X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Тема: Внеклассное чтение.  «Путешествие посказкам А.С.Пушкина.»
Цель: Обобщить знания учащихся о творчестве великого русского писателя и поэтаА.С. Пушкина.

Учебно-воспитательные задачи:
1. Образовательные: обобщить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина;совершенствовать навык чтения, правильность, выразительность, беглость, дикцию;формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во времяустной речи; закрепить знания по сказкам Пушкина.
2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; развитие умений применятьтеоретические знания на практике; формировать читательскую самостоятельность;развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображениедетей; расширять кругозор детей, развивать навык словесного рисования;обогащать словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, обобщать,сопоставлять, и другие логические операции мышления.
3. Воспитательные: воспитание норм морали и нравственности через принятиеидейной нагрузки художественного произведения; воспитание интереса к мирудетской художественной литературы и жизни талантливых людей; воспитаниеусидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки, воспитывать умение работать дружно,согласованно с одноклассниками; привитие любви к художественной литературе.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка, физическая культура.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения: Сравнения, сопоставления, анализа

Краткое описание: Урок внеклассного чтения по теме «Сказки АлександраСергеевича Пушкина» является обобщающим, закрепляющим и систематизирующимзнания учащихся о творчестве А.С. Пушкина, как сказочника.

Наглядные пособия, оборудование, раздаточный материал: компьютер, проектор,экран , магнитофон; портрет А.С. Пушкина; произведение А.С. Пушкина «Сказка оцаре Салтане»; карта движения со станциями; карточки с кроссвордом; конверты сословами из сказки Пушкина; наклейки-звездочки за правильные ответы; рисунок «УЛукоморья дуб зеленый…; иллюстрации к сказкам; лепестки цветка для рефлексии.

План урока:
1. Организационный момент.
2. Психологический настрой.
3. Актуализация опорных знаний.
4. Сообщение темы урока.
5. Повторение теоретического материала.
6. Сообщение об авторе.
7. Работа по сказкам.
8. Физминутка.
9. Работа по сказкам.
10. Словесное рисование.
11. Итоги урока.
12. Рефлексия.
13. Домашняя работа.

Ход урока:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. А урок-путешествие:мы отправимся в волшебный и сказочный мир. Но в это путешествие нужноотправляться в хорошем настроении, поэтому наш урок начнется с круга радости.
2. Психологический настрой.
-Встаньте в круг и возьмите друг друга за руки, закройте глаза. Вы чувствуетерядом славную добрую руку своего соседа. Пожмите легонько руку, вместе спожатием передайте друг другу свое внимание, тепло, доброту. Представьте, чтоперед вами большой, большой подсолнух. У него красивые желтые лепестки – этоваши руки. Поднимите руки вверх, лепестки тянутся к солнцу. Вы отрываете одинлепесток и передаете его товарищу, находящемуся справа, (имитация движения),второй лепесток вы передали своему соседу слева. Отрываете третий лепесток,зажали лепесток в ладошке, загадали желание и подули. Желание исполнится,потому что вы этого хотите. А теперь возьмем, друг друга за плечи, ласковообнимем. Мы любим весь земной шар, всех людей и желаем всем счастья.
Спасибо всем, а теперь, ребята, занимайте свои места. Наше путешествиеначинается!

3. Актуализация опорных знаний учащихся. Формулирование темы урока.
(Звучит отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дубзеленый…»), (слайд 1).
-Кто автор этих строк? Кто это такой? (Открывается портрет А.С. Пушкина),(слайд 2),
-Как вы думаете, чему посвящен наш урок? (творчеству А.С. Пушкина)
— Какие произведения А.С. Пушкина вы любите читать? (Сказки).

4. Сообщение темы урока
— Ребята, сегодня мы с вами вновь отправляемся в путешествие в замечательный исказочный мир сказок А.С. Пушкина.
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
-Тема нашего урока «А.С. Пушкин. «Что за прелесть эти сказки!» (слайд 3).
5. Повторение теоретического материала.
-Посмотрите на экран (слайды 4,5). Наш урок начался с известного отрывка – «УЛукоморья…» А что такое Лукоморье? Откуда произошло это слово? (Это сложноеслово лук +море, обозначает морской залив)
Сегодня мы будем вспоминать сказки А.С. Пушкина. И нам кот ученый из волшебнойстраны Лукоморья приготовил задания, он хочет посмотреть, насколько хорошо вызнаете сказки.

На доске дана иллюстрация к сказке Пушкина. К какой сказке она относится? Чегона ней не хватает? Вспомните строчки, подходящие по смыслу (В синем небе звездыблещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идет, бочка по морю плывет…)Чего не хватает на этой иллюстрации? (звёзд)
Звёзды сегодня на уроке – это вы, ваши правильные ответы. За каждый верныйответ вы прикрепляете на небо звездочку. Думаю, к концу урока небо на картинкезасветится звёздами. Перед вами на парте лежит картинка со звездами, в которойвы так же будете отмечать свои правильные ответы. В конце урока по вашимзвездочкам будут выставляться оценки. Итак, мы начинаем наше путешествие.

6. Сообщение о А.С. Пушкине.
Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Можетбыть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или, лежа в кроватке,слушая дивные сказки, которые читала мама? Пушкин приходит к нам в раннемдетстве и остается с нами на всю жизнь. Трудно найти человека, который не зналбы, не любил замечательные произведения этого поэта. Еще при жизни его называли«незаходящим солнцем русской поэзии. И хотя прошло более 200 (двухсот) лет содня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает.
О жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина вы уже многое знаете.Сегодня на уроке мы расскажем о главном.
(Сообщения заранее подготовленных учеников).
1 ученик. А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года. Маленький Саша рано научилсячитать. Он с детства в совершенстве знал французский язык, читал по-французски,но особая любовь у него была к русской речи (слайд 6).
Бабушка поэта и его няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцулюдьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина срусским народным творчеством. Она рассказывала маленькому Саше сказки, пелаколыбельные песни. Они запомнились ему на всю жизнь (слайд 7).
2 ученик. Вот как он вспоминал её после:
… в вечерней тишине
Являлась ты весёлою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.
3 ученик. Прошли годы, Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал многостихотворений о свободе, любви, дружбе, о природе.
С августа 1824 по сентябрь 1826 года Пушкин жил в ссылке в псковском имениисвоих родителей селе Михайловском, где жила его няня (слайд 8).
Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубеветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливозаписывает ее. Сюжеты этих сказок Пушкин использует потом при создании своихлитературных сказок.
«Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!» Это слова самого АлександраСергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала его няня АринаРодионовна. (слайд 9)

— А можем ли мы так же сказать про сказки самого Пушкина? Есть ли среди вашихлюбимых книг сказки А.С. Пушкина? (ответы учащихся)
4 ученик.
Пушкин.
Это имя знакомое с детства
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.
5 ученик.
Пушкин.
Это имя на то и дано нам
И оно никогда не мало,
Не застыло казенным каноном
И не в школьную пропись легло.

6 ученик.
Пушкин.
Это имя подростка смешного.
Что свечу до полуночи жег
И строчил, и вычеркивал слово –
Свой веселый сигнальный рожок.

7 ученик.
Пушкин.
Это имя – веселое рвенье,
Лихорадка ночного труда.
Нестареющее вдохновенье,
Не сгорающего никогда.

8 ученик.
Пушкин.
Это имя как лозунг и знамя!
И опять, веселясь и грустя,
Рядом с нами, за нас и за нами-
Он наш сверстник и наше дитя.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.78%
НЕТ
41.22%
Проголосовало: 1014

7. Работа по сказкам.
— Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? Перечислите их названия. (Слайд10).
— Сколько сказок написал поэт? Вы хорошо их знаете? Сейчас проверим. Узнайтесказку Пушкина по рисунку. (Слайд 11 – появляются рисунки, по которым детидолжны узнать сказку.)

7.1 Станция «Катавасия».
— Итак, первая наша станция – «Катавасия», на которой нас ждет кот ученый изволшебной страны Лукоморье, и он сегодня первым будет задавать вам вопросы.Одни вопросы из серии «Угадай-ка», а другие вопросы – это строки из сказок, покоторым вы должны угадать сказку. Каждому ученику будет свой вопрос. За каждыйправильный ответ вы будете наклеивать по звездочке на наше синее небо. (Ученикипо очереди снимают листы и зачитывают задания, за правильные ответы наклеиваютзвездочку).
Задания ученого кота:
Угадай-ка.
1. Как звали царя из «Сказки о золотом петушке»? (Дадон)
2. Кто и зачем подарил ему петушка? (звездочёт, «чтоб стеречь его границы»)
3. Как звали сына царя Салтана? (Гвидон)
4. Кто исполнял все желания князя Гвидона? (лебедь)
5. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности дляцарства-государства нет? (Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)
6. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»?(Дурачина ты, простофиля)
7. Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («В саду ли, в огороде»)
8. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке?»
Угадай, откуда строки.
1.«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?» (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
2. «И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит» (Сказка о царе Салтане, о сыне его князе Гвидоне)
3. «Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто» (Сказка о рыбаке и рыбке)
4. «Сказка – ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок» (Сказка о золотом петушке)
5. «А Балда приговаривал с укоризной:
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной» (Сказка о попе и о работнике его Балде)
6. «Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
Попадья говорит: “Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство”» (Сказка о попе и о работнике его Балде)
7. Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом. (Сказка о царе Салтане, о сыне его князе Гвидоне)
8. «Вот пошёл он к синему морю,
Помутилося синее море» (Сказка о рыбаке и рыбке)

7.2 Станция Предметная
— Следующая станция – Предметная. На этой станции лежит очень много разныхпредметов и вы должны угадать, кому принадлежат эти предметы и из какой сказкивзяты. За правильные ответы на нашем небе вновь будут загораться звездочки. (Длякаждой пары вынимается из шкатулки предмет. Учащиеся называют, чей предмет и изкакой сказки. За правильные ответы наклеивают звездочку). (Слайды 12-19).
ØЯблоко – злой царице из «Сказки о мёртвой царевне…»
ØЗеркало – злой царице из «Сказки о мёртвой царевне…»
ØБелка – князю Гвидону из «Сказки о царе Салтане»
ØМешок – Балде из «Сказки о попе и работнике его Балде»
ØПетушок – царю из «Сказки о золотом петушке»
ØКорыто – старухе из «Сказки о рыбаке и рыбке»
ØРыбка – никому не принадлежит из «Сказки о рыбаке и рыбке»
ØКорабль – купцам из «Сказки о царе Салтане»

7.3 Станция «Да-нетка».
— Следующая станция «Да-нетка». Даны два героя, вы должны угадать из одной лиэто сказки, и дать ответ «Да» или «Нет». Кто первым сделает правильно, наклеитзвездочку.
Проводится на основе раздаточного материала.
Царь Дадон и шамаханская царица? (Да.)
Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет.)
Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да.)
Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет.)
Попадья и золотая рыбка? (Нет.)
Царь Салтан и 33 богатыря? (Да.)
Балда и семь богатырей? (Нет.)
Попадья и поп? (Да.)

8. Физкультминутка.
Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны (слайд 20).
Изобразите:
-Лебедь – гордая осанка, красивая шея.
-Как лебедь превращается в царевну.
-Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона (слайд 21).

9. Работа по сказкам.
9.1 Станция «Потеряшка»
— Мы прибыли к станции «Потеряшка». Здесь потерялись числа и вы должнывспомнить, откуда они. (Попарная работа: каждая пара вытягивает из шкатулкичисло и отвечает, в какой сказке встречается число):
— 3 (сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне – 3 сестрицыпод окном, сказка о рыбаке и рыбке – в третий раз закинул он невод, сказка опопе и его работнике Балде — в год за три щелчка тебе по лбу)
— 33 (сказка о рыбаке и рыбке, сказка о царе Салтане)
— 7 (сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

9.2 Станция «Расшифруй-ка»
— Итак, вот мы добрались к станции «Расшифруй-ка». Здесь повсюду лежатразбросанные буквы. Из этих букв вы должны расшифровать слова – имена героевсказки. (Работа в парах: ученики из данных букв составляют имена героев сказок.Первая пара, быстрее всех справившаяся с заданием, наклеивает звездочки нанебо).
НОКСЕБЕ
ДЬЯПАПО
ШОКТУПЕ
РЕЦАНАВ

9.3 Станция «Кроссвордная».
— Путешествие наше почти заканчивается: мы добрались до предпоследней«Кроссвордной» станции. Пред вами лежат листы с кроссвордом по сказкам Пушкина.Вы должны решить этот кроссворд. У вас должно получиться слово. Трое, кто сделаетвперед всех, наклеивают звездочку. (Самостоятельная работа).
(Приложение 1).

-Какое слово получилось в выделенных клеточках? (лебедь)

-Как вы думаете, почему получилось это слово? (из сказки Пушкина)

10. Словесное рисование.
— и вот наше путешествие подходит к концу: мы добрались до последней станции«Вообрази-ка». Это самая красивая и волшебная станция. Чтобы выполнить заданиездесь понадобится ваше воображение. Но сначала ответьте на вопросы:
-Какой персонаж сказки, самый волшебный, загадочный и прекрасный? (ЦаревнаЛебедь)

-Найдите и прочитайте, как автор описывает царевну – лебедь. (Учащиеся находятв тексте и зачитывают)

-Как вы себе ее представляете? Какая она? (ответы детей). Подберите слова,которые помогут нам точнее представить себе царевну-Лебедь. Какие словаиспользуются в речи для описания? (Отвечающие на вопросы какой? какая? какое?)Как они называются? (Имена прилагательные) Подберите подходящие прилагательные,которыми вы могли бы описать ее. (ответы детей)
-Посмотрите, какие еще слова можно подобрать (слайд 23).
-Посмотрите, как ее представил себе художник Михаил Врубель (слайд 24).Подберите имена прилагательные, которые мы можем использовать для описания этойцаревны-Лебеди, используя уже найденные.
-Закройте глаза, расслабьтесь и представьте себе, выплывает лебедь. Сейчас онапревратится в прекрасную царевну. Какими прилагательными можете описать ее?
-Посмотрите, как разные художники представляли себе прекрасную царевну Лебедь(слайд 25).
-Чем они похожи? Все ли они одинаковы? Есть ли сходство с описанием царевныавтором «Сказки о царе Салтане»? (ответы детей)

11. Итоги урока:
— Что нового вы открыли для себя на уроке? Что запомнилось?
— Посмотрите на наше небо, каким звездным оно стало. Молодцы! Вы сегодняотлично потрудились, спасибо. Посчитайте каждый свои звездочки (слайд 26). Поколичеству звездочек каждый поставьте себе оценку. Ученик, набравший большееколичество звездочек, получает диплом как лучший знаток сказок А.С. Пушкина.
— На все вопросы вы смогли ответить? (нет). Какой вывод можно для себя сделать?(надо больше читать)
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! –
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!
12. Рефлексия.
Рефлексия цветок Настроение
Слайд 27
— Ребята, наше путешествие в волшебный мир сказок Пушкина, подошло к концу. Напартах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный,синий).
Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашегонастроения и поднимите.
• Жёлтый цвет — радостное, светлое, хорошее настроение.
• Оранжевый цвет — радостное, восторженное настроение.
• Зелёный цвет — спокойное, уравновешенное.
• Синий цвет — грустное, печальное, тоскливое.
(Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки водин общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное)
13. Задание на дом: Написать сочинение-миниатюру на тему по выбору: «Моя любимаясказка Пушкина» (слайд 28).


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.78%
НЕТ
41.22%
Проголосовало: 1014

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет