Краевоегосударственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующееадаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»
| Рассмотрено на МО Протокол № __ от «___» ______2019 г Рук.МО ______Савицкая О.А. 
 | Согласовано ЗД по УВР _______Васильева А.Ю. 
 «_____» _________2019г. 
 
 | Утверждаю директор ________ С.М. Крымзина «_____» _________2019 г Приказ № ____ от «___» ______2019 г | 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу коррекционно – развивающей области «Логопедическиезанятия»
«Учение с увлечением»
Уровеньобразования (класс): 4
Количествочасов: 70 ч.
Учитель /воспитатель/педагог дополнительногообразования:
Задерновская Т.В.
Программа разработана на основе ФГОС образования обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями); АООП образования обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГКОУ ШИ 11
п.Ванино
Пояснительнаязаписка
Нормативныеакты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочаяпрограмма:
-НормыФедерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации» (далее — Закон), представленными в статье 28 Закона«Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательнойорганизации»;
—АООПобразования обучающихся с умеренной, тяжелойи глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми имножественными нарушениями развития КГКОУ ШИ 11.
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерстваобразования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
-Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования обучающихся сограниченными возможностями здоровья и федерального государственногообразовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
-(Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «Овведении ФГОС ОВЗ»).
Актуальностьпрограммы. Речь является важнейшей психическойфункцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность кобобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию ирегуляции своего поведения.
Формированиеполноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровнеразвития речи, который предполагает определенную степень сформированностиязыковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этимисредствами в целях общения. Отклонения в развитии речи затрудняют общение,препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняютусвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний.Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практикешкольного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебнойдеятельности.
Практическаязначимость программы направлена на формирование качественной стороны речевой деятельности, напреодоление нарушений чтения и письма, применение специальных компьютерныхлогопедических программ, которые помогут сделать процесс обучения болееэффективным и динамичным. Ввести учащихся в увлекательный мир русского языкаи сделать удивительные открытия, которые могут стать факторами их интереса кобучению в школе.
Связь с уже существующими программами. Курс внеурочной деятельности «Учение сувлечением» разработан на основе базовых коррекционно –развивающих логопедических программ Ястребовой А. В., Садовниковой Н. И.,Ефименковой Л. Н., а также специальных компьютерных логопедическихпрограмм и программных комплексов – БОС, развивающий портал «Мерсибо»
Новизна программы заключается в применении специальныхкомпьютерных логопедических программ, которые сделают процесс коррекции болееэффективным, так как все задания представлены в игровой, интерактивной форме.Повысят мотивационную готовность к обучению, что положительно скажется нарезультатах логопедической работы. Также включены лингвистические игры иупражнения, которые помогут стимулировать речевое развитие детей, сформироватьинтонационно-динамическую выразительность речи, её темпо-ритмические качества,чёткость произношения каждого слова, правильность ударений в словах,грамотность, ясность, умение верно сформулировать свою мысль, чтобы бытьпонятым другими, умение выражать свои мысли в письменной речи.
Цель программы — коррекция нарушений устнойи письменной речи с применением компьютерных технологий, формирование познавательногоинтереса к изучению русского языка и желания учиться с увлечением, развиватьумение грамотно и логически последовательно излагать свои мысли в устной иписьменной речи.
Задачи:
Обучающие:
· формирование осознанного отношения к языковым явлениям;
· упорядочение и развитие удетей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений;
· формированиеи совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.
Воспитывающие:
· воспитаниекультурной и интеллектуальной личности каждого ребёнка с учётом егоиндивидуальности.
· воспитаниенавыков самоконтроля за своей речью в свободном общении;
· применениезнаний в новых ситуациях.
Развивающие:
· способствованиеразвитию у детей внимания, воображения, наблюдательности, памяти, воли,аккуратности;
· приобщение к самостоятельной исследовательской работе;
· развивать психологическую и коммуникативную готовность кобучению.
Отличительнойособенностью даннойобразовательной программы является применение компьютерных технологий вкоррекции устной и письменной речи у детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-9 лет.
Формы и режим занятий.
Форма организации занятий групповая от 2 – 6чел. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляетсяиндивидуальный и дифференцированный подход к детям.
4 класс – 70 часов
Продолжительность занятий – 40 мин.
Прогнозируемые результаты:
Увеличить и систематизировать активныйсловарь, развить наблюдательность к языковым явлениям, чётко и правильнопроизносить слова, сформировать осознанное отношение к языку. В общении умениеслушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы исамостоятельно задавать их, уметь составлять простые, но интересные посмысловой нагрузке рассказы, грамматически и фонетически правильно строитьфразы, композиционно оформляя их содержание в устной и письменной речи.
Уровеньрезультатов работы по программе:
· Первый уровеньрезультатов – приобретение школьником социальных знаний. Путём планомерного накопления наблюдений надсмысловыми, звуковыми,морфологическими, синтаксическими сторонами речи у детей развивается чутьёязыка и происходит овладение речевыми средствами, необходимыми для процессаэффективного общения. Для достижения данного уровня результатов особоезначение имеет взаимодействие учеников с учителем как значимыми для негоносителями положительного повседневного опыта. Так правильная грамотнаякультурная речь педагога является эталоном для учащихся.
· Второй уровеньрезультатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения кбазовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особоезначение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками науровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно втакой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первоепрактическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить(или отвергает).
· Третий уровеньрезультатов – получение школьником опыта самостоятельного общественногодействия, переход к самостоятельномуразвитию и обогащению речи в процессесвободного общения.
Формыконтроля:
Конкурсы, викторины, разгадываниекроссвордов, тестирование, опрос, деловая игра, игры-развлечения, беседа,творческие работы, поисковые исследования, игры, экскурсии, выставки работ.
Материально-техническое обеспечение: логопедический кабинет 16 кв. м
| №п/п | Наименование | Кол-во | 
| 1 | Логопедический уголок (стол с зеркалом) | 1 | 
| 2 | Стол компьютерный | 1 | 
| 3 | Стул мягкий для логопеда | 2 | 
| 4 | Стол ученический | 2 | 
| 5 | Стул ученический | 6 | 
| 6 | Шкаф для методических пособий | 1 | 
| 7 | Полка для пособий | 1 | 
| 8 | Доска ученическая магнитно-маркерная | 1 | 
| 9 | Индивидуальные зеркала (8х12) | 4 | 
| 10 | Фланелеграф | 1 | 
| 11 | Шпатели, этиловый спирт, салфетки, вата, ватные палочки | 
 | 
| 12 | Коробки и папки для пособий. | 
 | 
Мультимедийное программное обеспечение:
| №п/п | Компьютерные программы: | Кол-во | 
| 1 | Коррекционно-развивающий комплекс биологической обратной связи | 1 | 
| 2 | Персональный компьютер | 1 | 
| 3 | Профессиональный учительский доступ на развивающий портал «Мерсибо» | 7 
 | 
Учебно-методическое обеспечение:
Материал для обследования:
— альбомы с наглядным материалом длялогопедического обследования;
— практические материалы для обследованияустной речи;
— материал по диагностике речевых нарушенийшкольников с использованием нейропсихологических методов;
— пособие по фронтальному обследованию устнойи письменной речи учащихся;
— пособие по диагностике письменной речи умладших школьников.
Материал для звукобуквенного и звуко-слогового анализа:
— разрезная азбука;
— касса букв;
— слоговые таблицы;
— карточки со схемами.
Для коррекция звукопроизношения:
— пособия, раздаточный и демонстрационныйматериал на все группы звуков по подготовке к постановке звука, автоматизации,дифференциации и введение его в самостоятельную речь;
— карточки с артикуляционными упражнениями;
— профили звуков;
— наборы пособий для работы над речевымдыханием;
— символы звуков.
Материал для работы над словарём играмматическим строем речи:
— предметные картинки на обобщения;
— времена года;
— профессии людей;
— форма, цвет;
— детёныши животных;
— синонимы;
— антонимы;
— согласование;
— управление;
— предлоги.
Материал по развитию связной речи:
— предметные картинки;
— сюжетные картинки;
— серии сюжетных картинок;
— наборы различных текстов;
— наборы деформированных текстов;
— различные настольные, речевые игры,упражнения, ребусы, кроссворды, шарады и др.
Программакурса «Учение с увлечением» относится к коррекционно-развивающему направлению внеурочной деятельности и включает в себя дополнительные занятия покоррекции устной и письменной речи у детей с умственной отсталостью сприменением компьютерных технологий.
Содержаниекоррекционного логопедического курса 4 класс
| №п/п | Название раздела | Краткое содержание раздела | 
| 1 | Диагностический. Организационно-методическая деятельность 
 | Обследование устной и письменной речи. Знакомство с кабинетом. Включение в занятие игр интерактивного портала «Мерсибо» из соответствующего раздела. 
 | 
| 2 | Слово. Предложение 
 | Понятие о слове. Различение понятий слово – предложение. Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие. Простое двусоставное предложение. Выделение слов-предметов и слов-действий предметов из предложения. Слова, обозначающие признак предмета. Вычленение слов-признаков на фоне других слов. Распространенное предложение. Включение в занятие игр интерактивного портала «Мерсибо» из соответствующего раздела. | 
| 3 | Звуки речи. Звуковой анализ и синтез 
 | Знакомство с органами артикуляции. Образование звуков речи. Звуки речи и неречевые звуки. Работа над функциональным дыханием. Выделение первого звука в слове. Определение количества и места звуков в слове. Соотношение между буквами и звуками в слове. Различие букв и звуков. Включение в занятие игр интерактивного портала «Мерсибо» из соответствующего раздела. 
 | 
| 4 | Гласные первого ряда. | Образование гласных звуков (А,О,У,Э,И,Ы). Выделение гласных из ряда заданных звуков, слогов и слов. Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. Дифференциация гласных и согласных звуков. Включение в занятие игр интерактивного портала «Мерсибо» из соответствующего раздела. | 
| 5 | Гласные второго ряда. | Образование гласных звуков (Я,Ё,Ю,Е,). Выделение гласных из ряда заданных звуков, слогов и слов. Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердых и мягких согласных. Включение в занятие игр интерактивного портала «Мерсибо» из соответствующего раздела. | 
| 5 | Звонкие и глухие согласные 
 | Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов. Включение в занятие игр интерактивного портала «Мерсибо» из соответствующего раздела. | 
| 6 Представленная информация была полезной? ДА 60.98% НЕТ 39.02% Проголосовало: 1576 | Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходство 
 | Уточнение артикуляции и акустических признаков. Включение в занятие игр интерактивного портала «Мерсибо» из соответствующего раздела. | 
| 7 | Буквы, имеющие кинестетическое сходство 
 | Уточнение написания элементов кинетически сходных букв. | 
| 8 | Свистящие и шипящие согласные 
 | Дифференциация (С-Ш) в устной и письменной речи. Дифференциация (З-Ж) в устной и письменной речи. Дифференциация (С-Ц) в устной и письменной речи. Включение в занятие игр интерактивного портала «Мерсибо» из соответствующего раздела. | 
| 9 | Сонорные звуки 
 | Звук (Л), буква Л. Звук( Р), буква Р. Дифференциация звуков (Р-Л) в слогах, словах, предложениях Включение в занятие игр интерактивного портала «Мерсибо» из соответствующего раздела. | 
| 10 | Ь и Ъ знак | Мягкий знак, обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака, обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака (смягчение согласных в середине слова), разделительный мягкий знак, мягкий знак в функции смягчения и разделения. Твердый знак, разделительный твердый знак Включение в занятие игр интерактивного портала «Мерсибо» из соответствующего раздела. | 
Календарно– тематическое планирование по программе «Учение с увлечением»
4 класс 2020-2021учебный год
| №п/п | Тема занятий | Кол-во часов | 
| 
 | 1 четверть (16 ч) | 
 | 
| 1-2 | Слова предметы. | 2 | 
| 3-4 | Слова-признаки. | 2 | 
| 5-6 | Слова действия. | 2 | 
| 7 | «Составляем предложение правильно». Предложение из двух слов. | 1 | 
| 8-9 | «Составляем предложение правильно». Предложение из трех слов с прямым дополнением. | 2 | 
| 10-11 | «Составляем предложение правильно». Предложения с однородными прилагательными. | 2 | 
| 12-13 | «Составляем предложение правильно». Предложения с предлогами ПОД, НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД | 2 | 
| 14-15 | «Веселый пересказ». С опорой на схему и картинку ОСЕНЬ | 2 | 
| 16 | «Веселый пересказ». С опорой на схему и картинку. «ШКОЛА» | 1 | 
| 
 | 2 четверть (15 ч) | 
 | 
| 17 | «Веселый пересказ». С опорой на схему и картинку. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ». | 1 | 
| 18 | «Словооизменение». Деревья и их части. | 1 | 
| 19-20 | «Делим на слоги». Слоговые схемы. Гласные звуки. Согласные звуки | 2 | 
| 21-22 | «Схема-помощница». Составление рассказа — описания по схеме. | 2 | 
| 23-24 | «Веселый пересказ». С опорой на схему и картинку. | 2 | 
| 25-26 | «Звуки разные бывают». Парные согласные (звонкие/глухие) | 2 | 
| 27-28 | «Звуки разные бывают». Парные согласные (твердые/мягкие) | 2 | 
| 29 | «Схема-помощница». Составление рассказа — описания по схеме. «Зима». | 1 | 
| 30-31 | «Веселый пересказ». Творческий пересказ Животные зимой. | 2 | 
| 
 | 3 четверть (21ч) | 
 | 
| 33-34 | «Картинки-помощницы». Составление рассказа по сюжетной картине «Новый год». | 2 | 
| 35 | Перессказ рассказа «Зимние каникулы» | 1 | 
| 36-37 | «Звуки похожие, но разные». Дифференциация акустически сходных звуков. | 2 | 
| 38-39 | «Звуки похожие, но разные». Дифференциация артикуляторно сходных звуков. | 2 | 
| 40-41 | «Картинки-помощницы». Составление рассказа по серии картинок «Весна пришла». | 2 | 
| 42-43 | «Звуки разные бывают». Свистящие звуки. | 2 | 
| 44-45 | «Звуки разные бывают». Шипящие звуки. | 2 | 
| 46-47 | «Картинки-помощницы». Составление рассказа схеме. «День защитника отечества». | 2 | 
| 48-49 | «Веселый пересказ». С опорой на сюжетную картину «Весна. Мамин день». | 2 | 
| 50-51 | «Родственные слова». | 2 | 
| 52-53 | «Звуки разные бывают». Сонорные – Л,Ль | 2 | 
| 
 | 4 четверть (18 ч) | 
 | 
| 54-55 | «Звуки разные бывают». Сонорные – Р,Рь. | 2 | 
| 56-57 | «Веселый пересказ». Творческий пересказ «День космонавтики» | 2 | 
| 58-59 | «Картинки-помощницы». Составление рассказа по сюжетной картине «Семья». | 2 | 
| 60-61 | «Звуки разные бывают». Дифференциация свистящих-щипящих звуков. | 2 | 
| 62-63 | «Звуки разные бывают». Дифференциация Р-Л, Рь-Ль. | 2 | 
| 64-65 | «Картинки-помощницы». Составление рассказа по сюжетной картине «День Победы» | 2 | 
| 66-67 | «Буквы похожие, но разные». Дифференциация кинетически сходных звуков. | 2 | 
| 68-69 | «Звуки похожие, но разные». Ь и Ъ знак. | 2 | 
| 70 | «Картинки-помощницы». Составление рассказа по сюжетной картине «Лето». | 1 | 
Методическая литература:
Диагностика:
1.Азова О. И. Диагностикаписьменной речи у младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64с 2.ЕфименковаЛ. Н., Мисаренко Г. Г. Фронтальное обследование устной и письменной речиучащихся,1996. 3.ГрибоваО. Е., Бессонова В. С. Дидактический материал по обследованию речи учащихся,1996. 4.Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 2000. – 280 с.: ил. 5.Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Экспресс – обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшегошкольного возраста. Пособие для логопедов. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2001. –16 с., цветнаявставка. 6.Попова Г. А. Практический материал для логопеда по обследованию речи:Методическое пособие. Красноярск: КТПУ, 1995, — 95с. 7.Под редакцией Кукушкиной В. С. Логопедия в школе. Практическое пособие (раздел: Диагностика и мониторинг). – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательскийцентр «МарТ», 2004, — 368 с. 8.Фотекова Т. А. Тестоваяметодика диагностики устной речи младших школьников. Методическое пособие. – М,2007. 9.ФотековаТ. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованиемнейропсихологических методов. Пособие для логопедов и психологов. – М.: АРКТИ,2002. – 136 Коррекция:
1.Садовникова Н. И.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников:Учеб. Пособие –М.: ВЛАДОС,1995. 2.ЯстребоваА. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классовобщеобразовательных учреждений. – М.:АРКТИ, 2000, — 120с. 3.ЕфименковаЛ. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальнх классов: пособие длялогопеда/Л, Н, Ефименкова, — М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС ,2006. – 335 с.:ил. 4.Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии напочве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: издательство ГНОМ,2008, 128с. 5. Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. – М.: изддательство ГНОМи Д,2006, 136 с. 6. Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. – М.:изддательство ГНОМ и Д,2006, 128 с. 7.Лалаева Р. Н. Логопедическаяработа в коррекционных классах. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224с.:ил. 8.Коржаева Е. Е. Программа логопедической работы с учащимися 1 – 4 классовкоррекционно — развивающего обучения с ОНР и ЗПР. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64с.
9. Ястребова А. В. ,Бессонова Т. П. Обучаем писать и читать без ошибок: комплекс упражненийдля работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению икоррекции чтения и письма, — М.: АРКТИ, 2007. — 360с. 10.МисаренкоГ. Г. Коррекционно — развивающие технологии в работе логопедаобщеобразовательной школы// Логопед, 2004. — № 1. – с. 4 – 10. 11ЕлецкаяО. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. – М : ТЦСфера, 2007. – 192с. 12.Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Чтение иписьмо. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.:Дельта. 1997. – 224 с., ил. 13.Коваленко В. В. и Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия 1,2, 3 период.– М.: «Гном – Пресс 1999. – 96с. 14.Коноваленко В. В. и Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работ покоррекции звукопроизношения. – М.: « ГНОМ – Пресс», 1999. – 139с. 15.Лукашенко М. Л., Свободина Н. Г. Дисграфия – исправление ошибок при письме.– М.: Изд – во Эксмо, 2004. – 128 с.,ил. 16.Козырева Л. М. Различаем глухие и звонкие согласные. – Ярославль,2001. 17. Козырева Л. М. Тайнатвёрдых и мягких согласных. – Ярославль,2001. 18.Бурина Е. Д. Такиеразные буквы: Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. – С П.б:КАРО, 2006. – 96с. 19.Мастюкова Е. М. Комплексная психолого – логопедическая работа попредупреждению и коррекции школьной дизадаптации. — М.: АРКТИ,2007. 20.Чистякова М. И. Психогимнастика. – М.:Просвещение, 1990. – 128 с.: ил. 21. .Юрова Е. В. Коррекция устной речи /Пособие по логопедии. Начальная школа.– М.: «Аквариум», 1998. – 256с. 22. Ястребов А. В. Коррекция заикания у учащихся начальных классовобщеобразовательных учреждений. – М .: АРКТИ, 2000. – 96с. 23.Тихомирова л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль:« Академия развития»,1998. – 240. 24. Козырева Л. М. Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения. – М.: Издат. – Школа 2000. – 144с.
Логопедические сайты:
5. http://www.logoped.ru/zv-r.htm
6. http://festival.1september.ru/articles/628838/
