ордена и награды. День Победы. Родной край-частица России. Важные сведения из истории родного края. Экскурсия в музей. |
|
67 |
Итоговая контрольная работа № 4 |
|
|
Гражданин и государство |
|
68 |
Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Государственная символика России. Первый президент России. Государственная Дума в современной России. Родной город (область): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы.
|
|
проверочных — 5,контрольных — 4
