Урокпо музыке в 1 «А» классе
НикитинаОльга Ивановна, учитель музыки
МБОЙСОШ №25
Технологическая карта урока
Тема урока |
«Повсюду музыка слышна» |
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний |
Дата урока |
20.09.22г. |
Цель урока |
Усвоить понятия: композитор-исполнитель-слушатель; понять, что музыка – язык чувств, необходимый творческим людям. |
Задачи |
Задачи: 1. Отработать навыки и умения слушать. 2. Развивать вокальные навыки, внимательность творческую активность. Развивать умение самостоятельно думать, анализировать музыкальные произведения. 3. Формировать любовь к музыкальному искусству, к различным видам творческой деятельности,. Воспитывать любовь к музыкальной культуре России и Осетии.. |
УУД |
Предметные умения: Развитие вокальных навыков, музыкальной памяти. Речевые умения: — умение анализировать, сравнивать и делать выводы. Личностные УУД: сформировать: -уважительное отношение к культуре и искусству своей страны целостное мировоззрение; -потребность в самостоятельной практической творческой деятельности; Регулятивные УУД: -высказывать своё предположение на основе учебного материала; -выражать в творческой работе своё отношение к музыкальным произведениям; -работать по предложенному плану, инструкции; -выполнять творческие задания и давать оценку своей деятельности на уроке. |
Методы и формы обучения |
Методы: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстративный), проблемный. Формы: фронтальная, индивидуальная Традиционные (беседа, зрительная и звуковая наглядность), проблемные ситуации, игровые, здоровьесберегающие, вариантно-поисковый метод. |
Основные понятия |
Понятия: композитор, исполнитель, слушатель, их взаимосвязь |
Межпредметные связи |
Музыка, ИЗО, литература |
Технологии |
Традиционные (беседа, зрительная и звуковая наглядность), проблемные ситуации, игровые, здоровьесберегающие, вариантно-поисковый метод. |
Этап урока, |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД и предметные действия |
1.Мотивационно-целевой 1)организационный момент
|
В этих стенах нам все интересно, Привлекателен каждый урок! И звучит, как задорная песня Наш приветливый школьный звонок! «Здравствуйте, ребята!» Я предлагаю вам сегодня поговорить о музыке, о ее языке, о ее воздействии на человека и о красоте, которую она несет нам своим звучанием. Уверена, что беседа получится интересной и приятной. |
(Слушают учителя)
«Здравствуйте!»
|
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
|
2.Ориентировочный — Создание проблемной ситуации. — Определение темы урока.
— Определить цели и задачи урока.
|
Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение. Послушай, как щебечут птицы Послушай, как поет волна, Как дождь в окно твое стучится, Повсюду музыка слышна! — В повседневной жизни нас окружает множество разных звуков. Что же такое звук? все звуки делятся на два вида: шумовые и музыкальные. Поиграем в игру «Шумит, поет, играет» шумит – хлопаем, поет – поем звук А, играет – топаем. Слова для игры: мотор, композитор, рояль, соловей, ветер, гитара, самовар, хор, и т.д.. — Что такое музыка? (Музыка – это язык звуков, но не простых, а музыкальных). — Какие ещё бывают звуки? (Шумовые). — Какие звуки для нас приятнее и почему? (Музыкальные звуки ласкают слух, они приятны. Шумовые – раздражают слух, действуют на нервы). — Можно ли шумовые звуки использовать в музыке? (Да, если их немного, и они соединяются с музыкальными, не заглушая их). — как вы думайте, о чем пойдет речь на уроке? Что нам предстоит узнать нового? Тема нашего урока: «повсюду музыка слышна». А какую же цель поставим исходя из темы, что бы вам хотелось узнать.
|
Слушают стихотворение
Звук — это то, что мы слышим.
|
Познавательные: Умение проводить сравнения по заданным критериям. Коммуникативные: Уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать тему и цель урока.
|
3)Поисково-исследовательский Знакомство с биографией композитора.
|
Ты слышишь музыку в любом движенье дня. Она бежит навстречу лёгкими шагами, Или течёт, тихонечко звеня, Перекликаясь с небом голосами.
— Как вы думаете. Кто может слышать музыку во всем? Тот, кто её сочиняет. А кто сочиняет музыку? Это композитор. Он сочиняет и записывает ноты. — Этого достаточно. Чтобы музыка звучала? Разгадайте загадки Нужен музыке не только «сочинитель», Нужен тот, кто будет петь. Он… (исполнитель) — А кто может по достоинству оценить исполненное произведение? Тот, кто песни не поет, а слушает, Называется, ребята, … (слушатель) — Три звена одной цепочки, композитор-исполнитель-слушатель, одинаково важны! На прошлом уроке вы были слушателем, вы прослушали «Песню о школе» советского композитора Д.Кабалевского. Вам она понравилась? Послушаем еще раз? Слушание. «Песня о школе». Д.Кабалевский. Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1139 Демонстрация портрета композитора. Я предлагаю выучить эту песню и стать ее исполнителями. Разучивание 1-го куплета по фразам. Вокальная работа. Ребята, у вас отлично получилось быть исполнителями, а теперь мне интересно узнать от вас, можете ли вы быть композиторами? (Ответы детей) Хочу вас познакомить с замечательным произведением осетинского композитора Г.Гурджибекова (демонстрация портрета), который написал песню «Осетинский вальс». Сегодня мы послушаем это произведение в исполнении его ученика, скрипача Г.Абаева.(Демонстрация портрета). Слушание. «Осетинский вальс». Г.Гурджибеков. — Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Понравилась она вам, почему?
Засиделись вы немного. Пора подвигаться. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА («Куми-куми») |
Слушают стихотворение
Исполнитель
Слушатель
Нет, потому что что бы быть композиторами нужен определенный талант.
Слушают Понравилась Ответы детей
|
Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль
|
Практический |
Мы с вами хорошо отдохнули, а теперь споем песню «Осень, как рыжая кошка». Вспомним, что исполнение должно быть выразительным, чтобы перед слушателем возникла картина того, о чем вы поете.
Исполнение песни «Осень, как рыжая кошка». Молодцы.
|
Поют песню
|
Регулятивные: Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять самоконтроль.
Познавательные: Развивать музыкальное мышление. Коммуникативные Проявлять активность в деятельности.
|
Рефлексивно оценочный этап |
Где можно услышать музыку? — Какие бывают звуки?
— Чем вы занимались сегодня на уроке?
— А значит, кем вы были?
— А кем мы не были, т.к. еще не научились сочинять музыку?
Как же зарождается музыка? Легко ли быть композитором? 6. Рефлексия — У вас на столах лежат два смайлика. Первый улыбается, второй грустит. Возьмите того смайлика. Который похож на ваше настроение сейчас. Положите мне на стол.
|
Везде. Шумовые, музыкальные Слушали музыку и, исполняли песни.
Слушателями и исполнителями.
Композиторами.
Выполняют задание, анализируя свое настроение.
|
Личностные: Способность к самооценке. Регулятивные: Анализировать результаты деятельности.
|